термин, обозначающий 1) человека исключительно добродетельного и благочестивого; 2) душу подобного человека, пребывающую после его кончины на небеса х; лицо , канонизированное Римско-католической или Восточной православной церквами; 3) лицо, почитание которого христианами укоренено в традиции . Католики и православные христиане веруют, что святые не только являют собой образец добродетели, но и могут заступиться перед Богом за членов церкви, еще живущих на земле. Протестанты в большинстве своем ограничиваются почитанием памяти святых, не прибегая к их молитвенному заступничеству. В древней церкви слово "святой" употреблялось как синоним слова "христианский". Позднее так стали называть мучеников, которых мест ные церкви чтили в годовщины их смерти. Со временем в церквах стали почитать и мучеников, прославившихся в иных землях. В 4-5 вв. наряду с культ ом мучеников начинает повсеместно распространяться культ тех святых, которые не претерпели мученической смерти, - например , епископов (святителей) и аскетов (преподобных). Пока продолжались гонения на христиан, мучеников не хоронили отдельно, однако их гробницы особо отмечались. По завершении эпохи гонений у мест погребения мучеников стали устраивать - для их почитания - часовни и надгробия, а затем и большие церкви. На Западе было принято не тревожить могилу мученика, возводя надгробие или базилику прямо над ней, тогда как на Востоке мощи многих мучеников были торжественно перенесены в специально устроенные для этого раки . Поэтому древняя западная практика позволяет с большей уверенностью говорить о подлинности мощей святых, хотя приблизительно с 10 в. перенесение мощей вошло в обычай и здесь. Борьба с культом святых развернулась чуть ли не одновременно с возникновением самого культа. Уже в первые века христианской эры многие отцы церкви вынуждены были выступать в защиту почитания святых. Но поскольку народное почитание иногда становилось чрезмерным, церковь настаивала на четком различении благоговения (dulia) перед святыми и поклонения (latria) Богу. Во многих христианских деноминациях существует обычай вспоминать главных святых за богослужением или за литургией в особые дни, посвященные этим святым. У христиан принято давать младенцам при крещении имя какого-нибудь святого. Практика празднования "тезоименитства", или "именин", имеет давнюю традицию, а в православном мире она широко распространена и сегодня. Средневековая традиция приписывала отдельным святым особые свойства или способности . Так, св. Патрик считался святым покровителем Ирландии, св. Дионисий Парижский - Франции, св. Стефан - Венгрии. Святые Косма и Дамиан были покровителями врачей, св. Христофор - путешественников, а св. Флориан - пожарных. Святые Луции и Одилии приписывалась способность исцелять зрение , св. Эразму - внутренние органы , а св. Власию - горло . В народном культе святых предполагалось, что небеса помогают людям во всем, великом и малом: считалось, например, что св. Антоний Падуанский помогает людям найти потерянное, а св. Иуда помогает в безнадежных случаях и в отчаянном положении. См. также БЕАТИФИКАЦИЯ ; КАНОНИЗАЦИЯ .
Что такое святой? Значение слова святой в энциклопедии Кольера
святой -
термин, обозначающий 1) человека исключительно добродетельного и благочестивого; 2) душу подобного человека, пребывающую после его кончины на небесах; лицо, канонизированное Римско-католической или Восточной православной церквами; 3) лицо, почитание которого христианами укоренено в традиции. Католики и православные христиане веруют, что святые не только являют собой образец добродетели, но и могут заступиться перед Богом за членов церкви, еще живущих на земле. Протестанты в большинстве своем ограничиваются почитанием памяти святых, не прибегая к их молитвенному заступничеству.
В древней церкви слово "святой" употреблялось как синоним слова "христианский". Позднее так стали называть мучеников, которых местные церкви чтили в годовщины их смерти. Со временем в церквах стали почитать и мучеников, прославившихся в иных землях. В 4-5 вв. наряду с культом мучеников начинает повсеместно распространяться культ тех святых, которые не претерпели мученической смерти, - например, епископов (святителей) и аскетов (преподобных).
Пока продолжались гонения на христиан, мучеников не хоронили отдельно, однако их гробницы особо отмечались. По завершении эпохи гонений у мест погребения мучеников стали устраивать - для их почитания - часовни и надгробия, а затем и большие церкви. На Западе было принято не тревожить могилу мученика, возводя надгробие или базилику прямо над ней, тогда как на Востоке мощи многих мучеников были торжественно перенесены в специально устроенные для этого раки. Поэтому древняя западная практика позволяет с большей уверенностью говорить о подлинности мощей святых, хотя приблизительно с 10 в. перенесение мощей вошло в обычай и здесь.
Борьба с культом святых развернулась чуть ли не одновременно с возникновением самого культа. Уже в первые века христианской эры многие отцы церкви вынуждены были выступать в защиту почитания святых. Но поскольку народное почитание иногда становилось чрезмерным, церковь настаивала на четком различении благоговения (dulia) перед святыми и поклонения (latria) Богу.
Во многих христианских деноминациях существует обычай вспоминать главных святых за богослужением или за литургией в особые дни, посвященные этим святым. У христиан принято давать младенцам при крещении имя какого-нибудь святого. Практика празднования "тезоименитства", или "именин", имеет давнюю традицию, а в православном мире она широко распространена и сегодня.
Средневековая традиция приписывала отдельным святым особые свойства или способности. Так, св. Патрик считался святым покровителем Ирландии, св. Дионисий Парижский - Франции, св. Стефан - Венгрии. Святые Косма и Дамиан были покровителями врачей, св. Христофор - путешественников, а св. Флориан - пожарных. Святые Луции и Одилии приписывалась способность исцелять зрение, св. Эразму - внутренние органы, а св. Власию - горло. В народном культе святых предполагалось, что небеса помогают людям во всем, великом и малом: считалось, например, что св. Антоний Падуанский помогает людям найти потерянное, а св. Иуда помогает в безнадежных случаях и в отчаянном положении. См. также БЕАТИФИКАЦИЯ
; КАНОНИЗАЦИЯ
.
Синонимы: безгрешный, непогрешимый, непорочный, благородный, возвышенный, высокий, святой, священный
Однокоренные и похожие слова:
Значение слова святой в других словарях:
- Что такое святой? Словарь Даля
- Определение термина святой? Словарь Ожегова
- Толкование слова святой? Исторический словарь
- Что означает слово святой? Философский словарь
- Что означает термин святой? Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
- Что такое святой? Этимологический словарь Фасмера
- Определение термина святой? Толковый словарь Ушакова
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- селезенка - в. болезни селезенки - К статье СЕЛЕЗЕНКА Первичные заболевания селезенки довольно редки, но ...
- селезенка - а. анатомия - К статье СЕЛЕЗЕНКА Селезенка состоит из нескольких типов ткани. ...
- селевкиды - македонская династия, объявившая себя в 312 до н.э. ...
- секвойя - (Sequoia), род вечнозеленых хвойных деревьев семейства таксодиевых (Taxodiaceae). ...
- сейбин, алберт брус - (Sabin, Albert Bruce) (19061993), американский врач и вирусолог ...
- седильо понсе де леон, эрнесто - (Zedillo Ponce de Len, Ernesto) (р. 1951), мексиканский ...
- сеговия, андрес - (Segovia, Andrs) (18931987), испанский гитарист. Родился в Линаресе ...
- свидетели иеговы - секта, основанная в США ок. 1872 и в ...
- светомузыкальная установка - (световой орган), устройство, изобретенное А.Римингтоном (18541915) в 1895 ...
- сверхтекучесть - уникальное состояние жидкости, возникающее в гелии при очень ...
- сверхпроводимость: свойства сверхпроводников - К статье СВЕРХПРОВОДИМОСТЬ В физической литературе часто называют сверхпроводниками ...
- сверхпроводимость - cостояние, в которое при низкой температуре переходят некоторые ...
- сверхвысоких частот диапазон: схемные компоненты - К статье СВЕРХВЫСОКИХ ЧАСТОТ ДИАПАЗОН Коаксиальные кабели и волноводы. ...
- сверхвысоких частот диапазон: источники свч-излучения - К статье СВЕРХВЫСОКИХ ЧАСТОТ ДИАПАЗОН Быстрый прогресс в области ...
- балет: балет в сша - К статье БАЛЕТ В конце 19 в. балетные сцены ...