- понятие , имеющее политико- юридический и социальный смысл . В политико-юридическом отношении г. синонимично подданству, как принадлежности лица к определенной стране, государству. В отличие от этого , гражданство как социальный феномен , означает наличие у индивида , как члена данного гражданского общества , определенного набора прав, гарантирующего ему равный право вой статус с государственно-политическими субъектами. Эти права традиционно именуются гражданскими, или естественными, существующими наряду с политическими правами подданного. Концепция гражданства имеет своим начало м мировоззрение Нового времени , когда впервые и были разведены указанные толкования данного понятия. Спиноза одним из первых обратил внимание на отличия "гражданства" и "подданства": в первом случае идет речь по преимуществу об обладании правами, во втором акцент делается на наличии обязанностей. Локк , Кант , Юм назвали и первый признак гражданства - обладание собственностью , как главное преимущество , даруемое жизнью в гражданском обществе и неотчуждаемое политической властью . Если статус подданного определялся действием системы установленного (государственного) права, то права гражданина трактовались как неотъемлемые, "естественные". Дж.Пристли выделил гражданские права, детерминирующие статус гражданства, в качестве первичных по отношению к политическим. В современной политологии выделяют "активное ( социальное ) гражданство" и "пассивное гражданство" (как " подданство "). Т.Маршалл определяет три составляющие гражданства: свобода слова и неприкосновенность личности; право на участие в создании тех законов, которым граждане должны повиноваться ; право на такие социальные условия жизни, которые исключают возможность дискриминации личности в следствие самого факта рождения. Подлинное гражданство, как социальный, а не государственно-правовой феномен, невозможно без права экономической собственности, ведь последнее - основное гражданское (социальное) право личности. По этому гражданство является не с только юридическим статусом, сколько социальным процессом, сердцевиной подлинного социального развития, хотя начало этому процессу кладется, безусловно , обладанием прав политических, ибо равенство всех перед законом и связанные с этим гражданские права отмечают отправную точку данного развития. Смешение "гражданского" и "политического" характерно для условий тоталитарного общества, смысловым центром которого выступает панполитизм, когда осознание человеком своего гражданского статуса однозначно связывается с его принадлежность ю к государственным, партийным и иным политическим структурам, а все богатство ориентаций гражданского поведения сводится к явлениям политического порядка. "Активное гражданство", как следствие гражданского соучастия, есть принадлежность гражданского общества и может быть названо, поэтому, "социальным гражданством". Магистральный путь его становления - индивидуализация , или высвобождение личности из-под власти политико-коллективистских структур. Соответственно различению видов гражданства выделяют и два типа социального поведения по отношению к государству и отправлению потестарных функций: исполнительский и инициативный . Институт "активного гражданства" не только создает из человека члена гражданского общества, но и устраняет тем самым внешние помехи к этому, открывает пространство свободы, конститутивное для гражданского общества и созидает эффективные защитные меры от патерналистских устремлений государственной бюрократии. Тогда государство рассматривает личность уже не просто как подданного, но как юридически равное себе и осознавшее собственные интересы лицо . Важнейшим показателем активного гражданства, инициативного поведения и гражданского соучастия является гражданская культура .
- устойчивая право вая связь лица с конкретным государство м . Проявляется как взаимоотношение между государством и лицами, находящимися под его властью : государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей. В свою очередь, гражданин безусловно соблюдает законы государства, выполняет установленные им обязанности. Основные способы приобретения Г. - по рождению и в порядке натурализации. Различают два принципа приобретения Г. по рождению: на основе "права крови", т.е. национальной принадлежности родителей, как в Афганистане, Дании, или "права почвы" - месту рождения, как в Аргентине, Бразилии, США. Чаще всего законодательства предусматривают сочетание обоих принципов. В РФ, как и во многих др. федерациях , помимо общегосударственного (федерального) Г., существует Г. субъектов Федерации.