(от лат. prostitutio - осквернение , обесчещение) - практика половых сношений вне брак а , осуществляемых за деньги или иное вознаграждение . Для нее характерны в большей или меньшей степени неразборчивость в выборе партнеров, отсутствие эмоционального, а иногда и физиологич. удовлетворения от полового акта . П. подразделяется на явную, или профессиональную, и скрытую, или тайную. В первом случае П. есть основное занятие и источник средств к жизни. П. является чрезвычайно древним феноменом (ритуальная "религиозная" П., "военная" П. и др.), однако возникновение П. в ее современном виде связано с возникновением и ростом городов . Уже в Древнем Риме насчитывалось более полутора десятков категорий публичных женщин. В Европе П. резко увеличилась в XVIII-XIX вв. в связи с индустриальной революцией, уменьшением сельского населения, массовой миграцией в го рода , резко изменившими образ жизни населения, разрывающими традиционные семейные, соседские, родственные связи, формирующими психологию восприятия людьми друг друга в их безлично-функциональной ролевой специфике, в отрыве от эмоциональных, личностно значимых черт и характеристик. Расширение экономич. связей вело к разрушению натурального хоз-ва и становлению денег как всеобщего посредника и абстрактного "заместителя" всех и всяческих вещей, свойств и качеств. Эти процесс ы сыграли решающую роль в отчуждении пола и превращении его в товар , с одной стороны, и в функцию, оторванную от ее носителя - личности с др. П. стала проявлением и выражением обеих этих новоприобретенных характеристик пола. П. выполняет три основные соц. функции , является средством перераспределения доходов в условиях соц. и экономим, неравенства и фактически ограниченного доступа женщин к высокооплачиваемым должностям и профессиям . Она является одним из средств адаптации молодых женщин - мигрантов из села и малых городов - к мораль но- и соц.-психологич. требованиям большого города, к нормам фактически господствующей морали. П. выполняет функцию половой социализации определенных категорий лиц (извращенцы, калеки, психологич. ущербные люди и др.), не имеющих возможности удовлетворить свои потребности в рамках общепринятых форм межполового общения. В последнее время в связи с разрушением традиционных стереотипных представлений о женской сексуальности, традиционного морально-правового и экономич. статуса женщин П. начинает приобретать новые черты: она становится средством утверждения независимости женщины, ее способности преодолеть сложившееся в об-ве "мужское" разделение труда , средством вертикальной соц. мобильности. П. воспринимается как вызов об-ву. Такие агрессивные формы П. порождаются неспособностью об-ва решительно преодолеть "двойную" мораль в отношениях между полами и разрешить целый ряд проблем, обеспечивающих реальное соц. равенство и справедливость . П. пагубным образом влияет на обществ. мораль и способствует росту преступности. Сама по себе продажа собственного тела за деньги в большинстве стран не является уголовным преступлением или административным нарушением, однако преступными являются такие действия, как понуждение к П., содержание притонов и домов свиданий, извлечение третьими лицами дохода из продажи женщиной своего тела. Кроме того , П. оказывается тесно связанной со взяточничеством, мошенничеством , шантажом, вымогательством, а также с разного рода насильственными преступлениями. Рост П. параллелен росту алкоголизма , наркомании, венерических заболеваний, СПИДа. Либерализация в сфере половой морали не ведет к сокращению П., ибо не затрагивает ее основного экономич. мотива , а только облегчает психологич. процесс приобщения к ней. Как показывает опыт , в рез-те совместных усилий общественности и гос. организаций профессиональная П. в ее явных и вызывающих формах может быть уничтожена. Однако многообразие видов скрытой П., разнообразие форм ее проявления в разных соц. слоях, а также наличие множества переходных форм от соц. приемлемых отношений между полами к П. (брак по расчету, беспорядочные связи "по легкомыслию", подарки по любви и сердечной склонности и т. д.) делают сомнительной возможность ее полного искоренения из жизни современного об-ва. Лит.: Бебель А. Наш позор . Пг., 1917; Флекснер А. Проституция в Европе. М., 1926; Броннер В.М. Проституция и пути ее ликвидации. М.-Л., 1931; Габиани А.А., Мануильский М.А. Цена любви//Социол. исследования. 1988, № 1; Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля// Социология в России (под ред. Ядова В.А.). М., 1996; Sanger W. History of prostitution. N.Y., 1927; Sheehy G. Hustling. N.Y., 1973; Schaf er S. Social problems in a changing society. N.Y., 1975; McLood E. Women Working: Prostitution Now. L., 1982. Л.Г. Ионин .
(prostitution). П рода жа сексуальных услуг.
(prostitution) - 1. (Общее значение ) практика , пред пола гающая сексуальные услуги за плату или друг ое вознаграждение . 2. (Правовое значение) специфически сексуальное преступление ; хотя в Англии и Уэльсе п рост итуция расценивалась как поведение и женщин, и мужчин, на практике только первые определялись юридически как проститутки и преследовались по суду за бродяжничество и приставание. Правовое определение , однако , является относительным в культурном и историческом планах. Проституция не всегда подвергалась криминализации, а в некоторых культурах подобная практика иногда считается священным обрядом. Там же, где данное явление и связанное с ним поведение объявляются вне закона , как правило , регулируется поведение проститутки, а не клиента , что отражает двойные стандарты сексуальной морали. 3. (Не юридическое словоупотребление) экономический контракт, по существу равносильный практике заключения брак а между мужчиной и женщиной прежде всего по экономическим соображениям (см. Энгельс, 1884). Такие п опыт ки выйти за рамки юридических определений проституции занимали важное место в феминистской теории. Маркс проводил параллели между экономической проституцией рабочего и поведением проститутки. При этом он забывал рассматривать специфическую сексуальную эксплуатацию и угнетение, испытываемое женщинами. Феминистские теоретики также уподобили проституцию браку. Миллет (1970) настаивает, что проституцию следует определять как предоставление сексуального доступа на относительно неразборчивой основе за плату. Но никто не в состоянии объяснить особую стигмацию, с которой сталкиваются проститутки. Традиционно социологическое изучение явления проводилось в контексте социологии преступления и девиации (см. Криминология и Девиация ) . Таким образом, социологи часто некритически принимали, что проституция должна оцениваться прежде всего в качестве примера, нарушающего законы поведения или женской девиантности. Позже воздействие феминизма расширило сферу изучения на тендерные отношения и социально-экономическое положение женщин, особенно принадлежащих к меньшинствам и рабочему классу . Социологи все более подтверждали оценки проституции, данные ими самими, особенно с учетом сексуальной индустрии. Поэтому, возможно, окажется полезным исследование в рамках социологии труда и занятости, а не девиантного поведения. Возникновение движения за права проституток с конца 1970-х гг. и противоречивые отношения с феминизмом, а также женским движением привели к изменению подходов изучения и общественного представления (Скуомблер и Скуомблер, 1995). С помощью феминисток дискурс вышел из рамок закон-девиация, первоначально сконцентрировавшись на порнографии и насилии, а затем на проблемах здравоохранения в связи со СПИДом и на проституции как работе (см. В. Дженнис, 1993). Движение за права проституток требует признать их занятие профессией, а также их Права, потребности и гражданские свободы , в том числе на организации, управляемые проститутками и поддерживаемые "экспертами" и "профессионалами".