Что такое египет: общество? Значение египет: общество в энциклопедии Кольера

египет: общество - К статье ЕГИПЕТ

Характеристика египетского общества. На протяжении 5 тыс. лет население Египта жило в условиях высокоцентрализованного общества, основой благосостояния которого было ведение сельского хозяйства на обводненных Нилом землях. До начала 20 в. крестьяне составляли подавляющую часть населения страны. Вся их жизнь определялась ритмом ежегодных разливов Нила. Повторяющийся цикл нильских половодий, практически не изменяющиеся на протяжении многих веков этнокультурные особенности сельской жизни, однородность состава населения - все эти факторы создавали впечатление, что египетское общество навечно застыло в своем развитии. До начала 19 в. основная часть египетского общества почти не подвергалась радикальным изменениям. За несколько последних десятилетий, вследствие быстрого роста численности населения, урбанизации, миграции рабочей силы за границу, первым успехам на пути индустриализации и включению женщин в активную трудовую деятельность, египетское общество претерпело ряд существенных и порой драматических перемен.

Социальная структура. В настоящее время крестьяне составляют около 55% общей численности населения Египта. Уровень жизни сельского населения Египта весьма низкий.

Хотя в стране существует система обязательного шестилетнего образования, в периоды посевной и уборки урожая сельские дети часто лишены возможности ходить в школу. Многие крестьяне страдают от шистоматоза, источником которой являются улитки, в огромном количестве заполняющие оросительные каналы, по которым вода поступает на поля.

До земельной реформы 1952 ни одно правительство страны не стремилось разрешить проблемы крестьянского населения. Крестьяне находились в полной зависимости от крупных землевладельцев, которые представляли собой наиболее влиятельную силу в правительстве Египта. В период до 1952 приблизительно 2 тыс. крупных землевладельцев, включая короля, владели 20% всей обрабатываемой земли, в то время как на долю более чем 2 млн. мелких землевладельцев приходилось всего 13% ее площадей. Миллионы крестьян вообще не владели землей и либо превращались в мелких арендаторов, либо были вынуждены наниматься на низкооплачиваемую поденную работу. Земельная реформа 1952 ограничила количество обрабатываемой земли в частной собственности до 200 федданов (87 га) на одного человека. В 1961 размер индивидуального земельного владения был ограничен 100 федданами (43,5 га). В результате земельной реформы было перераспределено около 266 тыс. га.

Из-за нехватки земли миллионы крестьян вынуждены были мигрировать в Каир и другие города. Некоторым из них удалось найти работу в промышленности, строительстве или в сфере услуг. Как крестьяне, так и квалифицированные рабочие и специалисты уезжают на заработки в нефтедобывающие государства Арабского Востока, где есть возможность зарабатывать в пять-шесть раз больше, чем на родине. На протяжении 1970-х и начала 1980-х годов за границей находились не менее 3 млн. рабочих-египтян.

Жизнь в Каире и других городах разительно отличается от жизни сельской глубинки. До 1950-х годов основная часть банков, промышленных предприятий и сферы внешней торговли находилась а руках иностранцев, включая тех, кто постоянно жил в Египте. Как правило, проживавшие в Каире или Александрии англичане, французы, греки, итальянцы, армяне и евреи предпочитали сохранять иностранное подданство. Их дети обучались в частных школах, дома они разговаривали на иностранных языках, не стремились выучить арабский и, в отличие от египтян, крайне мало знали о стране своего пребывания. После англо-франко-израильской агрессии 1956 в зоне Суэцкого канала большая часть собственности этих государств в Египте была конфискована, а число иностранцев и степень их влияния в стране уменьшились.

Видная роль в городах принадлежит традиционному среднему классу, главным образом его нижней прослойке, объединяющей владельцев торговых лавок, коммерсантов, ремесленников, мелких государственных и духовных служащих. На протяжении 20 в. все большее влияние и политический вес в городском обществе приобретал современный образованный средний класс (врачи, инженеры, юристы, учителя, экономисты, менеджеры промышленных предприятий, высшие армейские офицеры, государственные чиновники, получившие образование европейского типа в системе местных школ и университетов). С ликвидацией в 1950-е годы земельной аристократии именно этот слой пришел к власти в египетском обществе. В 1960-х годах многие представители среднего класса заняли руководящие посты в государственном секторе экономики.

Благодаря четко выраженному стремлению государства к поощрению экспорта, с середины 1980-х годов стала возрастать роль Ассоциации египетских предпринимателей. Деловые люди Египта стремятся извлечь выгоду из новых возможностей для деятельности в стране иностранного капитала и совместных предприятий.

Образ жизни. Семья - центр общественной жизни в Египте. Традиционно несколько поколений проживало совместно в рамках одной семьи, однако на протяжении последних десятилетий усиливается тенденция к отдельному проживанию малых семей. Вместе с тем в больших семьях сохраняются тесные связи между всеми ее членами. Большая семья выполняет целый ряд важных общественных функций. Так, она часто выступает в роли своеобразного бюро по поиску рабочих мест для египетских крестьян, переехавших в город, или же является источником материальной поддержки для нуждающихся или недееспособных родственников, на которых не распространяется государственная программа социального обеспечения.

Обычно в египетских семьях много детей. Как правило, деревенские дети с раннего возраста начинают помогать родителям в полевых работах; в этом смысле множество детей в семье является экономическим преимуществом. До сих пор египтяне больше радуются рождению мальчиков, чем девочек.

Существуют значительные различия в стиле жизни и духовно-культурных ориентациях различных слоев египетского общества. Образованные представители среднего и высшего класса, проживающие в Каире говорят на английском или французском языке, носят европейскую одежду и предпочитают европейские и американские кинофильмы, музыку, искусство и литературу. Традиционная галабия, туникообразная просторная длинная рубаха, чаще бросается в глаза в бедных кварталах Каира и Александрии и повсюду за пределами городских поселений.

Египтяне с уважением относятся к традициям местной кухни. В их рацион неизменно входят плоские лепешки из пшеничной муки (айш балади), вареные или хорошо прожаренные бобовые (фуль и таамийя); из чечевицы в смеси с рисом готовят блюдо кошри. По праздникам египтяне едят мясо и птицу. Любая трапеза сопровождается свежими овощами и фруктами. Каждый день египтяне выпивают огромное количество крепкого, сваренного по-арабски кофе и чая, без которых не обходится ни один дружеский или деловой разговор. Зажиточные европеизированные египтяне нередко предпочитают европейскую, чаще всего французскую, кухню.

Большинство египтян сохраняют приверженность консервативным общественным нормам поведения. Нигде, кроме университетских кампусов, не поощряется общение между неженатыми мужчинами и незамужними женщинами. Популярность исламского фундаментализма порой проистекает из социальной практичности бытовых требований ислама. Так, небогатая студентка Каирского университета из крестьянской семьи может предпочесть носить "исламскую одежду" - свободное платье и покрывало, которые она сама может сшить из недорогой ткани местного изготовления, чем состязаться в следовании моде с сокурсницами из состоятельных семей.

В 1980-е и начале 1990-х годов исламистские движения значительно повысили свою популярность среди населения. Их упор на личное благочестие и набожность, скромность, следование принципам исламской этики в делах и критику материалистических западных ценностей снискали уважение у всех слоев общества. Особой популярностью исламисты пользуются среди городских низов, которые, с одной стороны, сталкиваются с растущей безработицей и дороговизной жизни, а с другой, соседствуя в Каире с состоятельными согражданами, особенно остро ощущают приниженность своего социального статуса. Исламистские благотворительные организации предоставляют бесплатную медицинскую помощь, поддерживают общественный порядок в городских трущобах и создают чувство общности у многих безработных и недовольных властями молодых египтян. Непосредственное участие исламистов в повседневной жизни людей способствует созданию привлекательной альтернативной модели сопереживания и готовности помочь. Однако, когда в начале 1990-х годов начался процесс радикализации движения исламистов с целью свержения правительства, исламский фундаментализм потерял поддержку населения.

Рабочее движение. Несмотря на то, что первые профсоюзы в Египте возникли на рубеже 19-20 вв., их право на существование было легализовано лишь в 1942. Профсоюзам принадлежит видная роль в организации волнений, которые предшествовали военному перевороту 1952. В середине 1980-х годов почти 3 млн. египетских рабочих состояли в рядах 23 отраслевых профсоюзов, объединенных в 1957 в Египетскую федерацию труда. Начиная с 1952 правительство всячески содействовало созданию профсоюзов, проталкивая профсоюзных функционеров на роль лидеров рабочих. В 1964 вошел в силу закон, по которому по крайней мере 50% депутатов Национального (позднее Народного) собрания должны были избираться из числа рабочих или крестьян. Кроме того, рабочие должны были составлять половину состава комитетов по управлению предприятиями в государственном секторе экономики. Начиная с 1969 председатель Египетской федерации труда одновременно являлся и государственным министром труда и профессиональной подготовки.

Реформы 1990-х годов оказали заметное влияние на развитие в стране рабочего движения. Рост стоимости жизни, безработица и постепенное сокращение размера государственных субсидий на основные продукты и товары повлекли за собой, особенно в 1994, недовольство среди рабочих и волну ожесточенных забастовок, несмотря на то, что по существующему законодательству подобные выступления являются незаконными. Правда, целью большинства забастовок было скорее желание вернуть систему отмененных субсидий, чем отказ от работы или же выдвижение новых требований.

Религия и религиозные институты. Одним из основных факторов общественной жизни египтян является ислам. Исламское право официально утверждено в качестве одного из главных источников законодательства. Начиная с 1956 мусульманские религиозные суды стали составной частью государственной судебной системы. В юрисдикции мусульманских и коптских религиозных судов находятся все вопросы гражданского состояния: брак, развод, опека и наследование. Построенная в 969 каирская мечеть аль-Азхар - важнейший интеллектуальный и духовный центр ислама. Государство оказывает материальную поддержку всем мечетям на территории Египта.

Традиционно отношения между мусульманским большинством страны, египетскими коптами и евреями характеризовались большой степенью дружелюбия и веротерпимости. Так, например, многие мусульмане отмечали коптские праздники и наоборот. После поражения Египта в войне с Израилем в 1967 социальная и политическая роль ислама в жизни страны значительно возросла. В каждом округе по всей стране была создана сеть самостоятельных мечетей. Такие мечети взяли на себя заботу по религиозному обучению, медицинскому обслуживанию, опеке учащихся общественных учебных заведений и по целому ряду других вопросов. Сеть подобных мечетей и группы происламски настроенных студентов университетов составили социальную базу исламской оппозиции.

Участились случаи межобщинных конфликтов и столкновений. Чаще всего они происходили в южных районах страны, где с начала 1990-х годов радикальные исламистские группы развернули вооруженную борьбу с правительством. Поскольку цель воинствующих исламистов заключается в том, чтобы превратить Египет в мусульманское государство, жертвами боевиков зачастую становятся египтяне-копты.

Положение женщин. Женщины-крестьянки и малообеспеченные горожанки Египта всегда участвовали в сельскохозяйственном и ремесленном производстве, что позволяло им пользоваться значительным влиянием в семье и общине. Тем не менее в общественном сознании их юридический и социальный статус был значительно ниже, чем у мужчин. В соответствии с традицией городские женщины из высших слоев общества должны были избегать участия в общественной жизни. Однако в том случае, если женщины владели или управляли значительной собственностью, они могли рассчитывать на почет и уважение со стороны мужчин. С 1899 в стране зародилось движение за женское равноправие. Импульс к его развитию дал выход в свет книги некоего Касима Амина под названием "Эмансипация женщин". Во время восстания в Египте против английского господства в 1919 Худа Шаарави, жена известного деятеля антиколониального движения, привлекла внимание к женскому вопросу, участвуя в уличных демонстрациях. В 1923 она организовала Союз женщин Египта, который выступал за равноправие женщин и изменения в законодательстве, связанные с вопросами гражданского состояния (брак, развод и установление опеки над детьми).

Формальные гарантии юридического равенства женщин и мужчин были закреплены в Хартии национальных действий 1962. После 1956 женщинам было предоставлено избирательное право, а также право занимать государственные должности. После 1962 в стране появились женщины-министры и женщины-депутаты парламента. Система обязательного школьного образования в равной степени охватывает и мальчиков, и девочек. Совместное обучение полов в системе государственного образования практикуется на всех ступенях обучения.

До сих пор невесту молодому человеку часто выбирают родители. Повсеместно распространены традиционные представления о женской чести, и несоблюдение женщиной этих представлений навлекает на нее всеобщее осуждение. Лишь 45% египетских семей сознательно планируют количество детей. В 1970-х годах попытку внедрить в египетское общество западные концепции о равноправии женщин предприняла Джихан Садат, жена президента страны Анвара Садата. Тогда многие отвергли ее призывы, одни - потому что считали, что копирование достижений западной цивилизация не принесет египетскому обществу ничего хорошего, другие - из-за недовольства политикой ее мужа.

Молодежь. Вследствие высоких темпов естественного прироста населения и успехов медицины в снижении младенческой и детской смертности, доля молодежи в общей численности населения увеличивается быстрыми темпами. Однако социальные и экономические возможности молодого поколения египтян резко ограничены. Вследствие низкого уровня заработной платы и острых жилищных проблем в крупных городах молодым людям крайне сложно найти работу, которая дала бы им возможность зарабатывать достаточно средств для обзаведения семьей и приобретения собственного жилья. В 1970-е и в начале 1980-х годов стал обычным явлением выезд молодых мужчин на работу за границу, особенно в нефтедобывающие арабские государства.

Экономические реформы 1990-х годов открыли новые перспективы для предприимчивой части молодежи. Выпускники университетов устраиваются на работу в престижный туристический бизнес и предприятия частного сектора. Им предлагают работу в компьютерных фирмах, торговых компаниях, рекламных агентствах, посреднических организациях, банках, финансовых и других компаниях, которые обслуживают бурно развивающуюся капиталистическую экономику. Молодежь с высшим образованием составляет среднее звено управления в расширяющейся сфере услуг. Значительная часть молодежи находит работу в неформальном секторе экономики.

Социальное обеспечение. Правительство Египта ввело в действие всеобъемлющую программу социального обеспечения, включающую в себя медицинское страхование, выплату пособий по безработице и пенсию по выслуге лет. Но эти блага распространяются лишь на работников, занятых в государственном секторе экономики, т.е. государственных служащих и рабочих на государственных предприятий. Закон не требует от владельцев мелких частных фирм придерживаться системы социального обеспечения, принятой в государственном секторе, хотя работники крупных частных предприятий, как правило, пользуются этими привилегиями. В целях стимулирования в стране деятельности иностранных компаний правительство рассматривало возможность освобождения их от выплаты социальных пособий своим работникам, но, как правило, профсоюзам удавалось приостановить проведение подобных правительственных инициатив.

В Египте не существует государственной программы по оказанию помощи неимущим гражданам. После окончания Второй мировой войны правительство пошло на субсидирование основных потребительских товаров, таких, как продукты питания, топливо и хлопчатобумажные ткани. Субсидируемые товары и продукты реализуются через государственную систему кооперативов, которыми имеет право пользоваться любой египтянин, независимо от уровня его доходов. Каждый гражданин страны имеет специальные книжки на нормированные товары. Начиная с конца 1970-х годов под давлением международных финансовых организаций правительство пошло на сокращение числа и количества субсидируемых продуктов и товаров, что должно было привести к сокращению бюджетного дефицита и облегчить выплату Египтом внешней задолженности.

В 1991 правительство объявило о формировании социального фонда развития (СФР). Этот фонд предназначался для создания системы социальной защиты части населения, наиболее пострадавшей от экономических реформ. СФР осуществляет свою деятельность в сфере общественных работ, развития предприятий и переподготовки кадров. Все эти инициативы направлены на создание рабочих мест и повышение уровня жизни слоев населения, неспособных к конкуренции в новых экономических условиях.

египет: общество

К статье ЕГИПЕТ Характеристика египет ского общества . На протяжении 5 тыс. лет население Египта жило в условиях высоко центр ализованного общества, основой благосостояния которого было ведение сельского хозяйства на обводненных Нилом землях. До начала 20 в. кр есть яне составляли подавляющую часть населения страны. Вся их жизнь определялась ритмом ежегодных разливов Нила. Повторяющийся цикл нильских половодий, практически не изменяющиеся на протяжении многих веков этнокультурные особенно сти сельской жизни, одно родность состава населения - все эти факторы создавали впечатление , что египетское общество навечно застыло в своем развитии. До начала 19 в. основная часть египетского общества почти не подвергалась радикальным изменениям. За несколько последних десятилетий, вследствие быстрого роста численности населения, урбанизации, миграции рабочей силы за границу, первым успехам на пути индустриализации и включению женщин в активную трудовую деятельность , египетское общество претерпело ряд существенных и порой драматических перемен. Социальная структура . В настоящее время крестьяне составляют около 55% общей численности населения Египта. Уровень жизни сельского населения Египта весьма низкий. Хотя в стране существует система обязательного шестилетнего образования, в период ы посевной и уборки урожая сельские дети часто лишены возможности ходить в школу. Многие крестьяне страдают от шистоматоза, источником которой являются улитки , в огромном количестве заполняющие оросительные каналы, по которым вода поступает на поля. До земельной реформы 1952 ни одно правительство страны не стремилось разрешить проблемы крестьянского населения. Крестьяне находились в полной зависимости от крупных землевладельцев, которые представляли собой наи более влиятельную силу в правительстве Египта. В период до 1952 приблизительно 2 тыс. крупных землевладельцев, включая короля, владели 20% всей обрабатываемой земли, в то время как на долю более чем 2 млн. мелких землевладельцев приходилось всего 13% ее площадей. Миллионы крестьян вообще не владели землей и либо превращались в мелких арендаторов, либо были вынуждены наниматься на низкооплачиваемую поденную работу. Земельная реформа 1952 ограничила количество обрабатываемой земли в частной собственности до 200 федданов (87 га) на одного человека. В 1961 размер индивидуального земельного владения был ограничен 100 федданами (43,5 га). В результате земельной реформы было перераспределено около 266 тыс. га. Из-за нехватки земли миллионы крестьян вынуждены были мигрировать в Каир и другие город а. Некоторым из них удалось найти работу в промышленности, строительстве или в сфере услуг. Как крестьяне, так и квалифицированные рабочие и специалисты уезжают на заработки в нефтедобывающие государства Арабского Востока, где есть возможность зарабатывать в пять-шесть раз больше , чем на р один е. На протяжении 1970-х и начала 1980-х годов за границей находились не менее 3 млн. рабочих-египтян. Жизнь в Каире и других городах разительно отличается от жизни сельской глубинки. До 1950-х годов основная часть банков, промышленных предприятий и сферы внешней торговли находилась а руках иностранцев , включая тех, кто постоянно жил в Египте. Как правило , проживавшие в Каире или Александрии англичане , французы , греки , итальянцы , армяне и евреи предпочитали сохранять иностранное подданство . Их дети обучались в частных школах, дома они разговаривали на иностранных языках, не стремились выучить арабский и, в отличие от египтян, крайне мало знали о стране своего пребывания. После англо-франко-израильской агрессии 1956 в зоне Суэцкого канала большая часть собственности этих государств в Египте была конфискована, а число иностранцев и степень их влияния в стране уменьшились. Видная роль в городах принадлежит традиционному среднему класс у, главным образом его нижней про слой ке, объединяющей владельцев торговых лавок, коммерсантов, ремесленников, мелких государственных и духовных служащих. На протяжении 20 в. все большее влияние и политический вес в городском обществе приобретал современный образованный средний класс (врачи, инженеры, юристы, учителя, экономисты, менеджеры промышленных предприятий, высшие армейские офицеры , государственные чиновники , получившие образование европейского типа в системе мест ных школ и университетов). С ликвидацией в 1950-е годы земельной аристократии именно этот слой пришел к власти в египетском обществе. В 1960-х годах многие представители среднего класса заняли руководящие посты в государственном секторе экономики. Благодаря четко выраженному стремлению государства к поощрению экспорта, с середины 1980-х годов стала возрастать роль Ассоциации египетских предпринимателей. Деловые люди Египта стремятся извлечь выгоду из новых возможностей для деятельности в стране иностранного капитала и совместных предприятий. Образ жизни. Семья - центр общественной жизни в Египте. Традиционно несколько поколений проживало совместно в рамках одной семьи, однако на протяжении последних десятилетий усиливается тенденция к отдельному проживанию малых семей . Вместе с тем в больших семьях сохраняются тесные связи между всеми ее членами. Большая семья выполняет целый ряд важных общественных функций. Так, она часто выступает в роли своеобразного бюро по поиску рабочих мест для египетских крестьян, переехавших в город, или же является источником материальной поддержки для нуждающихся или недееспособных родственников, на которых не распространяется государственная программа социального обеспечения. Обычно в египетских семьях много детей. Как правило, деревенские дети с раннего возраста начинают помогать родителям в полевых работах; в этом смысле множество детей в семье является экономическим преимуществом. До сих пор египтяне больше радуются рождению мальчиков, чем девочек. Существуют значительные различия в стиле жизни и духовно-культурных ориентациях различных слоев египетского общества. Образованные представители среднего и высшего класса, проживающие в Каире говорят на английском или французском языке, носят европейскую одежду и предпочитают европейские и американские кинофильмы, музыку, искусство и литературу. Традиционная галабия, туникообразная просторная длинная рубаха , чаще бросается в глаза в бедных кварталах Каира и Александрии и повсюду за пределами городских поселений. Египтяне с уважение м относятся к традициям местной кухни. В их рацион неизменно входят плоские лепешки из пшеничной муки (айш балади), вареные или хорошо прожаренные бобовые (фуль и таамийя); из чечевицы в смеси с рисом готовят блюдо кошри. По праздникам египтяне едят мясо и птицу. Любая трапеза сопровождается свежими овощами и фруктами. Каждый день египтяне выпивают огромное количество крепкого, сваренного по-арабски кофе и чая, без которых не обходится ни один дружеский или деловой разговор . Зажиточные европеизированные египтяне нередко предпочитают европейскую, чаще всего французскую, кухню. Большинство египтян сохраняют приверженность консервативным общественным нормам поведения. Нигде , кроме университетских кампусов, не поощряется общение между не жена тыми мужчинами и незамужними женщинами. Популярность ислам ского фундаментализм а порой проистекает из социальной практичности бытовых требований ислама. Так, небогатая студентка Каирского университета из крестьянской семьи может предпочесть носить "исламскую одежду" - свободное платье и покрывало , которые она сама может сшить из недорогой ткани местного изготовления, чем состязаться в следовании моде с сокурсницами из состоятельных семей. В 1980-е и начале 1990-х годов исламистские движения значительно повысили свою популярность среди населения. Их упор на личное благо чести е и набожность , скромность , следование принципам исламской этики в делах и критику материалистических западных ценностей снискали уважение у всех слоев общества. Особой популярностью исламисты пользуются среди городских низов, которые, с одной стороны, сталкиваются с растущей безработицей и дороговизной жизни, а с другой , соседствуя в Каире с состоятельными согражданами, особенно остро ощущают при ниже нность своего социального статус а. Исламистские благотворительные организации предоставляют бесплатную медицинскую помощь , поддерживают общественный порядок в городских трущобах и создают чувство общности у многих безработных и недовольных властями молодых египтян. Непосредственное участие исламистов в повседневной жизни людей способствует созданию привлекательной альтернативной модели сопереживания и готовности помочь . Однако , когда в начале 1990-х годов начался процесс радикализации движения исламистов с цель ю свержения правительства, исламский фундаментализм потерял поддержку населения. Рабочее движение . Несмотря на то, что первые профсоюзы в Египте возникли на рубеже 19-20 вв., их право на существование было легализовано лишь в 1942. Профсоюзам принадлежит видная роль в организации волнений, которые предшествовали военному перевороту 1952. В середине 1980-х годов почти 3 млн. египетских рабочих состояли в рядах 23 отраслевых профсоюзов, объединенных в 1957 в Египетскую федерацию труда. Начиная с 1952 правительство всячески содействовало созданию профсоюзов, проталкивая профсоюзных функционеров на роль лидеров рабочих. В 1964 вошел в силу закон, по которому по крайней мере 50% депутатов Национального ( позднее Народного) собрания должны были избираться из числа рабочих или крестьян. Кроме того , рабочие должны были составлять половину состава комитетов по управлению предприятиями в государственном секторе экономики. Начиная с 1969 председатель Египетской федерации труда одновременно являлся и государственным министром труда и профессиональной подготовки. Реформы 1990-х годов оказали заметное влияние на развитие в стране рабочего движения. Рост стоимости жизни, безработица и постепенное сокращение размера государственных субсидий на основные продукты и товары повлекли за собой, особенно в 1994, недовольство среди рабочих и волну ожесточенных забастовок, несмотря на то, что по существующему законодательству подобные выступления являются незаконными. Правда , целью большинства забастовок было скорее желание вернуть систему отмененных субсидий, чем отказ от работы или же выдвижение новых требований. Религия и религиозные институты. Одним из основных факторов общественной жизни египтян является ислам. Исламское право официально утверждено в качестве одного из главных источников законодательства. Начиная с 1956 мусульманские религиозные суды стали составной частью государственной судебной системы. В юрисдикции мусульманских и коптских религиозных судов находятся все вопросы гражданского состояния: брак , развод , опека и наследование . Построенная в 969 каирская мечеть аль-Азхар - важнейший интеллектуальный и духовный центр ислама. Государство оказывает материальную поддержку всем мечетям на территории Египта. Традиционно отношения между мусульманским большинством страны, египетскими коптами и евреями характеризовались большой степенью дружелюбия и веротерпимости. Так, например , многие мусульмане отмечали коптские праздники и наоборот . После поражения Египта в войне с Израилем в 1967 социальная и политическая роль ислама в жизни страны значительно возросла. В каждом округе по всей стране была создана сеть самостоятельных мечетей. Такие мечети взяли на себя заботу по религиозному обучению, медицинскому обслуживанию, опеке учащихся общественных учебных заведений и по целому ряду других вопросов. Сеть подобных мечетей и группы происламски настроенных студентов университетов составили социальную базу исламской оппозиции. Участились случаи межобщинных конфликтов и столкновений. Чаще всего они происходили в южных районах страны, где с начала 1990-х годов радикальные исламистские группы развернули вооруженную борьбу с правительством. Поскольку цель воинствующих исламистов заключается в том, чтобы превратить Египет в мусульманское государство, жертвами боевиков зачастую становятся египтяне-копты. Положение женщин. Женщины-крестьянки и малообеспеченные горожанки Египта всегда участвовали в сельскохозяйственном и ремесленном производстве, что позволяло им пользоваться значительным влиянием в семье и общине. Тем не менее в общественном сознании их юридический и социальный статус был значительно ниже, чем у мужчин. В соответствии с традицией городские женщины из высших слоев общества должны были избегать участия в общественной жизни. Однако в том случае, если женщины владели или управляли значительной собственностью, они могли рассчитывать на почет и уважение со стороны мужчин. С 1899 в стране зародилось движение за женское равноправие . Импульс к его развитию дал выход в свет книги некоего Касима Амина под названием "Эмансипация женщин". Во время восстания в Египте против английского господства в 1919 Худа Шаарави, жена известного деятеля антиколониального движения, привлекла внимание к женскому вопросу, участвуя в уличных демонстрациях. В 1923 она организовала Союз женщин Египта, который выступал за равноправие женщин и изменения в законодательстве, связанные с вопросами гражданского состояния (брак, развод и установление опеки над детьми). Формальные гарантии юридического равенства женщин и мужчин были закреплены в Хартии национальных действий 1962. После 1956 женщинам было предоставлено избирательное право, а также право занимать государственные должно сти. После 1962 в стране появились женщины-министры и женщины-депутаты парламента. Система обязательного школьного образования в равной степени охватывает и мальчиков, и девочек. Совместное обучение полов в системе государственного образования практикуется на всех ступенях обучения. До сих пор невесту молодому человеку часто выбирают родители . Повсеместно распространены традиционные представления о женской чести, и несоблюдение женщиной этих представлений навлекает на нее всеобщее осуждение . Лишь 45% египетских семей сознательно планируют количество детей. В 1970-х годах попытку внедрить в египетское общество западные концепции о равноправии женщин предприняла Джихан Садат , жена президента страны Анвара Садата. Тогда многие отвергли ее призывы, одни - потому что считали, что копирование достижений западной цивилизация не принесет египетскому обществу ничего хорошего, другие - из-за недовольства политикой ее мужа. Молодежь . Вследствие высоких темпов естественного прироста населения и успехов медицины в снижении младенческой и детской смертности, доля молодежи в общей численности населения увеличивается быстрыми темпами. Однако социальные и экономические возможности молодого поколения египтян резко ограничены. Вследствие низкого уровня заработной платы и острых жилищных проблем в крупных городах молодым людям крайне сложно найти работу, которая дала бы им возможность зарабатывать достаточно средств для обзаведения семьей и приобретения собственного жилья. В 1970-е и в начале 1980-х годов стал обычным явлением выезд молодых мужчин на работу за границу, особенно в нефтедобывающие арабские государства. Экономические реформы 1990-х годов открыли новые перспективы для предприимчивой части молодежи. Выпускники университетов устраиваются на работу в престижный туристический бизнес и предприятия частного сектора. Им предлагают работу в компьютерных фирмах, торговых компаниях, рекламных агентствах, посреднических организациях, банках, финансовых и других компаниях, которые обслуживают бурно развивающуюся капиталистическую экономику. Молодежь с высшим образованием составляет среднее звено управления в расширяющейся сфере услуг. Значительная часть молодежи находит работу в неформальном секторе экономики. Социальное обеспечение . Правительство Египта ввело в действие всеобъемлющую программу социального обеспечения, включающую в себя медицинское страхование , выплату пособий по безработице и пенсию по выслуге лет. Но эти блага распространяются лишь на работников, занятых в государственном секторе экономики, т.е. государственных служащих и рабочих на государственных предприятий. Закон не требует от владельцев мелких частных фирм придерживаться системы социального обеспечения, принятой в государственном секторе, хотя работники крупных частных предприятий, как правило, пользуются этими привилегиями. В целях стимулирования в стране деятельности иностранных компаний правительство рассматривало возможность освобождения их от выплаты социальных пособий своим работникам, но, как правило, профсоюзам удавалось приостановить проведение подобных правительственных инициатив. В Египте не существует государственной программы по оказанию помощи неимущим гражданам. После окончания Второй мировой войны правительство пошло на субсидирование основных потребительских товаров, таких, как продукты питания, топливо и хлопчатобумажные ткани. Субсидируемые товары и продукты реализуются через государственную систему кооперативов, которыми имеет право пользоваться любой египтянин , независимо от уровня его доходов. Каждый гражданин страны имеет специальные книжки на нормированные товары. Начиная с конца 1970-х годов под давлением международных финансовых организаций правительство пошло на сокращение числа и количества субсидируемых продуктов и товаров, что должно было привести к сокращению бюджетного дефицита и облегчить выплату Египтом внешней задолженности. В 1991 правительство объявило о формировании социального фонд а развития (СФР). Этот фонд предназначался для создания системы социальной защиты части населения, наиболее пострадавшей от экономических реформ. СФР осуществляет свою деятельность в сфере общественных работ, развития предприятий и переподготовки кадров. Все эти инициативы направлены на создание рабочих мест и повышение уровня жизни слоев населения, неспособных к конкуренции в новых экономических условиях.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари