(от лат. saecularis - светский , мирской ) - процесс освобождения различных сфер общественной жизни (государства, политики, права , науки , культуры, школы, национальных и семейно-бытовых отношений, общественного и индивидуального сознания и др.) от влияния и воздействия религии и церкви. В далеком прошлом С. находила свое отражение прежде всего в обращении церковной собственности, прежде всего земли, в светскую. В новое и новейшее время она получила свое проявление в отделении церкви от государства и школы от церкви, в сужении или упразднении социальных функций, выполняемых религиозными учреждениями, сокращении числа верующих и т.д. С. различна по результатам, формам, темпам и методам в разных условиях отдельных стран. Она может усиливаться , а может замедляться и даже отступать в различные периоды развития одной и той же страны. В современной России, напр., происходит обратный процесс серьезного усиления влияния религии и церкви на общественную жизнь , который называется сакрализацией.
(от лат. saecularis - светский ) - освобождение политики от религиозной формы, превращение ее в естественноисторический процесс . Секуляризация власти привела к тому, что ценности , авторитет , формообразование, функции и другие моменты политической организации теряют свое сакральное, сверхъестественное содержание. Политика превращается в естественный продукт общественной жизни, исчезает ее трансцендентный, сверхопытный характер. Действительным творцом общественных отношений становится человек, политика подчиняется светскому праву, которое создается органами государства. Развитие демократии приводит к появлению политики, которая становится делом людей, лишается всякого священного ореола. Люди создают законы , люди должны им и подчиняться. Сакральные отношения превращаются в дело церкви, а политика приобретает опытный естественный характер. В то же время рациональное осознание общественного процесса в XX в., философия, наука и здравый политический рассудок оказались не в состоянии полностью осмыслить общественную ситуацию, создать удовлетворительные социологические и политологические теории. Это приводит к тому, что в политике сохраняется неосознанное-иррациональное. Современные психологи (Фрейд, Адлер, Юнг) доказали, что у человека существует объемный массив бессознательного, которое сильно влияет на человеческую жизнь , и не в последнюю очередь, на политику. Политика потеряла священный смысл, с неба спустилась на землю, но на земле нашла массив бессознательного. Идеологи демократии (Монтескье, Локк) для нейтрализации недостатков светской власти предложили естественные механизмы ( институты ): выборность, гласность , разделение властей , господство права , подотчетность власти контролю и т. д. Идеологи открытого общества (Поппер, Мангейм) настаивают на возможности для гражданина осуществлять персональный выбор жизнедеятельности в политическом пространстве. Закон в таком обществе должен приобрести сакральное значение, он должен быть выше отдельного человека, какой бы пост в политической иерархии он ни занимал.
- (от лат. saecularis - светский ) - в Средневековье этим термином обозначалось обращение церковных и монастырских земель в государственную собственность , в настоящее время - процесс освобождения различных сфер общества и культуры от влияния религиозных институтов и символов.
(позднелат. sae-cularis мирской , светский ) - первоначально отторжение или передача церковного имущества и земель в светское (государственное) владение. С конца XIX в. - любая форма освобождения от религиозных и церковных институтов, от религиозного влияния различных сфер жизни общества и личности.
1) Изъятие церковной и монастырской собственности и передача ее в собственность государства или других владельцев. 2) Изъятие чего-либо (напр., школьного образования) из церковного ведения и передача в ведение гражданских органов.