Что такое Неотехнократизм? Значение слова Неотехнократизм в социологическом словаре

1) Неотехнократизм - - терминиспользуемый для обозначения процесса  обновления технократич. мышления, происходящего с конца 70-х гг. Основной смысл этого процесса выражается в стремлении преодолеть некритичность позиций технологич. детерминизма  и технократич. обоснования соц. администрирования, вырваться из плена представлений о технике как щедром божестве или как злом демоне, несущем гибель человечеству. Н. представляет собой попытку исправить положение, при к-ром техника  вообще выпадает из сферы социологич. анализа ,  вытесняемая, с одной стороны, размышлениями "по поводу" техники (последствий ее развития, положительных и отрицательных для человека ,  об-ва, природы), а с др. - распространением социологизма  (см.), рассматривавшего человеческое общение  в отрыве от его материально-тех-нич. "предмета" и носителя. С т. зр. Н. технократич. идеология ,  лежащая в основе современного индустриального и соц. управления (см. Детерминизм технологический ,  Техницизм и антитехницизм ) , служила "научн." обоснованием  варварского отношения к природе, к фактору  человеческому (см.) и привела человечество вплотную к проблеме выживания. В русле Н. осуществляются попытки критико-социологич. анализа технич. рациональности, ее тупиков и парадоксов, ставится проблема  гуманизации техники на основе изучения соц. механизмов ее развития. При этом известные представления клас-сич. технократич. сознания оказываются как бы "снятыми", вобравшими в себя рациональное зерно его критики. Технике в Н. по-прежнему отводится центральная роль  в жизни об-ва, но ей отказывается в способности к саморазвитию, самокоррекции. Ставится вопрос об обществ. контроле над технич. развитием .  В большинстве вариантов Н. отчетливо виден отход от прогрес-систских иллюзий, но все же зло, причиняемое техникой, связывается только с ее временным отставанием от собственных возможностей. Изначальный принцип  власти знания и, как следствие, технич. специалистов остается, хотя и смягчается за счет включения в "правящую элиту" и др. специалистов. В лит-ре по Н. ставится вопрос о создании новой, адекватной системы представлений о технике, возможной только на путях ее включения в социологии, измерение ;  утверждается, что от рассуждений "по поводу" техники надо перейти к изучению механизмов развития техники, расшифровать мифы о технике-монстре, технике-титане, о технич. прогрессе  как самореализующейся рациональности; научно-технический прогресс  должен рассматриваться как совокупность  конкретных инноваций и решений относительно этих инноваций, подлежащих как технологич., так и социологич. анализу (Дж. Уайнстейн). Конкретные варианты Н. представлены: в социологии индустриальной, в исследованиях технологич. риска, в компьютерной футурологии, в теоретич. социологии неовеберианцев. Не-овеберианцы рассматривают научно-технич. развитие как углубляющийся процесс взаимодействия двух видов рациональности - формальной (т. е. чисто технич. рациональности выбора средств для достижения определенной цели) и материальной (содержательной, субстанциональной, ценностной). С этой т. зр. существенным пороком классич. технократизма  было полное отождествление мира техники с первым видом рациональности; рез-том было резкое размежевание функций научн. экспертизы ( специалист ,  технократ) и критич. оценки  (свободный интеллектуал ) , обособление первой функции и вытеснение второй из процесса принятия решений. В современных условиях должны существовать эксперты иного типа, к-рые должны действовать одновременно и как специалисты ,  и как критически мыслящие интеллектуалы ,  в каждом конкретном случае заново творящие синтез формальной (целевой) и материальной (ценностной) рациональности - "истинную рациональность "  (Зейфарт) или "системную рациональность открытого типа" (В. Бюль). В рамках индустриальной социологии современные неотехнократич. представления формируются на основе веберов-ской теории соц. действия и теории бюрократии  (Г. Шмидт). Социологич. рассмотрение техники должно исходить из того, что ее развитие - не анонимный процесс, а один из компонентов действия социального (см.), т. е. реализации той или иной стратегии развития техники. Вырабатывают эти стратегии и осуществляют их иерархически организованные аппараты управления, к-рые оказываются ответственными за то, что тех-нико-технологич. развитие проходит в такой, а не в иной форме. Задача социологии, прямо вытекающая из таких теоретич. установок, - определение  степени реального господства различн. групп технократов на различн. уровнях организации производства. Лит.: Буржуазная социология  на исходе XX века. М., 1986; ФРГ глазами западногерманских социологов. М., 1989. М.С. Ковалева

2) Неотехнократизм - - новейший вариант западного технократизма  , появившийся как ответ на угрозу экологического кризиса и возросший технологический риск. Начало неотехнократического этапа приходится на 1980-е, когда взамен устаревших теорий постиндустриализма стали создаваться концепции информационного и компьютерного общества (Масуда, Нэйсбит). Отличительной особенностью этих теорий является попытка соединить методологию технологического детерминизма   с другими детерминантами, в результате чего создается новый образ  общества. Авторы сознательно противопоставляют новое общество  индустриальному обществу, делают акцент на сбалансированном соотношении между материальными и духовными ценностями, между техническими и гуманитарными знаниями, фемининными и маскулинными тенденциями развития. Это общество якобы руководствуется экологической этикой и этикой самореализации личности. Высшей ценностью  в нем провозглашается не развитие  техники, а развитие индивидуальности, чему должны способствовать новые социальные институты .  Благодаря гармонии общих и частных интересов в новом обществе создаются условия для гармонизации деятельности всех социальных институтов, развития общественного самоуправления и представительной демократии. Изменяется образ жизни ,  воцаряется строгий социальный контроль  за экономическими и технологическими решениями, принимаемыми, как и прежде, техническими экспертами. Однако доминантой этого нового общества по-прежнему остается технология ,  правда, хорошо приспособленная к нуждам   человека  и направленная на уменьшение степени технологического риска. Таким образом, неотехнократическая парадигма ,  построенная на основе абсолютизации возможностей современной компьютерной техники, автоматики, по-прежнему сохраняет некоторые характерные элементы  традиционного технократизма, хотя и предлагает намного более привлекательный для человека образ общества. Л.Г. Титаренко

Неотехнократизм

- термин ,  используемый для обозначения процесс а  обновления технократ ич. мышления, происходящего с конца 70-х гг. Основной смысл э того процесса выражается в стремлении преодолеть некритичность позиций технологич. детерминизма  и технократич. обоснования соц. администрирования, вырваться из плена представлений о технике как щедром божестве или как злом демоне, несущем гибель человечеству. Н. представляет собой попытку исправить положение , при к-ром техника  вообще выпадает из сферы социологич. анализа ,  вытесняемая, с одной стороны, размышлениями "по поводу" техники (последствий ее развития, положительных и отрицательных для человека ,  об-ва, природы), а с др. - распространением социологизма  (см.), рассматривавшего человеческое общение  в отрыве от его материально-тех-нич. "предмета" и носителя. С т. зр. Н. технократич. идеология ,  лежащая в основе современного индустриального и соц. управления (см. Детерминизм технологический ,  Техницизм и антитехницизм ) , служила "научн." обоснованием  варварского отношения к природе, к фактору  человеческому (см.) и привела человечество вплотную к проблеме выживания. В русле Н. осуществляются попытки критико-социологич. анализа технич. рациональности, ее тупиков и парадоксов , ставится проблема  гуманизации техники на основе изучения соц. механизмов ее развития. При этом известные представления клас-сич. технократич. со знания оказываются как бы "снятыми", вобравшими в себя рациональное зерно его критики. Технике в Н. по-прежнему отводится центральная роль  в жизни об-ва, но ей отказывается в способности к саморазвитию, самокоррекции. Ставится вопрос об обществ. контроле над технич. развитие м .  В большинстве вариантов Н. отчетливо виден отход от прогрес-систских иллюзий, но все же зло, причиняемое техникой, связывается только с ее временным отставанием от собственных возможностей. Изначальный принцип  власти знания и, как следствие , технич. специалист ов остается, хотя и смягчается за счет включения в "правящую элиту" и др. специалистов. В лит-ре по Н. ставится вопрос о создании новой, адекватной системы представлений о технике, возможной только на путях ее включения в социологии, измерение ;  утверждается, что от рассуждений "по поводу" техники надо перейти к изучению механизмов развития техники, расшифровать мифы о технике-монстре, технике-титане, о технич. прогрессе  как самореализующейся рациональности; научно-технический прогресс  должен рассматриваться как совокупность  конкретных инноваций и решений относительно этих инноваций, подлежащих как технологич., так и социологич. анализу (Дж. Уайнстейн). Конкретные варианты Н. представлены: в социологии индустриальной, в исследованиях технологич. риска, в компьютерной футурологии, в теоретич. социологии неовеберианцев. Не-овеберианцы рассматривают научно-технич. развитие как углубляющийся процесс взаимодействия двух видов рациональности - формальной (т. е. чисто технич. рациональности выбора средств для достижения определенной цели) и материальной (содержательной, субстанциональной, ценностной). С этой т. зр. существенным пороком классич. технократизма   было полное отождествление мира техники с первым видом рациональности; рез-том было резкое размежевание функций научн. экспертизы ( специалист ,  технократ) и критич. оценки  (свободный интеллектуал ) , обособление первой функции и вытеснение второй из процесса принятия решений. В современных условиях должны существовать эксперты иного типа , к-рые должны действовать одновременно и как специалисты ,  и как критически мыслящие интеллектуалы ,  в каждом конкретном случае заново творящие синтез формальной ( целевой ) и материальной (ценностной) рациональности - "истинную рациональность "  (Зейфарт) или "системную рациональность открытого типа" (В. Бюль). В рамках индустриальной социологии современные неотехнократич. представления формируются на основе веберов-ской теории соц. действия и теории бюрократии  (Г. Шмидт ). Социологич. рассмотрение техники должно исходить из того, что ее развитие - не анонимный процесс, а один из компонентов действия социального (см.), т. е. реализации той или иной стратегии развития техники. Вырабатывают эти стратегии и осуществляют их иерархически организованные аппараты управления, к-рые оказываются ответственными за то, что тех-нико-технологич. развитие проходит в такой , а не в иной форме. Задача социологии, прямо вытекающая из таких теоретич. установок, - определение  степени реального господства различн. групп технократов на различн. уровнях организации производства. Лит.: Буржуазная социология  на исходе XX века. М., 1986; ФРГ глазами западногерманских социологов. М., 1989. М.С. Ковалева

- новейший вариант западного технократ изма  , появившийся как ответ на угрозу экологического кризиса и возросший технологический риск. Начало неотехнократического этапа приходится на 1980-е, когда взамен устаревших теорий постиндустриализма стали создаваться концепции информационного и компьютерного общества (Масуда, Нэйсбит). Отличительной особенностью этих теорий является попытка соединить методологию технологического де термин изма   с другими детерминантами, в результате чего создается новый образ  общества. Авторы сознательно противопоставляют новое общество  индустриальному обществу, делают акцент на сбалансированном соотношении между материальными и духовными ценностями, между техническими и гуманитарными знания ми, фемининными и маскулинными тенденциями развития. Это общество якобы руководствуется экологической этикой и этикой самореализации личности. Высшей ценностью  в нем провозглашается не развитие  техники, а развитие индивидуальности, чему должны способствовать новые социальные институты .  Благодаря гармонии общих и частных интересов в новом обществе создаются условия для гармонизации деятельности всех социальных институтов, развития общественного самоуправления и представительной демократии. Изменяется образ жизни ,  воцаряется строгий социальный конт роль  за экономическими и технологическими решениями, принимаемыми, как и прежде, техническими экспертами. Однако доминантой э того нового общества по-прежнему остается технология ,  правда, хорошо приспособленная к нуждам   человека  и направленная на уменьшение степени технологического риска. Таким образом, неотехнократическая парадигма ,  построенная на основе абсолютизации возможностей современной компьютерной техники, автоматики, по-прежнему сохраняет некоторые характерные элементы  традиционного технократизма, хотя и предлагает намного более привлекательный для человека образ общества. Л.Г. Титаренко

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Неравенство - неодинаковый доступ больших социальных групп людей (страт, ...
  • Нужда - средний уровень бедности ,  охватывает те группы населения, ...
  • Нонконформизм - противоположность конформизму  как соглашательству. ...
  • Нормы - правила поведения в определенной ситуации. ...
  • Нигилизм - мировоззрение и идеология ,  основанные на отрицании традиционных ...
  • Насилие - применение силы или угрозы применения силы по отношению ...
  • Наказание - отрицательная социальная санкция ,  используемая как элемент  социального контроля ...
  • Норма - (от лат. norma образец) 1. Мера, ...
  • Население - совокупность  людей, проживающих на территории мира, континента ...
  • Наркосцена - – понятие ,  основанное на анализе  наиболее распространенных ...
  • Надстройка - совокупность  всех общественных отношений идеологических, политических, ...
  • Неоатлантизм - современная версия атлантизма ,  отвергающая мондиализм  (даже ...
  • Народонаселение - совокупность  людей, проживающих и постоянно развивающихся на ...
  • Народ - субъект истории; совокупность  классов и социальных групп ...
  • Образ - англ. picture /image; нем. Muster. 1. Мысленный ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари