- интуитивные представления о правильности рассуждений, сложившиеся стихийно в процессе повседневной практики мышления. И. л., как правило , успешно справляется с встающими перед нею задачами, но совершенно недостаточна для анализа и критики неправильных рассуждений. Правильно ли рассуждает человек , когда говорит: « Если бы барий был металлом, он проводил бы электрический ток; барий проводит электрический ток, следовательно , он металл»? Чаще всего на основе логической интуиции отвечают: правильно, барий ме- талл и он проводит ток. Этот ответ , однако , неверен. Логическая правильность , как гласит теория , зависит только от способа связи утверждений. Она не зависит от того , истинны используемые в выводе утверждения или нет. Хотя все три утверждения, входящие в рассуждение, верны, между ними нет логической связи . Рассуждение построено по неправильной схеме: «Если есть первое, то есть второе ; второе есть; значит , есть и первое». Такая схема от истинных исходных положений может вести не только к истинному, но и к ложному заключению, она не гарантирует получения новых истин из имеющихся. В рассуждении «Если у человека повышенная температура , он болен; человек болен; следовательно, у него повышенная температура» обе посылки могут быть истинными, а заключение ложным: многие болезни протекают без повышения температуры. Другой пример : «Если бы шел дождь , земля была бы мокрой; но дождя нет; значит, земля не мокрая». Это рассуждение интуитивно обычно оценивается как правильное, но достаточно небольшого рассуждения, чтобы убедиться , что это не так. Верно, что в дождь земля всегда мокрая; но если дождя нет, из этого вовсе не следует, что она сухая: земля может быть просто полита или быть мокрой после таяния снега. Рассуждение опять-таки идет по неправильной схеме: «Если первое, то второе; но первого нет; значит, нет и второго». Эта схема может привести от истинных посылок к ошибочному заключению: «Если у человека повышенная температура, он болен; у него нет повышенной температуры; значит, он не болен». Эти простые примеры показывают, что логика , усвоенная стихийно, даже в обычных ситуациях может оказаться ненадежной. Навык правильного мышления не предполагает к.-л. теоретических знаний, умения объяс нить , почему что-то делается именно так, а не иначе . К тому же сама И. л., как правило, беззащитна перед лицом критики. Усвоение языка есть одновременно и усвоение общечеловеческой, не зависящей от конкретных языков логики. Без нее, как и без грамматики, нет, в сущности, владения языком. В дальнейшем стихийно сложившееся знание грамматики систематизируется и шлифуется в процессе школьного обучения. На логику же специального внимания обычно не обращается, ее совершенствование остается стихийным процессом. Нет по этом у ничего странного в том, что, научившись на практике последовательно и доказательно рассуждать , человек затрудняется ответить , какими принципами он при этом руководствуется. Почувствовав сбой в рассуждении, он оказывается, как правило, не способным объяс- нить, какая логическая ошибка допущена. Это под силу только теории логики.
Что такое Интуитивная Логика? Значение Интуитивная Логика в словаре логики
Интуитивная Логика - - интуитивные представления о правильности рассуждений, сложившиеся стихийно в процессе повседневной практики мышления. И. л., как правило, успешно справляется с встающими перед нею задачами, но совершенно недостаточна для анализа и критики неправильных рассуждений. Правильно ли рассуждает человек, когда говорит: «Если бы барий был металлом, он проводил бы электрический ток; барий проводит электрический ток, следовательно, он металл»? Чаще всего на основе логической интуиции отвечают: правильно, барий ме- талл и он проводит ток. Этот ответ, однако, неверен. Логическая правильность, как гласит теория, зависит только от способа связи утверждений. Она не зависит от того, истинны используемые в выводе утверждения или нет. Хотя все три утверждения, входящие в рассуждение, верны, между ними нет логической связи. Рассуждение построено по неправильной схеме: «Если есть первое, то есть второе; второе есть; значит, есть и первое». Такая схема от истинных исходных положений может вести не только к истинному, но и к ложному заключению, она не гарантирует получения новых истин из имеющихся. В рассуждении «Если у человека повышенная температура, он болен; человек болен; следовательно, у него повышенная температура» обе посылки могут быть истинными, а заключение ложным: многие болезни протекают без повышения температуры. Другой пример: «Если бы шел дождь, земля была бы мокрой; но дождя нет; значит, земля не мокрая». Это рассуждение интуитивно обычно оценивается как правильное, но достаточно небольшого рассуждения, чтобы убедиться, что это не так. Верно, что в дождь земля всегда мокрая; но если дождя нет, из этого вовсе не следует, что она сухая: земля может быть просто полита или быть мокрой после таяния снега. Рассуждение опять-таки идет по неправильной схеме: «Если первое, то второе; но первого нет; значит, нет и второго». Эта схема может привести от истинных посылок к ошибочному заключению: «Если у человека повышенная температура, он болен; у него нет повышенной температуры; значит, он не болен». Эти простые примеры показывают, что логика, усвоенная стихийно, даже в обычных ситуациях может оказаться ненадежной. Навык правильного мышления не предполагает к.-л. теоретических знаний, умения объяснить, почему что-то делается именно так, а не иначе. К тому же сама И. л., как правило, беззащитна перед лицом критики. Усвоение языка есть одновременно и усвоение общечеловеческой, не зависящей от конкретных языков логики. Без нее, как и без грамматики, нет, в сущности, владения языком. В дальнейшем стихийно сложившееся знание грамматики систематизируется и шлифуется в процессе школьного обучения. На логику же специального внимания обычно не обращается, ее совершенствование остается стихийным процессом. Нет поэтому ничего странного в том, что, научившись на практике последовательно и доказательно рассуждать, человек затрудняется ответить, какими принципами он при этом руководствуется. Почувствовав сбой в рассуждении, он оказывается, как правило, не способным объяс- нить, какая логическая ошибка допущена. Это под силу только теории логики.
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- Косвенное Доказательство - доказательство, в котором истинность тезиса устанавливается путем ...
- Концепт - (от лат. conceptus— понятие) — содержание понятия, то ...
- Контрапозиции Закон - общее название для ряда логических законов, позволяющих ...
- Контекстуальное Определение - см.: Определение контекстуальное. ...
- Конструктивная Логика - одно из направлений современной логики, изучающее рассуждения ...
- Конвенция - (от лат. conventio соглашение) договор, соглашение, ...
- Класс, Множество (В Логике И Математике) - конечная или бесконечная совокупность объектов, выделенная по ...
- Индуктивная Логика - раздел логики, изучающий индуктивные умозаключения, которые отличаются ...
- Имя - выражение естественного или искусственного, формализованного языка, обозначающее ...
- Импликация - (от лат. implicatio сплетение, от implico — ...
- Идемпотентности Закон - (от лат. idempotens сохраняющий ту же степень) ...
- Значение - — содержание, связываемое с тем или иным языковым ...
- Знак - материальный предмет, воспроизводящий свойства, отношения некоторого другого ...
- Закон Противоречия - см.: Непротиворечия закон. ...
- Отношение Нерефлексивное - (иррефлексивное) двухместное отношение R, определенное на некотором ...