- англ. Neo- Kantianism; нем. Neokantianismus. Философские направления, исходь 199 Яеокеймсианстпво щие из учения И. Канта . В Н. различают: марбургскую школу и баден-скую школу. Н. характеризуется попыткой преодолеть кантовский дуализм , утвердить априорность познания, противопоставить бытие и долженствование , принципы этического социализма .
Основные моменты неокантианской концепции: 1. Приоритет логических основ 2. Критика понятий и языка социологии 3. Гносеологическое философствование Неокантианство в России можно разбить на 3 группы: 1.1 Ортодоксальное ядро (социологическая гносеология ) А.С.Лаппо-Данилевский (1863-1919). Основная социологическая работа : " Методология истории". Он выступил за переход от "публицистического любительства" в социологии к ее специализации, то есть к научному профессионализму . В центре его внимания - вопросы синтеза истории и социологии. Считал, что социология - это абстрактная, обобщающая наука , которая не может опираться безусловно на понятия физики, механики или энергетики. Б.А.Кистяков (1868-1920). Основные работы: " Общество и личность " , "Социальные науки и право " . Общество, по его мнению, это психическое взаимодействие людей, и его нельзя рассматривать с помощью пространственных категорий. Отмечал наличие кризиса в современном социальном познании, выход из которого надо искать в области методологии. Настаивал на пересмотре всех основ социального знания. 1.2 Субъективно -нормативная концепция . П.И.Новгородцев (1866-1924) Критика позитивистской социологии. Обращает внимание на внутренний мир личности, но не согласен с интерпретацией личности как пассивного продукта, части социальной среды. Общество - сознание отдельных лиц. Новгородцев опирался на сформулированный Кантом и Гегелем тезис в их концепции права о том, что социальному прогрессу всегда предшествует поворот к идеализму . Эту идею он положил в основу "системы нравственного идеализма". Поворот к идеализму возможен только в результате разрыва с позитивизмом. В.М.Хвостов (1868-1920) Социология - особая промежуточная наука, которая использует типологические методы . Личность - социокультурное образование , на которое общество и культура ставят свой отпечаток. Хвостов отрицательно относился к революции как форме разрешения социальных противоречий. Необходимо учитывать, что она ведет к разрушению культуры и гибели людей. Отдавал предпочтение реформам . Подверг критике марксизм и субъективную школу. 1.3 Концепция индивидуального психологизма . Л.И.Петражицкий (1867 - 1931) Социология - наука, призванная изучать человеческое участие в процессах социальной жизни. Основной метод из учения и познания предметов: наблюдение . Центральным научным термином социологии считал социальное поведение и мотивы ( эмоции ) , а не общество и ценности , как принято. Историю человечества рассматривал как постоянный рост разумности норм и учреждений, увеличение гуманности средств реализации норм и ускорения социального действия.
(neo-Kantian) — немецкое социально-философское движение конца 19-го — начала 20-го столетий, направленное на попытку "вернуться к Канту", подтверждая, во-первых, объективный (или межсубъективный) феноменальный мир (естественную науку) и, во-вторых, социальный мир, царство человеческой деятельности и ценностей. Во время Methodenstreit (прим.) 1890-х гг. Риккерт и Виндельбанд были особенно влиятельными Фигурами во внедрении заново идеи о том, что ум и умственные категории формируют наше восприятие мира, а также в проведении различия между "историческими", культурными науками, занимающимися уникальными построениями, и "естественными" буками. По их мнению, вышеупомянутые нуждались в методе , позволяющем признавать их специфичность и относящийся к ценностям характер предмета. Ведь любая попытка анализировать и описывать социальный мир связана с упрощением либо посредством наложения общих категорий, либо в интерпретации действительности относительно ее уместности для ценностей. Этот способ мышления повлиял и на Зиммеля, и на Вебера. См. также Идиографинеский и номотетический .