(англ. Sunday, нем. Sonntag, фр. dimanche). Смысл и значение воскресенья как первого дня недели связан: 1) с поклонением солнцу у древних; 2) с распространенностью культ а Митры в Древнем Риме; 3) с празднованием дня солнца древними римлянами; 4) с посвящением первого дня недели воспоминанию о воскресении Иисуса Христа ; 5) с представлением шотландских пресвитериан о воскресенье как дне отдыха. Это представление усвоили пуритане в штате Массачусетс , что привело к принятию т.н. воскресных (или "голубых") законов, запрещавших труд овую деятельность в этот день . Солнцепоклонничество доминировало у древних народов вплоть до 5 в. В Древнем Египте обожествленное солнце выступало в виде бога Ра, упоминаемого в древнейших частях Текстов пирамид. Наиболее распространенным символом египетской религии стал Атон ("солнечный диск") с распростертыми крыльями сокола. На дошедших до нас вавилонских печатях солнце изображалось в виде божества, выходящего из дверей, которые открывают его служители, отвернувшись в сторону, чтобы не ослепнуть . Представление об особом жилище у солнца встречается и в Библии, где говорится, что "оно выходит , как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин , пробежать поприще" (Пс 18:6). Израильтяне , вступившие в Палестину, обнаружили у местного населения культ солнца, они поклонялись богу Баал-Хаммону ( слово "хамман", возможно , означало изображение солнца на алтарях божества). В незапамятные времена в Персии возник культ Митры. В зороастризме это божество называлось Язата, это - сила света, помощник Ахурамазды. В долине Евфрата Митра возвысился и стал ассирийским богом. Митраизм проник в Рим во 2 в. до н.э., стал популярен в римской армии, среди торговцев, рабов и в конце концов был признан римскими императорами. С очень древних времен римляне отмечали каждый восьмой день как праздник . А поскольку они испытали влияние не только процветавшего культа Митры, но и египетского культа солнца, то они постепенно начали отмечать праздник, посвященный солнцу. Dies solis, "день солнца", пришел на смену dies Saturni - дню Сатурна. Самый древний из известных нам законов о воскресенье был введен эдиктом императором Константином в 321. В нем указывалось, что "городские власти, горожане и ремесленники" должны воздерживаться от трудовых занятий в досточтимый день солнца. Первые христиане вначале сохраняли семидневную неделю евреев (каждый день назывался в соответствии со своим порядковым номером), но к концу 3 в. в западном христианстве распространились названия дней недели, соответствующие названиям планет , а в 4-5 вв. там окончательно утвердились языческие названия дней недели. Как было сказано выше , в тот же период распространение восточных культов солнца способствовало утверждению в Риме почитания дня солнца как первого дня недели, в которой каждый день был посвящен определенной планете. Во всей Римской империи христиане были готовы выделить особый день для воспоминания о воскресении Христа, "солнца правды". В Новом Завете содержатся указания на то, что уже в самый ранний период христиане собирались в первый день недели "для преломления хлеба", а возможно, и для сбора добровольных пожертвований (Деян 20:7; 1 Кор 16:2). Христианский апологет Юстин Мученик ( середина 2 в.) описывает, как "в день, именуемый днем солнца", все христиане - горожане и сельские жители - собирались для получения наставлений в Священных Писаниях, для молитвы , раздач хлеба и вина и сбора пожертвований. Тертуллиан указывает, что христиане "превратили день солнца в день радости, но вовсе не для того , чтобы поклоняться солнцу, которое не занимало никакого места в их религии". Первым из отцов церкви Тертуллиан заявил, что христиане по воскресеньям должны воздерживаться от мирских дел и занятий. С 4 по 6 вв. было издано множество императорских декретов, которые все строже запрещали труд в воскресенье. Так, начиная с раннего периода своей истории, церковь выделила воскресенье как святой день. См. также ШАББАТ .
Что такое воскресенье? Значение слова воскресенье в энциклопедии Кольера
воскресенье -
(англ. Sunday, нем. Sonntag, фр. dimanche). Смысл и значение воскресенья как первого дня недели связан: 1) с поклонением солнцу у древних; 2) с распространенностью культа Митры в Древнем Риме; 3) с празднованием дня солнца древними римлянами; 4) с посвящением первого дня недели воспоминанию о воскресении Иисуса Христа; 5) с представлением шотландских пресвитериан о воскресенье как дне отдыха. Это представление усвоили пуритане в штате Массачусетс, что привело к принятию т.н. воскресных (или "голубых") законов, запрещавших трудовую деятельность в этот день.
Солнцепоклонничество доминировало у древних народов вплоть до 5 в. В Древнем Египте обожествленное солнце выступало в виде бога Ра, упоминаемого в древнейших частях Текстов пирамид. Наиболее распространенным символом египетской религии стал Атон ("солнечный диск") с распростертыми крыльями сокола. На дошедших до нас вавилонских печатях солнце изображалось в виде божества, выходящего из дверей, которые открывают его служители, отвернувшись в сторону, чтобы не ослепнуть. Представление об особом жилище у солнца встречается и в Библии, где говорится, что "оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще" (Пс 18:6). Израильтяне, вступившие в Палестину, обнаружили у местного населения культ солнца, они поклонялись богу Баал-Хаммону (слово "хамман", возможно, означало изображение солнца на алтарях божества).
В незапамятные времена в Персии возник культ Митры. В зороастризме это божество называлось Язата, это - сила света, помощник Ахурамазды. В долине Евфрата Митра возвысился и стал ассирийским богом. Митраизм проник в Рим во 2 в. до н.э., стал популярен в римской армии, среди торговцев, рабов и в конце концов был признан римскими императорами. С очень древних времен римляне отмечали каждый восьмой день как праздник. А поскольку они испытали влияние не только процветавшего культа Митры, но и египетского культа солнца, то они постепенно начали отмечать праздник, посвященный солнцу. Dies solis, "день солнца", пришел на смену dies Saturni - дню Сатурна. Самый древний из известных нам законов о воскресенье был введен эдиктом императором Константином в 321. В нем указывалось, что "городские власти, горожане и ремесленники" должны воздерживаться от трудовых занятий в досточтимый день солнца.
Первые христиане вначале сохраняли семидневную неделю евреев (каждый день назывался в соответствии со своим порядковым номером), но к концу 3 в. в западном христианстве распространились названия дней недели, соответствующие названиям планет, а в 4-5 вв. там окончательно утвердились языческие названия дней недели. Как было сказано выше, в тот же период распространение восточных культов солнца способствовало утверждению в Риме почитания дня солнца как первого дня недели, в которой каждый день был посвящен определенной планете. Во всей Римской империи христиане были готовы выделить особый день для воспоминания о воскресении Христа, "солнца правды". В Новом Завете содержатся указания на то, что уже в самый ранний период христиане собирались в первый день недели "для преломления хлеба", а возможно, и для сбора добровольных пожертвований (Деян 20:7; 1 Кор 16:2). Христианский апологет Юстин Мученик (середина 2 в.) описывает, как "в день, именуемый днем солнца", все христиане - горожане и сельские жители - собирались для получения наставлений в Священных Писаниях, для молитвы, раздач хлеба и вина и сбора пожертвований. Тертуллиан указывает, что христиане "превратили день солнца в день радости, но вовсе не для того, чтобы поклоняться солнцу, которое не занимало никакого места в их религии". Первым из отцов церкви Тертуллиан заявил, что христиане по воскресеньям должны воздерживаться от мирских дел и занятий. С 4 по 6 вв. было издано множество императорских декретов, которые все строже запрещали труд в воскресенье. Так, начиная с раннего периода своей истории, церковь выделила воскресенье как святой день. См. также ШАББАТ
.
Соседние слова
Что такое воннегут, куртЧто значит вордсворт, уильям
Что означает вормсский рейхстаг
Значение воск
↑ воскресенье ↓
Что такое востоков, александр христофорович
Что значит восточные христианские церкви
Что означает восточные христианские церкви: восточные католические церкви
Значение восточные христианские церкви: православная церковь
Значение слова воскресенье в других словарях:
- Что такое воскресенье? Словарь Ожегова
- Определение термина воскресенье? Философский словарь
- Толкование слова воскресенье? Этимологический словарь Фасмера
- Что означает слово воскресенье? Толковый словарь Ушакова
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- вторая мировая война: военный конфликт разрастается: 1940-1942 - К статье ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 28 июня 1940 СССР ...
- всех святых праздник - в Римскокатолической и в Англиканской церквах отмечается 1 ...
- всемирная торговая организация вто - международная организация, созданная для урегулирования торговых проблем в ...
- всадники - (лат. equites), сословие, из которого в Древнем Риме ...
- врожденные пороки: лечение - К статье ВРОЖДЕННЫЕ ПОРОКИ Очень немногие врожденные пороки поддаются ...
- врожденные пороки - нарушения структуры, функций и биохимии организма, обусловленные родовыми ...
- время: астрономическое время - К статье ВРЕМЯ Звездное время и солнечное время. Для ...
- волынка - духовой музыкальный инструмент, состоящий из двух или более ...
- волосы - придатки кожи, составляющие характерную особенность млекопитающих и несвойственные ...
- волки - (Canis), род хищных млекопитающих семейства псовых, или волчьих ...
- войны звездные - концепция ведения войн в космосе, предусматривающая перенос в ...
- вознесенский, андрей андреевич - (р. 1933), русский поэт. Тематический и формальный диапазон ...
- воздушным движением управление - система и процесс, обеспечивающие порядок и безопасность полетов ...
- воздухоплавательный аппарат: привязные аэростаты - К статье ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ Привязные аэростаты удерживались в воздухе ...
- казахстан: природа - в. деградация окружающей среды - К статье КАЗАХСТАН: ПРИРОДА Как и на большей части ...