(от фр. bureau - бюро , канцелярия и греч . kratos - власть ) - Система , форма , способ или метод организации и функционирования власти, управления, которые отличаются: ростом и засильем аппаратных чиновников; отрывом, отчуждением общества , его членов и структур от власти и управления; формализмом, канцелярщиной и волокитой; волюнтаризмом и произволом; подавлением творческой активности и инициативы и т.д. Б. органично связан с административно-командной системой управления, со сверхцентрализацией, разбуханием управленческого аппарата , с низким уровнем правовой и политической культуры, с ограничением и подавлением гласности, критики и т.д. Лучшее и наи более надежное средство борьбы с Б. - это все более полная, глубокая и реальная демократизация общества и государства, признание и действительное обеспечение приоритета прав человека и гражданина , становление и утверждение гражданского общества и правового государства, местного самоуправления, научно обоснованное сокращение административного аппарата и др. Все это направлено на то, чтобы лишить бюрократическое чиновничество монополии на управление , а также на то, чтобы уменьшить зависимость общества и его членов от государства, на формирование и расширение общественного самоуправления.
- способ проявления негативных качеств бюрократии как особого чиновничье-административного слоя государства. Это объективное состояние чиновника-бюрократа, обусловленное социально-экономическими факторами, не зависящими от интересов, сознания людей. Бюро кратическое отношение поэтому является формой проявления противоречий, антагонизмов между государством и обществом , власть ю и гражданами. Поскольку бюрократ объективно включен в систему государственно-властных отношений, т. е. имеет непосредственное отношение к власти, то отмеченные противоречия, антагонизмы он трактует по-своему, с позиций интересов ложно понятых и выраженных интересов одной стороны противоречия - государства. Поэтому чиновник-бюрократ отождествляет интересы общества и государства, стараясь выжать из этого практического и познавательного механизма как можно больше пользы для себя лично. Таким образом, позитивное качество чиновника - управление государственными делами неизбежно перерастает в качество негативное - удовлетворение личных интересов, использование своего места в собственных целях. Преодолеть бюрократизм невозможно. Можно его смягчить, ограничить, заставить бюрократа-чиновника работать на общее благо людей в первую очередь. Для этого необходимы, во-первых, развитое гражданское общество и правовое государство , то есть такое состояние совершенства людских взаимоотношений, при котором ими правят закон , культура , демократия , высокое содержание понятия ценности человека и его жизни; во-вторых, стабильность, экономическое благополучие, индивидуальная развитость отдельной личности; в-третьих, цивилизованная управленческая система , рекрутируемая снизу, а не сверху. Поскольку российское общество и государство, многие люди не отвечают перечисленным критериям, то еще рано отмечать факт некоторого смягчения бюрократизации. Более того, разросшаяся вертикальной и горизонтально государственная и местная власть, несовершенство общественных отношений, этатическое сознание и многие другие факторы . Воспроизводящие бюрократию повсеместно. Правовой беспредел и нигилизм к праву создают благодатное пространство для функционирования бюрократизма в России. При авторитарном, олигархическом, либеральном и криминальном (В.Шляйентах) срезах российского общества бюрократизм становится обширным явлением и процессом
- 1) концентрация в своекорыстных целях реальных рычагов власти в руках работников специализированного аппарата различных государственных и политических организаций в условиях неразвитости или деградации демократического контроля; 2) бюрократическая система аппаратного властвования и управления (см. Бюро кратия ); 3) стиль управления, характеризуемый своекорыстным форма лизмом, проявляющимся в ритуальном следовании установленным нормам независимо от существа дела, волокитой и т.д.