(от лат. illustratio - прояснять ) - факт или частный случай , призванный укрепить убежденность аудитории в правильности уже известного и приня того положения. Пример подталкивает мысль к новому обобщению и подкрепляет это обобщение, И. проясняет известное общее положение , демонстрирует его значение с помощью целого ряда возможных применений, усиливает эффект его присутствия в сознании аудитории. С различием задач примера и И. связано различие критериев их выбора. Пример должен выглядеть достаточно твердым, одно значно трактуемым фактом. И. вправе вызывать небольшие сомнения, но она должна особенно живо воздействовать на воображение аудитории, останавливать на себе ее внимание . И. в гораздо меньшей степени, чем пример, рискует быть неверно интерпретированной, т. к. за нею стоит уже известное положение. Различие между примером и И. не всегда является отчетливым. Аристотель различал два употребления примера, в зависимости от того, имеются у оратора к.-л, общие принципы или нет: «...необходимо бывает привести много примеров тому , кто помещает их в начале, а кто помещает их в конце, для того достаточно одного [примера], ибо свидетель , заслуживающий веры, бывает полезен даже в том случае, когда он один » ( Риторика . Кн. II, 20, 1394а). Роль частных случаев является, по Аристотелю, разной в зависимости от того, предшествуют они тому общему положению, к которому относятся, или следуют после него . Дело , однако , в том, что факты , приводимые до обобщения, — это, как правило , примеры, в то время как один или немногие факты, даваемые после него, представляют собой И. Об этом говорит и предупреждение Аристотеля, что требовательность слушателя к примеру более высока, чем к И. Неудачный пример ставит под сомнение то общее положение, которое он призван подкрепить . Противоречащий пример способен даже опровергнуть это положение. Иначе обстоит дело с неудачной, неадекватной И.: общее положение, к которому она приводится, не ставится под сомнение, и неадекватная И. расценивается скорее как негативная характеристика того, кто ее применяет, свидетельствующая о непонимании им общего принципа или о его неумении подобрать удачную И. Неадекватная И. может иметь комический эффект: «Надо уважать своих родителей. Когда один из них вас ругает, тут же ему возражайте». Ироническое использование И. является особенно эффектным при описании какого-то о предел енного лица : сначала этому лицу дается позитивная характеристика, а затем приводится И., прямо несовместимая с нею. Так, в «Юлии Цезаре» Шекспира Антоний , постоянно напоминая, что Брут - честный человек , приводит одно за другим свидетельства его неблагодарности и предательства. Конкретизируя общее положение с помощью частного случая, И. усиливает эффект присутствия. На этом основании в ней иногда видят образ , живую картинку абстрактной мысли. И. не ставит, однако, перед собой цель заменить абстрактное конкретным и тем самым перенести рассмотрение на другие объекты. Это делает аналогия , И. же - не более чем частный случай, подтверждающий уже известное общее положение или облегчающий более отчетливое его понимание . Часто И. выбирается с учетом того эмоционального резонанса, который она способна вызвать . Так поступает, напр., Аристотель, предпочитающий стиль периодический стилю связному, не имеющему ясно видимого конца: «... потому что всякому хочется видеть конец ; по этой-то причине [состязающиеся в беге] задыхаются и обессиливают на поворотах, между тем как раньше они не чувствовали утомления, видя перед собой предел бега» (Риторика. Кн. III, 9,1409а). Сравнение , используемое в аргументации и не являющееся сравнительной оценкой (предпочтением), обычно представляет собой И. одного случая другим, при этом оба случая рассматриваются как конкретизация одного и того же общего принципа. Типичный пример сравнения: «Людей показывают обстоятельства . Стало быть, когда тебе выпадает какое-то обстоятельство , помни, что это бог, как учитель гимнастики, столкнул тебя с грубым концом» ( Эпиктет . Беседы. Кн. 1, 24, 1).
Что такое Иллюстрация? Значение слова Иллюстрация в словаре логики
Иллюстрация - (от лат. illustratio - прояснять) - факт или частный случай, призванный укрепить убежденность аудитории в правильности уже известного и принятого положения. Пример подталкивает мысль к новому обобщению и подкрепляет это обобщение, И. проясняет известное общее положение, демонстрирует его значение с помощью целого ряда возможных применений, усиливает эффект его присутствия в сознании аудитории. С различием задач примера и И. связано различие критериев их выбора. Пример должен выглядеть достаточно твердым, однозначно трактуемым фактом. И. вправе вызывать небольшие сомнения, но она должна особенно живо воздействовать на воображение аудитории, останавливать на себе ее внимание. И. в гораздо меньшей степени, чем пример, рискует быть неверно интерпретированной, т. к. за нею стоит уже известное положение. Различие между примером и И. не всегда является отчетливым. Аристотель различал два употребления примера, в зависимости от того, имеются у оратора к.-л, общие принципы или нет: «...необходимо бывает привести много примеров тому, кто помещает их в начале, а кто помещает их в конце, для того достаточно одного [примера], ибо свидетель, заслуживающий веры, бывает полезен даже в том случае, когда он один» (Риторика. Кн. II, 20, 1394а). Роль частных случаев является, по Аристотелю, разной в зависимости от того, предшествуют они тому общему положению, к которому относятся, или следуют после него. Дело, однако, в том, что факты, приводимые до обобщения, — это, как правило, примеры, в то время как один или немногие факты, даваемые после него, представляют собой И. Об этом говорит и предупреждение Аристотеля, что требовательность слушателя к примеру более высока, чем к И. Неудачный пример ставит под сомнение то общее положение, которое он призван подкрепить. Противоречащий пример способен даже опровергнуть это положение. Иначе обстоит дело с неудачной, неадекватной И.: общее положение, к которому она приводится, не ставится под сомнение, и неадекватная И. расценивается скорее как негативная характеристика того, кто ее применяет, свидетельствующая о непонимании им общего принципа или о его неумении подобрать удачную И. Неадекватная И. может иметь комический эффект: «Надо уважать своих родителей. Когда один из них вас ругает, тут же ему возражайте». Ироническое использование И. является особенно эффектным при описании какого-то определенного лица: сначала этому лицу дается позитивная характеристика, а затем приводится И., прямо несовместимая с нею. Так, в «Юлии Цезаре» Шекспира Антоний, постоянно напоминая, что Брут - честный человек, приводит одно за другим свидетельства его неблагодарности и предательства. Конкретизируя общее положение с помощью частного случая, И. усиливает эффект присутствия. На этом основании в ней иногда видят образ, живую картинку абстрактной мысли. И. не ставит, однако, перед собой цель заменить абстрактное конкретным и тем самым перенести рассмотрение на другие объекты. Это делает аналогия, И. же - не более чем частный случай, подтверждающий уже известное общее положение или облегчающий более отчетливое его понимание. Часто И. выбирается с учетом того эмоционального резонанса, который она способна вызвать. Так поступает, напр., Аристотель, предпочитающий стиль периодический стилю связному, не имеющему ясно видимого конца: «... потому что всякому хочется видеть конец; по этой-то причине [состязающиеся в беге] задыхаются и обессиливают на поворотах, между тем как раньше они не чувствовали утомления, видя перед собой предел бега» (Риторика. Кн. III, 9,1409а). Сравнение, используемое в аргументации и не являющееся сравнительной оценкой (предпочтением), обычно представляет собой И. одного случая другим, при этом оба случая рассматриваются как конкретизация одного и того же общего принципа. Типичный пример сравнения: «Людей показывают обстоятельства. Стало быть, когда тебе выпадает какое-то обстоятельство, помни, что это бог, как учитель гимнастики, столкнул тебя с грубым концом» (Эпиктет. Беседы. Кн. 1, 24, 1).
Однокоренные и похожие слова:
Значение слова Иллюстрация в других словарях:
- Что такое Иллюстрация? Энциклопедический словарь
- Определение термина Иллюстрация? Словарь Ожегова
- Толкование слова Иллюстрация? Философский словарь
- Что означает слово Иллюстрация? Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
- Что означает термин Иллюстрация? Словарь иностранных слов
- Что такое Иллюстрация? Полиграфический словарь
- Определение термина Иллюстрация? Этимологический словарь Фасмера
- Толкование слова Иллюстрация? Толковый словарь Ушакова
- Что означает слово Иллюстрация? Словарь по искусству
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- Исчисление - — основанный на четких правилах формальный аппарат оперирования ...
- Истина - — мысль или высказывание, соответствующие своему предмету. Мысль ...
- Иррациональное - (от лат. irrationalis неразумный, бессознательный) находящееся ...
- Интуиционистская Логика - одна из наиболее важных ветвей логики неклассической, ...
- Интуитивная Логика - интуитивные представления о правильности рассуждений, сложившиеся стихийно ...
- Интерпретация - (от лат. interpretatio разъяснение, истолкование) в ...
- Индукция Популярная - наиболее распространенный вид индуктивного вывода, в котором ...
- Закон Композиции - (от лат. compositio — сочинение, составление) общее ...
- Закон Коммутативности - (от лат. commutatio изменение, перемена) — общее ...
- Закон Исключенного Третьего - логический закон, согласно которому истинно или само ...
- Закон Дунса Скота - закон логики классической, характеризующий логическое противоречие и ...
- Закон Де Моргана - общее название логических законов, связывающих с помощью ...
- Закон Гипотетического Силлогизма - закон логики, характеризующий импликацию («если, то»): если ...
- Заблуждение - гносеологическая оценка знания, выражающая его ограниченный характер. ...
- Логика Классов - раздел математической логики, соответствующий узкому исчислению одноместных ...