(от греч . arche - начало и typos - образ ) - англ. archetype; нем. Archetypus. 1. В позднеантичной философии - прообраз , идея . 2. По К. Г. Юнгу - изначальные, врожденные психические структуры, образы , составляющие содержание коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и др. созданий фантазии, в т. ч. художественной. 3. Наиболее древний , неизвестный текст , к к-рому восходят остальные тексты письменного памятника. 4. Гипотетически реконструируемая или фактически засвидетельствованная языковая форма , исходная для ее позднейших модификаций.
- неосознаваемая базовая схема представлений, тенденция к образ ованию общих для людей представлений независимо от их этнической принадлежности, языка , культурных традиций, уровня психического развития и т.д.
(от греч . arcetypos: arch - начало и typos - образ ) - в позднеантичной философии прообраз , идея . В соц. науках (социологии, соц. психологии) А. связан с концепцией коллективного бессознательного К. Юнга, в "аналитич. психологии" к-рого А. - это врожденные априорные, праисторич. образы , общие для отдельных рас, нации и всего человечества, структурная единица коллективного бессознательного. А. - это всеобщие мысленные представления о действительности и ее образы. Помимо когнитивных представлений А. могут содержать и всеобщие эмоциональные компоненты отношения к тем или иным объектам действительности. Концепция коллективного бессознательного у Юнга носит религиозно-идеалистич. характер. А., согласно этой концепции, лежат в основе нац. и общечеловеческих мифов, выявляются в произведениях искусства. Лит.: Yung C.G. Collected works. N.Y., 1960. С.К.Рощин
( греч . arche - начало и typos - образ ; первообраз, про форма ) - понятие , восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в "аналитической психологии", разработанной Юнгом. Под слоем "личностного бессознательного", составлявшего основной предмет изучения в классическом психоанализе Фрейда, Юнг обнаруживает " коллективное бессознательное " , трактуемое как общечеловеческое основание ("грибница") душевной жизни индивидов, наследуемое, а не формирующееся на базе индивидуального опыта. Если в личностном бессознательном основную роль играют " комплексы " (например, комплекс Эдипа, комплекс неполноценности ) , то структурообразующими элементами коллективного бессознательного являются "А." - универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение . А. сравнимы с кантовскими "априорными формами" познания, однако лишены их абстрактности и эмоционально насыщены. Собственно А. не имеют конкретного психического содержания (Юнг уподоблял их осям кристалла); другое дело - архетипические представления ( символы ) как результат совместной работы сознания и коллективного бессознательного. Символы есть единство прозрачного сознанию образа и стоящего за ним сокровенного и неэксплицируемого смысла, уводящего в бессознательные глубины психики. Мифология и религия (оцениваемые Юнгом чрезвычайно высоко) строят "защитную стену символов", позволяющую сознанию ассимилировать опасно-самостоятельную энергию А. бессознательного и гармонизирующую тем самым человеческую психику. За исторической изменчивостью конкретных символов Юнг усматривал инвариантность А., объясняющую поразительные сходства в различных мифологических и религиозных системах и факты воспроизведения в сновидениях и психотическом бреде фрагментов древних эзотерических систем. Разработанная Юнгом концепция А. оказала значительное влияние на современную культурологию. также: Юнг. В.Н. Фурс