Что такое Общество? Значение слова Общество в социологическом словаре

1) Общество - - англ. society; нем. Gesellschaft .  1. Сложившаяся в процессе  истор. развития относительно устойчивая система  соц. связей и отношений между людьми на основе совместной деятельности, направленной на воспроизводство  материальных условий существования и удовлетворение  потребностей; О. поддерживается в силу обычаев, традиций, законов и т. д. 2. По Ф. Теннису -в отличие от общины  (Gemeinschaft), тип организации соц. жизни с механической связью частей, составляющих соц. целое; характеризуется противоборствующими устремлениями его участников, рациональным обменом, расчетом, сознанием  полезности и ценности .  3. В культ ,  антропологии - группа  индивидов, отличающихся особой культурой (система ценностей, традиция )  и существующая независимо от других групп, т. е. не являющаяся их подгруппой. 4. Совокупность  людей, объединяющихся для удовлетворения определенных потребностей и интересов (напр., акционерное О., О. книголюбов и т. д.). См. АССОЦИАЦИЯ . 

2) Общество - - результат распада общинных образований. В отличие от общины  принципиально делимо на атомарных членов (индивидуумов).

3) Общество - - исторически развивающаяся совокупность  отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условий их деятельности в процессе  взаимодействия с органич. и неорганич. Существуют различн. подходы  к сущности О. В истории философии и социологии О. часто понималось как совокупность человеческих индивидов. В основу этого понимания О. клались самые различ. мифологические, теологические, телеологические, идеалистические представления, общим для к-рых было то, что О. - это результат деятельности Бога или субъективного проявления воли человека .  В середине XIX в. стали складываться представления об О. как объективной реальности sin generis, развизающейся по своим имманентным законам. Впервые этот подход к О. был сформулирован К. Марксом. Он рассматривал его как особый соц. организм, как особую соц. форму движения материи, подчиненную своим особым законам функционирования и развития. Сам факт  бытия человека не может раскрыть сущности О. О. - это не механическое скопление взаимодействующих индивидов. Его специфика как соц. реальности состоит в том, что оно выражает сумму тех связей и отношений, в к-рых эти индивиды  находятся друг к другу. Распространив филос. материализм  на О., К. Маркс обратил внимание на ту материальную основу в О., к-рую отражает сознание  и к-рая, следовательно, является фактором, определяющим характер и содержание соц. деятельности людей. Решение  этого вопроса и означало открытие  материалистич. понимания истории. В основу понимания О. как соц. реальности был положен принцип  материалистич. детерминизма .  Исходя из основных принципов материалистич. детерминизма, К. Маркс обосновал последовательную причинную зависимость основных структур об-ва. Развитие  О. он понимал как последовательную смену обществ. формаций. Более глубокое обоснование  О. как объективной соц. реальности сформулировал Э. Дюркгейм. Он считал объективными фактами-видами не только материальные, но и духовные элементы  О. В отечеств, науке О. понимается как определившаяся в процессе историч. развития человечества относительно устойчивая система  соц. связей и ношений как между большими, так и между малыми группами людей, поддерживаемая силой обычая, традиции ,  закона ,  соц. ин-тов и т. д., основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена  и потребление  материальных и духовных благ. Каждая конкретная форма  О. связана с определенной территорией и политической властью .  Люди, вкюченные в данную территориально-политич. гос. систему, содержание, формы и направленность соц. действий не только самодетерминируются, и детерминируются этой системой. В свою очередь, данная форма организации О. создается людьми или, вернее, властными структурами неважно, каким путем (демократическим или антидемократическим) они пришли к власти. Отсюда следует вывод: каково О. (тоталитарное, автократическое, демократическое и т. д.), таковы соответственно и люди, и их соц. действия, какова властная структура ,  таково и О. Лит.: Осипов Г.В. Природа и общество / / Социология .  Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.) М 1996; Пушкарева В.Г. Общество//Основы социологии (под ред. Эфендиева А.Г.). Ч. II. М., 1994. Г.В. Осипов, А.Д. Налетова.

4) Общество - объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности  и социальные нормы ,  характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью  (самопричислением) его членов.

5) Общество - - в широком смысле: совокупность  исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком: исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма  социальных отношений

6) Общество - — совокупность  людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, саморазвитием, наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение . 

7) Общество - - в смысле социологическом означает, прежде всего, совокупность  людей, находящихся в процессе  общения.

8) Общество - – объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности  и социальные нормы ,  характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью  (самопричислением) ее членов.

9) Общество - - понятие ,  фиксирующее предмет социальной философии : в качестве базисной категориальной структуры фундирует собою концепции, развивающиеся в русле социального реализма ;  в традиции   историцизма ,  фокусирующей внимание на истории как истории духа и на имманентных индивидуальных импульсах совершения человеком того или иного поступка, а не на интегральных (со стороны О. как общего) детерминантах, практически не употребляется. В социальном реализме определяется - в широком смысле - как выделившееся из природы системное образование ,  представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей и групп, отдельных индивидов; в узком смысле под О. нередко понимается исторически конкретный тип социальной системы (например, индустриальное О.) или отдельный социальный  организм (например, японское О.). О. - основополагающая категория  философии и социологии. Философско-теоретический анализ  О. возможен только на базе исследования его идеальной модели. Выявить внутреннюю необходимость реального процесса  можно, лишь освободив ее от конкретно-исторической формы, представив процесс в "чистом виде", в логической форме ( Идеальный тип ,  Идеальных типов метод ) . Теоретический анализ О. предполагает рассмотрение его в качестве целостного организма, части которого не только влияют друг на друга, но и находятся в соподчинении. Поисками оснований исторического процесса занимались все философские системы с древнейших времен, продуцируя определенное видение и те или иные методологические установки для частных социальных наук. В истории социальной философии и социологии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации О.: 1) взгляды мыслителей органической школы в социологии, возникшей в конце 19 - начале 20 вв. Ее представители (П.Ф. Лилиенфельд, А. Шеффле, Р. Вормс, А. Эспинас) отождествляли О. с организмом и пытались объяснить социальную жизнь  биологическими закономерностями. Сравнение  О. с организмом проводилось многими мыслителями ( Платон ,  Гоббс, Спенсер), однако они не считали их тождественными. Представители же органической школы обнаруживали прямой изоморфизм между О. и организмом, в котором роль  кровообращения выполняет торговля, функции головного мозга - правительство и т.п. В 20 в. концепция  органической школы утратила популярность; 2) концепция О. как продукта  произвольного соглашения индивидов; 3) антропологический принцип  рассмотрения О. и человека  как части природы (Б. Спиноза, Д. Дидро, П. Гольбах и др.). Достойным существования признавалось лишь О., соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование  философской антропологии дано М. Шелером , где категория "человек" конституируется в качестве антитезы "О." и "природе"; 4) теория социального действия ,  возникшая в 1920-е (М. Вебер - , Знанецкий - и др.), фундируется идеей, согласно которой в основе социальных отношений лежит установление "смысла" ( понимание )  намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми - осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие  актора было адекватно понято другими участниками социального отношения; 5) функционалистский подход  к О. (Т. Парсонс - , Р. Мертон - и др.; Структурно-функциональный анализ ) . О. рассматривается в философской традиции в контексте  его взаимодействия как с природой ( Техника ,  Экология ) , так и с индивидом как личностью .  При характеристике О. необходимо учитывать не только процессы функционирования, но и развития социальных систем, ибо эволюция  О. может быть рассмотрена как негаэнтропийный процесс, ведущий к повышению уровня организации. Функционирование и развитие  социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное   наследование  ( История ,  Культура ,  Норма ,  Традиция ,  Цивилизация ) . В.Г. Изох

10) Общество - (society) — 1. Вся сумма человеческих отношений. 2. Самоувековечивающееся объединение людей, занимающее относительно ограниченную территорию, обладающее собственной более или менее отличительной культурой и институтами (например, народ  нуэр), либо давно или хорошо известное национальное государство  (вроде Великобритании или США). Несмотря на то, что это — одно из важнейших понятий в социологии, его использование сопряжено с рядом трудностей и споров, особенно во втором значении, которое легко применяется к известным национальным государствам с собственными семейными, экономическими и политическими институтами и четкими границами. Намного сложнее идентифицировать границы обществ древних империй, которые, как правило ,  состояли из относительно свободных различных народов, крестьянских общин и т.д., не обладавших статусом государственности (см. также Национализм ) . Как указывал Рансимен (1989), масштаб фактического "общественного членства" может быть весьма переменным: "член племенной группы, обитающей на границе между зонами наследования по мужской и женской линиям; или отдельной этнической и религиозной общины  страны, управляемой колониальной властью ;  или сепаратистской коммуны, основанной в рамках государства". Где та точка, в которой исторически изменяющееся общество  должно или не должно считаться тем же самым? Наконец, способность членов взаимодействовать друг с другом и на каком уровне, а также историческая степень культурной институциональной целостности также являются "тестом" на приемлемость понятия "единое общество". Даже в наиболее четких случаях определения будут иметься связи с другими обществами. Ввиду возрастающей глобализации современных социальных отношений некоторые теоретики (в частности, Гидденс )  предупреждали о постоянном риске чрезмерного акцента на понятии унитарных обществ в социологии, что умаляет значение  межобщественных связей, многонациональных организаций и т.д. Для Дюркгейма и некоторых функционалистов, "общество" существует и в третьем смысле. Дюркгейм развивал социологию как "науку об обществе" и видел в нем особый объект ,  действующий согласно "sui generis". Как предмет изучения это что-то большее, чем сумма индивидуальных составляющих частей, и обладает "нравственной силой", сдерживающей человеческих индивидуумов (см. Социальные факты как вещи ) . Такое толкование термина  стало одним из наиболее спорных. В отличие от "классической" социологической теории, можно сказать, что современная наука  все более неохотно интерпретирует теории общества подобным образом (см. Холизм ;  Методологический индивидуализм ;  Структура и воля ) . См. также Социальная система ;  Функциональные предпосылки . 


Синонимы: блок, коалиция, общество, объединение, организация, союз, федерация

Общество

- англ. society; нем. Gesellschaft .  1. Сложившаяся в процессе  истор. развития относительно устойчивая система  соц. связей и отношений между людьми на основе совместной деятельности, направленной на воспроизводство  материальных условий существования и удовлетворение  потребностей; О. поддерживается в силу обычаев, традиций, законов и т. д. 2. По Ф. Теннису -в отличие от общины  (Gemeinschaft), тип организации соц. жизни с механической связью частей, составляющих соц. целое; характеризуется противоборствующими устремлениями его участников, рациональным обменом, расчетом, сознанием  полезности и ценности .  3. В культ ,  антропологии - группа  индивидов, отличающихся особой культурой (система ценностей, традиция )  и существующая независимо от других групп, т. е. не являющаяся их подгруппой. 4. Совокупность  людей, объединяющихся для удовлетворения определенных потребностей и интересов (напр., акционерное О., О. книголюбов и т. д.). См. АССОЦИАЦИЯ . 

- результат распада общинных образований. В отличие от общины  принципиально делимо на атомарных членов (индивидуумов).

- исторически развивающаяся совокупность  отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условий их деятельности в процессе  взаимодействия с органич. и неорганич. Существуют различн. подходы  к сущности О. В истории философии и социологии О. часто понималось как совокупность человеческих индивидов. В основу этого понимания О. клались самые различ. мифологические, теологические, телеологические, идеалистические представления, общим для к-рых было то, что О. - это результат деятельности Бога или субъективного проявления воли человека .  В середине XIX в. стали складываться представления об О. как объективной реальности sin generis, развизающейся по своим имманентным законам. Впервые этот подход к О. был сформулирован К. Марксом. Он рассматривал его как особый соц. организм, как особую соц. форму движения материи, подчиненную своим особым законам функционирования и развития. Сам факт  бытия человека не может раскрыть сущности О. О. - это не механическое скопление взаимодействующих индивидов. Его специфика как соц. реальности состоит в том, что оно выражает сумму тех связей и отношений, в к-рых эти индивиды  находятся друг к другу. Распространив филос. материализм  на О., К. Маркс обратил внимание на ту материальную основу в О., к-рую отражает сознание  и к-рая, следовательно, является фактором, определяющим характер и содержание соц. деятельности людей. Решение  этого вопроса и означало открытие  материалистич. понимания истории. В основу понимания О. как соц. реальности был положен принцип  материалистич. детерминизма .  Исходя из основных принципов материалистич. детерминизма, К. Маркс обосновал последовательную причинную зависимость основных структур об-ва. Развитие  О. он понимал как последовательную смену обществ. формаций. Более глубокое обоснование  О. как объективной соц. реальности сформулировал Э. Дюркгейм. Он считал объективными фактами-видами не только материальные, но и духовные элементы  О. В отечеств, науке О. понимается как определившаяся в процессе историч. развития человечества относительно устойчивая система  соц. связей и ношений как между большими, так и между малыми группа ми людей, поддерживаемая силой обычая, традиции ,  закона ,  соц. ин-тов и т. д., основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена  и потребление  материальных и духовных благ. Каждая конкретная форма  О. связана с определенной территорией и политической властью .  Люди, вкюченные в данную территориально-политич. гос. систему, содержание, формы и направленность соц. действий не только самодетерминируются, и детерминируются этой системой. В свою очередь, данная форма организации О. создается людьми или, вернее, властными структурами неважно, каким путем (демократическим или антидемократическим) они пришли к власти. Отсюда следует вывод: каково О. (тоталитарное, автократическое, демократическое и т. д.), таковы соответственно и люди, и их соц. действия, какова властная структура ,  таково и О. Лит.: Осипов Г.В. Природа и общество / / Социология .  Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.) М 1996; Пушкарева В.Г. Общество//Основы социологии (под ред. Эфендиева А.Г.). Ч. II. М., 1994. Г.В. Осипов, А.Д. Налетова.

объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культ урные ценности  и социальные нормы ,  характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью  (самопричислением) его членов.

- в широком смысле: совокупность  исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком: исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма  социальных отношений

— совокупность  людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, саморазвитием, наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение . 

- в смысле социологическом означает, прежде всего, совокупность  людей, находящихся в процессе  общения.

– объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культ урные ценности  и социальные нормы ,  характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью  (самопричислением) ее членов.

- понятие ,  фиксирующее предмет социальной философии : в качестве базисной категориальной структуры фундирует собою концепции, развивающиеся в русле социального реализма ;  в традиции   историцизма ,  фокусирующей внимание на истории как истории духа и на имманентных индивидуальных импульсах совершения человеком того или иного поступка, а не на интегральных (со стороны О. как общего) детерминантах, практически не употребляется. В социальном реализме определяется - в широком смысле - как выделившееся из природы системное образование ,  представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей и групп, отдельных индивидов; в узком смысле под О. нередко понимается исторически конкретный тип социальной системы (например, индустриальное О.) или отдельный социальный  организм (например, японское О.). О. - основополагающая категория  философии и социологии. Философско-теоретический анализ  О. возможен только на базе исследования его идеальной модели. Выявить внутреннюю необходимость реального процесса  можно, лишь освободив ее от конкретно-исторической формы, представив процесс в "чистом виде", в логической форме ( Идеальный тип ,  Идеальных типов метод ) . Теоретический анализ О. предполагает рассмотрение его в качестве целостного организма, части которого не только влияют друг на друга, но и находятся в соподчинении. Поисками оснований исторического процесса занимались все философские системы с древнейших времен, продуцируя определенное видение и те или иные методологические установки для частных социальных наук. В истории социальной философии и социологии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации О.: 1) взгляды мыслителей органической школы в социологии, возникшей в конце 19 - начале 20 вв. Ее представители (П.Ф. Лилиенфельд, А. Шеффле, Р. Вормс, А. Эспинас) отождествляли О. с организмом и пытались объяснить социальную жизнь  биологическими закономерностями. Сравнение  О. с организмом проводилось многими мыслителями ( Платон ,  Гоббс, Спенсер), однако они не считали их тождественными. Представители же органической школы обнаруживали прямой изоморфизм между О. и организмом, в котором роль  кровообращения выполняет торговля, функции головного мозга - правительство и т.п. В 20 в. концепция  органической школы утратила популярность; 2) концепция О. как продукта  произвольного соглашения индивидов; 3) антропологический принцип  рассмотрения О. и человека  как части природы (Б. Спиноза, Д. Дидро, П. Гольбах и др.). Достойным существования признавалось лишь О., соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование  философской антропологии дано М. Шелером , где категория "человек" конституируется в качестве антитезы "О." и "природе"; 4) теория социального действия ,  возникшая в 1920-е (М. Вебер - , Знанецкий - и др.), фундируется идеей, согласно которой в основе социальных отношений лежит установление "смысла" ( понимание )  намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми - осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие  актора было адекватно понято другими участниками социального отношения; 5) функционалистский подход  к О. (Т. Парсонс - , Р. Мертон - и др.; Структурно-функциональный анализ ) . О. рассматривается в философской традиции в контексте  его взаимодействия как с природой ( Техника ,  Экология ) , так и с индивидом как личностью .  При характеристике О. необходимо учитывать не только процессы функционирования, но и развития социальных систем, ибо эволюция  О. может быть рассмотрена как негаэнтропийный процесс, ведущий к повышению уровня организации. Функционирование и развитие  социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное   наследование  ( История ,  Культ ура ,  Норма ,  Традиция ,  Цивилизация ) . В.Г. Изох

(society) — 1. Вся сумма человеческих отношений. 2. Самоувековечивающееся объединение людей, занимающее относительно ограниченную территорию, обладающее собственной более или менее отличительной культ урой и институтами (например, народ  нуэр), либо давно или хорошо известное национальное государство  (вроде Великобритании или США). Несмотря на то, что это — одно из важнейших понятий в социологии, его использование сопряжено с рядом трудностей и споров, особенно во втором значении, которое легко применяется к известным национальным государствам с собственными семейными, экономическими и политическими институтами и четкими границами. Намного сложнее идентифицировать границы обществ древних империй, которые, как правило ,  состояли из относительно свободных различных народов, крестьянских общин и т.д., не обладавших статусом государственности (см. также Национализм ) . Как указывал Рансимен (1989), масштаб фактического "общественного членства" может быть весьма переменным: "член племенной группы, обитающей на границе между зонами наследования по мужской и женской линиям; или отдельной этнической и религиозной общины  страны, управляемой колониальной властью ;  или сепаратистской коммуны, основанной в рамках государства". Где та точка, в которой исторически изменяющееся общество  должно или не должно считаться тем же самым? Наконец, способность членов взаимодействовать друг с другом и на каком уровне, а также историческая степень культурной институциональной целостности также являются "тестом" на приемлемость понятия "единое общество". Даже в наиболее четких случаях определения будут иметься связи с другими обществами. Ввиду возрастающей глобализации современных социальных отношений некоторые теоретики (в частности, Гидденс )  предупреждали о постоянном риске чрезмерного акцента на понятии унитарных обществ в социологии, что умаляет значение  межобщественных связей, многонациональных организаций и т.д. Для Дюркгейма и некоторых функционалистов, "общество" существует и в третьем смысле. Дюркгейм развивал социологию как "науку об обществе" и видел в нем особый объект ,  действующий согласно "sui generis". Как предмет изучения это что-то большее, чем сумма индивидуальных составляющих частей, и обладает "нравственной силой", сдерживающей человеческих индивидуумов (см. Социальные факты как вещи ) . Такое толкование термина  стало одним из наиболее спорных. В отличие от "классической" социологической теории, можно сказать, что современная наука  все более неохотно интерпретирует теории общества подобным образом (см. Холизм ;  Методологический индивидуализм ;  Структура и воля ) . См. также Социальная  система ;  Функциональные предпосылки . 

Однокоренные и похожие слова:

общества острова общества охраны памятников истории и культуры общества охраны природы общество акционерное общество акционерное дочернее общество акционерное закрытого типа общество акционерное закрытое общество акционерное открытого типа общество акционерное открытое общество анонимное общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев 1921-1935, общество взаимного кредита общество взаимного страхования общество взаимопомощи общество возрождения художественной руси общество дочернее общество друзей общество друзей воздушного флота (одвф) общество европейское финансовое (сфе) общество имени а. и. куинджи общество имени макса планка общество искусства и литературы общество историков-марксистов общество классификационное общество коммандитное общество любителей естествознания общество любителей российской словесности общество молодых художников (обмоху) общество московских художников общество на основе взаимности общество основное общество поощрения художеств (1821-1929; общество потребителей общество ревнителей военных знаний общество русских врачей общество русских скульпторов общество с долевым участием в капитале общество с дополнительной ответственностью общество с ограниченной ответственностью общество соединенных славян общество старых большевиков общество художников-станковистов чорба

Значение слова Общество в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Ответственность - 1. Синоним обязанности  чтолибо сделать. 2. Последствие ...
  • Отцовство - совокупность  биологич., правовых и воспитательных функций, выполняемых ...
  • Оценка - (evaluation) процесс  определения реального состояния объекта  (процесса, ...
  • Общество - результат распада общинных образований. В отличие от ...
  • Обобщение - См. ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ .  ...
  • Обследование - англ. survey; нем. Forschung. Сбор данных с ...
  • Обряд - англ. ritual/rite /ceremony; нем. Ritus. Традиционные символические действия, ...
  • Обязательство - англ. obligation; нем. Verpflichtung. 1. Вид гражданских ...
  • Обычай - англ. custom; нем. Brauch. Правило  соц. поведения, ...
  • Объективность - англ. objectivity; нем. Objektivitat. 1. Действительное, независимое ...
  • Объект - (от лат. objectum предмет )  англ. ...
  • Оперограмма - (от лат. operatic действие  и греч. gramma ...
  • Операционализм - англ.operationalism; нем, Operationalismus. Направление в методологии и философии ...
  • Онтология - (от греч. ontos бытие  и iogos ...
  • Форма - (от лат. forma вид, образ ,  устройство) ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари