Что такое Национализм? Значение слова Национализм в социологическом словаре

1) Национализм - - англ. nationalism; нем. Nationalismus. 1. Идеологияполитика ,  трактующие нацию как основу самостоятельного государства и высшую форму обществ, единства. 2. Гипертрофированная форма  нац. сознания, провозглашающая идеи нац. исключительности, замкнутости, превосходства. См. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ ,  ПАТРИОТИЗМ ,  ШОВИНИЗМ . 

2) Национализм - - система  взглядов, идеология ,  питающаяся этноцентризмом и имеющая большую соц.-политич. направленность. Идеологи Н. полагают, что главным видом соц. связей являются связи нац. (этнич.) и главным субъектом истории - нац. (этнич.) общности, сотрудничающие или чаще - враждующие между собой. Эти идеологи приписывают своему народу  особые историч. заслуги и историч. миссию, призывают людей служить этой миссии, пренебрегая др. интересами, не считаясь с др. народами. В раннеклассовых формациях Н. обычно проявлялся в слабой степени, уступая религиозной идеологии. Свои наиболее четкие формы Н. получил с развитием   капитализма  и национальных движений, с завершением процесса  формирования наций и национальных гос-в. Наиболее реакционную форму он приобрел в нем. Лит.; Козлов В.И. Национальный вопрос: парадигмы, теория  и политика / / История  СССР. 1990, № 1. В.И. Козлов.

3) Национализм - — это идеология ,  психология ,  социальная практика ,  мировоззрение и политика  подчинения одних наций другим, проповедь национальной исключительности и превосходства, разжигания национальной вражды, недоверия и конфликтов.

4) Национализм - (nationalism). Система  верований и символов, выражающая идентификацию с определенным национальным сообществом . 

5) Национализм - - система  взглядов и практических действий, основанная на этноцентризме  и этноэгоизме, на дискриминации иных этнических групп, приводящая часто к обострению этнонациональной напряженности, возникновению межнациональных конфликтов.

6) Национализм - - специфическое состояние сознания этноса   и социально-психологических ориентаций людей, а также сопряженные с ними идеология ,  теория  и социальная практика .  Для обыденного сознания слово "Н." не имеет нейтрального звучания, оно всегда эмоционально окрашено. Суть Н. составляет проповедь собственной национальной выделенности и (или) исключительности, с необходимостью дополняемая недоверием к чужим (конкретно определяемым) этническим общностям и (в крайних проявлениях) - отказом им в праве на существование. Типичен для цивилизаций локального типа, чья культура  фундирована осевой аксиологической оппозицией: Мы - Они. Н. возникает как реакция  этноса на деструктивные воздействия внешней среды (экономические, социальные и политические процессы ,  иноэтнические воздействия). Н. как политический принцип  результировался в процессах образования национальных государств, распада империй и отделения колоний от метрополий. Т.обр. Н. - как " фактор  влияния" превзошел и мировые религии докапиталистических обществ, и государственные образования имперского типа Нового времени. В первой таксономии Н. противостоял христианству и космополитизму ,  во второй - интернационализму  и империализму .  В рамках мононациональных государств Н. может варьироваться от изоляционизма (Албания 1960-1980-х) до экспансионизма ("японская модель " ). В зависимости от исторической судьбы, численности, специфики доминирующих в его границах  способов деятельности, степени различия его культурных норм с соседями и т.д. - реакция этноса (или "градус" Н.) может кардинально изменяться. Н. выступил, в частности, ответной реакцией многих этнических общностей на усиливающийся общемировой процесс интернационализации. Эта тенденция  в контексте  исторического опыта явилась неоднозначной. В экстремальных вариантах проявления Н. в национальном сознании происходит фетишизация собственно этнического начала, которое начинает рассматриваться как предельное основание бытия данной общности людей, как единственный критерий дифференциации между ними. Этническое становится объектом своего рода культа  (вплоть до ритуализации). Н. чаще всего сводит этнические различия к генетическим, а последние - к их внешним проявлениям, которые и определяются в качестве единственного фактора, конституирующего национальную целостность. Идеология Н. постулирует также приоритет национальных ценностей перед личностными, приоритет государственности перед любыми иными формами социальной самоорганизации этноса, приоритет мифологизируемого национального прошлого и желаемого будущего перед настоящим, приоритет "культурной" и "народной" самобытности перед установками "бескорневой" интеллигенции. Для индивида  в условиях кризиса традиционных общественных институтов этнос - наиболее устойчивая референтная группа ,  а Н. - самый доступный психологический субститут выхода из состояний фрустрации. Неизбежно недооценивая всю сложную систему созданной этносом хозяйственной, политической, духовной культуры, результаты многочисленных межэтнических взаимопроникновений (в том числе и генетических), имевших место в исторической судьбе данного народа ,  Н. абсолютизирует этническую замкнутость, ведущую к застою, упрощению и упадку данной национальной культуры. Н. - неизбывная и в известном смысле позитивная черта человеческого сообщества, ибо даже потенциальная угроза его экспансии необходимо стимулирует процессы обновленческой трансформации структур международного сотрудничества в решении глобальных проблем и оптимизации всей совокупности межгосударственных отношений. А.А. Грицанов

7) Национализм - (nationalism) — 1. Чувство  принадлежности народу ,  объединенному обшей исторической, лингвистической и возможно, "расовой" или религиозной связью, с верой в то, что он идентифицирован с определенной территорией и либо составляет национальное государство ,  либо стремится к тому. 2. Любая связанная с этим идеология ,  защищающая состояние нации как наиболее соответствующую форму современного правительства. В основном досовременные государства не были политическими общностями, основанными на отдельном народе. Вне Европы и в Европе до 16-го столетия большинство из них представляло собой скорее империи или относительно свободно консолидированные территории. Национализм  — европейское явление, сопровождающее, в частности, реорганизацию и консолидацию современных западноевропейских национальных государств в 17—18-м столетиях. Возникающие в Западной Европе, они изобрели национализм как средство обеспечения их политической последовательности и автономии в новых условиях. Одновременно, однако, национализм также стал отражать стремление народов к самоопределению. Бесспорно, что он поддержал существующие национальные государства и создал другие, подрывая империи, но в социологии и социальной науке в целом национализм показал себя временным явлением, обреченным на замену интернационализмом (см. Военное и промышленное общество )  или классовыми интересами (см. Марксизм ) . Две мировые войны и их последствия, в ходе которых было создано гораздо больше новых наций, утвердили национализм в качестве непреодолимой силы в современном мире. Еще раз — особенно в Африке — новые национальные государства образовывались в большей мере благодаря национализму, нежели какой-либо предшествующей "нации". В результате появилась мировая система  государств, в которой современное национальное государство  является теперь доминирующей политической формой и в котором национализм остается мощной силой. Он по-прежнему влияет на отношения между государствами, хотя иногда угрожает их внутренней целостности, поскольку возникают новые требования на признание статуса  государственности. Социологические объяснения столь могучей роли национализма сконцентрировались на трех областях: (а) настоятельная потребность  в коллективном социальном тождестве в крупных безличных обществах; (б) не только отсутствие подрыва экономических интересов, но и их отражение; (в) использование в качестве средства либерализма  и радикальных идей, а также оправдания насилия и ценностей нетерпимости — «лика Януса» по определению Нэрна (1977).

Национализм

- англ. nationalism; нем. Nationalismus. 1. Идеология ,  политика ,  трактующие нацию как основу самостоятельного государства и высшую форму обществ, единства. 2. Гипертрофированная форма  нац. сознания, провозглашающая идеи нац. исключительности, замкнутости, превосходства. См. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ ,  ПАТРИОТИЗМ ,  ШОВИНИЗМ . 

- система  взглядов, идеология ,  питающаяся этноцентризмом и имеющая большую соц.-политич. направленность. Идеологи Н. полагают, что главным видом соц. связей являются связи нац. (этнич.) и главным субъектом истории - нац. (этнич.) общности, сотрудничающие или чаще - враждующие между собой. Эти идеологи приписывают своему народу  особые историч. заслуги и историч. миссию, призывают людей служить этой миссии, пренебрегая др. интересами, не считаясь с др. народами. В раннеклассовых форма циях Н. обычно проявлялся в слабой степени, уступая религиозной идеологии. Свои наиболее четкие формы Н. получил с развитием   капитализма  и национальных движений, с завершением процесса  формирования наций и национальных гос-в. Наиболее реакционную форму он приобрел в нем. Лит.; Козлов В.И. Национальный вопрос: парадигмы, теория  и политика / / История  СССР. 1990, № 1. В.И. Козлов.

— это идеология ,  психология ,  социальная практика ,  мировоззрение и политика  подчинения одних наций другим, проповедь национальной исключительности и превосходства, разжигания национальной вражды, недоверия и конфликтов.

(nationalism). Система  верований и символов, выражающая идентификацию с определенным национальным сообществом . 

- система  взглядов и практических действий, основанная на этноцентризме  и этноэгоизме, на дискриминации иных этнических групп, приводящая часто к обострению этнонациональной напряженности, возникновению межнациональных конфликтов.

- специфическое состояние сознания этноса   и социально-психологических ориентаций людей, а также сопряженные с ними идеология ,  теория  и социальная практика .  Для обыденного сознания слово "Н." не имеет нейтрального звучания, оно всегда эмоционально окрашено. Суть Н. составляет проповедь собственной национальной выделенности и (или) исключительности, с необходимостью дополняемая недоверием к чужим (конкретно определяемым) этническим общностям и (в крайних проявлениях) - отказом им в праве на существование. Типичен для цивилизаций локального типа, чья культура  фундирована осевой аксиологической оппозицией: Мы - Они. Н. возникает как реакция  этноса на деструктивные воздействия внешней среды (экономические, социальные и политические процессы ,  иноэтнические воздействия). Н. как политический принцип  результировался в процессах образования национальных государств, распада империй и отделения колоний от метрополий. Т.обр. Н. - как " фактор  влияния" превзошел и мировые религии докапиталистических обществ, и государственные образования имперского типа Нового времени. В первой таксономии Н. противостоял христианству и космополитизму ,  во второй - интернационализм у  и империализму .  В рамках мононациональных государств Н. может варьироваться от изоляционизма (Албания 1960-1980-х) до экспансионизма ("японская модель " ). В зависимости от исторической судьбы, численности, специфики доминирующих в его границах  способов деятельности, степени различия его культурных норм с соседями и т.д. - реакция этноса (или "градус" Н.) может кардинально изменяться. Н. выступил, в частности, ответной реакцией многих этнических общностей на усиливающийся общемировой процесс интернационализации. Эта тенденция  в контексте  исторического опыта явилась неоднозначной. В экстремальных вариантах проявления Н. в национальном сознании происходит фетишизация собственно этнического начала, которое начинает рассматриваться как предельное основание бытия данной общности людей, как единственный критерий дифференциации между ними. Этническое становится объектом своего рода культа  (вплоть до ритуализации). Н. чаще всего сводит этнические различия к генетическим, а последние - к их внешним проявлениям, которые и определяются в качестве единственного фактора, конституирующего национальную целостность. Идеология Н. постулирует также приоритет национальных ценностей перед личностными, приоритет государственности перед любыми иными форма ми социальной самоорганизации этноса, приоритет мифологизируемого национального прошлого и желаемого будущего перед настоящим, приоритет "культурной" и "народной" самобытности перед установками "бескорневой" интеллигенции. Для индивида  в условиях кризиса традиционных общественных институтов этнос - наиболее устойчивая референтная группа ,  а Н. - самый доступный психологический субститут выхода из состояний фрустрации. Неизбежно недооценивая всю сложную систему созданной этносом хозяйственной, политической, духовной культуры, результаты многочисленных межэтнических взаимопроникновений (в том числе и генетических), имевших место в исторической судьбе данного народа ,  Н. абсолютизирует этническую замкнутость, ведущую к застою, упрощению и упадку данной национальной культуры. Н. - неизбывная и в известном смысле позитивная черта человеческого сообщества, ибо даже потенциальная угроза его экспансии необходимо стимулирует процессы обновленческой трансформации структур международного сотрудничества в решении глобальных проблем и оптимизации всей совокупности межгосударственных отношений. А.А. Грицанов

(nationalism) — 1. Чувство  принадлежности народу ,  объединенному обшей исторической, лингвистической и возможно, "расовой" или религиозной связью, с верой в то, что он идентифицирован с определенной территорией и либо составляет национальное государство ,  либо стремится к тому. 2. Любая связанная с этим идеология ,  защищающая состояние нации как наиболее соответствующую форму современного правительства. В основном досовременные государства не были политическими общностями, основанными на отдельном народе. Вне Европы и в Европе до 16-го столетия большинство из них представляло собой скорее империи или относительно свободно консолидированные территории. Национализм  — европейское явление, сопровождающее, в частности, реорганизацию и консолидацию современных западноевропейских национальных государств в 17—18-м столетиях. Возникающие в Западной Европе, они изобрели национализм как средство обеспечения их политической последовательности и автономии в новых условиях. Одновременно, однако, национализм также стал отражать стремление народов к самоопределению. Бесспорно, что он поддержал существующие национальные государства и создал другие, подрывая империи, но в социологии и социальной науке в целом национализм показал себя временным явлением, обреченным на замену интернационализм ом (см. Военное и промышленное общество )  или классовыми интересами (см. Марксизм ) . Две мировые войны и их последствия, в ходе которых было создано гораздо больше новых наций, утвердили национализм в качестве непреодолимой силы в современном мире. Еще раз — особенно в Африке — новые национальные государства образовывались в большей мере благодаря национализму, нежели какой-либо предшествующей "нации". В результате появилась мировая система  государств, в которой современное национальное государство  является теперь доминирующей политической формой и в котором национализм остается мощной силой. Он по-прежнему влияет на отношения между государствами, хотя иногда угрожает их внутренней целостности, поскольку возникают новые требования на признание статуса  государственности. Социологические объяснения столь могучей роли национализма сконцентрировались на трех областях: (а) настоятельная потребность  в коллективном социальном тождестве в крупных безличных обществах; (б) не только отсутствие подрыва экономических интересов, но и их отражение; (в) использование в качестве средства либерализма  и радикальных идей, а также оправдания насилия и ценностей нетерпимости — «лика Януса» по определению Нэрна (1977).

Значение слова Национализм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Нувориш - (от фр. nouveau riche новый богач) ...
  • Ноэма - англ. поета; нем. Noem. 1. По Платону ...
  • Ноумен - (от греч. поитепоп умопостигаемое, мысленное) англ. ...
  • Народничество - англ. narodnik mouvement; нем. Volkstumler. Идеология  и ...
  • Наркомания - (от греч. narke оцепенение и mania ...
  • Напряжение - англ. tension; нем. Spannung. 1. Состояние  системы, ...
  • Наказание - англ. punishment; нем. Strafe. 1. Нанесение физического, ...
  • Необратимость - англ. irrever sibility; нем. Unabwendbarkeit. Свойство некрых ...
  • Ненасилие - англ. nonviolence; нем. Gewaltlosigkeit. Практика  и принцип ...
  • Ненависть - англ. hate. Глубокое эмоциональное отношение  субъекта к ...
  • Нейтралитет - англ. neutrality; нем. Neutralitat. 1. Невмешательство  в ...
  • Независимость - англ. independence; нем. Unabhangigkeit. 1. Свобода  от ...
  • Невроз - (от греч. neuron нерв) англ. neurosis; ...
  • Невмешательство - англ. nonintervention; нем. Nichteinmischung. Принцип  международного права ...
  • Нарциссизм - (narcissism) — стадия  психосексуального развития и патологического психического ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари