Что такое Лжесознание? Значение слова Лжесознание в социологическом словаре

Лжесознание - (false consciousness) — форма  классового сознания, идеологии или социальных имиджей, которые не отвечают "реальному" или "объективному" классовому положению или классовым интересам актора .  Данное понятиехотя и не применялось в таком значении самим Марксом, разработано на основе его теории. В частности, оно происходит от следующего аргумента: идеологии и сознание  в целомпродукты  социальной структуры, отражающие реальные отношения господства и угнетения. Пролетариат  обязательно придет к пониманию своего положения как эксплуатируемого класса  и к политическому использованию этого понимания в революционной борьбе. Но марксисты столкнулись с проблемой — широко распространенное революционное сознание так никогда и не возникло из среды пролетариата. После получения права  голоса почти всеми взрослыми мужчинами Энгельс жаловался Марксу на то, что рабочий класс  "опозорил себя", оказав на выборах политическую поддержку либеральной партии. До 1950-х гг. понятие "лже-сознания" часто упоминалось в объяснении подобной неудачи. Одна из постоянных тем, поднятых Лениным, состояла в том, что без посторонней помощи пролетариат способен выработать только "реформистское", "экономистское" или тред-юнионистское сознание .  Требуется организация  революционной партии-авангарда, чтобы трансформировать ограниченное понимание  рабочего класса в истинно "политическое" сознание, основанное на реальности его положения. Были и другие объяснения: формированию революционного пролетариата препятствовали такие факторы ,  как национализм  или империализмлибо даже спортивные и иные формы досуга ,  сублимировавшие революционный импульс (см. также ДосугИнкорпорация ) . Теоретически понятие было важно и для пересмотра позиций внутри марксизма .  Дьердь Лукач (1971), например, в работе 1920 г.  приводил доводы в пользу потребности уделять намного больше внимания проблеме сознания, чем это делали "вульгарные" марксисты, доказывавшие неизбежность перехода к мировой революции. Подобные темы продолжали вызывать интерес  при изучении массовой культуры, в трудах франкфуртской школы критической теории и с недавнего времени в деятельности Бирмингемского центра современных культурных исследований (см. Культурные исследования ) . Перед социологами идея "лжесознания" поставила ряд проблем. Она критиковалась за "элитарный" смысл — мол, "мы лучше, чем рабочий класс, и знаем, в чем он нуждается", отвлекая внимание от необходимости исследования фактического сознания групп рабочего класса, их социальных источников; от принятия им марксистской теории классов, идеи о логической необходимости революции как неизбежного следствия социальных классовых отношений. В последнее время  понятие "лже-сознания" стало выходить из употребления в марксизме и в марксистской социологии. Его заменила идея гегемонии, служащая популярным концептуальным инструментом в обсуждении сознания рабочего класса (например, в работах  Бирмингемского центра современных культурных исследований). Правда, " гегемония "  имеет, по крайней мере, некоторые из недостатков предыдущего понятия. См. также Идеология

Лжесознание

(false consciousness) — форма   класс ового сознания, идеологии или социальных имиджей, которые не отвечают "реальному" или "объективному" классовому положению или классовым интерес ам актора .  Данное понятие ,  хотя и не применялось в таком значении самим Марксом, разработано на основе его теории . В частности, оно происходит от следующего аргумента: идеологии и сознание  в целом — продукты  социальной структуры, отражающие реальные отношения господства и угнетения. Пролетариат  обязательно придет к пониманию своего положения как эксплуатируемого класса  и к политическому использованию этого понимания в революционной борьбе. Но марксисты столкнулись с проблемой — широко распространенное революционное сознание так никогда и не возникло из среды пролетариата. После получения права  голоса почти всеми взрослыми мужчинами Энгельс жаловался Марксу на то, что рабочий  класс  "опозорил себя", оказав на выборах политическую поддержку либеральной партии. До 1950-х гг. понятие "лже-сознания" часто упоминалось в объяснении подобной неудачи. Одна из постоянных тем, поднятых Лениным, состояла в том, что без посторонней помощи пролетариат способен выработать только "реформистское", "экономистское" или тред-юнионистское сознание .  Требуется организация  революционной партии-авангарда, чтобы трансформировать ограниченное понимание  рабочего класса в истинно "политическое" сознание, основанное на реальности его положения. Были и другие объяснения: формированию революционного пролетариата препятствовали такие факторы ,  как национализм  или империализм ,  либо даже спортивные и иные формы досуга ,  сублимировавшие революционный импульс (см. также Досуг ;  Инкорпорация ) . Теоретически понятие было важно и для пересмотра позиций внутри марксизма .  Дьердь Лукач (1971), например , в работе 1920 г.  приводил доводы в пользу потребности уделять намного больше внимания проблеме сознания, чем это делали "вульгарные" марксисты, доказывавшие неизбежность перехода к мировой революции. Подобные темы продолжали вызывать интерес  при изучении массовой культуры, в трудах франкфуртской школы критической теории и с недавнего времени в деятельности Бирмингемского центра современных культурных исследований (см. Культурные исследования ) . Перед социологами идея "лжесознания" поставила ряд проблем. Она критиковалась за "элитарный" смысл — мол, "мы лучше , чем рабочий класс, и знаем, в чем он нуждается", отвлекая внимание от необходимости исследования фактического сознания групп рабочего класса, их социальных источников; от принятия им марксистской теории классов, идеи о логической необходимости революции как неизбежного следствия социальных классовых отношений. В последнее время  понятие "лже-сознания" стало выходить из употребления в марксизме и в марксистской социологии. Его заменила идея гегемонии, служащая популярным концептуальным инструментом в обсуждении сознания рабочего класса (например, в работах  Бирмингемского центра современных культурных исследований). Правда , " гегемония "  имеет, по крайней мере, некоторые из недостатков предыдущего понятия. См. также Идеология . 

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Мониторинг - (от англ. monitor контролироватъ, проверять) англ. ...
  • Мондиализм - (от фр. mondial мировой, всемирный) англ., ...
  • Монархия - (от греч. monarchia единовластие) англ. monarchy; ...
  • Молодежь - англ. youth, нём. Jugend. Соц.демогр. группа ,  ...
  • Модус - (от лат. modus мера ,  образ ,  ...
  • Мятеж - англ. mutiny; нем. Aufruhr. Массовое стихийное или ...
  • Мутуализм - (от mutuus взаимный) англ. mutualism; нем. ...
  • Люмпенизация - социальнорегрессивное явление, характерное, как правило ,  для ...
  • Лобби - – организация ,  оказывающая политическое давление в процессе ...
  • Легитимность - – характеристика признания членами общности существующего социального порядка, ...
  • Лидерство - соотносительное положение ( статус )  определенной личности ...
  • Лидерство - – этот термин  в социологии обозначает: 1) ведущее ...
  • Люмпены - социальный  слой, пребывающий па дне общества и ...
  • Личность - целостность социальных свойств человека ,  продукт  общественного ...
  • Растормаживание - англ. unblocking; нем. Enthemmung. Восстановление угасших условных рефлексов. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари