Что такое Опрос? Значение слова Опрос в социологическом словаре

1) Опрос - - англ. survey /opinion poll; нем. Befragung. Метод  сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). Различают О. письменные ( анкетирование )  и устные ( интервьюирование ) , очные и заочные (почтовые, телефонные, прессовые), экспертные и массовые, выборочные и сплошные (напр., референдум ) , общенациональные, региональные, локальные и др.

2) Опрос - - метод  сбора первичной информации в социологич. исследовании, предусматривающий, во-первых, устное или письменное обращение  исследователя к определенной совокупности людей (см. Респондент )  с вопросами, содержание к-рых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирич. индикаторов, и, во-вторых, регистрацию и статистич. обработку полученных ответов, а также их теоретич. интерпретацию. Понятие  О. употребляется в науках  и в различн. сферах соц. практики для обозначения многообразных приемов получения необходимой информации, носителем и источником к-рой является человек .  Напр., О. учащихся на уроке, О. пациентов в медицинской практике, О. свидетелей в судопроизводстве и т. д. Широко используются О. экспертов в прогностике, в науке об управлении, в стандартизации, в журналистике, О. населения в статистике, демографии и др. Становление О. как метода изучения соц. явлений, процессов и закономерностей относится ко второй половине XIX в. Он развивается в трех основных направлениях. Первоначально О. используется при проведении статистич. исследований: переписи населения, учеты урожаев, скота, хозяйственного инвентаря, земельных владений и др. В этих исследованиях О. считается вспомогательным технич. приемом в рамках статистич. метода и используется для получения фактографич. данных о событиях, поведении людей, явлениях и предметах, доступных внешнему наблюдению: рождение и смерть человека, численность и состав семьи, переезды, предметы быта, хозяйственный инвентарь, земельные наделы, скот и др. В 60-70 гг. XIX в. складывается второе направление в развитии метода О.; формируются методы устного и письменного О. экспертов при разработке и обсуждении государственных и законодательных решений. Это направление получило название анкетного метода или анкеты (от фр. enquete - расследование, исследование ) . Анкетный метод использовался для изучения фактов сознания: мнений, оценок, суждений экспертов. В связи с этим возникает противопоставление статистич. метода, к-рый считается объективным и надежным, анкетному методу, к-рый, как полагали, дает субъективную и, следовательно, ненадежную информацию. Анкетный метод использовался правительственными органами (королевские и парламентские комиссии в Англии) и частными исследовательскими об-вами и комиссиями (Союз соц. политики в Германии, Императорское вольное экономич. об-во в России). Предметом обсуждения были чаще всего экономич. и политич. законодательные решения: о железнодорожном транспорте (Германия - 1875 г., Франция - 1871- 1975 гг., Россия - 80-е гг. XIX в.); о рабочих союзах (Англия - 1867-1869 гг.); о женском и детском труде  (Германия - 1976 г.); о табачной монополии (Франция - 1873-1875 гг.) и др. Круг экспертов, привлекавшихся к опросу ,  в подавляющем большинстве представлял интересы  господствующих классов. Напр., в России при обсуждении проекта  земского положения (1863 г.) в качестве экспертов ("сведущих земских людей") привлекались столичные губернские предводители дворянства и городские головы. Были сформулированы нек-рые методич. требования, необходимые для успешного применения анкеты. 1. Создание условий для свободного выражения мнений экспертов связывается с проведением О. не правительственными, а частными организациями. Следовательно, осознается проблема  достоверности информации, необходимой предпосылкой к-рой считается искренность ответов эксперта. 2. Требование компетентности экспертов и их заинтересованности предметом О. 3. Необходимость привлечения к О. наиболее широкого круга информированных лиц. 4. Предпочтительность устного О. со стенографич. записью вопросов и ответов. 5. Необходимость широкой публикации рез-тов применения анкеты. Третье направление в развитии метода О. связано с изучением обществ. мнения, носителем к-рого признаются более или менее широкие слои населения. Сюда относятся первые попытки изучения конъюнктуры О. и рекламы, вопросов народного просвещения и культуры, мнений избирателей. Первые О. избирателей в Америке, проводившиеся редакциями газет накануне президентских выборов, относятся к 1824 г. В России это направление связано с изучением проблемы народного просвещения и представлено отдельными анкетами публиковавшимися в периодич. изданиях, а также специальными программами для сбора сведений о грамотности, чтении и культуре народа  (Д. М. Шаховский - 1885 г., А. С. Пругавин - 1887 г., Н. А. Рубакин - 1889 г.). Программа  представляла собой детально разработанный опросный лист ,  в к-ром часть вопросов относилась к анкетеру  (учителя, врачи и др. общественники), а часть вопросов адресовалась крестьянам, рабочим и представителям др. слоев населения. В России в 20-30-е гг. XX в проводились централизованные крупномасштабные социологич. исследования, в к-рых метод О. занимал ведущее место. С его использованием связано в этот период развитие  основных отраслевых направлений социологии: социологии труда, семьи, быта, культуры, образования, молодежи и др. Напр., с 1922 по 1935 гг. было проведено более 50 О. по вопросам бюджета  рабочего и внерабочего времени различн. соц. групп населения (С.Г. Струмилин и др.), с 1918 по 1925 гг. было олубликовано 186 работ по социологии печати (М.А. Смушкова, Е. И. Хлебцевич, Я. Шафир и др.). С начала 60-х гг. понятие О. используется отечественной социологии как обобщающее по отношению к множеству терминов, обозначающих технич. разновидности этого метода. По формам  и условиям общения социолога с респондентом различаются: письменные (см. Анкетирование )  и устные (см. Интервью )  О.; по месту жительства; по месту работы и в целевых аудиториях  (зрители в кинотеатре, пациенты в клинике и т. п.); очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, журнал, телевидение ,  по телефону) О.; групповые и индивидуальные О. и др. Основными этапами подготовки и проведения социологич. О. являются следующие. 1. Теоретич. предпосылки (см. Программа социологического исследования ) : определение  целей и задач О.; определение проблемы, предмета и объекта ,  для исследования к-рых предпринимается О.; операциональное определение  исходных теоретич. понятий, нахождение эмпирич. индикаторов. 2. Обоснование  выборки: определение генеральной совокупности, т. е. тех слоев и групп населения, на к-рые предполагается распространить полученные рез-ты О.; определение выборочн. совокупности, т. е. численности опрашиваемых, необходимой и достаточной для репрезентации генеральной совокупности, и их характеристик, учитываемых при отборе; определение правил поиска и отбора респондентов на последней ступени выборки (см. Выборка ,  Репрезентативность ) . 3. Обоснование опросного листа (вопросника): а) содержательная репрезентация  проблемы исследования в формулировках вопросов, предназначенных для респондентов, т. е. обоснование индикаторной функции вопроса. Исследователь должен четко и однозначно зафиксировать связь ожидаемых ответов на каждый вопрос с характеристикой (переменной), для измерения к-рой данный вопрос конструируется (см. Валидность методик в социальных науках ) ; б) обоснование вопросника относительно возможностей опрашиваемой совокупности людей как источника искомой информации. Обращаясь к методу О., исследователь всегда получает информацию об изучаемой реальности, преломленную через сознание  респондента, независимо от того, касаются ли вопросы фактографич. данных (события, предметы, поступки и т.п.) или проявлений сознания и психики (мнения, оценки ,  мотивы ,  предпочтения, установки и.п.). В связи с этим при подготовке опросного листа и формулировке вопросов необходим учет соц., соц.-психологич. и психологич. характеристик опрашиваемых. Это - соц. нормы  и ценности   отношение  к предмету О., вербальные навыки  и особенности языка ,  культурные традиции  представления о престиже ,  возможности Памяти, аналитич. способности и др. Необходимо также обеспечение логич. четкости и однозначности восприятия в формулировках вопросов, в построении шкал, таблиц вариантов ответов в закрытых вопросах и в правилах регистрации ответов. Необходим и учет ситуационных факторов, влияющих на рез-ты О.: присутствие третьих лиц, психич. состояние респондента в момент О., отвлекающие моменты и др.; в) стандартизация требований и инструкций для анкетеров и интервьюеров по организации и ведению О., установлению контакта с респондентом, регистрации ответов и т. д. (см. Интервьюер ) ; г) обеспечение предварительных условий для обработки рез-тов О. на ЭВМ; обеспечение уровня измерения, адекватного планируемым методам математич. анализа  рез-тов, кодирования вариантов ответов в закрытых вопросах; д) обеспечение организационных требований к О.: обоснование сроков О., тиражирование документов 0., нормирование труда  анкетеров и интервьюеров, их отбор, обучение и контроль  качества их работы, организация  ситуации О., сбор опросных листов и контроль их заполнения, кодировка и подготовка к обработке на ЭВМ (см. Лаборатория полевая ) . Нарушение нормативных методич. требований к подготовке и организации О. на любом из его этапов может служить источником ошибок, снижающих качество  эмпирич. информации. Ошибки, допущенные на одном из этапов О., не устраняются и не компенсируются высоким качеством исполнения др. этапов. Напр., нарушения правил репрезентации при планировании или исполнении выборочных процедур нельзя исправить применением безупречной анкеты, а ошибки, допущенные в конструкции вопросов, не компенсируются изощренными математич. методами на этапе обработки и анализа данных. Поэтому контроль качества методич. процедур О. необходим на всех этапах. Он проводится с помощью логич. анализа, пробных (пилотажных) исследований и вторичного анализа рез-тов исследований (см. Исследование пробное). Лит.: Процесс  социального исследования. М., 1975; Ноэль Э. Эмпирическое социологическое исследование .  Э. Массовые опросы .  М., 1978. О.М. Маслова.

3) Опрос - способ получения социальной информации о мнениях и мотивах людей, связанный с постановкой определенных вопросов респондентам (опрашиваемым).

4) Опрос - - метод  сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий устное или письменное обращение  к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов.

5) Опрос - - метод  сбора первичной социологической информации посредством устного или письменного обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующей регистрации и статистической обработки полученных ответов, а также их теоретической интерпретации.

6) Опрос - – метод  сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к представителям определенной социальной группы. Бывает сплошным и выборочным.

7) Опрос - - метод  непосредственного ( интервью  - ) или опосредованного ( анкета  - ) сбора первичной вербальной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные социологом в соответствии с целями и задачами исследования. В настоящее время  метод О. является наиболее распространенным способом получения первичной социологической информации. В силу этого О. порой отождествляется со всеми социологическими исследованиями в целом, а иногда и с самой социологией как наукой (то есть происходит отождествление науки с одним из ее методов). Метод О. является весьма эффективным способом получения универсальной информации объективного (о фактах и продуктах жизнедеятельности людей) и субъективного характера (о мотивах деятельности, мнениях, оценках ,  ценностных ориентациях ) . Главное достоинство данного метода - массовость, репрезентативность  и возможность использования при проведении оперативных социологических исследований. Разумеется, данный метод не является универсальным: его роль  и значение  тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемого явления статистической и документальной информацией и чем они меньше доступны непосредственному наблюдению. Степень значимости метода О. связана с изучением сферы общественного сознания. Именно поэтому следует постоянно иметь в виду, что социолог постоянно получает информацию о социальных явлениях только в том виде, в каком она отражается в сознании людей и вербализуется респондентом в ситуации О. На качество  полученной методом О. информации влияют факторы ,  связанные, с одной стороны, с личностью  самого респондента  (уровень образования, культуры, свойства памяти, защитные механизмы  психики, отношение  к исследуемой проблеме и к человеку  или организации, проводящей О.), а с другой  - факторы ,  связанные с деятельностью  самого исследователя (начиная с профессионализма  в составлении опросного листа и заканчивая мастерством  работы анкетера  или интервьюера  с респондентом по получению искомой информации). На результаты О. негативно влияет присутствие при О. посторонних лиц, неудачно выбранное время и место О., несоблюдение принципов анонимности, плохая организация  самой процедуры О. Для нейтрализации факторов негативно влияющих на результаты О., следует строго исполнять нормативные требования по использованию метода О., что предполагает: 1) четкую фиксацию исследовательских задач (содержание которых определяется программой социологического исследования) с обеспечением адекватности им вопросника; 2) доступность предлагаемых формулировок вопросов респондентам, обеспечение их понимания опрашиваемым; 3) обеспечение принципов социально-психологического общения социологов (анкетеров, интервьюеров) с респондентами, что предполагает использование технических и организационных приемов, направленных на создание оптимальных условий, в которых происходит О. Речь  идет и о технике О. (т.е. о наборе приемов, имеющих целью  стимулировать достоверность  ответов респондентов), и о знании особенностей среды респондентов, и об освоении психологических знаний о механизмах межличностного общения в тех случаях, когда речь идет о методике интервью, а также о механизмах восприятия текста  при заполнении анкеты; 4) точность фиксации ответов респондентов; 5) стандартизация условий проведения О.; 6) побуждение  интересов респондентов и интервьеров (анкетеров) к результатам О. Виды О. можно выделять по различным основаниям: По способу получения информации и ее интерпретации - 1) анкетный О. (когда опросный лист  напечатан и непосредственно социологом или опосредованно - через почту, прессу - вручается респонденту для заполнения); 2) социологическое интервью (как наиболее гибкую форму работы с респондентом, основанной на непосредственной беседе (очной) или заочной (телефонное интервью) социолога и респондента по заданной проблеме; 3) экспертный О. (когда в качестве респондентов выступают эксперты). По степени охвата генеральной совокупности - 1) сплошные О. (ситуация, когда опросом охвачена вся генеральная совокупность ) ; 2) выборочные О. (ситуация, когда О. охвачена часть генеральной совокупности по принципам и правилам выборки). По процедуре проведения О. - 1) индивидуальные О. (проходят в индивидуально-личной форме при непосредственном или опосредованном, но всегда конфиденциальном, один на один способе общения социолога и респондента); 2) групповые О. (когда социолог работает не с одним, а сразу с несколькими респондентами, порой с целой группой. По форме проведения О. - 1) устные О. (разные виды интервью); 2) письменные О. (анкетный О.). По способу коммуникации социолога и респондента - 1) контактные О. (интервью и некоторые виды анкетных О., основанные на непосредственно личном контакте социолога и респондента в процессе  проведения О.); 2) бесконтактные О. (почтовые или прессовые О., основанные на непосредственно личном контакте социолога и респондента в процессе проведения О.). По частоте проведения - 1) разовые О. населения по определенным проблемам ;  2) повторные ( мониторинг ,  лонгитюд). Е.Е. Кучко

Опрос

- англ. survey /opinion poll; нем. Befragung. Метод  сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). Различают О. письменные ( анкетирование )  и устные ( интервьюирование ) , очные и заочные (почтовые, телефонные, прессовые), экспертные и массовые, выборочные и сплошные (напр., референдум ) , общенациональные, региональные, локальные и др.

- метод  сбора первичной информации в социологич. исследовании, предусматривающий, во-первых, устное или письменное обращение  исследователя к определенной совокупности людей (см. Респондент )  с вопросами, содержание к-рых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирич. индикаторов, и, во-вторых, регистрацию и статистич. обработку полученных ответов, а также их теоретич. интерпретацию. Понятие  О. употребляется в науках  и в различн. сферах соц. практики для обозначения многообразных приемов получения необходимой информации, носителем и источником к-рой является человек .  Напр., О. учащихся на уроке, О. пациентов в медицинской практике, О. свидетелей в судопроизводстве и т. д. Широко используются О. экспертов в прогностике, в науке об управлении, в стандартизации, в журналистике, О. населения в статистике, демографии и др. Становление О. как метода изучения соц. явлений, процессов и закономерностей относится ко второй половине XIX в. Он развивается в трех основных направлениях. Первоначально О. используется при проведении статистич. исследований: переписи населения, учеты урожаев, скота, хозяйственного инвентаря, земельных владений и др. В этих исследованиях О. считается вспомогательным технич. приемом в рамках статистич. метода и используется для получения фактографич. данных о событиях, поведении людей, явлениях и предметах, доступных внешнему наблюдению: рождение и смерть человека, численность и состав семьи, переезды, предметы быта, хозяйственный инвентарь, земельные наделы, скот и др. В 60-70 гг. XIX в. складывается второе направление в развитии метода О.; формируются методы устного и письменного О. экспертов при разработке и обсуждении государственных и законодательных решений. Это направление получило название анкетного метода или анкеты (от фр. enquete - расследование, исследование ) . Анкетный метод использовался для изучения фактов сознания: мнений, оценок, суждений экспертов. В связи с этим возникает противопоставление статистич. метода, к-рый считается объективным и надежным, анкетному методу, к-рый, как полагали, дает субъективную и, следовательно, ненадежную информацию. Анкетный метод использовался правительственными органами (королевские и парламентские комиссии в Англии) и частными исследовательскими об-вами и комиссиями (Союз соц. политики в Германии, Императорское вольное экономич. об-во в России). Предметом обсуждения были чаще всего экономич. и политич. законодательные решения: о железнодорожном транспорте (Германия - 1875 г., Франция - 1871- 1975 гг., Россия - 80-е гг. XIX в.); о рабочих союзах (Англия - 1867-1869 гг.); о женском и детском труде  (Германия - 1976 г.); о табачной монополии (Франция - 1873-1875 гг.) и др. Круг экспертов, привлекавшихся к опросу ,  в подавляющем большинстве представлял интересы  господствующих классов. Напр., в России при обсуждении проекта  земского положения (1863 г.) в качестве экспертов ("сведущих земских людей") привлекались столичные губернские предводители дворянства и городские головы. Были сформулированы нек-рые методич. требования, необходимые для успешного применения анкеты. 1. Создание условий для свободного выражения мнений экспертов связывается с проведением О. не правительственными, а частными организациями. Следовательно, осознается проблема  достоверности информации, необходимой предпосылкой к-рой считается искренность ответов эксперта. 2. Требование компетентности экспертов и их заинтересованности предметом О. 3. Необходимость привлечения к О. наиболее широкого круга информированных лиц. 4. Предпочтительность устного О. со стенографич. записью вопросов и ответов. 5. Необходимость широкой публикации рез-тов применения анкеты. Третье направление в развитии метода О. связано с изучением обществ. мнения, носителем к-рого признаются более или менее широкие слои населения. Сюда относятся первые попытки изучения конъюнктуры О. и рекламы, вопросов народного просвещения и культуры, мнений избирателей. Первые О. избирателей в Америке, проводившиеся редакциями газет накануне президентских выборов, относятся к 1824 г. В России это направление связано с изучением проблемы народного просвещения и представлено отдельными анкетами публиковавшимися в периодич. изданиях, а также специальными программами для сбора сведений о грамотности, чтении и культуре народа  (Д. М. Шаховский - 1885 г., А. С. Пругавин - 1887 г., Н. А. Рубакин - 1889 г.). Программа  представляла собой детально разработанный опросный лист ,  в к-ром часть вопросов относилась к анкетеру  (учителя, врачи и др. общественники), а часть вопросов адресовалась крестьянам, рабочим и представителям др. слоев населения. В России в 20-30-е гг. XX в проводились централизованные крупномасштабные социологич. исследования, в к-рых метод О. занимал ведущее место. С его использованием связано в этот период развитие  основных отраслевых направлений социологии: социологии труда, семьи, быта, культуры, образования, молодежи и др. Напр., с 1922 по 1935 гг. было проведено более 50 О. по вопросам бюджета  рабочего и внерабочего времени различн. соц. групп населения (С.Г. Струмилин и др.), с 1918 по 1925 гг. было олубликовано 186 работ по социологии печати (М.А. Смушкова, Е. И. Хлебцевич, Я. Шафир и др.). С начала 60-х гг. понятие О. используется отечественной социологии как обобщающее по отношению к множеству терминов, обозначающих технич. разновидности этого метода. По формам  и условиям общения социолога с респондентом различаются: письменные (см. Анкетирование )  и устные (см. Интервью )  О.; по месту жительства; по месту работы и в целевых аудиториях  (зрители в кинотеатре, пациенты в клинике и т. п.); очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, журнал, телевидение ,  по телефону) О.; групповые и индивидуальные О. и др. Основными этапами подготовки и проведения социологич. О. являются следующие. 1. Теоретич. предпосылки (см. Программа социологического исследования ) : определение  целей и задач О.; определение проблемы, предмета и объекта ,  для исследования к-рых предпринимается О.; операциональное определение  исходных теоретич. понятий, нахождение эмпирич. индикаторов. 2. Обоснование  выборки: определение генеральной совокупности, т. е. тех слоев и групп населения, на к-рые предполагается распространить полученные рез-ты О.; определение выборочн. совокупности, т. е. численности опрашиваемых, необходимой и достаточной для репрезентации генеральной совокупности, и их характеристик, учитываемых при отборе; определение правил поиска и отбора респондентов на последней ступени выборки (см. Выборка ,  Репрезентативность ) . 3. Обоснование опросного листа (вопросника): а) содержательная репрезентация  проблемы исследования в формулировках вопросов, предназначенных для респондентов, т. е. обоснование индикаторной функции вопроса. Исследователь должен четко и однозначно зафиксировать связь ожидаемых ответов на каждый вопрос с характеристикой (переменной), для измерения к-рой данный вопрос конструируется (см. Валидность методик в социальных науках ) ; б) обоснование вопросника относительно возможностей опрашиваемой совокупности людей как источника искомой информации. Обращаясь к методу О., исследователь всегда получает информацию об изучаемой реальности, преломленную через сознание  респондента, независимо от того, касаются ли вопросы фактографич. данных (события, предметы, поступки и т.п.) или проявлений сознания и психики (мнения, оценки ,  мотивы ,  предпочтения, установки и.п.). В связи с этим при подготовке опросного листа и формулировке вопросов необходим учет соц., соц.-психологич. и психологич. характеристик опрашиваемых. Это - соц. нормы  и ценности   отношение  к предмету О., вербальные навыки  и особенности языка ,  культурные традиции  представления о престиже ,  возможности Памяти, аналитич. способности и др. Необходимо также обеспечение логич. четкости и однозначности восприятия в формулировках вопросов, в построении шкал, таблиц вариантов ответов в закрытых вопросах и в правилах регистрации ответов. Необходим и учет ситуационных факторов, влияющих на рез-ты О.: присутствие третьих лиц, психич. состояние респондента в момент О., отвлекающие моменты и др.; в) стандартизация требований и инструкций для анкетеров и интервьюеров по организации и ведению О., установлению контакта с респондентом, регистрации ответов и т. д. (см. Интервьюер ) ; г) обеспечение предварительных условий для обработки рез-тов О. на ЭВМ; обеспечение уровня измерения, адекватного планируемым методам математич. анализа  рез-тов, кодирования вариантов ответов в закрытых вопросах; д) обеспечение организационных требований к О.: обоснование сроков О., тиражирование документов 0., нормирование труда  анкетеров и интервьюеров, их отбор, обучение и контроль  качества их работы, организация  ситуации О., сбор опросных листов и контроль их заполнения, кодировка и подготовка к обработке на ЭВМ (см. Лаборатория полевая ) . Нарушение нормативных методич. требований к подготовке и организации О. на любом из его этапов может служить источником ошибок, снижающих качество  эмпирич. информации. Ошибки, допущенные на одном из этапов О., не устраняются и не компенсируются высоким качеством исполнения др. этапов. Напр., нарушения правил репрезентации при планировании или исполнении выборочных процедур нельзя исправить применением безупречной анкеты, а ошибки, допущенные в конструкции вопросов, не компенсируются изощренными математич. методами на этапе обработки и анализа данных. Поэтому контроль качества методич. процедур О. необходим на всех этапах. Он проводится с помощью логич. анализа, пробных (пилотажных) исследований и вторичного анализа рез-тов исследований (см. Исследование пробное). Лит.: Процесс  социального исследования. М., 1975; Ноэль Э. Эмпирическое социологическое исследование .  Э. Массовые опросы .  М., 1978. О.М. Маслова.

способ получения социальной информации о мнениях и мотивах людей, связанный с постановкой определенных вопросов респондентам (опрашиваемым).

- метод  сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий устное или письменное обращение  к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов.

- метод  сбора первичной социологической информации посредством устного или письменного обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующей регистрации и статистической обработки полученных ответов, а также их теоретической интерпретации.

– метод  сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к представителям определенной социальной группы. Бывает сплошным и выборочным.

- метод  непосредственного ( интервью  - ) или опосредованного ( анкета  - ) сбора первичной вербальной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные социологом в соответствии с целями и задачами исследования. В настоящее время  метод О. является наиболее распространенным способом получения первичной социологической информации. В силу этого О. порой отождествляется со всеми социологическими исследованиями в целом, а иногда и с самой социологией как наукой (то есть происходит отождествление науки с одним из ее методов). Метод О. является весьма эффективным способом получения универсальной информации объективного (о фактах и продуктах жизнедеятельности людей) и субъективного характера (о мотивах деятельности, мнениях, оценках ,  ценностных ориентациях ) . Главное достоинство данного метода - массовость, репрезентативность  и возможность использования при проведении оперативных социологических исследований. Разумеется, данный метод не является универсальным: его роль  и значение  тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемого явления статистической и документальной информацией и чем они меньше доступны непосредственному наблюдению. Степень значимости метода О. связана с изучением сферы общественного сознания. Именно поэтому следует постоянно иметь в виду, что социолог постоянно получает информацию о социальных явлениях только в том виде, в каком она отражается в сознании людей и вербализуется респондентом в ситуации О. На качество  полученной методом О. информации влияют факторы ,  связанные, с одной стороны, с личностью  самого респондента  (уровень образования, культуры, свойства памяти, защитные механизмы  психики, отношение  к исследуемой проблеме и к человеку  или организации, проводящей О.), а с другой  - факторы ,  связанные с деятельностью  самого исследователя (начиная с профессионализма  в составлении опросного листа и заканчивая мастерством  работы анкетера  или интервьюера  с респондентом по получению искомой информации). На результаты О. негативно влияет присутствие при О. посторонних лиц, неудачно выбранное время и место О., несоблюдение принципов анонимности, плохая организация  самой процедуры О. Для нейтрализации факторов негативно влияющих на результаты О., следует строго исполнять нормативные требования по использованию метода О., что предполагает: 1) четкую фиксацию исследовательских задач (содержание которых определяется программой социологического исследования) с обеспечением адекватности им вопросника; 2) доступность предлагаемых формулировок вопросов респондентам, обеспечение их понимания опрашиваемым; 3) обеспечение принципов социально-психологического общения социологов (анкетеров, интервьюеров) с респондентами, что предполагает использование технических и организационных приемов, направленных на создание оптимальных условий, в которых происходит О. Речь  идет и о технике О. (т.е. о наборе приемов, имеющих целью  стимулировать достоверность  ответов респондентов), и о знании особенностей среды респондентов, и об освоении психологических знаний о механизмах межличностного общения в тех случаях, когда речь идет о методике интервью, а также о механизмах восприятия текста  при заполнении анкеты; 4) точность фиксации ответов респондентов; 5) стандартизация условий проведения О.; 6) побуждение  интересов респондентов и интервьеров (анкетеров) к результатам О. Виды О. можно выделять по различным основаниям: По способу получения информации и ее интерпретации - 1) анкетный О. (когда опросный лист  напечатан и непосредственно социологом или опосредованно - через почту, прессу - вручается респонденту для заполнения); 2) социологическое интервью (как наиболее гибкую форму работы с респондентом, основанной на непосредственной беседе (очной) или заочной (телефонное интервью) социолога и респондента по заданной проблеме; 3) экспертный О. (когда в качестве респондентов выступают эксперты). По степени охвата генеральной совокупности - 1) сплошные О. (ситуация, когда опросом охвачена вся генеральная совокупность ) ; 2) выборочные О. (ситуация, когда О. охвачена часть генеральной совокупности по принципам и правилам выборки). По процедуре проведения О. - 1) индивидуальные О. (проходят в индивидуально-личной форме при непосредственном или опосредованном, но всегда конфиденциальном, один на один способе общения социолога и респондента); 2) групповые О. (когда социолог работает не с одним, а сразу с несколькими респондентами, порой с целой группой. По форме проведения О. - 1) устные О. (разные виды интервью); 2) письменные О. (анкетный О.). По способу коммуникации социолога и респондента - 1) контактные О. (интервью и некоторые виды анкетных О., основанные на непосредственно личном контакте социолога и респондента в процессе  проведения О.); 2) бесконтактные О. (почтовые или прессовые О., основанные на непосредственно личном контакте социолога и респондента в процессе проведения О.). По частоте проведения - 1) разовые О. населения по определенным проблемам ;  2) повторные ( мониторинг ,  лонгитюд). Е.Е. Кучко

Значение слова Опрос в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Овеществление - англ. reification; нем. Versachlichung. Форма  соц. отношений, ...
  • Обязанность - англ. duty; нем. Aufgabe/Obliegenheit. Нравственное, соц. или ...
  • Объяснение - аигл. explanation; нем. Erklarung. 1. Функция  научного ...
  • Объективизм - (от лат. objectivus предметный) англ. objectivism; ...
  • Описание - англ. description; нем. Beschreibung. 1. Воспроизведение характеристик ...
  • Операция - англ. operation; нем. Operation. 1. Ряд действий, ...
  • Операционализация - (от лат. operatio действие )  англ. ...
  • Оптимизация - (от лат. optimus наилучший) англ. optimalization; ...
  • Основание - англ. foundation/ premise; нем. Grundlage. 1. Базисная ...
  • Освящение - англ. consecration; нем. Heiligsprechung. Ритуальная процедура ,  ...
  • Ортогенез - (от греч. orthos прямой и genesis ...
  • Органицизм - (от гречorganifcos органический) англ. organicism; нем. ...
  • Организм - англ. organism; нем. Organismus. Состоящая из специфического ...
  • Отлучение - англ. excommunication; нем. Exkommunikation. 1. Исключение из ...
  • Тесты - (англ. tests испытания, пробы) один из ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари