Что такое руанда-урунди? Значение слова руанда-урунди в энциклопедии Кольера

руанда-урунди -

административно-территориальная единица в Восточной Африке, просуществовавшая с 1885 по 1962. С 15 в. на этой территории находились два африканских королевства - Руанда и Урунди. В 1885 по решению Берлинской конференции, созванной для решения вопроса о разделе Тропической Африки, эти государства вошли в состав колонии Германская Восточная Африка, и это объединение получило название Руанда-Урунди. В 1897 немцы установили контроль над всей территорией своего нового владения. В 1916 Руанда-Урунди была захвачена бельгийскими войсками. По окончании Первой мировой войны Руанда-Урунди получила статус подмандатной территории Лиги наций под управлением Бельгии, а после Второй мировой войны - статус подопечной территории ООН под управлением Бельгии. В соответствии с решением ООН о ликвидации бельгийской опеки над Руандой-Урунди 1 июля 1962 на ее территории были образованы два независимых государства, которые получили название Руанда и Бурунди.

Состав населения и социальная структура. Из исторических данных следует, что между Руандой и Бурунди никогда не существовали близкие отношения, и межнациональные браки заключались редко. Однако этническая и социальная структуры Руанды и Бурунди в значительной степени сходны. В них проживали три народа - тутси (батутси или ватутси), хуту (бахуту) и пигмеи тва (батва), которые различались между собой по физическому облику, образу жизни, а также социальному и политическому статусу. Тутси составляли 15% общей численности населения (от 3 до 30% в различных районах), хуту - 84% и тва - 1%.

Немногочисленные тва проживают преимущественно в лесных районах, занимаясь охотой и сбором дикорастущих плодов. Небольшая часть тва отошла от кочевого образа жизни и работает по найму у тутси в качестве гончаров, клоунов, актеров. Основное занятие составляющих подавляющее большинство населения хуту - земледелие, а у тутси - скотоводство. Кроме того, тутси традиционно славятся своими качествами воинов. В традиционном обществе скотоводство наряду с военной службой считались самыми почетными и благородными занятиями. Издавна скот являлся символом богатства и могущества и никогда не забивался на мясо. У скотоводов лучшей пищей считались молоко, масло, а также кровь домашних животных.

Вероятно, коренным населением этого региона были тва. После вторжения земледельцев-хуту тва ушли в леса. Последними пришли кочевники скотоводы-тутси. Расселившись среди хуту, тутси постепенно установили над ними господство: тутси переняли у хуту языки банту (киньяруанда и кирунди).

Руанда и Урунди стали централизованными королевствами феодального типа, в основе которых лежало крепостное право. Во главе каждого из этих государств стоял могущественный верховный правитель, мвами, который считался владельцем всего скота и всей земли. Поначалу хуту признали господство над собой тутси и выплачивали им дань. Позже все земли хуту были конфискованы. Правда, хуту по-прежнему разрешалось обрабатывать свои земли, чтобы собирать урожай для самообеспечения, но они были также обязаны работать на своих хозяев-тутси. В конце концов сформировалась система полной личной зависимости крестьян-хуту от господ-тутси, которая в Руанде получила название ubuhake, а в Урунди - ubugabire. Важнейшим элементом системы подчинения стал принудительный труд. Хозяин тутси был патроном своих крепостных хуту, которые обязаны были поставлять своему господину продовольствие, строить ему жилище, помогать в военное время и т.д. Если в результате напряженного труда хуту накапливал излишки продовольствия, тутси мог их забрать себе. Система личной зависимости в Урунди по сравнению с Руандой была менее жесткой. Кроме того, процесс передачи земельной собственности от хуту в пользу мвами занял продолжительное время и в разных районах принимал различные формы.

В Руанде сложилась более организованная система централизованного управления феодального типа, чем в Урунди. Власть на местах осуществляли три вождя, отвечавших за сельское хозяйство, скотоводство и ведение войны. Эти вожди являлись опорой центральной власти, представленной мвами и биру, советом короны. Среди тутси в Урунди выделялась немногочисленная аристократическая каста, правящий род ганва, члены которого осуществляли всю полноту власти в своих районах. Местные правители порой бросали серьезные вызовы верховной власти мвами. В Руанде и в Урунди тутси опирались на армию, которая являлась весьма престижной школой для молодежи тутси.

Доколониальная история. До сих пор не установлено, когда хуту появились на территории Руанды-Урунди. Во всяком случае, они расселились здесь до прихода тутси, которые связаны с хима, правящим классом государств Межозерья от Уньоро (Буньоро) до Бухи, расположенных в центральной и восточной частях Африки. Согласно устной традиции, тутси происходят из королевства Китара, которое занимало обширные пространства между оз. Альберт и р.Виктория-Нил.

Безусловно, первые тутси, или хима, появились в этом регионе еще до 15 в. Легенды тутси рассказывают о первом короле Руанды Гиханге, который захватил территорию нескольких королевств хима, разгромил нескольких могущественных бахинза, королей хуту, и распространил свою власть над всем регионом, который в настоящее время составляет территорию Руанды. Более точные сведения появляются лишь с эпохи т.н. "исторических" королей, жизнь и деяния которых нашли отражение в хрониках и произведениях придворных летописцев и поэтов Руанды. История Урунди стала известна лишь благодаря руандийским хронистам, которые рассказывали о взаимоотношениях двух королевств.

Второй "исторический" король Руанды Сирима I и его сын Кигери I вели продолжительные войны с последними королями хуту. В период правления 6-11-го "исторических" королей Руанда превратилась в могущественное государство и разгромила большинство других королевств хима, за исключением Урунди. При Юхи III и Кигери III, 11-м и 13-м "исторических" руандийских королях, были одержаны победы в битвах с королями Урунди. В правление Мутары II, 16-го "исторического" короля, территория Руанды обрела свои современные очертания. Безуспешной оказалась попытка короля Кигери IV (1853-1895) завоевать Урунди. Урундийский король Мвези IV Гисабо, правивший до 1908, сохранил свои владения в современных государственных границах. Во время правления короля Руанды Юхи V Мусинги и короля Урунди Мвези IV на территории обоих королевств появились немцы. Если король Руанды быстро признал власть Германии, то Мвези IV сопротивлялся вплоть до 1903.

Колониальный период. Первые европейские исследователи и путешественники, появившиеся на территории Руанды-Урунди, искали истоки Нила. В 1871 Давид Ливингстон и Г.М.Стэнли достигли оз. Танганьика примерно в 15 км от современной Бужумбуры. В 1892 немецкий путешественник Оскар Бауман исследовал внутренние районы Руанды-Урунди. Спустя два года А.Гётцен во главе экспедиционного корпуса пересек Руанду с запада на восток и первым из европейцев встретился с мвами Кигери IV. Затем последовал ряд других важных экспедиций. Первая католическая миссия прибыла в этот район в 1879, а в 1881 все миссионеры были убиты. В 1898-1900 была основана постоянная католическая миссия. Деятельность протестантских миссий началась в 1907.

Период германского господства. В 1897, через двенадцать лет после Берлинской конференции, в Усумбуре (совр. Бужумбура) был основан германский военный пост. В 1907 в Кигали была создана колониальная администрация Руанды. Резидентом, или представителем генерал-губернатора Германской Восточной Африки, который сам находился в Дар-эс-Саламе, был назначен Рихард Кандт, автор первой содержательной книги о Руанде-Урунди Исток Нила. В 1912 резиденция колониальной администрации Урунди была переведена из Усумбуры в Гитегу.

Функции германской администрации сводились к поддержанию мира и общественного порядка. Она поощряла деятельность исследовательских экспедиций и создание новых протестантских и католических миссий. В соответствии с принципами косвенного управления была сохранена власть мвами. Между германскими резидентами и мвами Руанды Юхи V сложились прекрасные отношения. Однако взаимоотношения знати и колониальных властей в Урунди осложнялись конфликтами, которые то и дело вспыхивали между мвами и его непокорными вассалами на местах. Деятельность германской колониальной администрации в существенной степени способствовала изучению страны и созданию христианских миссий, но не отразилась на традиционной социальной структуре, сложившейся в этом регионе.

Руанда-Урунди - подмандатная территория Лиги наций под управлением Бельгии. Во время Первой мировой войны в 1916 территория Руанды-Урунди была захвачена бельгийскими войсками. После окончания войны решением Лиги наций отобранные у Германии колонии были преобразованы в подмандатные территории и переданы под управление тем государствам, войска которых их оккупировали. В 1925 Руанда-Урунди со статусом обособленного вице-генерал-губернаторства была объединена в административный союз с Бельгийским Конго. В Руанде-Урунди стали действовать многие законы Бельгийского Конго, и она стала частью единого таможенного союза, сохранив при этом статус отдельной административной единицы с собственным бюджетом. Бельгийские власти не только сохранили систему косвенного управления с использованием местной знати и традиционных институтов власти тутси, но и распространили ее на те районы, где хуту удалось избежать подчинения тутси, например в горах северной Руанды. С другой стороны, бельгийцы строго контролировали деятельность вождей тутси, ввели судопроизводство бельгийского образца, в 1923 запретили рабство, а в 1931 реорганизовали традиционные органы власти. Христианские миссии создали в Руанде-Урунди систему образования, после 1929 здесь были открыты несколько средних школ и школа по подготовке чиновников административных кадров из африканцев. Политика модернизации подмандатной территории во многом связана с именем вице-генерал-губернатора Юнгерса (1931-1945).

Руанда-Урунди - подопечная территория ООН под управлением Бельгии. После Второй мировой войны по решению ООН была создана система опеки бывших подмандатных территорий с целью подготовки их к независимости. Однако еще продолжительное время реальная власть оставалась в руках вице-генерал-губернатора Руанды-Урунди, который опирался на консультативный совет, куда входили мвами, бельгийские чиновники и назначаемые члены. Более того, сохранилась традиционная система управления мвами, которая мирно сосуществовала с современной администрацией Руанды и Урунди и управляющих более мелких территориально-административных единиц. Бельгийская администрация назначала своих чиновников на посты резидентов и территориальных управляющих, а мвами по согласованию с бельгийцами назначали вождей.

Социально-экономические изменения. В период существования мандатной системы модернизация Руанды-Урунди была выгодна правящему классу. Система косвенного управления укрепила положение мвами, а большинство учащихся немногочисленных учебных заведений составляли тутси, которые, получив образование, занимали важные административные посты.

С целью стимулирования товарного сельскохозяйственного производства бельгийская администрация пошла на ликвидацию системы личного подчинения ubuhake - ubugabire. Эти реформы было решено провести в 1954 в Руанде и в 1955 - в Урунди. Землю и скот предстояло разделить между господами тутси и их крепостными хуту, одновременно вводился запрет на принудительный труд. На территории Руанды реформа прошла быстро и успешно, однако в Урунди из-за сопротивления лидеров тутси и отсутствия политической организации у хуту реформа фактически провалилась. В Руанде хуту использовали реформы для начала освобождения от власти тутси. Одной из составных частей этого процесса стало создание консультативных советов на всех уровнях административной системы. Впервые эти советы были избраны в 1956, и составлявшие большинство населения хуту получили собственную политическую организацию.

Другим институтом социальных изменений стали христианские миссии. В начале своей деятельности на территории Руанды-Урунди католические миссионеры без особого успеха пытались обратить тутси в христианство. Во время голода, охватившего страну в начале 1920-х годов, миссии создали образцовые хозяйства, открыли пункты медицинской помощи и распределяли продовольствие среди голодающих. Все это позволило им завоевать огромную популярность среди хуту. С 1922 по 1940 число обращенных в христианскую веру увеличилось с 30,3 до 990 тыс. человек. После Второй мировой войны христианские миссии, прежде всего католические, стремились организовать свою деятельность таким образом, чтобы она лучше соответствовала возросшей численности паствы (2,3 млн. человек в 1959). В Руанду-Урунди прибыли новые миссионерские общества, которые сосредоточили свою деятельность на народном образовании. В их ведении оказались почти все учебные заведения: из 11 средних школ 10 принадлежали католическим миссиям. Были созданы молодежные движения африканцев-христиан, миссии издавали местные газеты. Из выпускников миссионерских школ образовалась прослойка образованных хуту, которые работали в бельгийской администрации, учителями и в миссионерских газетах. Именно образованные хуту стали политическими лидерами своего народа. Католический иерарх, монсеньор Андре Перроден, архиепископ Руанды, всячески поощрял зарождение новой элиты хуту, проблемы социальной справедливости занимали центральное место в церковном образовании. В то же время позиция католической церкви в Урунди была менее определенной. В Урунди архиепископом был не европейский миссионер, а местный тутси, который по сравнению с европейскими церковными иерархами придерживался намного более консервативных взглядов.

Политические перемены. Косвенное управление в Урунди привело к укреплению позиций мвами Мвамбутсы IV, взошедшего на трон в 1915. Но существовала и значительная оппозиция мвами, которая была порождена династическими спорами среди ганва, правящего рода тутси. После 1959 династические споры наложили отпечаток на процесс формирования двух основных политических партий: Партии единства и национального прогресса, известной также под названием Союз за национальный прогресс (УПРОНА), и Христианско-демократической партии (ХДП). Партия УПРОНА, лидером которой стал принц Луи Рвагасоре, один из претендентов на королевский трон, представляла интересы правящей династии, тогда как ХДП поддерживала демократические идеи. В январе 1961 по результатам коммунальных выборов, проведенных в декабре 1960, было сформировано временное правительство, пост премьер-министра в котором занял лидер ХДП Жозеф Бироли. После победы УПРОНА на сентябрьских парламентских выборах правительство возглавил принц Рвагасоре, который был убит 13 октября 1961. Когда стало известно, что лидеры ХДП знали о готовившемся террористическом акте, все они были казнены в январе 1963.

Совсем по-другому развивались события в Руанде. В 1957 был обнародован Манифест народа хуту, в котором содержался призыв к борьбе за освобождение, его результатом стало формирование двух политических партий. Одна из них, Ассоциация за социальный прогресс масс (Апросома), во главе с Жозефом Гитерой выступала в поддержку демократии, вторая - Движение за эмансипацию хуту (Пармехуту), руководимая христианским социалистом Грегуаром Кайибандой, оказалась более радикальной и требовала провозглашения Руанды республикой. Две партии сформировали тутси: Национальный союз Руанды (ЮНАР), выступающий за сохранение абсолютной монархии и господствующего положения тутси, и Руандийский демократический союз (Радер), выдвинувший лозунги межнационального сотрудничества и демократизации. 25 июля 1959 умер мвами Руанды Мутара III. Совет короны биру назвал новым мвами Кигери V, а партия ЮНАР объявила себя "королевской" партией. Выбор совета был спорным с точки зрения традиционного права, и партии хуту заявили о своем несогласии с решением совета. Кампания запугивания и убийств, развязанная ЮНАР против лидеров политических организаций хуту, а также против умеренных тутси из партии Радер, спровоцировала хуту на восстание. Вооруженные столкновения, продолжавшиеся вплоть до вмешательства бельгийских войск, привели к бегству из страны большей части тутси. В 1960, после победы партий хуту на местных выборах было сформировано временное правительство во главе с лидером Пармехуту Кайибандой. 28 января 1961 советы округов высказались за провозглашение Руанды республикой, а на состоявшемся 25 сентября 1961 под наблюдением ООН референдуме по вопросу о государственном устройстве страны 75% населения высказались за ликвидацию монархии. На проведенных вслед за этим выборах в Национальное собрание победу одержала партия Пармехуту, а Кайибанда был избран первым президентом Руанды.

Непрекращающиеся этнические конфликты наложили отпечаток на международные отношения как Руанды, так и Урунди. Стремясь помешать дальнейшей эмансипации народа хуту, начиная с 1958 политические организации тутси требовали немедленного предоставления независимости, тогда как организации хуту предпочитали сохранение бельгийской опеки еще на какой-то срок, и лишь сложившиеся обстоятельства вынудили их поддержать призыв о предоставлении независимости. После июля 1960 независимая Республика Конго во главе с президентом Патрисом Лумумбой, которому импонировала резкая антибельгийская позиция партий тутси, выступила в поддержку этой этнической группы. Конго, как и Уганда, предоставили свою территорию и помощь беженцам-тутси, жертвам гражданской войны в Руанде. При обсуждении в ООН вопроса о независимости Руанды-Урунди радикально настроенные государства Африки и социалистические страны пытались отсрочить предоставление независимости Руанде, требуя репатриации тутси и сохранения Руанды и Бурунди в рамках единого государства. Однако последнее требование было отвергнуто как хуту, так и тутси. На основании решения ООН в июне 1962 бельгийская опека над Руандой-Урунди была ликвидирована, и 1 июля 1962 были образованы два независимых государства Руанда и Бурунди. Экономический союз, последнее, что оставалось от Руанды-Урунди, распался 1 января 1964.

руанда-урунди

административно-территориальная единица в Восточной Африке, просуществовавшая с 1885 по 1962. С 15 в. на этой территории находились два африканских королевства - Руанда и Урунди. В 1885 по решению Берлинской конференции, созванной для решения вопроса о разделе Тропической Африки, эти государства вошли в состав колонии Германская Восточная Африка , и это объединение получило название Руанда-Урунди. В 1897 немцы установили контроль над всей территорией своего нового владения. В 1916 Руанда-Урунди была захвачена бельгийскими войска ми. По окончании Первой мировой войны Руанда-Урунди получила статус подмандатной территории Лиги наций под у правление м Бельгии, а после Второй мировой войны - статус подопечной территории ООН под управлением Бельгии. В соответствии с решением ООН о ликвидации бельгийской опеки над Руандой-Урунди 1 июля 1962 на ее территории были образованы два независимых государства, которые получили название Руанда и Бурунди. Состав населения и социальная структура . Из исторических данных следует, что между Руандой и Бурунди никогда не существовали близкие отношения , и межнациональные браки заключались редко. Однако этническая и социальная структуры Руанды и Бурунди в значительной степени сходны. В них проживали три на рода - тутси (батутси или ватутси), хуту (бахуту) и пигмеи тва ( батва ), которые различались между собой по физическому облику, образу жизни, а также социальному и политическому статусу. Тутси составляли 15% общей численности населения (от 3 до 30% в различных район ах), хуту - 84% и тва - 1%. Немногочисленные тва проживают преимущественно в лесных районах, занимаясь охотой и сбором дикорастущих плодов. Небольшая часть тва отошла от кочевого образа жизни и работает по найму у тутси в качестве гончаров , клоунов, акте ров. Основное занятие составляющих подавляющее большинство населения хуту - земледелие , а у тутси - скот оводство . Кроме того , тутси традиционно славятся своими качествами воинов . В традиционном обществе скотоводство наряду с военной службой считались самыми почетными и благородными занятиями. Издавна скот являлся символом богатства и могущества и никогда не забивался на мясо . У скотоводов лучше й пищей считались молоко , масло , а также кровь домашних животных. Вероятно, коренным населением этого региона были тва. После вторжения земледельцев-хуту тва ушли в леса . Послед ними пришли кочевники скотоводы-тутси. Расселившись среди хуту, тутси пост епенно установили над ними господство : тутси переняли у хуту языки банту (кинья руанда и кирунди). Руанда и Урунди стали централизованными королевствами феодального типа , в основе которых лежало крепостное право . Во главе каждого из этих государств стоял могущественный верховный правитель , мвами, который считался владельцем всего скота и всей земли. Поначалу хуту признали господство над собой тутси и выплачивали им дань . Позже все земли хуту были конфискованы. Правда , хуту по-прежнему разрешалось обрабатывать свои земли, чтобы собирать урожай для самообеспечения, но они были также обязаны работать на своих хозяев-тутси. В конце концов сформировалась система полной личной зависимости крестьян-хуту от господ-тутси, которая в Руанде получила название ubuhake, а в Урунди - ubugabire. Важнейшим элементом системы подчинения стал принудительный труд . Хозяин тутси был па трон ом своих крепостных хуту, которые обязаны были поставлять своему госп один у продовольствие , строить ему жилище , помогать в военное время и т.д. Если в результате напряженного труда хуту накапливал излишки продовольствия, тутси мог их забрать себе . Система личной зависимости в Урунди по сравнению с Руандой была менее жесткой. Кроме того, процесс передачи земельной собственности от хуту в пользу мвами занял продолжительное время и в разных районах принимал различные формы. В Руанде сложилась более организованная система централизованного управления феодального типа, чем в Урунди. Власть на местах осуществляли три вождя, отвечавших за сельское хозяйство , скотоводство и ведение войны. Эти вожди являлись о порой центральной власти, представленной мвами и биру, советом короны. Среди тутси в Урунди выделялась немногочисленная аристократическая каста , правящий род ганва, члены которого осуществляли всю полноту власти в своих районах. Местные правители порой бросали серьезные вызовы верховной власти мвами. В Руанде и в Урунди тутси опирались на армию, которая являлась весьма престижной школой для молодежи тутси. Доколониальная история. До сих пор не установлено, когда хуту появились на территории Руанды-Урунди. Во всяком случае, они расселились здесь до прихода тутси, которые связаны с хима , правящим классом государств Межозерья от Уньоро ( Буньоро ) до Бухи, расположенных в центральной и восточной частях Африки. Согласно устной традиции , тутси происходят из королевства Китара, которое занимало обширные пространства между оз. Альберт и р.Виктория-Нил. Безусловно, первые тутси, или хима, появились в этом регионе еще до 15 в. Легенды тутси рассказывают о первом короле Руанды Гиханге, который захватил территорию нескольких королевств хима, разгромил нескольких могущественных бахинза, королей хуту, и распространил свою власть над всем регионом, который в настоящее время составляет территорию Руанды. Более точные сведения появляются лишь с эпохи т.н. "исторических" королей, жизнь и деяния которых нашли отражение в хрониках и произведениях придворных летописцев и поэтов Руанды. История Урунди стала известна лишь благодаря руандийским хронистам, которые рассказывали о взаимоотношениях двух королевств. Второй "исторический" король Руанды Сирима I и его сын Кигери I вели продолжительные войны с последними королями хуту. В период правления 6-11-го "исторических" королей Руанда превратилась в могущественное государство и разгромила большинство других королевств хима, за исключением Урунди. При Юхи III и Кигери III, 11-м и 13-м "исторических" руандийских королях, были одержаны победы в битвах с королями Урунди. В правление Мутары II, 16-го "исторического" короля, территория Руанды обрела свои современные очертания. Безуспешной оказалась попытка короля Кигери IV (1853-1895) завоевать Урунди. Урундийский король Мвези IV Гисабо, правивший до 1908, сохранил свои владения в современных государственных границах. Во время правления короля Руанды Юхи V Мусинги и короля Урунди Мвези IV на территории обоих королевств появились немцы. Если король Руанды быстро признал власть Германии, то Мвези IV со против лялся вплоть до 1903. Колониальный период. Первые европейские исследователи и путешественник и, появившиеся на территории Руанды-Урунди, искали истоки Нила. В 1871 Давид Ливингстон и Г.М.Стэнли достигли оз. Танганьика примерно в 15 км от современной Бужумбуры. В 1892 немецкий путешественник Оскар Бауман исследовал внутренние районы Руанды-Урунди. Спустя два года А.Гётцен во главе экспедиционного корпуса пересек Руанду с запада на восток и первым из европейцев встретился с мвами Кигери IV. Затем последовал ряд других важных экспедиций. Первая католическая миссия прибыла в этот район в 1879, а в 1881 все миссионер ы были убиты. В 1898-1900 была основана постоянная католическая миссия. Деятельность протестантских миссий начала сь в 1907. Период германского господства . В 1897, через двенадцать лет после Берлинской конференции, в Усумбуре (совр. Бужумбура ) был основан германский военный пост. В 1907 в Кигали была создана колониальная администрация Руанды. Резидентом, или представителем генерал-губернатора Германской Восточной Африки, который сам находился в Дар-эс-Саламе, был назначен Рихард Кандт, автор первой содержательной книги о Руанде-Урунди Исток Нила. В 1912 резиденция колониальной администрации Урунди была переведена из Усумбуры в Гитегу. Функции германской администрации сводились к поддержанию мира и общественного порядка. Она поощряла деятельность исследовательских экспедиций и создание новых протестантских и католических миссий. В соответствии с принц ипами косвенного управления была сохранена власть мвами. Между германскими резидентами и мвами Руанды Юхи V сложились прекрасные отношения. Однако взаимоотношения знати и колониальных властей в Урунди осложнялись конфликтами, которые то и дело вспыхивали между мвами и его непокорными вассалами на местах. Деятельность германской колониальной администрации в существенной степени способствовала изучению страны и созданию христианских миссий, но не отразилась на традиционной социальной структуре, сложившейся в этом регионе. Руанда-Урунди - подмандатная территория Лиги наций под управлением Бельгии. Во время Первой мировой войны в 1916 территория Руанды-Урунди была захвачена бельгийскими войсками. После окончания войны решением Лиги наций отобранные у Германии колонии были преобразованы в подмандатные территории и переданы под управление тем государствам, войска которых их оккупировали. В 1925 Руанда-Урунди со статусом обособленного вице-генерал-губернаторства была объединена в административный союз с Бельгийским Конго. В Руанде-Урунди стали действовать многие законы Бельгийского Конго, и она стала частью единого таможенного союза, сохранив при этом статус отдельной административной единицы с собственным бюджетом. Бельгийские власти не только сохранили систему косвенного управления с использованием местной знати и традиционных институтов власти тутси, но и распространили ее на те районы, где хуту удалось избежать подчинения тутси, например в горах северной Руанды. С другой стороны, бельгийцы строго контролировали деятельность вождей тутси, ввели судопроизводство бельгийского образца, в 1923 запрет или рабство , а в 1931 реорганизовали традиционные органы власти. Христианские миссии создали в Руанде-Урунди систему образования, после 1929 здесь были открыты несколько средних школ и школа по подготовке чиновников административных кадров из африканцев. Политика модернизации подмандатной территории во многом связана с именем вице-генерал-губернатора Юнгерса (1931-1945). Руанда-Урунди - подопечная территория ООН под управлением Бельгии. После Второй мировой войны по решению ООН была создана система опеки бывших подмандатных территорий с целью подготовки их к независимости. Однако еще продолжительное время реальная власть оставалась в руках вице-генерал-губернатора Руанды-Урунди, который опирался на консультативный совет, куда входили мвами, бельгийские чиновники и назначаемые члены. Более того, сохранилась традиционная система управления мвами, которая мирно сосуществовала с современной администрацией Руанды и Урунди и управляющих более мелких территориально-административных единиц. Бельгийская администрация назначала своих чиновников на посты резидентов и территориальных управляющих, а мвами по согласованию с бельгийцами назначали вождей. Социально-экономические изменения. В период существования мандатной системы модернизация Руанды-Урунди была выг одна правящему классу. Система косвенного управления укрепила положение мвами, а большинство учащихся немногочисленных учебных заведений составляли тутси, которые, получив образование , занимали важные административные посты. С целью стимулирования товарного сельскохозяйственного производства бельгийская администрация пошла на ликвидацию системы личного подчинения ubuhake - ubugabire. Эти реформы было решено провести в 1954 в Руанде и в 1955 - в Урунди. Землю и скот предстояло разделить между господами тутси и их крепостными хуту, одновременно вводился запрет на принудительный труд. На территории Руанды реформа прошла быстро и успешно, однако в Урунди из-за сопротивления лидер ов тутси и отсутствия политической организации у хуту реформа фактически провалилась. В Руанде хуту использовали реформы для начала освобождения от власти тутси. Одной из составных частей этого процесса стало создание консультативных советов на всех уровнях административной системы. Впервые эти советы были избраны в 1956, и составлявшие большинство населения хуту получили собственную политическую организацию. Другим институтом социальных изменений стали христианские миссии. В начале своей деятельности на территории Руанды-Урунди католические миссионеры без особого успеха пытались обратить тутси в христианство . Во время голода, охватившего страну в начале 1920-х годов, миссии создали образцовые хозяйства, открыли пункты медицинской помощи и распределяли продовольствие среди голодающих. Все это позволило им завоевать огромную популярность среди хуту. С 1922 по 1940 число обращенных в христианскую веру увеличилось с 30,3 до 990 тыс. человек . После Второй мировой войны христианские миссии, прежде всего католические, стремились организовать свою деятельность таким образом, чтобы она лучше соответствовала возросшей численности паствы (2,3 млн. человек в 1959). В Руанду-Урунди прибыли новые миссионерские общества , которые сосредоточили свою деятельность на народном образовании. В их ведении оказались почти все учебные заведения: из 11 средних школ 10 принадлежали католическим миссиям. Были созданы молодежные движения африканцев-христиан, миссии издавали местные газеты. Из выпускников миссионерских школ образовалась прослойка образованных хуту, которые работали в бельгийской администрации, учителями и в миссионерских газетах. Именно образованные хуту стали политическими лидерами своего народа. Католический иерарх , монсеньор Андре Перроден, архиепископ Руанды, всячески поощрял зарождение новой элиты хуту, проблемы социальной справедливости занимали центральное место в церковном образовании. В то же время позиция католической церкви в Урунди была менее определенной. В Урунди архиепископом был не европейский миссионер, а местный тутси, который по сравнению с европейскими церковными иерархами придерживался намного более консервативных взглядов. Политические перемены. Косвенное управление в Урунди привело к укреплению позиций мвами Мвамбутсы IV, взошедшего на трон в 1915. Но существовала и значительная оппозиция мвами, которая была порождена династическими спорами среди ганва, правящего рода тутси. После 1959 династические споры наложили отпечаток на процесс формирования двух основных политических партий: Партии единства и национального прогресс а, известно й также под названием Союз за национальный прогресс (УПРОНА), и Христианско-демократической партии (ХДП). Партия УПРОНА, лидером которой стал принц Луи Рвагасоре, один из претендентов на королевский трон, представляла интересы правящей династии , тогда как ХДП поддерживала демократические идеи . В январе 1961 по результатам коммунальных выборов, проведенных в декабре 1960, было сформировано временное правительство , пост премьер-министра в котором занял лидер ХДП Жозеф Бироли. После победы УПРОНА на сентябрьских парламентских выборах правительство возглавил принц Рвагасоре, который был убит 13 октября 1961. Когда стало известно, что лидеры ХДП знали о готовившемся террористическом акте, все они были казнены в январе 1963. Совсем по-другому развивались события в Руанде. В 1957 был обнародован Манифест народа хуту, в котором содержался призыв к борьбе за освобождение , его результатом стало формирование двух политических партий. Одна из них, Ассоциация за социальный прогресс масс (Апросома), во главе с Жозефом Гитерой выступала в поддержку демократии, вторая - Движение за эмансипацию хуту (Пармехуту), руководимая христианским социалистом Грегуаром Кайибандой, оказалась более радикальной и требовала провозглашения Руанды республикой. Две партии сформировали тутси: Национальный союз Руанды (ЮНАР), выступающий за сохранение абсолютной монархии и господствующего положения тутси, и Руандийский демократический союз (Радер), выдвинувший лозунги межнационального сотрудничества и демократизации. 25 июля 1959 умер мвами Руанды Мутара III. Совет короны биру назвал новым мвами Кигери V, а партия ЮНАР объявила себя "королевской" партией. Выбор совета был спорным с точки зрения традиционного права , и партии хуту заявили о своем несогласии с решением совета. Кампания запугивания и убийств, развязанная ЮНАР против лидеров политических организаций хуту, а также против умеренных тутси из партии Радер, спровоцировала хуту на восстание . Вооруженные столкновения, продолжавшиеся вплоть до вмешательства бельгийских войск, привели к бегству из страны большей части тутси. В 1960, после победы партий хуту на местных выборах было сформировано временное правительство во главе с лидером Пармехуту Кайибандой. 28 января 1961 советы округов высказались за провозглашение Руанды республикой, а на состоявшемся 25 сентября 1961 под наблюдением ООН референдуме по вопросу о государственном устройстве страны 75% населения высказались за ликвидацию монархии. На проведенных вслед за этим выборах в Национальное собрание победу одержала партия Пармехуту, а Кайибанда был избран первым президентом Руанды. Непрекращающиеся этнические конфликты наложили отпечаток на международные отношения как Руанды, так и Урунди. Стремясь помешать дальнейшей эмансипации народа хуту, начиная с 1958 политические организации тутси требовали немедленного предоставления независимости, тогда как организации хуту предпочитали сохранение бельгийской опеки еще на какой-то срок , и лишь сложившиеся обстоятельства вынудили их поддержать призыв о предоставлении независимости. После июля 1960 независимая Республика Конго во главе с президентом Патрисом Лумумбой, которому импонировала резкая антибельгийская позиция партий тутси, выступила в поддержку этой этнической группы. Конго, как и Уганда, предоставили свою территорию и помощь беженцам-тутси, жертвам гражданской войны в Руанде. При обсуждении в ООН вопроса о независимости Руанды-Урунди радикально настроенные государства Африки и социалистические страны пытались отсрочить предоставление независимости Руанде, требуя репатриации тутси и сохранения Руанды и Бурунди в рамках единого государства. Однако последнее требование было отвергнуто как хуту, так и тутси. На основании решения ООН в июне 1962 бельгийская опека над Руандой-Урунди была ликвидирована, и 1 июля 1962 были образованы два независимых государства Руанда и Бурунди. Экономический союз, последнее, что оставалось от Руанды-Урунди, распался 1 января 1964.

Значение слова руанда-урунди в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари