1) Классификация - (от лат. classis - разряд, группа и facere - делатъ) - англ. classification; нем. Klassifikation. 1. Система соподчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в той или иной отрасли знания или деятельности человека , составленная на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними, позволяющая ориентироваться в многообразии объектов и являющаяся источником знания о них. 2. Распределение к.-л. объектов по классам (отделам, разрядам) на основе их общих признаков, сходства и различий, отражающих связи между классами объектов в единой системе данной отрасли знания.
2) Классификация - (от лат. classis - разряд, группа и facere - делать) - 1. Система соподчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в той или иной отрасли знания или деятельности человека , составленная на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними, позволяющая ориентироваться в многообразии объектов и являющаяся источником знания о них. 2. Распределение к.-л. объектов по классам (отделам, разрядам) на основе их общих признаков, сходств и различий, отражающих связи между классами объектов в единой системе данной отрасли знания.
3) Классификация - - процесс организации эмпирических данных и приведения их к обобщенным понятиям ( категории , классы , субкатегории) для последующего выявления формальных связей между ними.
4) Классификация - (лат. classis - разряд, класс и facio - делаю, раскладываю) - многоступенчатое деление логического объема понятия ( логика ) или какой-либо совокупности единиц (эмпирическое социальное знание) на систему соподчиненных понятий или классов объектов (род - вид - подвид). К. - способ организации эмпирического массива информации. Цель К. - установление определенной структуры порядка, нормативно-мерного упорядочивания множества, которое разбивается на гетерономные друг по отношению к другу, но гомогенные внутри себя по какому-либо признаку, отделенные друг от друга подмножества. При К. каждый элемент совокупности должен попасть в то или иное подмножество. Таким образом, цель К. - определение места в системе любой единицы ( объекта ) , а тем самым установление между ними наличия некоторых связей. Субъект, владеющий ключом (критерием) К., получает возможность ориентироваться в многообразии понятий или (и) объектов. К. всегда отражает имеющийся на данный момент времени уровень знания, суммирует его, как бы дает его "топологическую карту". С другой стороны, К. позволяет обнаруживать пробелы в существующем знании, служить основанием для диагностических и прогностических процедур. В так называемой описательной науке К. выступала итогом (целью) познания (систематика в биологии, попытки по разным основаниям классифицировать науки и т.д.), а дальнейшее развитие представлялось как ее усовершенствование или предложение новой К. Таким образом, термин "К." используется как для обозначения указанной процедуры, так и для обозначения ее результата. Различают естественные и искусственные К. в зависимости от существенности признака, который кладется в ее основу. Естественные К. предполагают нахождение значимого критерия различения, искусственные могут быть в принципе построены на основании любого признака. Вариантом искусственных К. являются различные вспомогательные К. типа алфавитных указателей и т.д. Кроме того различают теоретические (в частности, генетические) и эмпирические К. Последние нашли широкое применение, в частности, в социологии. Цель эмпирических К. та же, однако сам критерий является, зачастую, проблемным и во многом его установление может быть целью эмпирической К. В ней все множество исследуемых единиц стремятся разбить на однородные группы, которым затем присваивается та или иная "этикетка", подлежащая содержательному наполнению в процессах интерпретации по обнаруживаемому (или заранее заданному) статистическому (сугубо формальному) критерию. При этом совокупность считается однородной, если все значения рассматриваемого признака суть значения одной и той же случайной величины. Эмпирическую К. иногда предваряют процедуры группировки данных. Как особый вид К. в социологии рассматривается процедура районирования (пространственно-временное расчленение для последующего репрезентативного выбора объектов исследования). К., особенно эмпирические, часто рассматриваются как шаг на пути создания содержательно-обоснованных типологий. В отличие от К. типология выделяет гомогенные множества, каждое из которых есть модификация одного и того же качества (существенного, "коренного" признака, точнее "идеи" этого множества). Естественно, что в отличие от признака К. "идея" типологизации далеко не является наглядной, внешне проявляемой и обнаруживаемой. К. слабее, чем типология, связана с содержанием, но класс естественной К. должен иметь смысл, соответствующий уровню познания на данный момент, и обладать собственными существенными свойствами. В целом естественная К. всегда в той или иной степени типология и способна решать содержательные задачи . В.Л. Абушенко
5) Классификация - (classification) — 1. Попытка определить регулярно встречающиеся типы социальной структуры: общества, организации, отношения. В биологии классификация животных и растений, которая иногда использовалась как модель для социологической классификации, разрабатывалась по двум основным принципам: (а) классификация Линнея (синхроническая) взаимоисключающих возможностей; (б) эволюционная (диахроническая) последовательность, представляющая эволюционные связи. Хотя пуристы могут утверждать, что все отдельные явления различны и никогда не бывают абсолютно идентичными, цель классификации состоит в группировке всех отдельных случаев явления, чьи сходства и отличия от других типов явлений таковы, что оправдывают классификацию для определенных теоретических целей. См. также Таксономия . 2. ( Социология образования ) определение границ между различными формами человеческого знания. Применяется при составлении учебных планов или для определения различных областей деятельности. Данный термин — ключевое понятие теории кодов знания Бернштейна.
Синонимы: классификация, классифицирование, систематизация, систематизирование, систематика
Классификация
(от лат. classis - разряд , группа и facere - делатъ) - англ. classification; нем. Klassifikation. 1. Система соподчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в той или иной отрасли знания или деятельности человека , составленная на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними , позволяющая ориентироваться в многообразии объектов и являющаяся источником знания о них. 2. Распределение к.-л. объектов по классам (отделам, разрядам) на основе их общих признаков, сходства и различий, отражающих связи между классами объектов в единой системе данной отрасли знания.
(от лат. classis - разряд , группа и facere - делать) - 1. Система соподчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в той или иной отрасли знания или деятельности человека , составленная на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними , позволяющая ориентироваться в многообразии объектов и являющаяся источником знания о них. 2. Распределение к.-л. объектов по классам (отделам, разрядам) на основе их общих признаков, сходств и различий, отражающих связи между классами объектов в единой системе данной отрасли знания.
- процесс организации эмпирических данных и приведения их к обобщенным понятиям ( категории , классы , субкатегории) для последующего выявления формальных связей между ними .
(лат. classis - разряд , класс и facio - делаю, раскладываю) - многоступенчатое деление логического объема понятия ( логика ) или какой-либо совокупности единиц (эмпирическое социальное знание) на систему соподчиненных понятий или классов объектов (род - вид - подвид). К. - способ организации эмпирического массива информации. Цель К. - установление определенной структуры порядка, нормативно-мерного упорядочивания множества, которое разбивается на гетерономные друг по отношению к другу, но гомогенные внутри себя по какому-либо признаку, отделенные друг от друга подмножества. При К. каждый элемент совокупности должен попасть в то или иное подмножество. Таким образом, цель К. - определение места в системе любой единицы ( объекта ) , а тем самым установление между ними наличия некоторых связей. Субъект, владеющий ключом (критерием) К., получает возможность ориентироваться в многообразии понятий или (и) объектов. К. всегда отражает имеющийся на данный момент времени уровень знания , суммирует его, как бы дает его "топологическую карту". С другой стороны, К. позволяет обнаруживать пробелы в существующем знании, служить основанием для диагностических и прогностических процедур. В так называемой описательной науке К. выступала итогом (целью) познания ( система тика в биологии, попытки по разным основаниям классифицировать науки и т.д.), а дальнейшее развитие представлялось как ее усовершенствование или предложение новой К. Таким образом, термин "К." используется как для обозначения указанной процедуры, так и для обозначения ее результата. Различают естественные и искусственные К. в зависимости от существенности признака, который кладется в ее основу. Естественные К. предполагают нахождение значимого критерия различения, искусственные могут быть в принципе построены на основании любого признака. Вариантом искусственных К. являются различные вспомогательные К. типа алфавитных указателей и т.д. Кроме того различают теоретические (в частности, генетические) и эмпирические К. Последние нашли широкое применение, в частности, в социологии. Цель эмпирических К. та же, однако сам критерий является, зачастую, проблемным и во многом его установление может быть целью эмпирической К. В ней все множество исследуемых единиц стремятся разбить на однородные группы, которым затем присваивается та или иная "этикетка", подлежащая содержательному наполнению в процессах интерпретации по обнаруживаемому (или заранее заданному) статистическому (сугубо формальному) критерию. При этом совокупность считается однородной, если все значения рассматриваемого признака суть значения одной и той же случайной величины. Эмпирическую К. иногда предваряют процедуры группировки данных. Как особый вид К. в социологии рассматривается процедура районирования (пространственно-временное расчленение для последующего репрезентативного выбора объектов исследования). К., особенно эмпирические, часто рассматриваются как шаг на пути создания содержательно-обоснованных типологий. В отличие от К. типология выделяет гомогенные множества, каждое из которых есть модификация одного и того же качества (существенного, "коренного" признака, точнее "идеи" этого множества). Естественно, что в отличие от признака К. "идея" типологизации далеко не является наглядной, внешне проявляемой и обнаруживаемой. К. слабее, чем типология, связана с содержанием, но класс естественной К. должен иметь смысл, соответствующий уровню познания на данный момент, и обладать собственными существенными свойствами. В целом естественная К. всегда в той или иной степени типология и способна решать содержательные задачи . В.Л. Абушенко
(classification) — 1. Попытка определить регулярно встречающиеся типы социальной структуры: общества, организации, отношения. В биологии классификация животных и растений, которая иногда использовалась как модель для социологической классификации, разрабатывалась по двум основным принципам: (а) классификация Линнея (синхроническая) взаимоисключающих возможностей; (б) эволюционная (диахроническая) последовательность, представляющая эволюционные связи . Хотя пуристы могут утверждать, что все отдельные явления различны и никогда не бывают абсолютно идентичными, цель классификации состоит в группировке всех отдельных случаев явления, чьи сходства и отличия от других типов явлений таковы, что оправдывают классификацию для определенных теоретических целей. См. также Таксономия . 2. ( Социология образования ) определение границ между различными формами человеческого знания . Применяется при составлении учебных планов или для определения различных областей деятельности. Данный термин — ключевое понятие теории кодов знания Бернштейна.