Что такое Практика? Значение слова Практика в социологическом словаре

1) Практика - (от греч. praktikos - деятельный, активный) -англ. practice; нем. Praxis. 1. Деятельность  людей, направленная на преобразование  природы и общества, обеспечивающая создание необходимых условий существования и развития общества. 2. Приемы, навыки  к.-л. работы. 3. Применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем. 4. Работа ,  занятия по специальности как основа опыта ,  умения.

2) Практика - - категория ,  которая может быть отнесена ко всей сфере человеческой деятельности и мышления, но обычно ее употребление конкретизируется через категориальные оппозиции: а) поэзия и П.: П. в платонизме характеризовала человеческую деятельность ,  детерминированную содержанием, понимаемым как благо, красота или польза, в отличие от поэзии, детерминированной формой; б) теория  и П.: в такой оппозиции противопоставляется созерцательное отношение  к действительности, деятельность наблюдателя, стремящегося исключить все субъективное, присущее наблюдателю из описания созерцаемого или познаваемого объекта ,  с одной стороны, и активное отношение, включенность, субъективную заинтересованность в деятельности и ее результатах, с другой  стороны; в) опыт (эмпирия) и П.: эта категориальная пара характеризуется посредством отношения своих членов к теории (в опыте теория проверяется, верифицируется или фальсифицируется, а в П. - используется и употребляется для достижения целей, не связанных с теорией и познанием ) . Практическая сфера, по И. Канту, базируется на понятии свободы, которая выступает основанием для предписаний и регулятивов деятельности. Поскольку свобода  фундирует предписания и регулятивы деятельности, постольку последние и становятся практическими или этическими. В традиции  Просвещения П. связывалась со здравым смыслом и рассудком (Т. Рид, А. Смит). Своеобразной практической проверкой теорий и философских спекуляций на тему П. стала Великая французская революция ,  которая в дальнейшем стала рефлексироваться как явление общественно-политической П., в первую очередь, в марксизме  . Кроме того, в этот период произошло объединение в педагогике и образовании теоретической науки и технического отношения к природе (К. Монж), что дало начало высшему инженерному образованию и инженерии как новой П. 19-20 вв. Особое место занимает П. в философии марксизма. В "Тезисах о Фейербахе" Маркс объявляет непрактичность предшествующей философии ошибкой и формулирует философскую задачу для себя - рассматривать мир как чувственно-субъективную человеческую деятельность и преобразовывать его. Объект в таком контексте  понимался "как деятельность, как практика ,  субъективно". В дальнейшем сложилась марксистская формула - "от непосредственного созерцания к абстрактному мышлению, а от него к П.", и представление о П. как о критерии истины. Трактовка П. как критерия истины представляла собой радикальную смену методологических принципов и установок. Предшествующая философия  знала несколько критериев истины: логическая непротиворечивость, божественное откровение и опыт. Каждый из этих критериев характеризовался непредвзятостью и ненамеренностью (незлонамеренностью), тогда как П., с ее откровенной предвзятостью, в силу неотделимости П. от представлений о добре и зле, в силу принадлежности к сфере желания и воли, всегда рассматривалась как нечто, не связанное с истиной. Практичное не значит истинное, истинное не обязательно практично. Принятие П. как критерия истины требовало полного пересмотра гносеологических, этических и методологических парадигм. Марксизм оказался бессильным перед лицом этих задач. В гносеологии марксизма была вульгаризирована формула - "от непосредственного созерцания к абстрактному мышлению, а от него к П.", через отождествление П. и эмпирики. В диалектическом материализме  , который усвоил от позитивизма  культ научности, исходная формула понималась как "от созерцания к мышлению, а потом опять к созерцанию, но уже в виде научного эксперимента " . Вместо трехуровневой схемы: чувственный опыт, мышление, П., рассматривалась двухуровневая: опыт - мышление. Все развитие  сводилось к переходу от чувственного опыта к научно организованному опыту - эксперименту. Вульгаризация категории  П. в этике привела к формулировке такого понятия, как классовая мораль ,  и к нравственному релятивизму .  Если критерий истины - П., а сама П. предвзята, т.е. не может не ориентироваться на полезность ,  добро, или кантовскую свободу, то истинно то, что полезно, что приносит добро, что дает свободу. А поскольку нет и не может быть единого понимания полезности, добра и свободы, то истина  определяется тем субъектом практической деятельности, который эту деятельность осуществляет - классом, или партией этого класса ,  или лидером этой партии. Кантовский практический разум  был защищен против такого парадокса категорическим императивом. Марксизм же снимал ограничения априорных форм, поэтому разум становился произвольным, воля  определялась социальными условиями и "классовым сознанием " . П. как критерий истины добавляет к логической и эмпирической истинности правовые и этические аспекты. также: Праксеология .  В.В. Мацкевич

3) Практика - (praxis) ( Марксизм )  - целенаправленная деятельность  (включая политическую) по изменению материального и социального мира, в том числе самого человека .  В качестве общего понятия в рамках марксизма " практика "  привлекает внимание к социально созданной природе экономических и социальных институтов, а также к возможности их изменения, то есть к способности человека к свободе, которую нельзя достичь в полной мере на индивидуальном уровне. Практике можно придавать более определенные значения, например, "революционная практика", но главным образом она используется как общее понятие ,  имеющее множество аспектов. Так, в некоторых случаях (в пределах марксизма) между практикой и необходимостью может существовать напряженность.

Практика

(от греч . praktikos - деятельный , активный ) -англ. practice; нем. Praxis. 1. Деятельность  людей, направленная на преобразование  природы и общества , обеспечивающая создание необходимых условий существования и развития общества. 2. Приемы, навыки  к.-л. работы. 3. Применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем . 4. Работа ,  занятия по специальности как основа опыта ,  умения.

- категория ,  которая может быть отнесена ко всей сфере человеческой деятельности и мышления, но обычно ее употребление конкретизируется через категориальные оппозиции: а) поэзия и П.: П. в платонизме характеризовала человеческую деятельность ,  детерминированную содержанием, понимаемым как благо, красота или польза, в отличие от поэзии, детерминированной формой; б) теория  и П.: в такой оппозиции противопоставляется созерцательное отношение  к действительности, деятельность наблюдателя, стремящегося исключить все субъективное, присущее наблюдателю из описания созерцаемого или познаваемого объекта ,  с одной стороны, и активное отношение, включенность, субъективную заинтересованность в деятельности и ее результатах, с другой  стороны; в) опыт (эмпирия) и П.: эта категориальная пара характеризуется посредством отношения своих членов к теории (в опыте теория проверяется, верифицируется или фальсифицируется, а в П. - используется и употребляется для достижения целей, не связанных с теорией и познанием ) . Практическая сфера, по И. Канту, базируется на понятии свободы, которая выступает основа нием для предписаний и регулятивов деятельности. Поскольку свобода  фундирует предписания и регулятивы деятельности, постольку последние и становятся практическими или этическими. В традиции  Просвещения П. связывалась со здравым смыслом и рассудком (Т. Рид, А. Смит). Своеобразной практической проверкой теорий и философских спекуляций на тему П. стала Великая французская революция ,  которая в дальнейшем стала рефлексироваться как явление общественно-политической П., в первую очередь, в марксизме  . Кроме того, в этот период произошло объединение в педагогике и образовании теоретической науки и технического отношения к природе (К. Монж), что дало начало высшему инженерному образованию и инженерии как новой П. 19-20 вв. Особое место занимает П. в философии марксизма. В "Тезисах о Фейербахе" Маркс объявляет непрактичность предшествующей философии ошибкой и формулирует философскую задачу для себя - рассматривать мир как чувственно-субъективную человеческую деятельность и преобразовывать его. Объект в таком контексте  понимался "как деятельность, как практика ,  субъективно". В дальнейшем сложилась марксистская формула - "от непосредственного созерцания к абстрактному мышлению, а от него к П.", и представление о П. как о критерии истины. Трактовка П. как критерия истины представляла собой радикальную смену методологических принципов и установок. Предшествующая философия  знала несколько критериев истины: логическая непротиворечивость, божественное откровение и опыт. Каждый из этих критериев характеризовался непредвзятостью и ненамеренностью (незлонамеренностью), тогда как П., с ее откровенной предвзятостью, в силу неотделимости П. от представлений о добре и зле, в силу принадлежности к сфере желания и воли, всегда рассматривалась как нечто, не связанное с истиной. Практичное не значит истинное, истинное не обязательно практично. Принятие П. как критерия истины требовало полного пересмотра гносеологических, этических и методологических парадигм. Марксизм оказался бессильным перед лицом этих задач. В гносеологии марксизма была вульгаризирована формула - "от непосредственного созерцания к абстрактному мышлению, а от него к П.", через отождествление П. и эмпирики. В диалектическом материализме  , который усвоил от позитивизма  культ научности, исходная формула понималась как "от созерцания к мышлению, а потом опять к созерцанию, но уже в виде научного эксперимента " . Вместо трехуровневой схемы: чувственный опыт, мышление, П., рассматривалась двухуровневая: опыт - мышление. Все развитие  сводилось к переходу от чувственного опыта к научно организованному опыту - эксперименту. Вульгаризация категории  П. в этике привела к формулировке такого понятия, как классовая мораль ,  и к нравственному релятивизму .  Если критерий истины - П., а сама П. предвзята, т.е. не может не ориентироваться на полезность ,  добро, или кантовскую свободу, то истинно то, что полезно, что приносит добро, что дает свободу. А поскольку нет и не может быть единого понимания полезности, добра и свободы, то истина  определяется тем субъектом практической деятельности, который эту деятельность осуществляет - классом, или партией этого класса ,  или лидером этой партии. Кантовский практический разум  был защищен против такого парадокса категорическим императивом. Марксизм же снимал ограничения априорных форм, поэтому разум становился произвольным, воля  определялась социальными условиями и "классовым сознанием " . П. как критерий истины добавляет к логической и эмпирической истинности правовые и этические аспекты. также: Праксеология .  В.В. Мацкевич

(praxis) ( Марксизм )  - целенаправленная деятельность  (включая политическую) по изменению материального и социального мира, в том числе самого человека .  В качестве общего понятия в рамках марксизма " практика "  привлекает внимание к социально созданной природе экономических и социальных институтов, а также к возможности их изменения, то есть к способности человека к свободе, которую нельзя достичь в полной мере на индивидуальном уровне. Практике можно придавать более определенные значения, например, "революционная практика", но главным образом она используется как общее понятие ,  имеющее множество аспектов. Так, в некоторых случаях (в пределах марксизма) между практикой и необходимостью может существовать напряженность.

Значение слова Практика в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари