- англ. community; нем. Gemeinsamkeit. 1. Общий характер , подобие , сходство . 2. Тип взаимоотношений между людьми, характеризующийся чувством идентичности, общими интересами и т. д. 3. Реально существующая совокупность индивидов, объединяемых исторически сложившимися устойчивыми соц. связями и отношениями, отличающаяся относительной целостностью , обладающая рядом общих признаков, придающих ей своеобразие .
— совокупность людей, связанная сходство м жизненных условий, единством ценностей и норм, отношениями организации и осознанием социальной идентичности (самопричислением).
– совокупность людей, связанная сходство м жизненных условий, единством ценностей и норм, отношениями организации и осознанием социальной идентичности (самопричислением) .
(community) (в значении, используемом и социологами, и географами) — совокупность социальных связей, действующих внутри конкретных границ, местоположений или территорий. Термин имеет описательные и предписывающие оттенки, как в популярном, так и академическом смысле. Он может относиться к социальным связям в географически определенных областях или окрестностях либо существующим не на локальном, а на более абстрактном, идеологическом уровне. Например, термин «лесбийская общность » характер изует реально е поселение женщин ("лесбийское гетто " , см. Э. Этторе, 1978), коллективное хозяйство женщин, разделяющих общие взгляды и стиль жизни , но не обязательно постоянно проживающих совместно на одном пространстве. Немало было сказано и о том, что данное понятие — одно из наиболее трудных и спорных в современном обществе. "В этом смысле оно сравнимо лишь с понятием класса " (Лоуи, 1986). Термин широко интерпретировался и употреблялся, что нанесло ему вред. В популярном смысле он часто имел положительный оттенок во фразах " чувство общности", "дух общности". Но он не только описательный, но также нормативный и идеологический. Социологические исследования часто укрепляли его предписывающее применение. Под влиянием традиции романтизма 19-го столетия некоторые ученые оценивали общность как обязательно полезную потребность человека и социальной интеракции. Эта традиция ни в коем случае не исчезла из социологической мысли XX в. В прошлом столетии немецкий социолог Теннис вывел различие между понятиями, названными им " гемайншафт " (Gemeinschaft — прил.) и "Гезелыиафт" ( Gesellschaft — прил.). Первое обозначало общинные отношения, отличавшиеся близостью и устойчивостью: статус скорее приписанный, чем достигнутый, а родственные связи происходили от общей территории и имели значимость по причине общей культуры. Второе — это безличные, мимолетные и договорные связи, скорее рациональные и расчетливые, чем эмоциональные. Статус основан на личных качествах, а следовательно, является достигнутым, а отношения — на конкуренции и часто характеризуются отчуждением . По мнению Тенниса, процессы инициализации и урбанизации будут вызывать разрушение гемайншафтных отношений и посему расцвет гезельшафтных. Его беспокоил предстоявший крах традиционного общества, власти и коллективизма . В работах Тенниса прослеживаются высокая оценка , но он исподволь дает старому социальному порядку, и его двойственное отношение к индустриализации, а также к урбанизации (ср. Зиммель). Его подход к "традиционному обществу" вызывал ассоциацию понятия "общности" с идеями социальной поддержки, близости, защиты и поэтому часто отображал тесно сплоченных членов, занятых сотрудничеством и взаимопомощью. Напротив, процесс урбанизации определялся как разрушительный по отношению и к "общности", и к общинам . Однако исследования Янга и Уилмотта (1960), Канса (1962) выдвинули серьезные сомнения относительно таких простых ассоциаций между урбанизацией и "утратой общности". Социологи обычно занимались не столько выведением определений физических и географических характеристик общностей, сколько природой и качеством их социальных связей. Современная наука также анализирует общественные действия и коллективные преодоления социальных проблем (Кастельс, 1976). При всех указанных трудностях все общности — как реальные, так и символические — существуют и функционируют внутри границ или территорий, состоят из неких людей и социальных групп, исключающих других. В одних случаях границы жестко охраняются (например, в некоторых религиозных общинах), в других более подвижны и открыты. Согласно Уорсли (1987), невзирая на сложности теоретического обобщения "общности" и "общностей", в социологической литературе можно выявить три основных значения. Первое — "общность как местоположение", то есть интерпретация , наиболее близкая к географическому значению поселения людей внутри фиксированной и ограниченной территории. Второе — "сеть взаимоотношений", то есть связи характеризуются взаимностью и взаимодействием , а также конфликтом. Третье — "специфический тип социальной связи", обладающий определенными качествами и предполагающий наличие "духа общности" или "чувства общности". Последнее в наибольшей мере приближается к значению общего смысла и не обязательно подразумевает существование локальной географической области или окрестности. Общность остается важным, хотя и спорным понятием в социологии. См. Чикагская школа ; Общественное изучение ; Коммунитарное попечительство ; Коммунитаризм .