Что такое Профессия? Значение слова Профессия в социологическом словаре

1) Профессия - - англ. profession; нем. Beruf. 1. Устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, являющийся источником дохода ,  предусматривающий определенную совокупность  теоретических знаний, практического опыта  и трудовых навыков и определяемый разделением труда ,  а также его функциональным содержанием. 2. Большая группа  людей, объединенных общим родом занятий, трудовой деятельностью . 

2) Профессия - – род занятий, вид трудовой деятельности, требующий от определенной подготовки, наличия необходимых знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специального обучения или на практике.

3) Профессия - - 1. Род трудовой деятельности, занятий, определяемый производственно-технологич. разделением труда  и его функциональным содержанием. 2. Большая группа  людей, объединенная общим родом занятий, трудовой деятельности. В об-ве существует иерархия  П., зависящая от степени сложности и ответственности выполняемой работы и отражающаяся в обществ. сознании в виде престижа  профессий (см.). Совокупность  П. и их взаимосвязь образуют профессиональную структуру об-ва. Поскольку профессиональное разделение труда  связано с его обществ. разделением (на умственный и физич., аграрный и индустриальный, организаторский и исполнительский и т. д. труд), поскольку профессиональная структура  связана и взаимодействует с соц. структурой. Граница  П., число и виды входящих в нее специальностей изменчивы, подвижны. Нарастающая специализация  труда под воздействием научно-технич. прогресса  сочетается и взаимодействует с формированием групп родственных профессий, появлением "сквозных" профессий, свойственных различн. отраслям производства. В процессе  интеллектуализации трудовой деятельности возрастает специализация внутри профессий умственного труда, в то же время  многие его виды "технизируются" благодаря применению современных компьютерных, множительных и т. п. устройств. В рез-те растущее число профессий занимает пограничное положение в обществ. разделении труда, сочетая в себе разные его виды. П. может быть описана с помощью системы признаков, характеризующих данный вид труда, требований к работнику той или иной П. - профессиограммы, составляемой, в частности, с помощью экспертных оценок и др. методов социологич. анализа .  Ф.Р. Филиппов.

4) Профессия - - 1) устойчивый и относительно широкий род трудовой деятельности, являющийся источником дохода ,  предусматривающий определенную совокупность  теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда ,  а также его функциональным содержанием; 2) большая группа  людей, объединенная общим родом занятий, трудовой деятельностью .  Совокупность П. и их взаимосвязь образуют профессиональную структуру общества. Поскольку профессиональное разделение труда  связано с делением общества на социальные группы  занятых отдельными видами труда и отношениями между группами в зависимости от их социального статуса  и престижа  профессий, то профессиональная структура  связана и взаимодействует с социальной структурой. Более детальное описание  элементов П. можно выразить следующим образом: общее образование  - специальная подготовка - квалификация  - специальность. Значение  общего образования состоит в том, что в современных условиях оно является необходимой предпосылкой профессионального развития. Специальная подготовка включает в себя специфические знания трудовых функций, которые предстоит выполнять. Уровень квалификации определяется сочетанием уровней всех элементов П., причем существует естественная зависимость последующих элементов от предыдущих. Когда П. конкретизируется, став достоянием одного лица, занятого данным видом работы, она приобретает характер специальности. П. независимо от специальности существует лишь как предпосылка, которая должна быть реализована в действительном труде. Практическая связь П. и трудовой функции достигается на уровне специальности, которая завершает профессиональное развитие  работника. Система  однородных специальностей образует профессиональную общность  или П. в широком смысле слова. Распределение  занятого населения Республики Беларусь по профессионально-должностным группам (по данным 1998) выглядит следующим образом. Руководители  составляют 13,6%; специалисты  высшего уровня квалификации - 26,4%; специалисты  среднего уровня квалификации - 9,5%; служащие  - 6,9%; работники  сферы обслуживания - 8,5%; квалифицированные рабочие  промышленности - 19,6%; операторы, аппаратчики, машинисты промышленных установок - 7,8%; неквалифицированные рабочие - 7,7%. Граница  П., число и виды входящих в нее специальностей изменчивы и подвижны. Нарастающая специализация  физического труда в ходе научно-технического прогресса  сочетается с формированием групп родственных профессий, появлением "сквозных" профессий, свойственных различным отраслям производства. В то же время  многие виды умственного труда "технизируются" благодаря применению современных компьютерных устройств. В результате растущее число профессий занимает пограничное положение в общественном разделении труда, сочетая в себе разные его виды. Г.Н. Соколова

5) Профессия - (profession) - какая-либо профессиональная группа  среднего класса ,  характеризуемая требованиями высокого уровня технических и интеллектуальных знаний, а также опыта, автономией в найме и дисциплине, связью с государственной службой. "Традиционными" профессиями являются право ,  медицина, богословие и вооруженные силы, но как сам термин ,  так и его применение все еще обсуждаются из-за появления новых сфер специализации, расширения на всякие виды занятости и для проведения различия между индивидуумами, которые обладают точно такими же знаниями и опытом по нетехническому стандарту (например, деньги ,  социальный класс ) . В социологической литературе дебаты касались, как правило ,  проблем определения и наиболее существенных особенностей профессий. До 1970-х гг. в социологических исследованиях обсуждались профессии с их собственной точки зрения и таким образом отражалась функционалистская идеология  экспертов главного критерия профессионального статуса .  Иллюстрируют это работы Флекснера (1915), подчеркнувшего интеллектуальный, неручной характер профессий, требовавших длительного специального обучения, крепкой внутренней организации в плане  общения, дисциплины и своей практической ориентации, которая рассматривалась как альтруистическая - мотивированная скорее служением обществу, чем личной выгодой. До недавнего времени повторялись эти темы, выделявшие высокий статус, который вытекал из перечисленных характеристик. Более поздние функционалисты продолжили дебаты о характере профессий, делая акцент на различных элементах, но совпадая по главным пунктам. Толкотт Парсонс (1964) привел иное доказательство. Он начал со знакомых особенностей понятного лишь посвященным знания и альтруизма ,  но добавил, что на основании знаний и опыта профессионал имеет власть  над непрофессионалом и что характеристики профессионализма  были отличительной и все более важной особенностью современных институтов Значение  широкого масштаба профессионализации стало темой многих работ, не всегда имеющих ту же точку зрения, как у Парсонса или других функционалистов. Функционалисты были склонны подчеркивать высокий престиж  и самоотреченность профессий, а другие подходы  - их могущество и своекорыстие. Там, где выделялись выгоды профессионализма для общества, позже критики отмечали выгоды для самих профессионалов. Одним из самых первых исследований такого рода стал труд  Хьюджеса (1952), который утверждал, что профессионалы  работали не просто ради выгоды клиентов. Их организации и практика  защищали и приносили пользу профессионалам. В частности, требование авторитетного знания означает, что только профессионалы в состоянии судить, была ли работа  выполнена должным образом, а профессиональная организация  может служить для защиты скорее профессионалов, чем клиента .  Этот критический взгляд типичен и для более современных подходов. Джонсон (1972), разрабатывая вопрос об отношениях между клиентом и профессионалом, обратил внимание на власть профессионалов в определении потребностей и образа  действий своих клиентов, а также в решении любых споров в свою пользу. Перри (1976) изучал медицинскую профессию и доказывал, что отношения "потребитель-производитель" является менее важным соображением, чем желание установить монополию практики - избавиться от конкурентных подходов. Претензия на уникальную компетентность ,  подкрепленная юридически, - основная стратегия профессионализации, а саморегулирование и контроль  над притоком новых кадров - существенные составляющие процесса .  Преимущества профессионального (монопольного) статуса призваны гарантировать высокое материальное вознаграждение, исключить посторонние суждения о работе и обеспечить гарантированное пребывание в должности тем, кто допущен к профессии. Подобный довод рассматривает профессионализацию как эгоистичную стратегию и ломает многие различия, проводившиеся прежде между родами занятий среднего класса и рабочего класса. Квалифицированные рабочие  ручного труда, например, также пытались контролировать пополнение посредством ученичества и защищать обеспеченность своих членов с помощью профсоюзного движения, "ограничительными" определениями работы, а допуск к занятию определенных рабочих мест был строго ограничен членами ремесла .  Рабочие ручного труда из-за таких факторов, как технологические изменения и положение на рынке  в периоды высокого уровня безработицы, достигли меньше успехов, чем профессионалы, в сохранении монопольных привилегий, но имеются признаки того, что традиционные профессии, претендующие на монополию и автономию, также находятся под давлением. Так, растущая популярность и успех нетрадиционной медицины, предложения об изменениях в юридической профессии, включая ослабление монополии юрисконсультов на составление актов о передаче имущества, а адвокатов на представление интересов клиентов в высших судебных инстанциях, являются именно такими случаями. Эти изменения, однако, не уменьшили популярности профессионализации как стратегии социальной мобильности. Ведь материальное вознаграждение и престиж все еще очевидны.


Синонимы: ремесло, специальность

Профессия

- англ. profession; нем. Beruf. 1. Устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, являющийся источником дохода ,  предусматривающий определенную совокупность  теоретических знаний, практического опыта  и трудовых навыков и определяемый разделением труда ,  а также его функциональным содержанием. 2. Большая группа  людей, объединенных общим родом занятий, трудовой деятельностью . 

– род занятий, вид трудовой деятельности, требующий от определенной подготовки, наличия необходимых знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специального обучения или на практике.

- 1. Род трудовой деятельности, занятий, определяемый производственно-технологич. разделением труда  и его функциональным содержанием. 2. Большая группа  людей, объединенная общим родом занятий, трудовой деятельности. В об-ве существует иерархия  П., зависящая от степени сложности и ответственности выполняемой работы и отражающаяся в обществ. сознании в виде престижа  профессий (см.). Совокупность  П. и их взаимосвязь образуют профессиональную структуру об-ва. Поскольку профессиональное разделение труда  связано с его обществ. разделением (на умственный и физич., аграрный и индустриальный, организаторский и исполнительский и т. д. труд), поскольку профессиональная структура  связана и взаимодействует с соц. структурой. Граница  П., число и виды входящих в нее специальностей изменчивы, подвижны. Нарастающая специализация  труда под воздействием научно-технич. прогресса  сочетается и взаимодействует с формированием групп родственных профессий, появлением "сквозных" профессий, свойственных различн. отраслям производства. В процессе  интеллектуализации трудовой деятельности возрастает специализация внутри профессий умственного труда, в то же время  многие его виды "технизируются" благодаря применению современных компьютерных, множительных и т. п. устройств. В рез-те растущее число профессий занимает пограничное положение в обществ. разделении труда, сочетая в себе разные его виды. П. может быть описана с помощью системы признаков, характеризующих данный вид труда, требований к работнику той или иной П. - профессиограммы, составляемой, в частности, с помощью экспертных оценок и др. методов социологич. анализа .  Ф.Р. Филиппов.

- 1) устойчивый и относительно широкий род трудовой деятельности, являющийся источником дохода ,  предусматривающий определенную совокупность  теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда ,  а также его функциональным содержанием; 2) большая группа  людей, объединенная общим родом занятий, трудовой деятельностью .  Совокупность П. и их взаимосвязь образуют профессиональную структуру общества. Поскольку профессиональное разделение труда  связано с делением общества на социальные группы  занятых отдельными видами труда и отношениями между группами в зависимости от их социального статуса  и престижа  профессий, то профессиональная структура  связана и взаимодействует с социальной структурой. Более детальное описание  элементов П. можно выразить следующим образом: общее образование  - специальная подготовка - квалификация  - специальность. Значение  общего образования состоит в том, что в современных условиях оно является необходимой предпосылкой профессионального развития. Специальная подготовка включает в себя специфические знания трудовых функций, которые предстоит выполнять. Уровень квалификации определяется сочетанием уровней всех элементов П., причем существует естественная зависимость последующих элементов от предыдущих. Когда П. конкретизируется, став достоянием одного лица, занятого данным видом работы, она приобретает характер специальности. П. независимо от специальности существует лишь как предпосылка, которая должна быть реализована в действительном труде. Практическая связь П. и трудовой функции достигается на уровне специальности, которая завершает профессиональное развитие  работника. Система  однородных специальностей образует профессиональную общность  или П. в широком смысле слова. Распределение  занятого населения Республики Беларусь по профессионально-должностным группам (по данным 1998) выглядит следующим образом. Руководители  составляют 13,6%; специалисты  высшего уровня квалификации - 26,4%; специалисты  среднего уровня квалификации - 9,5%; служащие  - 6,9%; работники  сферы обслуживания - 8,5%; квалифицированные рабочие  промышленности - 19,6%; операторы, аппаратчики, машинисты промышленных установок - 7,8%; неквалифицированные рабочие - 7,7%. Граница  П., число и виды входящих в нее специальностей изменчивы и подвижны. Нарастающая специализация  физического труда в ходе научно-технического прогресса  сочетается с формированием групп родственных профессий, появлением "сквозных" профессий, свойственных различным отраслям производства. В то же время  многие виды умственного труда "технизируются" благодаря применению современных компьютерных устройств. В результате растущее число профессий занимает пограничное положение в общественном разделении труда, сочетая в себе разные его виды. Г.Н. Соколова

(profession) - какая-либо профессиональная группа  среднего класса ,  характеризуемая требованиями высокого уровня технических и интеллектуальных знаний, а также опыта, автономией в найме и дисциплине, связью с государственной службой. "Традиционными" профессиями являются право ,  медицина, богословие и вооруженные силы, но как сам термин ,  так и его применение все еще обсуждаются из-за появления новых сфер специализации, расширения на всякие виды занятости и для проведения различия между индивидуумами, которые обладают точно такими же знаниями и опытом по нетехническому стандарту (например, деньги ,  социальный класс ) . В социологической литературе дебаты касались, как правило ,  проблем определения и наиболее существенных особенностей профессий. До 1970-х гг. в социологических исследованиях обсуждались профессии с их собственной точки зрения и таким образом отражалась функционалистская идеология  экспертов главного критерия профессионального статуса .  Иллюстрируют это работы Флекснера (1915), подчеркнувшего интеллектуальный, неручной характер профессий, требовавших длительного специального обучения, крепкой внутренней организации в плане  общения, дисциплины и своей практической ориентации, которая рассматривалась как альтруистическая - мотивированная скорее служением обществу, чем личной выгодой. До недавнего времени повторялись эти темы, выделявшие высокий статус, который вытекал из перечисленных характеристик. Более поздние функционалисты продолжили дебаты о характере профессий, делая акцент на различных элементах, но совпадая по главным пунктам. Толкотт Парсонс (1964) привел иное доказательство. Он начал со знакомых особенностей понятного лишь посвященным знания и альтруизма ,  но добавил, что на основании знаний и опыта профессионал имеет власть  над непрофессионалом и что характеристики профессионализма  были отличительной и все более важной особенностью современных институтов Значение  широкого масштаба профессионализации стало темой многих работ, не всегда имеющих ту же точку зрения, как у Парсонса или других функционалистов. Функционалисты были склонны подчеркивать высокий престиж  и самоотреченность профессий, а другие подходы  - их могущество и своекорыстие. Там, где выделялись выгоды профессионализма для общества, позже критики отмечали выгоды для самих профессионалов. Одним из самых первых исследований такого рода стал труд  Хьюджеса (1952), который утверждал, что профессионалы  работали не просто ради выгоды клиентов. Их организации и практика  защищали и приносили пользу профессионалам. В частности, требование авторитетного знания означает, что только профессионалы в состоянии судить, была ли работа  выполнена должным образом, а профессиональная организация  может служить для защиты скорее профессионалов, чем клиента .  Этот критический взгляд типичен и для более современных подходов. Джонсон (1972), разрабатывая вопрос об отношениях между клиентом и профессионалом, обратил внимание на власть профессионалов в определении потребностей и образа  действий своих клиентов, а также в решении любых споров в свою пользу. Перри (1976) изучал медицинскую профессию и доказывал, что отношения "потребитель-производитель" является менее важным соображением, чем желание установить монополию практики - избавиться от конкурентных подходов. Претензия на уникальную компетентность ,  подкрепленная юридически, - основная стратегия профессионализации, а саморегулирование и контроль  над притоком новых кадров - существенные составляющие процесса .  Преимущества профессионального (монопольного) статуса призваны гарантировать высокое материальное вознаграждение, исключить посторонние суждения о работе и обеспечить гарантированное пребывание в должности тем, кто допущен к профессии. Подобный довод рассматривает профессионализацию как эгоистичную стратегию и ломает многие различия, проводившиеся прежде между родами занятий среднего класса и рабочего класса. Квалифицированные рабочие  ручного труда, например, также пытались контролировать пополнение посредством ученичества и защищать обеспеченность своих членов с помощью профсоюзного движения, "ограничительными" определениями работы, а допуск к занятию определенных рабочих мест был строго ограничен членами ремесла .  Рабочие ручного труда из-за таких факторов, как технологические изменения и положение на рынке  в периоды высокого уровня безработицы, достигли меньше успехов, чем профессионалы, в сохранении монопольных привилегий, но имеются признаки того, что традиционные профессии, претендующие на монополию и автономию, также находятся под давлением. Так, растущая популярность и успех нетрадиционной медицины, предложения об изменениях в юридической профессии, включая ослабление монополии юрисконсультов на составление актов о передаче имущества, а адвокатов на представление интересов клиентов в высших судебных инстанциях, являются именно такими случаями. Эти изменения, однако, не уменьшили популярности профессионализации как стратегии социальной мобильности. Ведь материальное вознаграждение и престиж все еще очевидны.

Значение слова Профессия в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари