Что такое Маргинальность? Значение слова Маргинальность в социологическом словаре

1) Маргинальность - (от лат. margin alis - находящийся на краю) - состояние групп людей или личностей, поставленных обществ. развитием  на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них. М. возникает прежде всего при миграциях .  Иммигранты  - самые характерные маргинальные люди. Маргинальными бывают люди, вступившие в межэтнич. и межрасовые браки .  М. характерна также для этнич. и расовых меньшинств, образовавшихся в рез-те миграций. Нередко возникал маргинальный тип личности в колониях  - под воздействием европейских колонизаторов. Он появляется в развивающихся странах, подвергающихся т. наз. модернизации. Во всех случаях М. культурная переплетается с соц. стратификацией и обусловливается соц. процессами. М. сопряжена с дуальностью этнич. самосознания. В личном плане  она вызывает психич. напряжение и может привести к двойственности, даже разорванности личностного самосознания. Отмечено также, что маргинальный психич. тип во многих случаях отличался творч. потенциями, что люди этого типа становились руководителями этнич. групп, нац. движений, видными деятелями культуры и т. д. Теория  маргинальных людей и маргинальных общностей выдвинута в 20-х гг. нашего века Р. Э. Парком, крупным амер. ученым, одним из основателей чикагской социологич. школы. Теория Парка была развита Э. Стоунквистом в соц.-психологич. труде  "Маргинальный человек " , впервые опубликованном в 1937 г. Лит.: Park R.E. Race and culture. Glencoe (111.), 1950; Stonequist E.V. The marginal man. A study in personality and culture conflict. N.Y., 1961; Zelinsky W. The cultural geography of United States. Englewood Cliffs (N.Y.), 1978. Ш.А. Богина

2) Маргинальность - промежуточное, пограничное состояние индивида  или группы индивидов, оторванных от привычной среды и образа  жизни.

3) Маргинальность - - промежуточность положения индивида  или группы, занимающих крайнее пограничное положение в слое, группе, классе ,  обществе.

4) Маргинальность - — промежуточность, “пограничность” положения индивида  между разными социальными группами.

5) Маргинальность - ( от лат. мargo – край ) – "пограничность", промежуточность положения индивида  или социальной группы в социальной структуре общества. Индивидуальная маргинальность  характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением  от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается "культурным гибридом" (Р.Парк), разделяющим жизнь  и традиции  двух различных групп. Это понятие  появилось в американской социологии в 20-е годы ХХ века для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям. Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение .  Однако маргинализация  далеко не всегда приводит к "оседанию на дно". Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью .  Если маргинализация связана с радикальным изменением  социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса .  Однако маргинальные элементы  предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности ( перевороты  и революции, восстания и войны). А может привести к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов ( через наследование ,  государственную и военную службу и т.п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства ( в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности .  Обычно всплеск предпринимательства оказывается проявлением  кризиса. Исследования в США показали, что около четверти основателей новых фирм были безработными. "Новая предпринимательская волна" в России также может быть объяснена подобными причинами.

6) Маргинальность - – промежуточность, «пограничность» положения индивида  между разными социальными группами.

7) Маргинальность - (лат. margo - край, граница )  - понятие ,  традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа  пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни .  Категория  М. была введена американским социологом Р. Парком с целью  выявления социально-психологических последствий неадаптации мигрантов к условиям городской среды. В ситуации М. оказываются т.наз. "культурные гибриды", балансирующие между доминирующей в обществе группой, полностью никогда их не принимающей, и группой, из которой они выделились. Философское понятие М. характеризует специфичность различных культурных феноменов, часто асоциальных или антисоциальных, развивающихся вне доминирующих в ту или иную эпоху правил рациональности, не вписывающихся в современную им господствующую парадигму мышления и тем самым довольно часто обнажающих противоречия и парадоксы магистрального направления развития культуры. К представителям культурной М. принято относить таких мыслителей, как Ф. Ницше, маркиз де Сад, Л. фон Захер-Мазох, А. Арто, Ж. Батай, С. Малларме и др. Проблема  культурной М. приобретает особое значение  в философии постструктурализма  и постмодернизма  ("шизо-анализ" Делеза и Гваттари , " генеалогия  власти" Фуко  , " деконструкция "  Деррида и т.д.). Интерес  к феномену М. обострил французский структурализм ,  использовавший понятия "маргинальный субъект", "маргинальное пространство " , "маргинальное существование", возникающие в "просвете", "зазоре" между структурами и обнаруживающие свою пограничную природу при любом изменении, сдвиге или взаимопереходе структур. Однако их функция  в синхроничной перспективе бинарных оппозиций минимальна, ибо их присутствие, а точнее, заполнение пространства между последними является лишь индикатором нормального функционирования структурно упорядоченного универсума. В постструктурализме понятие "М." претерпевает значительные изменения, подрывающие его самотождественность. Благодаря идее децентрации Деррида - не просто меняющей местами привилегированный и подчиненный объекты ,  а уничтожающей саму идею первичности, отстаивающей идею "различения", "инаковости", сосуществования множества не тождественных друг другу, но вполне равноправных инстанций, - традиционное разграничение значимого и незначимого, обоснованного и эпифеноменального снимаются. Отсутствие центра структуры (по Деррида, мысль о структуре исключает мысль о центре) предполагает отсутствие и главного, трансцендентального априорного означаемого. Уничтожается также представление об абсолютном смысле. С исчезновением "центра", являвшегося средоточением и символом власти, исчезает и понятие господствующей, доминантной "высокой" культуры (эта установка  "доминирует" в постмодернистском искусстве). Режим "деспотического означающего" уступает место принципу  детерриториализации, в результате чего изменяется маргинальное положение "носителя желания" в территориализованном пространстве. Наиболее адекватно передает новый образ  постмодернистского пространства понятие "ризома". Для Р. Барта М. синонимична стремлению к новому на пути отрицания всевозможных культурных стереотипов и запретов, унифицирующих власть  всеобщности, "безразличия" над единичностью и уникальностью, легитимации наслаждения и удовольствия, реабилитации культурной традицией субъекта желания, - и является важным моментом в борьбе с тиранией дискурса  власти. Фуко полагает, что невозможно рассуждать о подлинной М. в рамках бинарной оппозиции, ибо идентифицировать ее как таковую можно лишь в отсутствии всякой нормы  и авторитарного образца. Так, анализируя антитезу норма-патология и структуру властных отношений, он показывает, что аутсайдеры ,  " социальное дно " , психически больные, иначе говоря, все девианты  не являются маргиналами в собственном смысле слова, поскольку их существование обусловлено наличием нормы, а опыт маргинального существования не может быть вписан внутрь институциональных стратегий. Таким образом, в плюралистичном, ризомном постмодернистском мире стираются границы структур, а маргинальное пространство, существующее вне этих структур, но между их границами, меняет свой пограничный статус ,  размывая семантику М. и утрачивая специфику своего паракультурного функционирования. А.Р. Усманова

8) Маргинальность - (marginality) — состояние пребывания частично внутри социальной группы и частично вне ее. Термин ,  возможно, впервые использовал парк (1928) для обозначения "культурного гибрида", разделяющего " жизнь  и традиции  двух различных групп". Парк был сосредоточен, прежде всего, на мигрантах, подчеркивая дезориентирующее влияние  маргинальности. Однако концепция  может, очевидно, применяться и по отношению ко многим типам социальной маргинальности, например, выскочки, клейменого и т.д. См. также Новичок . 

Маргинальность

(от лат. margin alis - находящийся на краю) - состояние групп людей или личностей, поставленных обществ. развитием  на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них. М. возникает прежде всего при миграциях .  Иммигранты  - самые характерные маргинальные люди . Маргинальными бывают люди, вступившие в межэтнич. и межрасовые браки .  М. характерна также для этнич. и расовых меньшинств, образовавшихся в рез-те миграций. Нередко возникал маргинальный тип личности в колониях  - под воздействием европейских колонизаторов. Он появляется в развивающихся странах, подвергающихся т. наз. модернизации. Во всех случаях М. культурная переплетается с соц. стратификацией и обусловливается соц. процессами. М. сопряжена с дуальностью этнич. самосознания. В личном плане  она вызывает психич. напряжение и может привести к двойственности, даже разорванности личностного самосознания. Отмечено также, что маргинальный психич. тип во многих случаях отличался творч. потенциями, что люди этого типа становились руководителями этнич. групп, нац. движений, видными деятелями культуры и т. д. Теория  маргинальных людей и маргинальных общностей выдвинута в 20-х гг. нашего века Р. Э. Парком, крупным амер. ученым, одним из основателей чикагской социологич. школы. Теория Парка была развита Э. Стоунквистом в соц.-психологич. труде  " Маргинальный человек " , впервые опубликованном в 1937 г. Лит.: Park R.E. Race and culture. Glencoe (111.), 1950; Stonequist E.V. The marginal man. A study in personality and culture conflict. N.Y., 1961; Zelinsky W. The cultural geography of United States. Englewood Cliffs (N.Y.), 1978. Ш.А. Богина

промежуточное, пограничное состояние индивида  или группы индивидов, оторванных от привычной среды и образа  жизни.

- промежуточность положения индивида  или группы, занимающих крайнее пограничное положение в слое, группе, классе ,  обществе.

— промежуточность, “пограничность” положения индивида  между разными социальными группами.

( от лат. мargo – край ) – "пограничность", промежуточность положения индивида  или социальной группы в социальной структуре общества. Индивидуальная маргинальность  характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением  от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается "культурным гибридом" (Р.Парк), разделяющим жизнь  и традиции   двух различных групп. Это понятие  появилось в американской социологии в 20-е годы ХХ века для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям. Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение .  Однако маргинализация  далеко не всегда приводит к "оседанию на дно". Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью .  Если маргинализация связана с радикальным изменением  социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса .  Однако маргинальные элементы  предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности ( перевороты  и революции, восстания и войны). А может привести к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов ( через наследование ,  государственную и военную службу и т.п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства ( в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности .  Обычно всплеск предпринимательства оказывается проявлением  кризиса. Исследования в США показали, что около четверти основателей новых фирм были безработными. "Новая предпринимательская волна" в России также может быть объяснена подобными причинами.

– промежуточность, «пограничность» положения индивида  между разными социальными группами.

(лат. margo - край, граница )  - понятие ,  традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа  пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни .  Категория  М. была введена американским социологом Р. Парком с целью  выявления социально-психологических последствий неадаптации мигрантов к условиям городской среды. В ситуации М. оказываются т.наз. "культурные гибриды", балансирующие между доминирующей в обществе группой, полностью никогда их не принимающей, и группой, из которой они выделились. Философское понятие М. характеризует специфичность различных культурных феноменов, часто асоциальных или антисоциальных, развивающихся вне доминирующих в ту или иную эпоху правил рациональности, не вписывающихся в современную им господствующую парадигму мышления и тем самым довольно часто обнажающих противоречия и парадоксы магистрального направления развития культуры. К представителям культурной М. принято относить таких мыслителей, как Ф. Ницше, маркиз де Сад, Л. фон Захер-Мазох, А. Арто, Ж. Батай, С. Малларме и др. Проблема  культурной М. приобретает особое значение  в философии постструктурализма  и постмодернизма  ("шизо-анализ" Делеза и Гваттари , " генеалогия  власти" Фуко  , " деконструкция "  Деррида и т.д.). Интерес  к феномену М. обострил французский структурализм ,  использовавший понятия " маргинальный субъект", "маргинальное пространство " , "маргинальное существование", возникающие в "просвете", "зазоре" между структурами и обнаруживающие свою пограничную природу при любом изменении, сдвиге или взаимопереходе структур. Однако их функция  в синхроничной перспективе бинарных оппозиций минимальна, ибо их присутствие, а точнее, заполнение пространства между последними является лишь индикатором нормального функционирования структурно упорядоченного универсума. В постструктурализме понятие "М." претерпевает значительные изменения, подрывающие его самотождественность. Благодаря идее децентрации Деррида - не просто меняющей местами привилегированный и подчиненный объекты ,  а уничтожающей саму идею первичности, отстаивающей идею "различения", "инаковости", сосуществования множества не тождественных друг другу, но вполне равноправных инстанций, - традиционное разграничение значимого и незначимого, обоснованного и эпифеноменального снимаются. Отсутствие центра структуры (по Деррида, мысль о структуре исключает мысль о центре) предполагает отсутствие и главного, трансцендентального априорного означаемого. Уничтожается также представление об абсолютном смысле. С исчезновением "центра", являвшегося средоточением и символом власти, исчезает и понятие господствующей, доминантной "высокой" культуры (эта установка  "доминирует" в постмодернистском искусстве). Режим "деспотического означающего" уступает место принципу  детерриториализации, в результате чего изменяется маргинальное положение "носителя желания" в территориализованном пространстве. Наиболее адекватно передает новый образ  постмодернистского пространства понятие "ризома". Для Р. Барта М. синонимична стремлению к новому на пути отрицания всевозможных культурных стереотипов и запретов, унифицирующих власть  всеобщности, "безразличия" над единичностью и уникальностью, легитимации наслаждения и удовольствия, реабилитации культурной традицией субъекта желания, - и является важным моментом в борьбе с тиранией дискурса  власти. Фуко полагает, что невозможно рассуждать о подлинной М. в рамках бинарной оппозиции, ибо идентифицировать ее как таковую можно лишь в отсутствии всякой нормы  и авторитарного образца. Так, анализируя антитезу норма-патология и структуру властных отношений, он показывает, что аутсайдеры ,  " социальное дно " , психически больные, иначе говоря, все девианты  не являются маргиналами в собственном смысле слова, поскольку их существование обусловлено наличием нормы, а опыт маргинального существования не может быть вписан внутрь институциональных стратегий. Таким образом, в плюралистичном, ризомном постмодернистском мире стираются границы структур, а маргинальное пространство, существующее вне этих структур, но между их границами, меняет свой пограничный статус ,  размывая семантику М. и утрачивая специфику своего паракультурного функционирования. А.Р. Усманова

(marginality) — состояние пребывания частично внутри социальной группы и частично вне ее. Термин ,  возможно, впервые использовал парк (1928) для обозначения "культурного гибрида", разделяющего " жизнь  и традиции   двух различных групп". Парк был сосредоточен, прежде всего , на мигрантах, подчеркивая дезориентирующее влияние  маргинальности. Однако концепция   может , очевидно, применяться и по отношению ко многим типа м социальной маргинальности, например, выскочки, клейменого и т.д. См. также Новичок . 

Значение слова Маргинальность в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Мониторинг - форма  организации исследований, обеспечивающая непрерывное поступление информации ...
  • Мотивация - это процесс  побуждения себя и других к ...
  • Метатеория - теория ,  изучающая язык ,  структуру и ...
  • Микросоциология - уровень социологического анализа ,  на котором предметом ...
  • Маргинальность - промежуточность положения индивида  или группы, занимающих крайнее ...
  • Малообеспеченные - лица, у кого в семье душевой доход ...
  • Методика - совокупность  технических приемов, связанных с данным исследованием ...
  • Модернизация - см. ТЕОРИИ МОДЕРНИЗАЦИИ .  ...
  • Моделирование - (от лат. modulus мера, образец) исследование ...
  • Мертворождаемость - – частота мертворождений в поколении. Определяется как отношение ...
  • Микропереписи - выборочные обследования, целью  получения детальных сведений о составе ...
  • Мониторинг - – целенаправленная деятельность ,  связанная с постоянным или ...
  • Модернизация - совокупность  социальных изменений во всех социальных институтах, ...
  • Море - то же, что талассократия .  Вода. ...
  • Подчинение - (compliance) см. Типы подчинения .  ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари