Что такое Перестройка? Значение слова Перестройка в социологическом словаре

1) Перестройка - - понятие ,  выразившее идею необходимости и осуществимости трансформации "общества развитого социализма "  в СССР (вторая половина  1980-х) в направлении большей открытости в принятии властных решений ( гласность ) , демократии ( самоуправление  предприятий, расширение прав трудовых коллективов в производственном и социальном управлении, расширение прав местных советов), экономической эффективности за счет внедрения в экономическую систему рыночных элементов. В СССР попытки П. применялись неоднократно и неизменно проваливались. Примером может служить экономическая реформа ,  провозглашенная и начатая в 1965. Основным ее содержанием было: расширение экономической самостоятельности предприятий; усиление прямых договорных отношений между предприятиями по поставкам продукции; установление экономически обоснованных цен; материальное стимулирование  коллективов предприятий в зависимости от результатов их работы. Как процесс  социально-экономических реформ П. была инициирована высшим руководством  КПСС во главе с М. Горбачевым в 1985. Как концепция  страдала методологическим эклектизмом и не была теоретически проработанной. В частности, модель  желаемого развития была нацелена на более полное достижение  социалистических идеалов (экономическая справедливостьликвидация бедности и т. д.), но не была спланирована и прописана с точки зрения институциальных особенностей. Хотя социалистические, по сути, идеалы  могут удовлетворяться и в капиталистических системах .  Так, определяя социализм как систему, построенную на принципах широкого перераспределения прибыли в целях достижения предельно возможного социального равенства, социалистическими следует считать скандинавские государства. Социальные реформы, направленные на уравнивание в доходах, на искоренение бедности вообще проводятся в любой настоящей капиталистической системе. Согласно распространенной точке зрения, отличительной чертой социалистической экономики является общественная собственность на средства производства .  То есть собственность ,  противоположная частной. Следствием такого отношения к прибыли является то, что вместо определения разницы в прибылях, независимо от их источников, власти социалистического государства занимаются выяснением того, что стоит за прибылью ,  не является ли она выражением эксплуатации. Поэтому основанная на общественной собственности социалистическая система напрямую связана только с ограниченным набором социалистических идеалов, в частности, с идеалом "справедливого" распределения материальных благ, но не с ликвидацией бедности. Концепция П. предусматривала, что советские предприятия, оставаясь по своей природе социалистическими, будут функционировать в режиме трех "С": самоуправление, самоокупаемость, самофинансирование. Но это уже была немарксистская, по существу, модель, поскольку, по Марксу, собственность является общественной в той степени, в которой она преодолевает разъединенность производителей, то есть их стихийные отношения рыночного типа. Самофинансирование, в частности, подразумевало децентрализацию, а это в свою очередь, подразумевало наличие инвестиционного рынка, что означало радикальный разрыв с традиционным пониманием  социализма. "Если государство  желает оставаться социалистическим, - считал Л. фон Мизес, - то оно не может передать в другие руки дело размещения капиталов, которое дает возможность расширить деятельность  предприятий на современном этапе, создавать новые и осуществить совершенно новые проекты .  И вряд ли окажется возможным, чтобы социалисты, каких бы убеждений они не придерживались, серьезно вели речь  о том, чтобы эту функцию передать какой-либо группе людей: которые просто стали бы заниматься тем, чем занимаются капиталисты  в условиях капитализма " . Инициаторы П. хотели оставаться "верными социалистическому выбору" (М. Горбачев), но может быть еще больше они хотели оставаться у власти. Поэтому даже заявив о переходе на преимущественно экономические методы  управления предприятия, приняв закон ,  гарантирующий самостоятельность предприятий, государство сохранялось как административно-командная система на протяжении всей П. В этой ситуации рыночные механизмы, с оговорками допущенные в экономику, не могли быть настолько сильными, чтобы поднять эффективность  экономики в целом, но они тем не менее работали против командно-распределительной системы, против социалистического государства, против его финансов. Экономическая П. началась с так называемого "ускорения", когда в качестве приоритетных были избраны некоторые отрасли промышленности, которые получили колоссальное бюджетное финансирование. В результате сложились огромные межотраслевые диспропорции, что принесло стране огромные убытки. По различным оценкам ,  к этому времени в СССР ежегодные потери всей вовлекаемой в производство  первичной энергии достигали 40-60%. Кроме энергии, которая терялась безвозвратно, в отходы уходило огромное количество сырья и материалов. Экономисты считали, что торговля отходами производства была в таких условиях более выгодна, чем экспорт готовой продукции. Провал П., ощутившийся достаточно быстро (к 1990) еще раз подтвердил несовместимость командно-административного управления экономикой и экономической эффективности, частной собственности и централизованного контроля за ней, доказал невосприимчивость социализма к демократии в любой ее форме. Так ослабление контроля за предприятиями со стороны ведомств (" демократизация  управления") привело к тому, что механизм "вертикальной" координации разрушился. Предприятия в своей политике руководствовались не долгосрочными своими интересами, как это было в условиях четко обозначенного перехода к рынку, а соображениями сиюминутной выгоды, произвольным образом изменяя свои производственные программы, в результате чего были разрушены старые технологические цепочки и подорвано материально-техническое снабжение. В политическом плане  П. (выборность на всех уровнях и во всех сферах, кроме армии и спецслужб; рост национальной "самостийности" на местах) привела к тому, что растущая оппозиция распадающейся государственной машины и необходимость принятия стабилизирующих решений требовали от правительства СССР все больше и больше средств. Необходима была локализация множащихся насущных социально-экономических проблем, чему правительство не могло противиться ввиду опасности спровоцировать социальный  взрыв и завершить П. "русским бунтом, бессмысленным и беспощадным". К 1990, когда большинство союзных республик, включая РСФСР, заявили о своем государственном суверенитете ,  стало ясно, что политический провал П. означает распад СССР, что неизбежно ведет и к распаду единого народно-хозяйственного комплекса  страны. Социалистические предприятия перешли в собственность новых независимых государств, каждое из которых избрало свой путь преодоления кризиса. Для одних таковым стала трансформация системы в рыночную экономику с ориентацией на западные культурные ценности  (государства Прибалтики). Другие пробуют сочетать либеральную экономику и сильное государство. Третьи все еще экспериментируют с социалистическими моделями - то есть продолжают П. К.И. Скуратович

2) Перестройка - (perestroika) - российский термин ,  означающий реконструкцию. Был принят Горбачевым в СССР с 1985 по 1989 г.  для характеристики изменений в экономике и обществе, которые он и другие считали необходимыми провести после двух десятилетий замедленного экономического роста. Эта политика  осуществлялась медленно, но в целом предполагала реформу плановой государственной системы, происходившей от Сталина, предоставление автономии частным предприятиям, свободы семейному и кооперативному бизнесу, повышение роли рынка и большую открытость в отношении внешней торговли и иностранных фирм. Горбачев также использовал термин гласность  в качестве призыва к советскому народу  сплотиться для пересмотра всех аспектов жизни и возрождения приверженности к социализму .  Ему поначалу казалось, что перестройка  будет проведена быстро, но к 1990 г.  советская экономика  все еще пребывала в застое, и Горбачев был отстранен от власти в следующем году.


Синонимы: переустройство, преобразование, реорганизация, реформа

Перестройка

- понятие ,  выразившее идею необходимости и осуществимости трансформации "общества разви того социализм а "  в СССР (вторая половина  1980-х) в направлении больше й открытости в принятии властных решений ( гласность ) , демократии ( самоуправление  предприятий, расширение прав трудовых коллективов в производственном и социальном управлении, расширение прав местных советов ), экономической эффективности за счет внедрения в экономическую систему рыночных элементов. В СССР попытки П. применялись неоднократно и неизменно проваливались. Примером может служить экономическая реформа ,  провозглашенная и начатая в 1965. Основным ее содержанием было : расширение экономической самостоятельности предприятий; усиление прямых договорных отношений между предприятиями по поставкам продукции; установление экономически обоснованных цен; материальное стимулирование  коллективов предприятий в зависимости от результатов их работы. Как процесс  социально-экономических реформ П. была инициирована высшим руководством  КПСС во главе с М. Горбачев ым в 1985. Как концепция  страдала методологическим эклектизмом и не была теоретически проработанной. В частности, модель  желаемого развития была нацелена на более полное достижение  социалистических идеалов (экономическая справедливость ,  ликвидация бедности и т. д.), но не была спланирована и прописана с точки зрения институциальных особенностей. Хотя социалистические, по сути, идеалы  могут удовлетворяться и в капиталистических система х .  Так, определяя социализм как систему, построенную на принципах широкого пере распределения прибыли в целях достижения предельно возможного социального равенства, социалистическими следует считать скандинавские государства. Социальные реформы , направленные на уравнивание в доходах, на искоренение бедности вообще проводятся в любой настоящей капиталистической системе. Согласно расп рост раненной точке зрения, отличительной чертой социалистической экономики является общественная собственность  на средства производства .  То есть собственность ,  против оположная частной. Следствием такого отношения к прибыли является то, что вместо определения разницы в прибылях, независимо от их источников, власти социалистического государства занимаются выяснением того, что стоит за прибылью ,  не является ли она выражением эксплуатации. Поэ тому основанная на общественной собственности социалистическая система напрямую связана только с ограниченным набором социалистических идеалов, в частности, с идеалом "справедливого" распределения материальных благ, но не с ликвидацией бедности. Концепция П. предусматривала, что советские предприятия, оставаясь по своей природе социалистическими, будут функционировать в режиме трех "С": самоуправление, самоокупаемость , само финансирование . Но это уже была немарксистская, по существу, модель, поскольку , по Марксу, собственность является общественной в той степени, в которой она преодолевает разъединенность производителей, то есть их стихийные отношения рыночного типа . Самофинансирование , в частности, подразумевало децентрализацию, а это в свою очередь , подразумевало наличие инвестиционного рынка , что означало радикальный разрыв с традиционным пониманием  социализма. "Если государство  желает оставаться социалистическим, - считал Л. фон Мизес , - то оно не может передать в другие руки дело размещения капиталов, которое дает возможность расширить деятельность  предприятий на современном этапе, создавать новые и осуществить совершенно новые проекты .  И вряд ли окажется возможным, чтобы социалисты, каких бы убеждений они не придерживались, серьезно вели речь  о том, чтобы эту функцию передать какой-либо группе людей: которые просто стали бы заниматься тем, чем занимаются капиталисты  в условиях капитализма " . Инициаторы П. хотели оставаться "верными социалистическому выбору" (М. Горбачев), но может быть еще больше они хотели оставаться у власти. По этому даже заявив о переходе на преимущественно экономические методы  управления предприятия, приняв закон ,  гарантирующий самостоятельность предприятий, государство сохранялось как административно-командная система на протяжении всей П. В этой ситуации рыночные механизм ы, с оговорками допущенные в экономику, не могли быть настолько сильными, чтобы поднять эффективность  экономики в целом , но они тем не менее работали против командно-распределительной системы, против социалистического государства, против его финансов. Экономическая П. началась с так называемого "ускорения", когда в качестве приоритетных были избраны некоторые отрасли промышленности, которые получили колоссальное бюджетное финансирование. В результате сложились огромные межотраслевые диспропорции , что принесло стране огромные убытки . По различным оценкам ,  к этому времени в СССР ежегодные потери всей вовлекаемой в производство  первичной энергии достигали 40-60%. Кроме энергии, которая терялась безвозвратно, в отходы уходило огромное количество сырья и материалов. Экономисты считали, что торговля отходами производства была в таких условиях более выгодна, чем экспорт готовой продукции. Провал П., ощутившийся достаточно быстро (к 1990) еще раз подтвердил несовместимость командно-административного управления экономикой и экономической эффективности, частной собственности и централизованного контроля за ней, доказал невосприимчивость социализма к демократии в любой ее форме. Так ослабление контроля за предприятиями со стороны ведомств (" демократизация  управления") привело к тому, что механизм "вертикальной" координации разрушился. Предприятия в своей политике руководствовались не долгосрочными своими интересами, как это было в условиях четко обозначенного перехода к рынку, а соображениями сиюминутной выгоды, произвольным образом изменяя свои производственные программы, в результате чего были разрушены старые технологические цепочки и подорвано материально-техническое снабжение . В политическом плане  П. ( выборность на всех уровнях и во всех сферах, кроме армии и спецслужб; рост национальной "самостийности" на местах) привела к тому, что растущая оппозиция распад ающейся государственной машины и необходимость принятия стабилизирующих решений требовали от правительства СССР все больше и больше средств. Необходима была локализация множащихся насущных социально-экономических проблем, чему правительство не могло противиться ввиду опасности спровоцировать социальный  взрыв и завершить П. "русским бунтом, бессмысленным и беспощадным". К 1990, когда большинство союзных республик, включая РСФСР, заявили о своем государственном суверенитете ,  стало ясно , что политический провал П. означает распад СССР, что неизбежно ведет и к распаду единого народно-хозяйственного комплекса  страны. Социалистические предприятия перешли в собственность новых независимых государств, каждое из которых избрало свой путь преодоления кризиса. Для одних таковым стала трансформация системы в рыночную экономику с ориентацией на западные культурные ценности  (государства Прибалтики). Другие пробуют сочетать либеральную экономику и сильное государство. Третьи все еще экспериментируют с социалистическими моделями - то есть продолжают П. К.И. Скуратович

(perestroika) - российский термин ,  означающий реконструкцию. Был принят Горбачев ым в СССР с 1985 по 1989 г.  для характеристики изменений в экономике и обществе, которые он и другие считали необходимыми провести после двух десятилетий замедленного экономического рост а. Эта политика  осуществлялась медленно, но в целом предполагала реформу плановой государственной системы, происходившей от Сталина, предоставление автономии частным предприятиям, свободы семейному и кооперативному бизнесу, повышение роли рынка и большую открытость в отношении внешней торговли и иностранных фирм. Горбачев также использовал термин гласность  в качестве призыва к советскому народу  сплотиться для пересмотра всех аспектов жизни и возрождения приверженности к социализм у .  Ему поначалу казалось, что перестройка  будет проведена быстро, но к 1990 г.  советская экономика  все еще пребывала в застое, и Горбачев был отстранен от власти в следующем году.

Значение слова Перестройка в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Проблематика - (problematique or problematic) система  вопросов и понятий, ...
  • Проституция - (prostitution) 1. (Общее значение )  практика ,  ...
  • Пророк - (prophet) "индивидуальный носитель харизмы" (демонстрируется экстазом, магией), ...
  • Пролетариат - (proletariat) 1. ( Марксизм )  класс  неимущих ...
  • Псефология - (psephology) изучение и анализ  голосования и электорального ...
  • Профессия - (profession) какаялибо профессиональная группа  среднего класса ,  ...
  • Противоречие - (contradiction) 1. Суждение, согласно которому чтото одновременно ...
  • Подход - комплекс  парадигматических, синтагматических и прагматических структур и ...
  • Поведение - в классической философии и сопряженных с ней ...
  • Письмо - одна из возможных версий перевода  фр. слова ...
  • Порнография - (греч. pornos развратник, grapho пишу) ...
  • Понимание - процедура  постижения или порождения смысла. П. не ...
  • Принцип - (лат. principum начало, основа, происхождение ,  первопричина) ...
  • Предпринимательство - форма  проявления общественных отношений, возникающих в результате ...
  • Гарант - (от лат. guarantia порука) англ. guarunt/guarantor; ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари