Что такое Потребление? Значение слова Потребление в социологическом словаре

1) Потребление - -англ. consumption; нем. Konsumtion. Процесс  использования соц.-экон., культ ,  и природных благ с целью  удовлетворения потребностей человека ,  соц. групп и общества в целом. Различают П. производственное и П. непроизводственное.

2) Потребление - – использование, употребление продукции, товаров, благ и услуг в процессе  удовлетворения потребностей. Различают производственное потребление  (использование ресурсов в процессе производства) и непроизводственное, конечное потребление  ( удовлетворение  населением жизненных потребностей).

3) Потребление - - использование продуктов труда  для удовлетворения потребностей людей, в процессе  к-рого эти продукты  перестают быть потребительными стоимостями (благами). П. подразделяется на производственное и непроизводственное. Непроизводственное П. - особый процесс, входящий в обществ. производство  наряду с собственно производством, распределением  и обменом. В ходе его произведенные предметы потребления перестают быть потребительными стоимостями. Наряду с использованием вещей оно включает в себя П. услуг. Непроизводственное П. делится на личное, в ходе к-рого удовлетворяются потребности отдельных людей, и обществ., в процессе к-рого удовлетворяются потребности соц. организма. Непроизводственное П. - это собственно П. Производственное же П. - это само собственно производство, но выступающее потребителем средств производства, в ходе к-рого последние перестают быть тем, чем были. В собственно производстве потребляются не только средства производства ,  но и рабочая сила .  П. - необходимый момент обществ. производства, без к-рого последнее существовать не может. Характер П. в том или ином конкретном об-ве зависит прежде всего от уровня развития сил производительных (см.) и типа отношений производственных (см.). Важную роль  в определении характера потребления играют виды хозяйственной деятельности (охота, рыболовство, земледелие  и т. п.), а также особенности природной среды. Но наряду с этими факторами на П. в значительной степени влияли и культурные традиции ,  к-рые особенно сильно сказывались на личном П. Люди, находившиеся на одной и той же стадии обществ. развития и жившие в одних и тех же природных условиях, но относящиеся к разным народам, по-разному питались, одевались, имели разные жилища, домашнюю утварь, украшения и т. п. С процессом личного П. связано множество различн. норм, предписаний, обычаев. У разных народов существуют, напр., не только разные блюда и разные приемы приготовления пищи, но и свои нормы ,  определяющие, где, когда, с кем и каким именно образом люди должны ее потреблять. Акты П. нередко имели не только чисто утилитарное, но и символическое значение .  Этнич. специфика П. была особенно значительной в докапиталистич. об-вах, включая первобытное. С переходом к капитализму  она начинает утрачиваться, однако этот процесс далек от завершения. Лит.: Марков Г.Е. История  хозяйства и материальной культуры. М., 1979; Этнография  питания народов стран зарубежной Азии: опыт сравнительной типологии. М., 1981. ЮМ. Семенов.

4) Потребление - (consumption) - процесс  использования товаров или услуг для удовлетворения экономических потребностей. Социологи уделяли мало внимания потреблению по сравнению с производством ,  часто рассматривая первое как "простое отражение" второго (см. Недопотребление и перепроизводство ) . Когда же этот вопрос и попадал в поле зрения, интерес  в основном вызывали "патологии" потребления - недоедание, чрезмерное пристрастие к наркотикам или алкоголю. И только иногда, как замечает [ Уорд (1990), социологи исследовали потребление  "ради него самого". Согласно Уорду, ситуация меняется, чему есть ряд причин: (а) расширение досуга ;  (б) увеличение потребительских рынков "ниши специалиста " , связанное с переходом в производстве к постфордизму ;  (в) приватизация  и ретоваризация сферы коммунальных услуг. В результате новая социология  потребления обнаружила возрождение интереса к двум сферам: к формированию вкуса, к погоне за статусом как к аспекту опыта персонального вознаграждения  (см. Культура массового потребления )  и, во-вторых, к сфере коллективного потребления.

Потребление

-англ. consumption; нем. Konsumtion. Процесс  использования соц.-экон., культ ,  и природных благ с целью  удовлетворения потребностей человека ,  соц. групп и общества в целом . Различают П. производственное и П. непроизводственное.

– использование, употребление продукции, товаров, благ и услуг в процесс е  удовлетворения потребностей. Различают производственное потребление  (использование ресурсов в процессе производства) и непроизводственное, конечное потребление  ( удовлетворение  населением жизненных потребностей).

- использование продуктов труда  для удовлетворения потребностей людей, в процесс е  к-рого эти продукты  перестают быть потребительными стоимостями (благами). П. подразделяется на производственное и непроизводственное. Непроизводственное П. - особый процесс, входящий в обществ. производство  наряду с собственно производством, распределением  и обменом. В ходе его произведенные предметы потребления перестают быть потребительными стоимостями. Наряду с использованием вещей оно включает в себя П. услуг. Непроизводственное П. делится на личное, в ходе к-рого удовлетворяются потребности отдельных людей, и обществ., в процессе к-рого удовлетворяются потребности соц. организма. Непроизводственное П. - это собственно П. Производственное же П. - это само собственно производство, но выступающее потребителем средств производства, в ходе к-рого последние перестают быть тем, чем были. В собственно производстве потребляются не только средства производства ,  но и рабочая сила .  П. - необходимый момент обществ. производства, без к-рого последнее существовать не может. Характер П. в том или ином конкретном об-ве зависит прежде всего от уровня развития сил производительных (см.) и типа отношений производственных (см.). Важную роль  в определении характера потребления играют виды хозяйственной деятельности (охота, рыболовство, земледелие  и т. п.), а также особенности природной среды. Но наряду с этими факторами на П. в значительной степени влияли и культ урные традиции ,  к-рые особенно сильно сказывались на личном П. Люди, находившиеся на одной и той же стадии обществ. развития и жившие в одних и тех же природных условиях, но относящиеся к разным народам, по-разному питались, одевались, имели разные жилища, домашнюю утварь, украшения и т. п. С процессом личного П. связано множество различн. норм, предписаний, обычаев. У разных народов существуют, напр., не только разные блюда и разные приемы приготовления пищи, но и свои нормы ,  определяющие, где, когда, с кем и каким именно образом люди должны ее потреблять. Акты П. нередко имели не только чисто утилитарное, но и символическое значение .  Этнич. специфика П. была особенно значительной в докапиталистич. об-вах, включая первобытное. С переходом к капитализму  она начинает утрачиваться, однако этот процесс далек от завершения. Лит.: Марков Г.Е. История  хозяйства и материальной культуры. М., 1979; Этнография  питания народов стран зарубежной Азии: опыт сравнительной типологии. М., 1981. ЮМ. Семенов.

(consumption) - процесс  использования товаров или услуг для удовлетворения экономических потребностей. Социологи уделяли мало внимания потреблению по сравнению с производством ,  часто рассматривая первое как "простое отражение" второго (см. Недопотребление и перепроизводство ) . Когда же этот вопрос и попадал в поле зрения, интерес  в основном вызывали "патологии" потребления - недоедание, чрезмерное пристрастие к наркотикам или алкоголю. И только иногда, как замечает [ Уорд (1990), социологи исследовали потребление  "ради него самого". Согласно Уорду, ситуация меняется, чему есть ряд причин: (а) расширение досуга ;  (б) увеличение потребительских рынков "ниши специалиста " , связанное с переходом в производстве к постфордизму ;  (в) приватизация  и ретоваризация сферы коммунальных услуг. В результате новая социология  потребления обнаружила возрождение интереса к двум сферам: к формированию вкуса, к погоне за статусом как к аспекту опыта персонального вознаграждения  (см. Культ ура массового потребления )  и, во-вторых, к сфере коллективного потребления.

Значение слова Потребление в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари