Что такое Эволюционизм? Значение слова Эволюционизм в социологическом словаре

1) Эволюционизм - (от лат. evolu-tio - развертывание) - англ. evolutionism; нем. Evolutionismus. 1. Учение  Ч. Дарвина о законах ис-тор. развития органического мира и путях управления развитием  организмов. Согласно Э., основными факторами эволюции являются: измен- чивость, наследственность ,  естественный отбор .  2. Современный Э. - это синтез  классического эволюционизма  и эволюционной генетики.

2) Эволюционизм - – влиятельное направление в теоретической социологии, изучающее социальные изменения  на основе идеи эволюции. Социальный   эволюционизм  развивался такими известными мыслителями, как Аристотель ,  Вико, Тюрго, Гегель. В классической форме он сложился в 19 веке в работах  Конта, Спенсера, Моргана, Дюркгейма, Тенниса и др. Наиболее широкое распространение получил под влиянием  дарвинизма (см. дарвинизм социальный ) . Теоретики эволюционизма исходили из универсальности законов развития, действующих в неорганическом, биологическом и социальном мирах. Согласно Спенсеру, социальная эволюция  составляет часть Большой Эволюции, которая представляет собой единство двух процессов – дифференциации ( нарастающего разнообразия структур внутри любых систем) и интеграции ( возникновения новых целостностей ). Предметом споров в эволюционизме стал вопрос о применимости дарвиновских принципов к эволюции человеческого общества . Главные возражения вызывал механизм стихийного естественного отбора, который придавал общественному развитию случайный характер, лишал его всякого внутреннего смысла и цели. Поэтому "не-дарвинистские" теоретики эволюционизма придерживались не дарвиновской идеи естественного отбора, а скорее спенсеровского представления об органическом росте, используя понятие   прогресса ,  телеологической (целенаправленной) эволюции. Эволюция  представала как единый, имеющий общую логику процесс  раскрытия внутренне присущих человечеству как единому целому потенциальных возможностей, проходящий общие закономерные стадии развития  от простого к сложному, ни одна из которых не может быть пропущена. В современных условиях, когда кризис становится лейтмотивом как обыденного сознания, так и социологических теорий, идея эволюции, отождествляемой с прогрессом, утрачивает свои ключевые позиции в социальном мышлении. В существенно измененном виде она продолжает существовать в неоэволюционизме ,  одной из современных теорий социальных изменений. В ней опять предпринимаются попытки описать механизмы социокультурных изменений по аналогии с дарвиновской моделью  случайного изменения и отбора. Ее принципиальная новизна в сравнении с классическим социальным эволюционизмом заключается в отрицании детерминизма ,  целенаправленности, линейности и постепенности социокультурных изменений. Вместо этого в ней большое значение  придается случайности, вероятности, открытости эволюционного процесса.

3) Эволюционизм - - исторически первое теоретическое направление в развитии антропологии. Э. стал антропологической интерпретацией идей развития и прогресса ,  сформировавшихся в конце 18 - первой половине 19 вв. в рамках геологии (Ч. Лайел), биологии (Ж. Ламарк, Ч. Дарвин), философии (Д. Дидро, А. Тюрго) и социологии (Конт - , Спенсер - ). В основе Э. лежали представления о закономерной дифференциации общих форм и о трансформации простых явлений в сложные. В антропологическом контексте  это означало постулирование биологического и психического единства человечества. Из этого положения вытекала концепция  однолинейного единообразия развития культуры от простых форм к сложным. Культурные различия между народами объяснялись их принадлежностью к различным стадиям  исторического прогресса. Целью  антропологии объявлялась систематизация культурных явлений в виде эволюционных рядов. Базовым приемом проведения таких построений становился сравнительно-исторический метод .  Он основывался на представлении о том, что социокультурные системы настоящего в различной степени содержат в себе элементы  прошлых стадий развития. Применение сравнительного метода  означало выделение этих элементов и построение их в последовательности от простого к сложному. Э. сформировался преимущественно в Великобритании и США, позднее приобрел популярность в большинстве европейских стран. Общепризнанным лидером британского Э. стал Тайлор, сформулировавший базовые теоретические положения направления и его методологию, в частности, концепцию "пережитков" и периодизацию стадий развития религии. Последней проблемой занимался и Д. Леббок, предложивший более детализированную, чем у Тайлора, схему: от первобытного атеизма  через фетишизм, тотемизм  и шаманизм к идолопоклонству и антропоморфизму .  Еще одним представителем британского Э. - Д. Мак-Ленаном была разработана гипотеза  о происхождении брачных отношений, в том числе дано объяснение  таких феноменов, как экзогамия ,  полиандрия ,  женский счет родства, табу  инцеста и т.д. Эта гипотеза была подвергнута критике со стороны крупнейшего представителя американского Э. - Л.Г. Моргана, предложившего собственную периодизацию развития брачно-семейных отношений, а также - наиболее подробную схему развития человеческой культуры, основанную на выделении скачков в развитии технологии. В последней трети 19 в. идеи Э. приобрели большую популярность во Франции (Ш. Летурно), Германии (О. Пешель, Ю. Липперт), России (Ковалевский, Н. Миклуха-Маклай, Н. Харузин). На Беларуси интерпретацией этнографических материалов с позиций методологии Э. занимались М. Довнар-Запольский и А. Богданович. На рубеже 19-20 вв. Э. постепенно утрачивает позиции ведущего теоретического направления в антропологии. Причиной этого стали предельная схематизация и упрощение концепции культурно-исторического процесса ,  которая не была подтверждена конкретными этнографическими материалами. В начале 20 в. теории Э. придерживались лишь отдельные исследователи, в том числе Фрезер. Под влиянием  разработанной Боасом и его учениками в начале 20 в. концепции культурного релятивизма  на несколько десятилетий в антропологии утвердилось крайне негативное отношение  к теории раннего Э., преодоленное только в 1960-1970-х в связи с развитием   неоэволюционизма  в США. П.В. Терешкович

4) Эволюционизм - (evolutionism) — см. Эволюционная теория . 

Эволюционизм

(от лат. evolu-tio - развертывание ) - англ. evolutionism; нем. Evolutionismus. 1. Учение  Ч. Дарвина о законах ис-тор. развития органического мира и путях управления развитием  организмов. Согласно Э., основными факторами эволюции являются: измен- чивость, наследственность ,  естественный отбор .  2. Современный Э. - это синтез  классического эволюционизма  и эволюционной генетики.

– влиятельное направление в теоретической социологии, изучающее социальные изменения  на основе идеи эволюции. Социальный   эволюционизм  развивался такими известными мыслителями, как Аристотель ,  Вико, Тюрго, Гегель. В классической форме он сложился в 19 веке в работах  Конта, Спенсера, Моргана, Дюркгейма, Тенниса и др. Наиболее широкое распространение получил под влиянием  дарвинизма (см. дарвинизм социальный ) . Теоретики эволюционизма исходили из универсальности законов развития, действующих в неорганическом, биологическом и социальном мира х. Согласно Спенсеру, социальная эволюция  составляет часть Большой Эволюции, которая представляет собой единство двух процессов – дифференциации ( нарастающего разнообразия структур внутри любых систем) и интеграции ( возникновения новых целостностей ). Предметом споров в эволюционизме стал вопрос о применимости дарвиновских принципов к эволюции человеческого общества . Главные возражения вызывал механизм стихийного естественного отбора, который придавал общественному развитию случайный характер, лишал его всякого внутреннего смысла и цели. Поэтому "не-дарвинистские" теоретики эволюционизма придерживались не дарвиновской идеи естественного отбора, а скорее спенсеровского представления об органическом росте, используя понятие   прогресса ,  телеологической (целенаправленной) эволюции. Эволюция  представала как единый, имеющий общую логику процесс  раскрытия внутренне присущих человечеству как единому целому потенциальных возможностей, проходящий общие закономерные стадии развития  от простого к сложному, ни одна из которых не может быть пропущена. В современных условиях, когда кризис становится лейтмотивом как обыденного сознания, так и социологических теорий, идея эволюции, отождествляемой с прогрессом, утрачивает свои ключевые позиции в социальном мышлении. В существенно измененном виде она продолжает существовать в неоэволюционизме ,  одной из современных теорий социальных изменений. В ней опять предпринимаются попытки описать механизмы социокультурных изменений по аналогии с дарвиновской моделью  случайного изменения и отбора. Ее принципиальная новизна в сравнении с классическим социальным эволюционизмом заключается в отрицании детерминизма ,  целенаправленности, линейности и постепенности социокультурных изменений. Вместо этого в ней большое значение  придается случайности, вероятности, открытости эволюционного процесса.

- исторически первое теоретическое направление в развитии антропологии. Э. стал антропологической интерпретацией идей развития и прогресса ,  сформировавшихся в конце 18 - первой половине 19 вв. в рамках геологии (Ч. Лайел), биологии (Ж. Ламарк, Ч. Дарвин), философии (Д. Дидро, А. Тюрго) и социологии (Конт - , Спенсер - ). В основе Э. лежали представления о закономерной дифференциации общих форм и о трансформации простых явлений в сложные. В антропологическом контексте  это означало постулирование биологического и психического единства человечества. Из этого положения вытекала концепция  однолинейного единообразия развития культуры от простых форм к сложным. Культурные различия между народами объяснялись их принадлежностью к различным стадиям  исторического прогресса. Целью  антропологии объявлялась систематизация культурных явлений в виде эволюционных рядов. Базовым приемом проведения таких построений становился сравнительно-исторический метод .  Он основывался на представлении о том, что социокультурные системы настоящего в различной степени содержат в себе элементы  прошлых стадий развития. Применение сравнительного метода  означало выделение этих элементов и построение их в последовательности от простого к сложному. Э. сформировался преимущественно в Великобритании и США, позднее приобрел популярность в большинстве европейских стран. Общепризнанным лидером британского Э. стал Тайлор, сформулировавший базовые теоретические положения направления и его методологию, в частности, концепцию "пережитков" и периодизацию стадий развития религии. Последней проблемой занимался и Д. Леббок, предложивший более детализированную, чем у Тайлора, схему: от первобытного атеизма  через фетишизм, тотемизм  и шаманизм к идолопоклонству и антропоморфизму .  Еще одним представителем британского Э. - Д. Мак-Ленаном была разработана гипотеза  о происхождении брачных отношений, в том числе дано объяснение  таких феноменов, как экзогамия ,  полиандрия ,  женский счет родства, табу  инцеста и т.д. Эта гипотеза была подвергнута критике со стороны крупнейшего представителя американского Э. - Л.Г. Моргана, предложившего собственную периодизацию развития брачно-семейных отношений, а также - наиболее подробную схему развития человеческой культуры, основанную на выделении скачков в развитии технологии. В последней трети 19 в. идеи Э. приобрели большую популярность во Франции (Ш. Летурно), Германии (О. Пешель, Ю. Липперт), России (Ковалевский, Н. Миклуха-Маклай, Н. Харузин). На Беларуси интерпретацией этнографических материалов с позиций методологии Э. занимались М. Довнар-Запольский и А. Богданович. На рубеже 19-20 вв. Э. постепенно утрачивает позиции ведущего теоретического направления в антропологии. Причиной этого стали предельная схематизация и упрощение концепции культурно-исторического процесса ,  которая не была подтверждена конкретными этнографическими материалами. В начале 20 в. теории Э. придерживались лишь отдельные исследователи, в том числе Фрезер. Под влиянием  разработанной Боасом и его учениками в начале 20 в. концепции культурного релятивизма  на несколько десятилетий в антропологии утвердилось крайне негативное отношение  к теории раннего Э., преодоленное только в 1960-1970-х в связи с развитием   неоэволюционизма  в США. П.В. Терешкович

(evolutionism) — см. Эволюционная теория . 

Значение слова Эволюционизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Этнометодология - теоретич. и методологич. направление в амер. социологии, ...
  • Этнография - (от греч. ethnos народ  и grapho ...
  • Эмпиризм - (от греч. empeiria опыт) познавательный принцип ...
  • Элита - (от фр. elite лучшее, отборное) 1. ...
  • Эффект - (от лат. effectus исполнение, действие )  ...
  • Этносоциология - дисциплина  сложившаяся на стыке социологии, этнографии и ...
  • Этнизация - процесс  усвоения индивидом духовных ценностей того этноса ...
  • Эйдетизм - (от греч. eidos вид, образ )  ...
  • Эгоцентризм - (от лат. ego "Я" и centrum ...
  • Эгоизм - англ. egoism; нем. Egoismus. Ценностная ориентация ;  моральноэтический ...
  • Эгалитаризм - (от фр. egalitarisme уравниловка) англ. egalitarianism; нем. Egalitarismus. ...
  • Эвструктура - англ. eustructure; нем. Eustructur. Структура ,  прочность ...
  • Экоклимат - англ. ecoclimat; нем, Okoklimat. Климатические условия среды ...
  • Экзотеризм - (от греч. exoterikos внешний) англ. exoterism; ...
  • Авторитаризм - (от лат. auctoritas власть ,  влияние )  ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари