Что такое Неофрейдизм? Значение слова Неофрейдизм в социологическом словаре

1) Неофрейдизм - - англ. Nео-Freudism; ,нем. Neofreudismus. Направление в современной социологии, философии и психологии (К. Хорни, Г. С. Салливан, Э. Фромм, А. Кар-динер), выделившееся из ортодоксального фрейдизма ,  сформировавшееся в процессе  пересмотра основных положений психоанализа  и соединения его с различными социол. и этнологическими теориями. В отличие от биологизма  3. Фрейда Н. исходит из принципа  соц. или культ ,  детерминизма .  Н. большое внимание  уделяет выявлению нарушений в системе соц. взаимосвязей индивида  и созданию условий развития и самореализации личности.

2) Неофрейдизм - - течение, частично отошедшее от ортодоксального учения 3. Фрейда (см. Психоанализ )  и представление группой психоаналитиков (А. Адлер ,  К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан), к-рые пытались смягчить биологизаторскую сущность фрейдизма, предложив учитывать в психоаналитич. концепциях  личности роль  соц.-культурных факторов. Адлер, Хорни и Фромм делали акцент на зависимости психич. развития личности от обществ. условий, а в концепции Салливана в качестве основного фактора ,  определяющего развитие  и поведение личности ,  избраны межличностные отношения .  Лит.: Клеман К.Б., Брюно П., Сэв Л. Марксистская критика психоанализа. М., 1976; Фромм Э. Иметь или быть?  М., 1990. С.К. Рощин.

3) Неофрейдизм - - одно из направлений в психоанализе ,  представители которого подвергли пересмотру некоторые идеи З. Фрейда и сосредоточили свое внимание не на биологических, а на культурных и социологических детерминантах невротических заболеваний. Основоположниками неофрейдизма  считаются такие психоаналитики, как К. Хорни , Г.С. Салливан , Э. Фромм . В противоположность психоаналитикам традиционной ориентации, соотносившим причины возникновения неврозов с переживаниями раннего детства, К. Хорни исходила из того, что неврозы  порождаются не только отдельными переживаниями человека ,  но и теми культурными условиями, в которых он живет. Жизненные условия в каждой культуре вызывают у человека некоторые страхи, порождаемые внешними опасностями (природа, враги), формами социальных отношений (враждебность, несправедливость, зависимость), культурными традициями (запреты, табу ,  обычаи). Эти страхи навязываются каждому индивиду .  Однако, как считала К. Хорни, невротик не только разделяет общие всем людям в данной культуре страхи, но и испытывает также (вследствие условий своей индивидуальной жизни) страхи, качественно и количественно отличающиеся от страхов определенного культурного образца. Для отражения существующих в данной культуре страхов имеются соответствующие способы защиты, включая табу, ритуалы ,  обычаи. Подверженный страхам и прибегающий к защитам  культуры нормальный человек страдает не сильнее, чем это неизбежно в данной культуре. Невротик же платит за свои защиты чрезмерную плату, заключающуюся в ослаблении его жизненной энергии, дееспособности, возможности получать удовольствие. Таким образом, невроз, в представлении К. Хорни, является "психическим расстройством, вызываемым страхами и защитами от них", а также попытками найти "компромиссные решения конфликта  разнонаправленных тенденций". Это расстройство называется невротическим лишь в том случае, когда оно "отклоняется от общепринятого в данной культуре образца". В этом отношении невротика можно назвать, по словам К. Хорни, "пасынком нашей культуры". Следовательно, цель  терапии - проработать последствия тревожности пациента в культуре с тем, чтобы путем изменения и улучшения его отношения к себе и другим людям он мог обходиться без своих невротических наклонностей, проявляющихся в невротической потребности в любви, отстранении, подчинении, стремлении к власти, престижу  и обладанию или в невротическом движении к людям, от людей и против людей. Невротику необходимо помочь "восстановить себя, осознать свои настоящие чувства и желания, выработать свою собственную систему ценностей и построить свои отношения с другими людьми на основе своих чувств и убеждений". Как и Хорни, Салливан считал, что важную роль  в человеческой жизни играют не только события, происходящие в физико-химической среде обитания, но и вопросы культурного плана  - ценности ,  предрассудки, убеждения .  Подобно К. Хорни, он уделял значительное внимание проблеме страха, тревожности человека, предопределяющих возникновение неврозов. При этом он высказывал убеждение ,  что для понимания невротических заболеваний и успешного их лечения необходимо изучение не только культурно обусловленных процессов, но и межличностных отношений, складывающихся в интерперсональных ситуациях, в которых действует аналитик, играющий роль активного наблюдателя. Салливан уделял важное внимание исследованию "динамизмов", т.е. относительно устойчивых паттернов трансформации энергии, характеризующих межличностные взаимоотношения, взаимодействие  людей и персонификаций, определяющих человеческое существование. Значительное место среди изучаемых им динамизмов отводилось "динамизму самости" как результату переживания воспитательного процесса ,  одна часть которого включает элементы ,  носящие характер поощрения, а другая - элементы, составляющие в разной степени выраженную тревогу. Что касается психических расстройств, то они рассматривались Салливаном в плане паттернов неадекватных и необоснованных действий в ходе межличностных взаимоотношений. Отсюда - конструктивная стратегия аналитика, предполагающая, по мнению Салливана, во-первых, наметить область действия сил, блокирующих эффективное сотрудничество пациента с другими людьми, и, во-вторых, расширить сферу сознания пациента таким образом, чтобы "по возможности минимизировать эту блокаду". В понимании Фромма, поведение  человека во многом определяется ценностными суждениями и поэтому при исследовании личности и ее невротических заболеваний нельзя недооценивать или игнорировать этические вопросы, являющиеся существенными и важными как в теоретическом, так и в терапевтическом отношениях. Ошибка классического психоанализа заключалась в том, что З. Фрейд предпринял попытку утверждения психологии в качестве естественной науки, тем самым оторвав ее от проблем философии и этики. В классическом психоанализе не учитывался тот факт ,  что человека нельзя адекватно понять, если не рассматривать его в целостности и не признавать присущую ему потребность  искать ответ на вопрос о смысле жизни и определять те нормы ,  в соответствии с которыми он должен жить. Фактически, подчеркивал Фромм, невозможно понять невротические расстройства человека без понимания его ценностных и моральных конфликтов. Поэтому прогресс  психологии и психоанализа лежит не на пути отрыва естественного (физического) от духовного, а в возвращении к "великой традиции  гуманистической этики", рассматривавшей человека в целостности физического и духовного, а также предполагающей, что цель человека - не иметь что-то или кого-то в качестве объекта  владения, потребления, а быть самим собой. Исходя из подобного .понимания, Фромм сосредоточил свое внимание на рассмотрении этических и философских проблем человеческого существования. Он считал, что во многих случаях неврозы представляют собой "специфическое выражение морального конфликта" и что успех терапии зависит от осознания личностью  "своей моральной проблемы и ее разрешения". Моральная проблема  современного человека состоит в том, что он отчужден от мира, других людей и самого себя: "он невротичен, потому что отчужден". Человек стал вещью, а его отчуждение  - болезнью  личности, сердцевиной психопатологии. Но человек, замечал Фромм, не вещь и, следовательно, психоаналитик не должен воспринимать его как безличный объъект, машину, которая нуждается в починке. Поскольку психоаналитик живет и работает в обществе, способствующем отчуждению человека, то прежде всего ему необходимо преодолеть отчуждение от самого себя и от своего ближнего, т. е. ему не следует воспринимать пациента как вещь, части которой сломаны и требуют замены. Чтобы психоанализ смог выполнить свое реальное предназначение, аналитик должен, по мнению Фромма, "преодолеть свое собственное отчуждение и стать способным на сердечные связи со своим пациентом, благодаря чему он обнаружит путь для проявления спонтанного опыта пациента и, таким образом, найдет способ "понимания" его и себя". Психоаналитик должен стать с пациентом единым целым и в то же время  сохранить чувство  отстраненности и объективности. Если психоанализ будет развиваться в этом направлении, он предоставит человеку неисчерпаемые возможности для духовной трансформации. Отстаивая данную позицию, Фромм как раз и выступил с идеей необходимости развития гуманистического психоанализа. В целом для Н. характерны такие представления о человеке, его психических расстройствах и терапии, в соответствии с которыми лечение означает устранение препятствий, мешающих жить в полную силу и реализовывать внутренний творческий потенциал .  С точки зрения неофрейдистов, конечная цель аналитической терапии состоит в том, чтобы помочь человеку восстановить свою спонтанность, найти ценности в самом себе, "дать ему мужество быть самим собой" и возможность работать "в направлении своей самореализации" (Хорни), помочь ему стать продуктивным, "заинтересованным в мире и откликающимся на его запросы" (Фромм). Идеи Н. получили поддержку у части психоаналитиков и оказали влияние  на распространение гуманистических умонастроений в некоторых странах, особенно в США. Вместе с тем неофрейдистская модификация классического психоанализа была подвергнута критике теми, кто усмотрел в ней стирание различий между теорией и практикой психоанализа. Так, в работе Г. Маркузе " Эрос и цивилизация "  обращалось внимание на то, что ревизия неофрейдистами ряда концепций З. Фрейда является односторонней: в отличие от них основоположник психоанализа не впадал в соблазн легковерного согласия с тем, что "главное направление организма - вперед"; уход  от теории инстинктов привел к недооценке сферы материальных потребностей в пользу духовных, а упование на этику стало уходом психоанализа от решения реальных проблем, связанных с бессознательными влечениями человека. В.М. Лейбин

Неофрейдизм

- англ. Nео-Freudism; ,нем. Neofreudismus. Направление в современной социологии, философии и психологии (К. Хорни , Г. С. Салливан , Э. Фромм , А. Кар-динер), выделившееся из ортодоксального фрейдизма ,  сформировавшееся в процессе  пересмотра основных положений психоанализа  и соединения его с различными социол. и этнологическими теориями. В отличие от биологизма  3. Фрейда Н. исходит из принципа  соц. или культ ,  детерминизма .  Н. большое внимание  уделяет выявлению нарушений в системе соц. взаимосвязей индивида  и созданию условий развития и самореализации личности.

- течение, частично отошедшее от ортодоксального учения 3. Фрейда (см. Психоанализ )  и представление группой психоаналитиков (А. Адлер ,  К. Хорни , Э. Фромм , Г. Салливан ), к-рые пытались смягчить биологизаторскую сущность фрейдизма, предложив учитывать в психоаналитич. концепциях  личности роль  соц.- культ урных факторов. Адлер, Хорни и Фромм делали акцент на зависимости психич. развития личности от обществ. условий, а в концепции Салливана в качестве основного фактора ,  определяющего развитие  и поведение личности ,  избраны межличностные отношения .  Лит.: Клеман К.Б., Брюно П., Сэв Л. Марксистская критика психоанализа. М., 1976; Фромм Э. Иметь или быть?  М., 1990. С.К. Рощин.

- одно из направлений в психоанализе ,  представители которого подвергли пересмотру некоторые идеи З. Фрейда и сосредоточили свое внимание не на биологических, а на культ урных и социологических детерминантах невротических заболеваний. Основоположниками неофрейдизма  считаются такие психоаналитики, как К. Хорни , Г.С. Салливан , Э. Фромм . В противоположность психоаналитикам традиционной ориентации, соотносившим причины возникновения неврозов с переживаниями раннего детства, К. Хорни исходила из того, что неврозы  порождаются не только отдельными переживаниями человека ,  но и теми культурными условиями, в которых он живет. Жизненные условия в каждой культуре вызывают у человека некоторые страхи, порождаемые внешними опасностями (природа, враги), формами социальных отношений (враждебность, несправедливость, зависимость), культурными традициями (запреты, табу ,  обычаи). Эти страхи навязываются каждому индивиду .  Однако, как считала К. Хорни, невротик не только разделяет общие всем людям в данной культуре страхи, но и испытывает также (вследствие условий своей индивидуальной жизни) страхи, качественно и количественно отличающиеся от страхов определенного культурного образца. Для отражения существующих в данной культуре страхов имеются соответствующие способы защиты, включая табу, ритуалы ,  обычаи. Подверженный страхам и прибегающий к защитам  культуры нормальный человек страдает не сильнее, чем это неизбежно в данной культуре. Невротик же платит за свои защиты чрезмерную плату, заключающуюся в ослаблении его жизненной энергии, дееспособности, возможности получать удовольствие. Таким образом, невроз, в представлении К. Хорни, является "психическим расстройством, вызываемым страхами и защитами от них", а также попытками найти "компромиссные решения конфликта  разнонаправленных тенденций". Это расстройство называется невротическим лишь в том случае, когда оно "отклоняется от общепринятого в данной культуре образца". В этом отношении невротика можно назвать, по словам К. Хорни, "пасынком нашей культуры". Следовательно, цель  терапии - проработать последствия тревожности пациента в культуре с тем, чтобы путем изменения и улучшения его отношения к себе и другим людям он мог обходиться без своих невротических наклонностей, проявляющихся в невротической потребности в любви, отстранении, подчинении, стремлении к власти, престижу  и обладанию или в невротическом движении к людям, от людей и против людей. Невротику необходимо помочь "восстановить себя, осознать свои настоящие чувства и желания, выработать свою собственную систему ценностей и построить свои отношения с другими людьми на основе своих чувств и убеждений". Как и Хорни, Салливан считал, что важную роль  в человеческой жизни играют не только события, происходящие в физико-химической среде обитания, но и вопросы культурного плана  - ценности ,  предрассудки, убеждения .  Подобно К. Хорни, он уделял значительное внимание проблеме страха, тревожности человека, предопределяющих возникновение неврозов. При этом он высказывал убеждение ,  что для понимания невротических заболеваний и успешного их лечения необходимо изучение не только культурно обусловленных процессов, но и межличностных отношений, складывающихся в интерперсональных ситуациях, в которых действует аналитик, играющий роль активного наблюдателя. Салливан уделял важное внимание исследованию "динамизмов", т.е. относительно устойчивых паттернов трансформации энергии, характеризующих межличностные взаимоотношения, взаимодействие  людей и персонификаций, определяющих человеческое существование. Значительное место среди изучаемых им динамизмов отводилось "динамизму самости" как результату переживания воспитательного процесса ,  одна часть которого включает элементы ,  носящие характер поощрения, а другая - элементы, составляющие в разной степени выраженную тревогу. Что касается психических расстройств, то они рассматривались Салливаном в плане паттернов неадекватных и необоснованных действий в ходе межличностных взаимоотношений. Отсюда - конструктивная стратегия аналитика, предполагающая, по мнению Салливана, во-первых, наметить область действия сил, блокирующих эффективное сотрудничество пациента с другими людьми, и, во-вторых, расширить сферу сознания пациента таким образом, чтобы "по возможности минимизировать эту блокаду". В понимании Фромма, поведение  человека во многом определяется ценностными суждениями и поэтому при исследовании личности и ее невротических заболеваний нельзя недооценивать или игнорировать этические вопросы, являющиеся существенными и важными как в теоретическом, так и в терапевтическом отношениях. Ошибка классического психоанализа заключалась в том, что З. Фрейд предпринял попытку утверждения психологии в качестве естественной науки, тем самым оторвав ее от проблем философии и этики. В классическом психоанализе не учитывался тот факт ,  что человека нельзя адекватно понять, если не рассматривать его в целостности и не признавать присущую ему потребность  искать ответ на вопрос о смысле жизни и определять те нормы ,  в соответствии с которыми он должен жить. Фактически, подчеркивал Фромм, невозможно понять невротические расстройства человека без понимания его ценностных и моральных конфликтов. Поэтому прогресс  психологии и психоанализа лежит не на пути отрыва естественного (физического) от духовного, а в возвращении к "великой традиции  гуманистической этики", рассматривавшей человека в целостности физического и духовного, а также предполагающей, что цель человека - не иметь что-то или кого-то в качестве объекта  владения, потребления, а быть самим собой. Исходя из подобного .понимания, Фромм сосредоточил свое внимание на рассмотрении этических и философских проблем человеческого существования. Он считал, что во многих случаях неврозы представляют собой "специфическое выражение морального конфликта" и что успех терапии зависит от осознания личностью  "своей моральной проблемы и ее разрешения". Моральная проблема  современного человека состоит в том, что он отчужден от мира, других людей и самого себя: "он невротичен, потому что отчужден". Человек стал вещью, а его отчуждение  - болезнью  личности, сердцевиной психопатологии. Но человек, замечал Фромм, не вещь и, следовательно, психоаналитик не должен воспринимать его как безличный объъект, машину, которая нуждается в починке. Поскольку психоаналитик живет и работает в обществе, способствующем отчуждению человека, то прежде всего ему необходимо преодолеть отчуждение от самого себя и от своего ближнего, т. е. ему не следует воспринимать пациента как вещь, части которой сломаны и требуют замены. Чтобы психоанализ смог выполнить свое реальное предназначение, аналитик должен, по мнению Фромма, "преодолеть свое собственное отчуждение и стать способным на сердечные связи со своим пациентом, благодаря чему он обнаружит путь для проявления спонтанного опыта пациента и, таким образом, найдет способ "понимания" его и себя". Психоаналитик должен стать с пациентом единым целым и в то же время  сохранить чувство  отстраненности и объективности. Если психоанализ будет развиваться в этом направлении, он предоставит человеку неисчерпаемые возможности для духовной трансформации. Отстаивая данную позицию, Фромм как раз и выступил с идеей необходимости развития гуманистического психоанализа. В целом для Н. характерны такие представления о человеке, его психических расстройствах и терапии, в соответствии с которыми лечение означает устранение препятствий, мешающих жить в полную силу и реализовывать внутренний творческий потенциал .  С точки зрения неофрейдистов, конечная цель аналитической терапии состоит в том, чтобы помочь человеку восстановить свою спонтанность, найти ценности в самом себе, "дать ему мужество быть самим собой" и возможность работать "в направлении своей самореализации" (Хорни), помочь ему стать продуктивным, "заинтересованным в мире и откликающимся на его запросы" (Фромм). Идеи Н. получили поддержку у части психоаналитиков и оказали влияние  на распространение гуманистических умонастроений в некоторых странах, особенно в США. Вместе с тем неофрейдистская модификация классического психоанализа была подвергнута критике теми, кто усмотрел в ней стирание различий между теорией и практикой психоанализа. Так, в работе Г. Маркузе " Эрос и цивилизация "  обращалось внимание на то, что ревизия неофрейдистами ряда концепций З. Фрейда является односторонней: в отличие от них основоположник психоанализа не впадал в соблазн легковерного согласия с тем, что "главное направление организма - вперед"; уход  от теории инстинктов привел к недооценке сферы материальных потребностей в пользу духовных, а упование на этику стало уходом психоанализа от решения реальных проблем, связанных с бессознательными влечениями человека. В.М. Лейбин

Значение слова Неофрейдизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Наука - англ. science; нем. Wissenschaft. 1. Система  знаний ...
  • Натурализация - (от лат. naturalis подлинный ) англ. ...
  • Нативизм - (от лат. nativus врожденный, прирожденный) англ. ...
  • Необходимость - англ. necessity; нем. Notwendigkeit. Внутренняя закономерность  возникновения, ...
  • Необихевиоризм - (от греч. neos новый и бихевиоризм )  ...
  • Ненападение - англ. nonaggression; нем. Nichtangriff. Принцип  международного права ...
  • Некролатрия - (от греч. nekros мертвый и latreia ...
  • Неокейнсианство - англ. NeoKeynesianism; нем. Neokeynesianismus. Теория  регулирования экономики, ...
  • Неогегельянство - англ. NeoHegelianism; нем. Neohegelianismus. Философское направление конца XIX ...
  • Маоизм - (Maoism) — см. Мао Цзедун .  ...
  • Макросоциология - (macrosociology) — уровень социологического анализа  целых обществ социальных ...
  • Материализм - (materialism) ( Философия )  — 1. Учение, согласно ...
  • Мастерство - (skill) — 1. (По отношению к работе или ...
  • Масса - (mass) — см. Массовое общество ;  Теория элит .  ...
  • Ситус - англ. situs; нем. Situs. В концепции постиндустриального ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари