- идеология , теория и социальная практика экстремистского направления в российском революционном движении начала 20 в. Возникновение Б. как самоосознающего интеллектуально-политического течения традиционно связывается с расколом социал-демократии на втором съезде РСДРП в 1903. Явившись катализатором и основной движущей силой гражданской войны в России (1917-1920) партия больше виков осуществила захват власти в стране. Общественно-политические процессы 20 в. во многих государствах, ряд из которых ( Китай , Сев. Корея , Куба , страны так называемого социалистического лагеря) были насильственным путем трансформированы в социалистическом и коммунистическом духе согласно канонам и догмам Б., способствовали его интернационализации. Характерными чертами Б. как социального феномен а правомерно считать следующие: 1) принципиальное рассмотрение городских по происхождению маргинальных и деклассированных общественных прослоек и групп, объединенных в организации орденско-религиозного толка, в качестве ведущего субъекта процессов разрушения аграрно-сословного общества ; 2) сведение всей палитры задач глобальных общественных трансформаций к проблемам захвата и удержания государственной власти; 3) акцентированное и осознанное стремление к достижению общественного равенства через нивелирующий социальный геноцид; 4) приоритет нелегитимных, насильственных методов социального управления и контроля; 5) ликвидация свободы слова, информации и мнений, агрессивная социальная демагогия ; 6) ориентация на гражданскую войну в форме перманентных массовых репрессий как на атрибут существования общественных организмов; 7) вера в возможность волевых, "силовых" решений экономических проблем за счет массового применения принудительного труда ; 8) деформация и минимизация индивидуальных и общественных потребностей людей как главное средство компенсации социальных ожиданий общества; 9) государственная автаркия и проповеди национально-государственной исключительности; 10) предпочтение , отдаваемое процессам перераспределения, а не производства матеральных благ в интересах класса новой номенклатуры. Б. (в любых версиях) неизбывно являет собой феномен политизированной уголовщины, ориентированной на захват всей полноты государственной власти. (Ср. с мыслью Бухарина в 1923 на XII съезде РКП(б): "Характерным для методов фашистской борьбы является то, что они больше, чем какая бы то ни было партия, усвоили себе и применяют на практике опыт русской революции. Если их рассматривать с формальной точки зрения, то есть с точки зрения техники их политических приемов, то это полное применение большевистской тактики и специально русского большевизма : в смысл е быстрого собирания сил, энергичного действия очень крепко сколоченной военной организации, в смысле определенной системы бросания своих сил... и беспощадного уничтожения противника, когда это нужно и когда это вызывается обстоятельствами".) В 20 в. Б. зарекомендовал себя как универсальный инструментарий для осуществления экспроприации материального богатства общества в интересах космополитичных, амбициозных и асоциальных групп людей. В контексте новейших философских проблематизаций феномен Б. обращает на себя внимание по следующим причинам : а) потерпев фиаско в укоренении в Средней Азии и Закавказье дискурса , фундированного "классовой основой", идеологи Б. совершили идеологический парадигмальный поворот , увязав ( впервые в истории) национальную идентичность с территориальными топосами - нации в СССР начали конституироваться в качестве территориальных образований; б) в контексте идеи о неизбывном конфликте "культур" и "цивилизаций" смысл архикровавой большевистской революции в России может быть интерпретирован как силовая замена русско-российской "культуры" - космополитичной коммунистической "цивилизацией". Ленин , Сталин , Марксизм , Социализм , Коммунизм , Тоталитаризм . А.А. Грицанов
(bolshevism) — см. Больше вик .