Что такое Гендер? Значение слова Гендер в социологическом словаре

1) Гендер - (от англ. gender - род) - совокупность  представлений о личностных и поведенческих особенностях мужчины и женщины. Эти особенности, взятые в отдельности, определяют женственность  (фемининность) и мужественность  (маскулинность). Первая обычно ассоциируется с тонкой интуицией, эмоциональной выразительностью, покорностью, а вторая - с агрессивностью, способностью логически мыслить, чувством  превосходства. Мужественность и женственность, т. е. тендерные различия, проявляются в том, как люди исполняют свои тендерные роли [нередко их называют ролями половыми (см.)].

2) Гендер - - социальный  пол (род).

3) Гендер - - формируемые обществом  различия в понимании мужественности и женственности, социальные ожидания  относительно мужского и женского поведения.

4) Гендер - – совокупность  социальных характеристик пола.

5) Гендер - (англ. gender - род, чаще всего грамматический) - понятие ,  используемое в социальных науках  для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека .  Г. - социальная организация  половых различий; культурологическая характеристика поведения, которое соответствует полу в данном обществе в данное время .  Г. является социальной конструкцией системы социополоролевых отношений. Г. - это "осознанное значение  пола, социокультурная манифестация факта  пребывания мужчиной или женщиной, освоенные характеристики, ожидания и модели поведения" (В. Шапиро). Г. - это "набор социальных ролей; это - костюм, маска, смирительная рубашка, в которой мужчины и женщины исполняют свои неравные танцы" (Г. Лернер). Не пол, но Г. обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии и занятия мужчин и женщин через систему воспитания, традиции  и обычаи, правовые и этические нормы .  В отличие от русского языка ,  в котором есть одно слово, связанное с данным вопросом: "пол", - английский язык имеет два понятия: секс (sex) - пол и Г. (gender) - своего рода "социопол". Оба понятия используются для проведения так называемой горизонтальной социополовой стратификации общества в отличие от вертикальных классовой, сословной и подобных стратификаций. Sex обозначает биологический пол и относится к "нативистским" конструкциям ,  суммирующим биологические различия между мужчиной и женщиной. Г., в свою очередь, является социальной конструкцией, обозначающей особенности поведения, социальных стратегий. Sex и Г. находятся на разных полюсах в жизни человека. Sex является стартовой позицией, с ним человек рождается. Sex детерминирован биологическими факторами: гормональным статусом, особенностями протекания биохимических процессов, генетическими различиями, анатомией. Г. - конструкция иного полюса. Это своеобразный итог социализации человека в обществе в соответствии с его половой принадлежностью. Мужчины и женщины являются культурными продуктами своих обществ. Решающим фактором в формировании различий является культура :  "женщиной не рождаются, ею становятся". Стереотипы  по поводу Г. отражают взгляды общества на поведение ,  которое ожидают от мужчин или от женщин; Г. суть структурированная под влиянием  культуры система  различий. Она, некоторым образом, связана с биологическими различиями, но не сводится только к ним. Г. - это социальная организация  сексуальных отличий, хотя это и не означает, что Г. отражает или имплементирует фиксированные и естественные физические различия между женщинами и мужчинами; скорее, Г. - это знание ,  устанавливающее значения для телесных различий. Эти значения варьируются в зависимости от культур, социальных групп и времени. Сексуальное различие  не может рассматриваться иначе кроме как функционирование нашего знания о теле: это знание не является "абсолютным, чистым", оно не может быть изолировано от его применения в широкой цепи дискурсивных контекстов. Сексуальное отличие не является обычной причиной, из которой в конечном счете может произрастать социальная организация. Оно, наоборот, само является изменчивой организацией, которая сама должна быть объяснена. Человек в своей эволюции - как в фило-, так и в онтогенезе - движется от sex к Г. "Сексуально-гендерное поле" человека возникает еще в преднатальный период: современные средства медицины позволяют уже задолго до рождения ребенка определить его пол. Родители по-разному могут реагировать на рождение мальчика или девочки. Рождение мальчика или девочки может также по-разному восприниматься и в культурах. Так, в архаических обществах, особенно с охотнически-собирательским укладом, рождение девочки приветствовалось в меньшей степени, чем в земледельческих культурах, где уже появляется моногамная семья  и женский труд  ( воспроизводство  рода, выхаживание, воспитание  и т.п.) получает более высокую оценку. Известны традиции, в рамках которых детей в соответствии с полом просто уничтожали. Например, в Японии в селах вплоть до начала 20 в. сохранялась традиция  умерщвления новорожденных мальчиков, так как их нельзя было, в отличие от девочек, выгодно продать в город  или выдать замуж. Бедуины же и эскимосы (канадские), например, избавлялись от девочек (умерщвляли, относили в горы, подкидывали), так как считалось, что мужчин в роду должно быть больше. Причем материнский инстинкт  в этих и многочисленных подобных случаях грубо подавлялся групповыми интересами и мифологическими представлениями. Через игры и игровые структуры, одежду и т.п. ребенок уже с малолетства начинает себя идентифицировать либо с мужским, либо с женским началом. Хорошо известны игры девочек в "дочки-матери", "учителя", "доктора" и вообще "в куклы", а также увлечения мальчиков машинами, конструкторами, оружием и т.п. В этих ранних актах социализации большую роль  играет культурная среда .  Именно она определяет "сферу должного", которая в разных культурах различна. Но есть и некоторые универсалии. Так, мужское ассоциируется с инициативностью в отношениях, агрессивностью, установкой на господство ,  авантюризмом, авторитаризмом, стремлением к лидерству, рациональностью  в мыслях и действиях, монизмом в поведении, стремлением к монологу, вызову и утверждению собственного "Я", эгоцентризмом и эгоизмом. Эти и подобные качества, проявляемые женщиной, скорее вызовут критическую оценку и даже негативную реакцию со стороны окружающих, находящихся под влиянием соответствующих культурных стереотипов. Женская линия в поведении, как правило ,  связана с мягкостью, милосердием, заботой, ответственностью ,  ненасилием, терпимостью ,  альтруизмом, эмоциональностью, диалогичностью, стремлением к поиску согласия, компромисса ,  ценностью  равенства, справедливости и свободы и т.п. Обе эти конструкции можно различать в плане  общего и особенного. Sex является проявлением  общего и относится к так называемым "итическим" (etic) характеристикам. Г. связан с проявлением особенного в поведении и является "имической" (emic) характеристикой. Для ее понимания необходимо учитывать социокультурный фон, во многом обусловливающий формирование Г. В частности, представления о мужественности и женственности сильно различаются в различных культурах, что накладывает серьезный отпечаток на нормы коммуникативного поведения и характер взаимоотношений мужчин и женщин. Так, в странах с развитой экономикой и протестантизмом женщины высокообразованны и активно вовлечены в общественную жизнь .  В таких странах (скандинавские страны, например) гендерная идеология  склоняется к равенству в отношениях между мужчинами и женщинами. Напротив, в традиционных культурах и особенно с мусульманской религией (Пакистан, Нигерия, Индия и др.) статус  женщины далек от равноправия, и поведение женщины в обществе строго регламентировано. В зависимости от характера общества гендерные различия будут иметь различную силу. Этнографы устанавливают усиление гендерного неравенства от охотнически-собирательских к аграрным культурам и существенное его снижение далее к индустриальной культуре и особенно к информационному обществу. Кривая, отвечающая этому движению, будет иметь вид перевернутой заглавной буквы U латинского алфавита .  (Большинство работ по Г. основываются на предположении, что пол предшествует Г. Тем не менее существуют точки зрения - К. Делфи и др. - согласно которым это предположение "теоретически неоправданно" и "его продолжающееся существование отправляет назад к устаревшему пониманию гендера ,  мешает пересмотру категории  гендера беспристрастным образом". Делфи предлагает не только пересмотреть вопрос о взаимоотношениях между Г. и полом, но также сформулировать и исследовать две другие гипотезы. Первая, по Делфи, состоит в том, что "статистическое совпадение между полом и гендером есть просто совпадение". Вторая гипотеза  - Г. предшествует полу: "Пол сам по себе просто маркирует социальное  деление; он служит тому социальному узнаванию и идентификации тех, кто доминирует, и тех, кто доминируем. Пол - это знак  с символическим значением, приобретенным в ходе исторического развития".) Впервые мысль о необходимости различать биологический и социальный  пол появилась в книге М. Мид "Пол и темперамент в трех примитивных обществах" (1935). Феминистская теория  восприняла ее, занялась исследованием  различия между биологическим и социальным полом/Г. и проблематизировала гендерные отношения. Г., ранее являвшийся только грамматической категорией, превратился в часть "оборудования" сторонников феминизма  для постановки проблем о "естественном" подчиненном и более низком положении женщин. Идеологами феминизма был выдвинут ряд вопросов, относящихся к Г. и гендерным отношениям в обществе. Исследовалось то, как Г. соотносится с анатомическими половыми различиями; как гендерные отношения конституируется и поддерживаются (в жизненном цикле человека, и более широко, в качестве социального опыта, ограниченного временем); как гендерные отношения соотносятся с другими видами социальных отношений такими, например, как классовые или расовые; что становится причиной, ведущей к изменениям в гендерных отношениях с течением времени; каковы взаимоотношения между гетеросексуальностью ,  гомосексуальностью и гендерными отношениями; существует ли только два, а если не два, то сколько Г.; каковы взаимоотношения между формами мужского доминирования и гендерными отношениями; перестанет ли быть актуальным вопрос о гендерных отношениях в эгалитарных обществах; имеется ли нечто отчетливо мужское или женское в способах мышления и социальных отношениях, и, если имеется, то являются ли данные  различия врожденными или социально сконструированными; являются ли гендерные различия социально полезными или необходимыми, а если же да, то каковы последствия этого для феминистской цели достижения "гендерной справедливости" (Флэкс). Вслед за феминистской теорией практически все общественные дисциплины стали проводить разделение между полом и Г. Последний оказался в одном из фокусов дискуссий гуманитариев и был признан важнейшей категорией для анализа  структур власти, организации социальных и культурных институтов, моделей идеологического контроля в современном обществе. Идея о необходимости различать биологический пол как совокупность  биологических особенностей индивида  и социальный пол, или Г., как социокультурную конструкцию вошла в университетские учебники. Наряду с такими, не менее важными для обсуждения гендерных отношений, терминами, как феминность; маскулинность; приватный; общественный; патриархат ;  сексизм ,  термин  Г., адаптированный традиционными общественными дисциплинами, становится необходимой частью лексикона и интеллектуала ,  и рядового гражданина  на Западе ,  широко используясь в современных международных юридических документах. также: Гендерные исследования .  И.Р. Чикалова, Е.И. Янчук

6) Гендер - (gender) 1. (Общее значение )  — различие  между мужчинами и женщинами по анатомическому полу. 2. (Социологическое значение) социальное  деление, часто основанное на анатомическим поле, но не обязательно совпадающее с ним. Таким образом, социологическое использование термина  может отличаться от повседневного. Социологи и социальные психологи утверждают: пол относится к биологическим характеристикам, в соответствии с которыми люди делятся на категории  "мужчина", "женщина" или в редких случаях "гермафродит" (когда характеристики обоих полов фактически или явно объединены), а тендер — к социальным и социально-психологическим атрибутам, подразделяющим людей на категории "мужской", "женский" или "гермафродитный" (когда характеристики обоих тендеров преднамеренно или непреднамеренно объединены). По мнению многих социологов, в социологическом дискурсе  гендер должен применяться тогда, когда касается социально созданного деления общества на тех, кто относится к мужчинам, и тех, кто — к женщинам. В то время  как "мужчина" и "женщина" являются терминами, зарезервированными за биологическими различиями между ними, а также мальчиками и девочками, "мужское" и "женское" относится к сформированным культурой чертам поведения и видам темперамента, считающимися социально соответствующими полам. Эти черты изучаются посредством сложного и продолжительного процесса  социализации. Антропологи (например, Маргарет Мид), психологи и социологи подчеркивали, что тендер определяется не биологически, а социально и посредством культуры, являясь культурно и исторически относительным. Его значение, интерпретация  и выражение изменяются и внутри, и между культурами, служа объектом исторических перемен. Социальные факторы  — класс ,  возраст, раса  и этнос  — тоже образуют особое значение, выражение и опыт тендера, выделяя тот факт ,  что его нельзя уравнивать каким-либо упрощенным способом с полом или сексуальностью .  См. Феминистская теория . 

Гендер

(от англ. gender - род) - совокупность  представлений о личностных и поведенческих особенностях мужчины и женщины. Эти особенности, взятые в отдельности, определяют женственность  (фемининность) и мужественность  (маскулинность). Первая обычно ассоциируется с тонкой интуицией, эмоциональной выразительностью, покорностью, а вторая - с агрессивностью, способностью логически мыслить , чувством  превосходства. Мужественность и женственность, т. е. тендерные различия, проявляются в том, как люди исполняют свои тендерные роли [ нередко их называют ролями половыми (см.)].

- социальный  пол (род).

- формируемые обществом  различия в понимании мужественности и женственности, социальные ожидания  относительно мужского и женского поведения.

– совокупность  социальных характеристик пола.

(англ. gender - род, чаще всего грамматический) - понятие ,  используемое в социальных науках  для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека .  Г. - социальная организация  половых различий; культурологическая характеристика поведения, которое соответствует полу в данном обществе в данное время .  Г. является социальной конструкцией системы социополоролевых отношений. Г. - это "осознанное значение  пола, социокультурная манифестация факта  пребывания мужчиной или женщиной, освоенные характеристики, ожидания и модели поведения" (В. Шапиро). Г. - это "набор социальных ролей; это - костюм, маска, смирительная рубашка, в которой мужчины и женщины исполняют свои неравные танцы" (Г. Лернер). Не пол, но Г. обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии и занятия мужчин и женщин через систему воспитания, традиции  и обычаи, правовые и этические нормы .  В отличие от русского языка ,  в котором есть одно слово, связанное с данным вопросом: "пол", - английский язык имеет два понятия: секс (sex) - пол и Г. (gender) - своего рода "социопол". Оба понятия используются для проведения так называемой горизонтальной социополовой стратификации общества в отличие от вертикальных классовой, сословной и подобных стратификаций. Sex обозначает биологический пол и относится к "нативистским" конструкциям ,  суммирующим биологические различия между мужчиной и женщиной. Г., в свою очередь, является социальной конструкцией, обозначающей особенности поведения, социальных стратегий. Sex и Г. находятся на разных полюсах в жизни человека. Sex является стартовой позицией, с ним человек рождается. Sex детерминирован биологическими факторами: гормональным статусом, особенностями протекания биохимических процессов, генетическими различиями, анатомией. Г. - конструкция иного полюса. Это своеобразный итог социализации человека в обществе в соответствии с его половой принадлежностью. Мужчины и женщины являются культурными продуктами своих обществ. Решающим фактором в формировании различий является культура :  "женщиной не рождаются, ею становятся". Стереотипы  по поводу Г. отражают взгляды общества на поведение ,  которое ожидают от мужчин или от женщин; Г. суть структурированная под влиянием  культуры система  различий. Она, некоторым образом, связана с биологическими различиями, но не сводится только к ним. Г. - это социальная организация  сексуальных отличий, хотя это и не означает, что Г. отражает или имплементирует фиксированные и естественные физические различия между женщинами и мужчинами; скорее, Г. - это знание ,  устанавливающее значения для телесных различий. Эти значения варьируются в зависимости от культур, социальных групп и времени. Сексуальное различие  не может рассматриваться иначе кроме как функционирование нашего знания о теле: это знание не является "абсолютным, чистым", оно не может быть изолировано от его применения в широкой цепи дискурсивных контекстов. Сексуальное отличие не является обычно й причиной, из которой в конечном счете может произрастать социальная организация. Оно, наоборот, само является изменчивой организацией, которая сама должна быть объяснена. Человек в своей эволюции - как в фило-, так и в онтогенезе - движется от sex к Г. "Сексуально-гендерное поле" человека возникает еще в преднатальный период: современные средства медицины позволяют уже задолго до рождения ребенка определить его пол. Родители по-разному могут реагировать на рождение мальчика или девочки. Рождение мальчика или девочки может также по-разному восприниматься и в культурах. Так, в архаических обществах, особенно с охотнически-собирательским укладом, рождение девочки приветствовалось в меньшей степени, чем в земледельческих культурах, где уже появляется моногамная семья  и женский труд  ( воспроизводство  рода, выхаживание, воспитание  и т.п.) получает более высокую оценку. Известны традиции, в рамках которых детей в соответствии с полом просто уничтожали. Например, в Японии в селах вплоть до начала 20 в. сохранялась традиция  умерщвления новорожденных мальчиков, так как их нельзя было, в отличие от девочек, выгодно продать в город  или выдать замуж. Бедуины же и эскимосы (канадские), например, избавлялись от девочек (умерщвляли, относили в горы, подкидывали), так как считалось, что мужчин в роду должно быть больше. Причем материнский инстинкт  в этих и многочисленных подобных случаях грубо подавлялся групповыми интересами и мифологическими представлениями. Через игры и игровые структуры, одежду и т.п. ребенок уже с малолетства начинает себя идентифицировать либо с мужским, либо с женским началом. Хорошо известны игры девочек в "дочки-матери", "учителя", "доктора" и вообще "в куклы", а также увлечения мальчиков машинами, конструкторами, оружием и т.п. В этих ранних актах социализации большую роль  играет культурная среда .  Именно она определяет "сферу должного", которая в разных культурах различна. Но есть и некоторые универсалии. Так, мужское ассоциируется с инициативностью в отношениях, агрессивностью, установкой на господство ,  авантюризмом, авторитаризмом, стремлением к лидерству, рациональностью  в мыслях и действиях, монизмом в поведении, стремлением к монологу, вызову и утверждению собственного "Я", эгоцентризмом и эгоизмом. Эти и подобные качества, проявляемые женщиной, скорее вызовут критическую оценку и даже негативную реакцию со стороны окружающих, находящихся под влиянием соответствующих культурных стереотипов. Женская линия в поведении, как правило ,  связана с мягкостью, милосердием, заботой, ответственностью ,  ненасилием, терпимостью ,  альтруизмом, эмоциональностью, диалогичностью, стремлением к поиску согласия, компромисса ,  ценностью  равенства, справедливости и свободы и т.п. Обе эти конструкции можно различать в плане  общего и особенного. Sex является проявлением  общего и относится к так называемым "итическим" (etic) характеристикам. Г. связан с проявлением особенного в поведении и является "имической" (emic) характеристикой. Для ее понимания необходимо учитывать социокультурный фон, во многом обусловливающий формирование Г. В частности, представления о мужественности и женственности сильно различаются в различных культурах, что накладывает серьезный отпечаток на нормы коммуникативного поведения и характер взаимоотношений мужчин и женщин. Так, в странах с развитой экономикой и протестантизмом женщины высокообразованны и активно вовлечены в общественную жизнь .  В таких странах (скандинавские страны, например) гендерная идеология  склоняется к равенству в отношениях между мужчинами и женщинами. Напротив, в традиционных культурах и особенно с мусульманской религией (Пакистан, Нигерия, Индия и др.) статус  женщины далек от равноправия, и поведение женщины в обществе строго регламентировано. В зависимости от характера общества гендерные различия будут иметь различную силу. Этнографы устанавливают усиление гендерного неравенства от охотнически-собирательских к аграрным культурам и существенное его снижение далее к индустриальной культуре и особенно к информационному обществу. Кривая, отвечающая этому движению, будет иметь вид перевернутой заглавной буквы U латинского алфавита .  (Большинство работ по Г. основываются на предположении, что пол предшествует Г. Тем не менее существуют точки зрения - К. Делфи и др. - согласно которым это предположение "теоретически неоправданно" и "его продолжающееся существование отправляет назад к устаревшему пониманию гендера ,  мешает пересмотру категории  гендера беспристрастным образом". Делфи предлагает не только пересмотреть вопрос о взаимоотношениях между Г. и полом, но также сформулировать и исследовать две другие гипотезы. Первая, по Делфи, состоит в том, что "статистическое совпадение между полом и гендером есть просто совпадение". Вторая гипотеза  - Г. предшествует полу: "Пол сам по себе просто маркирует социальное  деление; он служит тому социальному узнаванию и идентификации тех, кто доминирует, и тех, кто доминируем. Пол - это знак  с символическим значением, приобретенным в ходе исторического развития".) Впервые мысль о необходимости различать биологический и социальный  пол появилась в книге М. Мид "Пол и темперамент в трех примитивных обществах" (1935). Феминистская теория  восприняла ее, занялась исследованием  различия между биологическим и социальным полом/Г. и проблематизировала гендерные отношения. Г., ранее являвшийся только грамматической категорией, превратился в часть "оборудования" сторонников феминизма  для постановки проблем о "естественном" подчиненном и более низком положении женщин. Идеологами феминизма был выдвинут ряд вопросов, относящихся к Г. и гендерным отношениям в обществе. Исследовалось то, как Г. соотносится с анатомическими половыми различиями; как гендерные отношения конституируется и поддерживаются (в жизненном цикле человека, и более широко, в качестве социального опыта, ограниченного временем); как гендерные отношения соотносятся с другими видами социальных отношений такими, например, как классовые или расовые; что становится причиной, ведущей к изменениям в гендерных отношениях с течением времени; каковы взаимоотношения между гетеросексуальностью ,  гомосексуальностью и гендерными отношениями; существует ли только два, а если не два, то сколько Г.; каковы взаимоотношения между формами мужского доминирования и гендерными отношениями; перестанет ли быть актуальным вопрос о гендерных отношениях в эгалитарных обществах; имеется ли нечто отчетливо мужское или женское в способах мышления и социальных отношениях, и, если имеется, то являются ли данные  различия врожденными или социально сконструированными; являются ли гендерные различия социально полезными или необходимыми, а если же да, то каковы последствия этого для феминистской цели достижения "гендерной справедливости" (Флэкс). Вслед за феминистской теорией практически все общественные дисциплины стали проводить разделение между полом и Г. Последний оказался в одном из фокусов дискуссий гуманитариев и был признан важнейшей категорией для анализа  структур власти, организации социальных и культурных институтов, моделей идеологического контроля в современном обществе. Идея о необходимости различать биологический пол как совокупность  биологических особенностей индивида  и социальный пол, или Г., как социокультурную конструкцию вошла в университетские учебники. Наряду с такими, не менее важными для обсуждения гендерных отношений, терминами, как феминность; маскулинность; приватный; общественный; патриархат ;  сексизм ,  термин  Г., адаптированный традиционными общественными дисциплинами, становится необходимой частью лексикона и интеллектуала ,  и рядового гражданина  на Западе ,  широко используясь в современных международных юридических документах. также: Гендерные исследования .  И.Р. Чикалова, Е.И. Янчук

(gender) 1. (Общее значение )  — различие  между мужчинами и женщинами по анатомическому полу. 2. (Социологическое значение) социальное  деление, часто основанное на анатомическим поле, но не обязательно совпадающее с ним. Таким образом, социологическое использование термина  может отличаться от повседневного. Социологи и социальные психологи утверждают: пол относится к биологическим характеристикам, в соответствии с которыми люди делятся на категории  "мужчина", "женщина" или в редких случаях "гермафродит" (когда характеристики обоих полов фактически или явно объединены), а тендер — к социальным и социально-психологическим атрибутам, подразделяющим людей на категории "мужской", "женский" или "гермафродитный" (когда характеристики обоих тендеров преднамеренно или непреднамеренно объединены). По мнению многих социологов, в социологическом дискурсе  гендер должен применяться тогда, когда касается социально созданного деления общества на тех, кто относится к мужчинам, и тех, кто — к женщинам. В то время  как "мужчина" и "женщина" являются терминами, зарезервированными за биологическими различиями между ними, а также мальчиками и девочками, "мужское" и "женское" относится к сформированным культурой чертам поведения и видам темперамента, считающимися социально соответствующими полам. Эти черты изучаются посредством сложного и продолжительного процесса  социализации. Антропологи (например, Маргарет Мид), психологи и социологи подчеркивали, что тендер определяется не биологически, а социально и посредством культуры, являясь культурно и исторически относительным. Его значение, интерпретация  и выражение изменяются и внутри, и между культурами, служа объектом исторических перемен. Социальные факторы  — класс ,  возраст, раса  и этнос  — тоже образуют особое значение, выражение и опыт тендера, выделяя тот факт ,  что его нельзя уравнивать каким-либо упрощенным способом с полом или сексуальностью .  См. Феминистская теория . 

Значение слова Гендер в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Гиперсреда - технология  представления любых видов информации в виде ...
  • Гипотеза - идея или предположение, выдвигаемое в качестве предварительного, ...
  • Гуманицизм - признание неустранимости человеческого воздействия на процесс  познания, ...
  • Гомогенная - однородная. ...
  • Глобализация - здесь: исторический процесс  сближения наций и народов, ...
  • Геноцид - истребление отдельных групп населения по расовому, национальному, ...
  • Гемайншафт - сельская община  ( термин  Ф.Тённиса). ...
  • Город - место жизнедеятельности больших масс населения, занятых несельскохозяйственной ...
  • Геостратегия - военные аспекты геополитического анализа .  ...
  • Гармония - (от греч. harmonia согласие) англ. harmony; ...
  • Гарантизм - англ. guarantism; нем. Garantismus; Garantierung. По Ш. ...
  • Гангстеризм - (от англ. gangster бандит, профессиональный убийца) ...
  • Геноцид - (от греч. genos род, племя ,  происхождение ...
  • Гений - (от лат. genius дух, разум )  ...
  • Типологизация - (греч. tipos отпечаток, форма ,  образец и ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари