(от фр.etat - государство ) - понятие , означающее огосударствление всех сфер жизни общества , особенно экономической. Взаимоотношение между государственными структурами и остальными сферами общества на протяжении всей истории приобретали различный характер : от их слияния в неразличимом единстве, т.е. полного огосударствления, до обособления друг от друга. Этатизм есть проявление политизации общества. В этом отношении до капитал истические ( античность и средневековье ) общественные структуры были пронизаны "политическим бытием", т.е. носили этатистский характер. Огосударствление выражается сильнее в обществе, где его структуры не дифференцированы, т.е. не разделены на различные сферы - экономическую, политическую, моральную и др. Поэтому крайними форма ми этатизма являются деспотические государства и примыкающие к ним тоталитарные общества. Гегель в своей работе "Философия права"(1820) отмечал, что форма государственного устройства , где политическая и экономическая сферы "столь непосредственно соприкасаются", может в любую минуту "непосредственно превратиться в состояние жесточайшей тирании или анархии (примером служит римская история ) и оказаться уничтоженной". Судьба римской истории в полой мере была повторена историей социалистического общества. В России усиленно насаждался советский вариант восточного деспотизма с возвратом к непосредственному бюрократическому управлению хозяйственным процессом или тотальному распоряжению его результатами государством, что исключало экономическую самодеятельность общества и, следовательно , по определению, экономические ограничения политической власти. Когда экономика утверждает себя в качестве самоорганизующейся системы в современном (т.е. капиталистическом) обществе, то фиксируются реальные барьеры для вмешательства государства в экономические процессы. Но при этом "наступление" государства на хозяйственный механизм не прекращается, более того , оно имеет тенденцию наращивания. По времени этатизация включает в себя несколько этапов, которые совпадали с кризисами свободной конкуренции и монополистической конкуренции. Промышленные и банковские монополии , финансовый капитал не только шли на союз , но и были готовы подчиниться государству. При всем этом в принципе не изменялись ни природа хозяйственного механизма, ни его самоорганизация . Тенденция к усилению государственного влияния в обществе имеет много оснований: давление отдельных классов и социальных слоев; стремление с помощью государства решать собственнические и хозяйственные проблемы; укрепление господства или, наоборот , равенства и социальной справедливости; выполнение государством общественных функций, требующих крупных материальных и финансовых затрат, а иногда и действенного контроля над производством (в связи с обороной, ведением войны и т.д.). Процессы этатизации являются объектом не утихающих споров и продолжают сохранять свою злободневность .
(от франц. еtat - государство ) - утверждение главенствующей роли государства в организации жизни общества .
- активное вмешательство государства, в экономическую, политическую, социальную и духовную жизнь общества .
( фр. etat государство ) - активное участие государства в экономической и социальной жизни общества . Процессы этатизации приводят к жесткой централизации, росту и усилению бюрократии, монополизации политической власти. Принципы Э. были сформулированы в политической философии Платона , Т. Гоббса, Гегеля. Сторонники Э. настаивают на первичности государства по отношению к личности, рассматривают государство как высшую цель и конечный продукт общественного развития, они расширяют его права и границы допустимого вмешательства государства в социальную жизнь.