Что такое Код? Значение слова Код в социологическом словаре

1) Код - (от фр. code - совокупность  знаков, символов) - англ. code; нем. Kode. Система  условных знаков, символов, сокращенных обозначений и названий, применяемых для передачи, обработки, хранения различной информации.

2) Код - - совокупность  знаков (символов) и система правил ,  при помощи к-рых информация  может быть представлена в виде, наиболее приспособленном для ее передачи, обработки и хранения (запоминания). К. применяются в телеграфии, вычислительной технике, военном деле и в др. областях науки и практики, где происходит обмен  информацией между элементами системы. Изучение К. и разработка наиболее экономных К., позволяющих передавать информацию при помощи самого малого количества символов, является одной из задач теории информации. Источником идей для развития этой теории являются, с одной стороны, кибернетич. т.зр. на информационные процессы  и системы, а с другой  - потребность  техники связи в преобразовании информации. Отправным пунктом для развития теории информации явились работы К. Шеннона и Н. Винера, опубликованные в 1948 г. К. бывают равномерные (все шифры содержат одинаковое количество символов) и неравномерные (шифры содержат различн. количество символов, напр., К. Морзе). Основание К. - максимальное количество различ. символов, содержащихся в его алфавите .  Основание может быть любым числом - 2, 8, 10 и др. Выбор основания зависит от особенностей построения систем обработки и передачи информации. Для записи шифров К. используются цифры, буквы и др. знаки .  Для социологии характерно применение равномерных К., шифры (кодовые позиции) к-рых изображаются отдельными цифрами. Лит.: Венецкий И.Г., Кильдишев Г.С. Основные теории вероятностей и математической статистики. М., 1968; Майоров Ф.В. Кодирование  экономической информации и машиночитаемые документы .  М., 1973; Энциклопедия кибернетики. Киев, 1975. Н.И. Ростегаева.

3) Код - - понятие ,  широко используемое в семиотике и позволяющее раскрыть механизм порождения смысла сообщения. В теории информации (К. Шеннон и др.) "К." определяется как совокупность  (репертуар) сигналов. В работах  Р. Якобсона и У. Эко "К.", "семиотическая структура "  и " знаковая система "  выступают как синонимичные понятия (при этом "К." отличается от "сообщения" так же, как в концепции Соссюра " язык "  - от "речи"). Иначе говоря, "К." может быть определен трояким образом: (1) как знаковая структура; (2) как правила сочетания, упорядочения символов, или как способ структурирования; (3) как окказионально взаимооднозначное соответствие каждого символа  какому-то одному означаемому (Эко). Наиболее близким термином к "К." по смыслу выступает "язык" - как способ организации высказывания по определенным правилам (на подобном синонимическом употреблении настаивал Соссюр), однако в некоторых случаях исследователи избегают подобного сближения. Одни мотивируют это тем, что понятие К. более функционально, ибо может применяться в отношении невербальных систем коммуникации (от азбуки Морзе до иконических знаков). Другие считают, что термин  "К." несет представление о структуре только что созданной, искусственной и обусловленной мгновенной договоренностью, в отличие от языка с его "естественным" происхождением  и более запутанным характером условности (здесь использование К. не всегда носит осознанный характер; участники коммуникации подчиняются правилам языка безотчетно, не ощущая своей зависимости от навязанной им жесткой системы правил). Например, согласно Ю. Лотману , К. психологически ориентирует нас на искусственный язык и некую идеальную модель  языка (а также "машинную" модель коммуникации), тогда как язык бессознательно вызывает у нас представление об исторической протяженности существования; если К. не предполагает истории, то язык, напротив, можно интерпретировать как "К. плюс его история " . С целью  экспликации собственно семиотического понимания К., в отличие от других подходов, Эко предложил термин "S-К." (или "семиотический К."), сущность которого заключается в том, что любое высказывание не просто организовано по определенным правилам (комбинаторики, соответствия), но и с определенной точки зрения: например, классификация ,  упорядочение форм, осуществленные математиком, художником и ГАИ, могут оперировать одними и теми же единицами, организуя их совершенно отличным образом согласно своим целям. В такой интерпретации К. оказывается близким по значению к понятию " идеология " . В семиотическом универсуме разнообразные К. представляют собой набор ожиданий, этот набор ожиданий можно отождествить с "идеологией". "Мы опознаем идеологию как таковую, когда, социализируясь, она превращается в код. Так устанавливается тесная связь между миром кодов и миром предзнания. Это предзнание делается знанием  явным, управляемым, передаваемым и обмениваемым, становясь кодом, коммуникативной конференцией" (Эко). S-К. может быть сколько угодно. В том числе применительно к ограниченной совокупности элементов. Установление, использование и дешифровка К. следуют принципу  экономичности и иерархичности (так, Якобсон ввел понятие "субкод" для описания системы с несколькими кодами, один из которых доминирует, а остальные находятся между собой в отношениях иерархии). Принцип экономичности напрямую связан с информативностью закодированного сообщения: К. ограничивает информационное поле источника. Как отмечает Эко, сообщение ,  полученное на базе большого количества символов, число комбинаций которых достигает астрономической величины, оказывается высокоинформативным, но вместе с тем и непередаваемым, ибо для этого необходимо слишком большое число операций. Гораздо легче передать (и расшифровать) сообщение, полученное на основе системы элементов, число комбинаций которых заранее ограничено. А.Р. Усманова

4) Код - (code) — дифференциальное использование системы или совокупности признаков, отмечающих дифференциальную социальную принадлежность. Коды могут быть осознанными или неосознанными. Наиболее известный пример — понятие  Бернштейна о дифференциальном применении английского языка ,  посредством чего выявляются фундаментальные статусные и классовые различия (см. Разработанные и ограниченные коды). Другие примеры касаются кодов одежды и моды, выбора значений, действий или сообщений, используемых для идентификации формальными и неформальными группами интересов, тайными обществами, сексуальными меньшинствами или потребителями наркотиков.

Код

(от фр. code - совокупность  знаков, символов) - англ. code; нем. Kode. Система  условных знаков, символов, сокращенных обозначений и названий, применяемых для передачи, обработки, хранения различной информации.

- совокупность  знаков (символов) и система  правил ,  при помощи к-рых информация  может быть представлена в виде, наиболее приспособленном для ее передачи, обработки и хранения (запоминания). К. применяются в телеграфии, вычислительной технике, военном деле и в др. областях науки и практики, где происходит обмен  информацией между элементами системы. Изучение К. и разработка наиболее экономных К., позволяющих передавать информацию при помощи самого малого количества символов, является одной из задач теории информации. Источником идей для развития этой теории являются, с одной стороны, кибернетич. т.зр. на информационные процессы  и системы, а с другой  - потребность  техники связи в преобразовании информации. Отправным пунктом для развития теории информации явились работы К. Шеннона и Н. Винера, опубликованные в 1948 г. К. бывают равномерные (все шифры содержат одинаковое количество символов) и неравномерные (шифры содержат различн. количество символов, напр., К. Морзе). Основание К. - максимальное количество различ. символов, содержащихся в его алфавите .  Основание может быть любым числом - 2, 8, 10 и др. Выбор основания зависит от особенностей построения систем обработки и передачи информации. Для записи шифров К. используются цифры, буквы и др. знаки .  Для социологии характерно применение равномерных К., шифры (кодовые позиции) к-рых изображаются отдельными цифрами. Лит.: Венецкий И.Г., Кильдишев Г.С. Основные теории вероятностей и математической статистики. М., 1968; Майоров Ф.В. Кодирование  экономической информации и машиночитаемые документы .  М., 1973; Энциклопедия кибернетики. Киев, 1975. Н.И. Ростегаева.

- понятие ,  широко используемое в семиотике и позволяющее раскрыть механизм порождения смысла сообщения. В теории информации (К. Шеннон и др.) "К." определяется как совокупность  (репертуар) сигналов. В работах  Р. Якобсона и У. Эко "К.", "семиотическая структура "  и " знаковая  система "  выступают как синонимичные понятия (при этом "К." отличается от "сообщения" так же, как в концепции Соссюра " язык "  - от "речи"). Иначе говоря, "К." может быть определен трояким образом: (1) как знаковая структура; (2) как правила сочетания, упорядочения символов, или как способ структурирования; (3) как окказионально взаимооднозначное соответствие каждого символа  какому-то одному означаемому (Эко). Наиболее близким термином к "К." по смыслу выступает "язык" - как способ организации высказывания по определенным правилам (на подобном синонимическом употреблении настаивал Соссюр), однако в некоторых случаях исследователи избегают подобного сближения. Одни мотивируют это тем, что понятие К. более функционально, ибо может применяться в отношении невербальных систем коммуникации (от азбуки Морзе до иконических знаков). Другие считают, что термин  "К." несет представление о структуре только что созданной, искусственной и обусловленной мгновенной договоренностью, в отличие от языка с его "естественным" происхождением  и более запутанным характером условности (здесь использование К. не всегда носит осознанный характер; участники коммуникации подчиняются правилам языка безотчетно, не ощущая своей зависимости от навязанной им жесткой системы правил). Например, согласно Ю. Лотману , К. психологически ориентирует нас на искусственный язык и некую идеальную модель  языка (а также "машинную" модель коммуникации), тогда как язык бессознательно вызывает у нас представление об исторической протяженности существования; если К. не предполагает истории, то язык, напротив, можно интерпретировать как "К. плюс его история " . С целью  экспликации собственно семиотического понимания К., в отличие от других подходов, Эко предложил термин "S-К." (или "семиотический К."), сущность которого заключается в том, что любое высказывание не просто организовано по определенным правилам (комбинаторики, соответствия), но и с определенной точки зрения: например, классификация ,  упорядочение форм, осуществленные математиком, художником и ГАИ, могут оперировать одними и теми же единицами, организуя их совершенно отличным образом согласно своим целям. В такой интерпретации К. оказывается близким по значению к понятию " идеология " . В семиотическом универсуме разнообразные К. представляют собой набор ожиданий, этот набор ожиданий можно отождествить с "идеологией". "Мы опознаем идеологию как таковую, когда, социализируясь, она превращается в код. Так устанавливается тесная связь между миром кодов и миром предзнания. Это предзнание делается знанием  явным, управляемым, передаваемым и обмениваемым, становясь кодом, коммуникативной конференцией" (Эко). S-К. может быть сколько угодно. В том числе применительно к ограниченной совокупности элементов. Установление, использование и дешифровка К. следуют принципу  экономичности и иерархичности (так, Якобсон ввел понятие "субкод" для описания системы с несколькими кодами, один из которых доминирует, а остальные находятся между собой в отношениях иерархии). Принцип экономичности напрямую связан с информативностью закодированного сообщения: К. ограничивает информационное поле источника. Как отмечает Эко, сообщение ,  полученное на базе большого количества символов, число комбинаций которых достигает астрономической величины, оказывается высокоинформативным, но вместе с тем и непередаваемым, ибо для этого необходимо слишком большое число операций. Гораздо легче передать (и расшифровать) сообщение, полученное на основе системы элементов, число комбинаций которых заранее ограничено. А.Р. Усманова

(code) — дифференциальное использование системы или совокупности признаков, отмечающих дифференциальную социальную принадлежность. Коды могут быть осознанными или неосознанными. Наиболее известный пример — понятие  Бернштейна о дифференциальном применении английского языка ,  посредством чего выявляются фундаментальные статусные и классовые различия (см. Разработанные и ограниченные коды). Другие примеры касаются кодов одежды и моды, выбора значений, действий или сообщений, используемых для идентификации формальными и неформальными группами интересов, тайными обществами, сексуальными меньшинствами или потребителями наркотиков.

Значение слова Код в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари