Что такое Габитус? Значение слова Габитус в социологическом словаре

Габитус - - целостная система  диспозиций восприятия, оценивания, классификации и действий, результат опыта и интериоризации индивидом социальных структур, носящая неосознанный характер. В философской традиции  термин "Г." обозначает сумму индивидуальных телесных навыков - походка, жестикуляция, манеры, - цельное осаждение опыта конкретного человека  в "глубине" телесного сознания. В социологии в широкий научный обиход слово "Г." введено П. Бурдье : " Габитус  - система прочных приобретенных предрасположенностей (dispositions), структурированных структур, предназначенных для функционирования в качестве структурирующих структур, т.е. в качестве принципов, которые порождают и организуют практики и представления, которые объективно приспособлены для достижения определенных результатов, но не предполагают сознательной нацеленности на эти результаты и не требуют особого мастерства". Г. порождается средой, "классом условий существования", путем их интериоризации индивидом; это результат индивидуальной истории и социального опыта индивида .  Г. структурирует новый опыт, который, в свою очередь, трансформирует исходные ментальные структуры. Таким образом, Г. зависит от социальной траектории индивида. Г. - принцип  практик индивида: "это порождающее и унифицирующее начало, которое сводит… характеристики какой-либо позиции в единый стиль жизни ,  т.е. в единый ансамбль выбора людей, благ и практик" (Бурдье). Вводя понятие  "Г.", Бурдье пытается снять традиционное для социологии противопоставление социальной структуры и личных практик индивида: с одной стороны, Г. - это внутренние схемы восприятия, оценивания, классификации и деятельности, свойственные индивиду, с другой  - это интериоризованные социальные отношения ,  усвоенные и присвоенные социальными агентами. Г. обеспечивает воспроизводство  социальных институтов: структура  института вписывается во внутреннюю структуру индивида и впоследствии воспроизводится в будущих его практиках  (по Бурдье, " собственность  присваивает хозяина, принимая форму структуры порождающей практики, совершенно соответствующие ее логике и требованиям"). В то же время  Г. вписывает индивида в существующие социальные структуры, генерируя практики и представления так, что они оказываются объективно адаптированными к социальным отношениям, продуктом которых и являются. Г. обеспечивает не только воспроизводство но и определенную изменчивость социальной структуры в практиках индивида, поскольку детерминирует практики не непосредственно, но путем изначально заданных принуждений, ограничений, представлений о возможном, вероятном и невозможном. Действие  формируется на основании "субъективной оценки  объективных вероятностей", соизмерения желаемого и возможного. Принципиальным моментом является то, что Г. целостен и не может быть разложен на отдельные составляющие его диспозиции, поскольку выражает один общий принцип, стиль ,  проявляющийся во всех практиках индивида и переносимый из одной сферы в другую, задавая их взаимную согласованность. Еще одна особенность Г. в том, что он является бессознательной структурой: это системы глубоко укорененных диспозиций, "забытых" и полностью не рефлексируемых: "Г. - это история ,  ставшая природой, и тем самым отрицаемая в качестве таковой" (Н.А. Шматко). Бессознательность Г. определяется его телесностью; установки вписаны в телесность и проявляются в манере, стиле, привычке говорить, держаться, двигаться, подчиняясь определенным инкорпорированным требованиям. Г. производится средой, следовательно сходные условия, т.е. позиции индивида генерируют сходные Г. членов группы, класса .  Таким образом, " социальный класс  - это класс схожих условий, а также класс индивидов, обладающих сходным гапитусом" (П. Бурдье). Следовательно, практики членов группы изначально координированы сходством Г., выступающим основой спонтанной солидарности. М.В. Батурчик

Габитус

- целостная система  диспозиций восприятия, оценивания, класс ификации и действий, результат опыт а и интериоризации индивидом социальных структур, носящая неосознанный характер . В философской традиции  термин "Г." обозначает сумму индивидуальных телесных навыков - походка , жестикуляция , манеры , - цельное осаждение опыта конкретного человека  в "глубине" телесного сознания. В социологии в широкий научный обиход слово "Г." введено П. Бурдье : " Габитус  - система прочных приобретенных предрасположенностей (dispositions), структурированных структур, предназначенных для функционирования в качестве структурирующих структур, т.е. в качестве принципов, которые порождают и организуют практик и и представления, которые объективно приспособлены для достижения определенных результатов, но не предполагают сознательной нацеленности на эти результаты и не требуют особого мастерства". Г. порождается средой, "классом условий существования", путем их интериоризации индивидом; это результат индивидуальной истории и социального опыта индивида .  Г. структурирует новый опыт, который , в свою очередь , трансформирует исходные ментальные структуры. Таким образом, Г. зависит от социальной траектории индивида. Г. - принцип  практик индивида: "это порождающее и унифицирующее начало , которое сводит… характеристики какой-либо позиции в единый стиль  жизни ,  т.е. в единый ансамбль выбора людей, благ и практик" (Бурдье). Вводя понятие  "Г.", Бурдье пытается снять традиционное для социологии противопоставление социальной структуры и личных практик индивида: с одной стороны, Г. - это внутренние схемы восприятия, оценивания, классификации и деятельности, свойственные индивиду, с другой  - это интериоризованные социальные отношения ,  усвоенные и присвоенные социальными агентами. Г. обеспечивает воспроизводство  социальных институтов: структура  института вписывается во внутреннюю структуру индивида и впоследствии воспроизводится в будущих его практиках  (по Бурдье, " собственность  присваивает хозяина, принимая форму структуры порождающей практики, совершенно соответствующие ее логике и требованиям"). В то же время  Г. вписывает индивида в существующие социальные структуры, генерируя практики и представления так, что они оказываются объективно адаптированными к социальным отношениям, продуктом которых и являются. Г. обеспечивает не только воспроизводство но и определенную изменчивость социальной структуры в практиках индивида, поскольку детерминирует практики не непосредственно, но путем изначально заданных принуждений, ограничений, представлений о возможном, вероятном и невозможном. Действие  формируется на основании "субъективной оценки  объективных вероятностей", соизмерения желаемого и возможного. Принцип иальным моментом является то, что Г. целостен и не может быть разложен на отдельные составляющие его диспозиции, поскольку выражает один общий принцип, стиль ,  проявляющийся во всех практиках индивида и переносимый из одной сферы в другую, задавая их взаимную согласованность . Еще одна особенность Г. в том, что он является бессознательной структурой: это системы глубоко укорененных диспозиций, "забытых" и полностью не рефлексируемых: "Г. - это история ,  ставшая природой, и тем самым отрицаемая в качестве таковой" (Н.А. Шматко). Бессознательность Г. определяется его телесность ю; установки вписаны в телесность и проявляются в манере, стиле, привычке говорить , держаться , двигаться , подчиняясь определенным инкорпорированным требованиям. Г. производится средой, следовательно сходные условия , т.е. позиции индивида генерируют сходные Г. членов группы, класса .  Таким образом, " социальный класс  - это класс схожих условий, а также класс индивидов, обладающих сходным гапитусом" (П. Бурдье). Следовательно , практики членов группы изначально координированы сходством Г., выступающим основой спонтанной солидарности. М.В. Батурчик

Значение слова Габитус в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Генотип - (genotype) — уникальное сочетание генов, которое индивидуум получает ...
  • Гомеостаз - (homeostasis) — процесс ,  регулирующий или поддерживающий систему ...
  • Гласность - (glasnost) — русское слово для "открытости", относящееся к ...
  • Гипотеза - (hypothesis) — суждение, выдвигаемое для проверки или оценки ...
  • Господство - (domination) — 1. В общем смысле власть ,  ...
  • Город - (city) — центральный населенный пункт, отличающийся от малого ...
  • Грамматика - (grammar) — система  отношений между языками категориями путем ...
  • Гипотеза - – предположение о взаимосвязи между независимой и зависимой ...
  • Геноцид - – умышленное массовое уничтожение представителей определенной расы  или ...
  • Гомогенность - степень сходства членов некоторой совокупности между собой. ...
  • Гипотеза - научное предположение о структуре объектов, характере и ...
  • Генерализуемость - возможность распространения результатов анализа  ограниченного числа случаев ...
  • График - графическое отображение данных. ...
  • Гипотеза - недостаточно обоснованное предположение, которое побуждает квалифицированного социолога ...
  • Деривации - (от лат. derivatio разъединение) англ. derivation; ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари