Что такое Общность? Значение слова Общность в социологическом словаре

1) Общность - - англ. community; нем. Gemeinsamkeit. 1. Общий характерподобиесходство. 2. Тип взаимоотношений между людьми, характеризующийся чувством  идентичности, общими интересами и т. д. 3. Реально существующая совокупность  индивидов, объединяемых исторически сложившимися устойчивыми соц. связями и отношениями, отличающаяся относительной целостностью ,  обладающая рядом общих признаков, придающих ей своеобразие.

2) Общность - — совокупность  людей, связанная сходством жизненных условий, единством ценностей и норм, отношениями организации и осознанием социальной идентичности (самопричислением).

3) Общность - – совокупность  людей, связанная сходством жизненных условий, единством ценностей и норм, отношениями организации и осознанием социальной идентичности (самопричислением) .

4) Общность - (community) (в значении, используемом и социологами, и географами) — совокупность  социальных связей, действующих внутри конкретных границ, местоположений или территорий. Термин  имеет описательные и предписывающие оттенки, как в популярном, так и академическом смысле. Он может относиться к социальным связям в географически определенных областях или окрестностях либо существующим не на локальном, а на более абстрактном, идеологическом уровне. Например, термин «лесбийская общность »  характеризует реальное поселение  женщин ("лесбийское гетто " , см. Э. Этторе, 1978), коллективное хозяйство женщин, разделяющих общие взгляды и стиль жизни ,  но не обязательно постоянно проживающих совместно на одном пространстве. Немало было сказано и о том, что данное понятие  — одно из наиболее трудных и спорных в современном обществе. "В этом смысле оно сравнимо лишь с понятием класса "  (Лоуи, 1986). Термин широко интерпретировался и употреблялся, что нанесло ему вред. В популярном смысле он часто имел положительный оттенок во фразах " чувство  общности", "дух общности". Но он не только описательный, но также нормативный  и идеологический. Социологические исследования часто укрепляли его предписывающее применение. Под влиянием   традиции  романтизма 19-го столетия некоторые ученые оценивали общность как обязательно полезную потребность  человека и социальной интеракции. Эта традиция  ни в коем случае не исчезла из социологической мысли XX в. В прошлом столетии немецкий социолог Теннис вывел различие  между понятиями, названными им " гемайншафт "  (Gemeinschaft — прил.) и "Гезелыиафт" ( Gesellschaft  — прил.). Первое обозначало общинные отношения, отличавшиеся близостью и устойчивостью: статус  скорее приписанный, чем достигнутый, а родственные связи происходили от общей территории и имели значимость по причине общей культуры. Второе — это безличные, мимолетные и договорные связи, скорее рациональные и расчетливые, чем эмоциональные. Статус основан на личных качествах, а следовательно, является достигнутым, а отношения — на конкуренции и часто характеризуются отчуждением .  По мнению Тенниса, процессы  инициализации и урбанизации будут вызывать разрушение гемайншафтных отношений и посему расцвет гезельшафтных. Его беспокоил предстоявший крах традиционного общества, власти и коллективизма .  В работах  Тенниса прослеживаются высокая оценка ,  но он исподволь дает старому социальному порядку, и его двойственное отношение  к индустриализации, а также к урбанизации (ср. Зиммель). Его подход  к "традиционному обществу" вызывал ассоциацию понятия "общности" с идеями социальной поддержки, близости, защиты и поэтому часто отображал тесно сплоченных членов, занятых сотрудничеством и взаимопомощью. Напротив, процесс урбанизации определялся как разрушительный по отношению и к "общности", и к общинам .  Однако исследования Янга и Уилмотта (1960), Канса (1962) выдвинули серьезные сомнения относительно таких простых ассоциаций между урбанизацией и "утратой общности". Социологи обычно занимались не столько выведением определений физических и географических характеристик общностей, сколько природой и качеством  их социальных связей. Современная наука  также анализирует общественные действия и коллективные преодоления социальных проблем (Кастельс, 1976). При всех указанных трудностях все общности — как реальные, так и символические — существуют и функционируют внутри границ или территорий, состоят из неких людей и социальных групп, исключающих других. В одних случаях границы жестко охраняются (например, в некоторых религиозных общинах), в других более подвижны и открыты. Согласно Уорсли (1987), невзирая на сложности теоретического обобщения "общности" и "общностей", в социологической литературе можно выявить три основных значения. Первое — "общность как местоположение", то есть интерпретация ,  наиболее близкая к географическому значению поселения людей внутри фиксированной и ограниченной территории. Второе — "сеть взаимоотношений", то есть связи характеризуются взаимностью  и взаимодействием ,  а также конфликтом. Третье — "специфический тип социальной связи", обладающий определенными качествами и предполагающий наличие "духа общности" или "чувства общности". Последнее в наибольшей мере приближается к значению общего смысла и не обязательно подразумевает существование локальной географической области или окрестности. Общность остается важным, хотя и спорным понятием в социологии. См. Чикагская школа ;  Общественное изучение ;  Коммунитарное попечительство ;  Коммунитаризм . 


Синонимы: общность, одинаковость, согласие

Общность

- англ. community; нем. Gemeinsamkeit. 1. Общий характер ,  подобие ,  сходство . 2. Тип взаимоотношений между людьми, характеризующийся чувством  идентичности, общими интересами и т. д. 3. Реально существующая совокупность  индивидов, объединяемых исторически сложившимися устойчивыми соц. связями и отношениями, отличающаяся относительной целостностью ,  обладающая рядом общих признаков, придающих ей своеобразие .

— совокупность  людей, связанная сходство м жизненных условий, единством ценностей и норм, отношениями организации и осознанием социальной идентичности (самопричислением).

– совокупность  людей, связанная сходство м жизненных условий, единством ценностей и норм, отношениями организации и осознанием социальной идентичности (самопричислением) .

(community) (в значении, используемом и социологами, и географами) — совокупность  социальных связей, действующих внутри конкретных границ, местоположений или территорий. Термин  имеет описательные и предписывающие оттенки, как в популярном, так и академическом смысле. Он может относиться к социальным связям в географически определенных областях или окрестностях либо существующим не на локальном, а на более абстрактном, идеологическом уровне. Например, термин «лесбийская общность »  характер изует реально е поселение  женщин ("лесбийское гетто " , см. Э. Этторе, 1978), коллективное хозяйство женщин, разделяющих общие взгляды и стиль жизни ,  но не обязательно постоянно проживающих совместно на одном пространстве. Немало было сказано и о том, что данное понятие  — одно из наиболее трудных и спорных в современном обществе. "В этом смысле оно сравнимо лишь с понятием класса "  (Лоуи, 1986). Термин широко интерпретировался и употреблялся, что нанесло ему вред. В популярном смысле он часто имел положительный оттенок во фразах " чувство  общности", "дух общности". Но он не только описательный, но также нормативный  и идеологический. Социологические исследования часто укрепляли его предписывающее применение. Под влиянием   традиции  романтизма 19-го столетия некоторые ученые оценивали общность как обязательно полезную потребность  человека и социальной интеракции. Эта традиция  ни в коем случае не исчезла из социологической мысли XX в. В прошлом столетии немецкий социолог Теннис вывел различие   между понятиями, названными им " гемайншафт "  (Gemeinschaft — прил.) и "Гезелыиафт" ( Gesellschaft  — прил.). Первое обозначало общинные отношения, отличавшиеся близостью и устойчивостью: статус  скорее приписанный, чем достигнутый, а родственные связи происходили от общей территории и имели значимость по причине общей культуры. Второе — это безличные, мимолетные и договорные связи, скорее рациональные и расчетливые, чем эмоциональные. Статус основан на личных качествах, а следовательно, является достигнутым, а отношения — на конкуренции и часто характеризуются отчуждением .  По мнению Тенниса, процессы  инициализации и урбанизации будут вызывать разрушение гемайншафтных отношений и посему расцвет гезельшафтных. Его беспокоил предстоявший крах традиционного общества, власти и коллективизма .  В работах  Тенниса прослеживаются высокая оценка ,  но он исподволь дает старому социальному порядку, и его двойственное отношение  к индустриализации, а также к урбанизации (ср. Зиммель). Его подход  к "традиционному обществу" вызывал ассоциацию понятия "общности" с идеями социальной поддержки, близости, защиты и поэтому часто отображал тесно сплоченных членов, занятых сотрудничеством и взаимопомощью. Напротив, процесс урбанизации определялся как разрушительный по отношению и к "общности", и к общинам .  Однако исследования Янга и Уилмотта (1960), Канса (1962) выдвинули серьезные сомнения относительно таких простых ассоциаций между урбанизацией и "утратой общности". Социологи обычно занимались не столько выведением определений физических и географических характеристик общностей, сколько природой и качеством  их социальных связей. Современная наука  также анализирует общественные действия и коллективные преодоления социальных проблем (Кастельс, 1976). При всех указанных трудностях все общности — как реальные, так и символические — существуют и функционируют внутри границ или территорий, состоят из неких людей и социальных групп, исключающих других. В одних случаях границы жестко охраняются (например, в некоторых религиозных общинах), в других более подвижны и открыты. Согласно Уорсли (1987), невзирая на сложности теоретического обобщения "общности" и "общностей", в социологической литературе можно выявить три основных значения. Первое — "общность как местоположение", то есть интерпретация ,  наиболее близкая к географическому значению поселения людей внутри фиксированной и ограниченной территории. Второе — "сеть взаимоотношений", то есть связи характеризуются взаимностью  и взаимодействием ,  а также конфликтом. Третье — "специфический тип социальной связи", обладающий определенными качествами и предполагающий наличие "духа общности" или "чувства общности". Последнее в наибольшей мере приближается к значению общего смысла и не обязательно подразумевает существование локальной географической области или окрестности. Общность остается важным, хотя и спорным понятием в социологии. См. Чикагская школа ;  Общественное изучение ;  Коммунитарное попечительство ;  Коммунитаризм . 

Значение слова Общность в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Отцовство - совокупность  биологич., правовых и воспитательных функций, выполняемых ...
  • Оценка - (evaluation) процесс  определения реального состояния объекта  (процесса, ...
  • Общество - результат распада общинных образований. В отличие от ...
  • Обобщение - См. ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ .  ...
  • Обследование - англ. survey; нем. Forschung. Сбор данных с ...
  • Обряд - англ. ritual/rite /ceremony; нем. Ritus. Традиционные символические действия, ...
  • Обратимость - англ. reversibility; нем. Umkehrbarkeit. Свойство некрых физических, ...
  • Обычай - англ. custom; нем. Brauch. Правило  соц. поведения, ...
  • Объективность - англ. objectivity; нем. Objektivitat. 1. Действительное, независимое ...
  • Объект - (от лат. objectum предмет )  англ. ...
  • Оперограмма - (от лат. operatic действие  и греч. gramma ...
  • Операционализм - англ.operationalism; нем, Operationalismus. Направление в методологии и философии ...
  • Онтология - (от греч. ontos бытие  и iogos ...
  • Оно - (ID) (лат. id то, оно) англ. ...
  • Социация - у Зиммеля социальность ,  социальные отношения ,  общение ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари