(1870-1952), русский философ. Родился 11 октября 1870. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1893). В молодости увлекался европейским позитивизмом ( прежде всего философией Дж.С.Милля), идеями Н.Г.Чернышевского, Н.Н.Страхова. Его учителем в университете был известный кантианец А.И.Введенский, оказавший на Лапшин а определяющее влияние . По предложению Введенского он был оставлен при кафедре философии для приготовления к профессор скому званию. С 1897 - приват-доцент Петербургского университета. В 1898-1899 находился в научной командировке в Англии, опубликовал статью Судьба критической философии в Англии до 1830 г. В университете Лапшин преподавал историю философии, историю педагогики, теорию по знания , психологию. Вел занятия (с 1900) по логике в Александровском лицее, по психологии на Высших женских курсах. В 1906 опубликовал свой основной философский труд - Закон ы мышления и формы познания. За эту работу ему было присвоено звание доктора философии. С 1913 он - экстраординарный профессор Петербургского университета ( позднее возглавил кафедру философии университета). В 1922 была опубликована его книга Философ ия изобретения и изобретение в философии (тт. 1-2, 2-е изд. Прага , 1924). В том же году Лапшин вместе с другими известными русскими философами был выслан из России. В последующие годы занимал должно сть профессора Русского юридического факультета в Праге. Умер Лапшин в Праге 17 ноября 1952. Основные положения философской системы Лапшина нашли отражение в его диссертации. Отстаивая принципы кантовского критицизма, он утверждал неразрывную связь априорных форм познания с логическими законами мышления и необоснованность любых апелляций к логике, не учитывающих такого рода связи ("те, кто отвергает значение критической теории познания, тем самым лишают себя права ссылаться на законы формальной логики"). В то же время , критикуя разнообразные типы метафизики, Лапшин усматривал ложность принятого в классическом кантианстве дуализма субъекта познания и "вещей в себе". Существование последних не может быть доказано ( впрочем , как и обратное), т.к. к ним в принципе не могут быть применены законы логики (в первую очередь закон противоречия). Обратившись к проблеме "чужого Я", Лапшин, по существу, развивал идеи своего учителя А.И.Введенского, которые тот сформулировал в книге О пределах и признаках одушевленности (1892). Реальность "чужого я" лишь гипотетична ("трансцендентная реальность чужого я недоказуема"), соответственно - представление о "чужой" одушевленности должно быть отнесено к числу метафизических гипотез, которые, однако , необходимо сопутствуют познавательному процессу и могут, согласно Лапшину, играть продуктивную роль . Понимание Лапшиным специфики философского знания получило последовательное обоснование в его сочинении Философия изобретения. Включая философию в сферу научного знания, он одновременно доказывал принципиальную несводимость философского опыт а к методам и содержанию конкретных наук. Философию роднит с наукой познавательная функция , последовательная рациональность . В этом отношении философский опыт существенным образом отличается отличается от религиозного и художественного ( сфера "эмоционального мышления"). "Изобретательность" в философии - это, по Лапшину, творческий элемент , который постоянно присутствует в философском познании. "Философская страсть удивления" перед самим фактом бытия становится первоначальным творческим импульсом метафизического самоопределения человека. Лапшин выстраивает систему принципов философского творчества - изобретения, включая в их число "комбинаторику фактов", "комбинаторику мыслей", "комбинаторику точек зрения", "комбинаторику форм выражения". Все эти моменты образуют творческое единство философского опыта и при этом совершенно рациональны, поскольку находятся под "непрестанным контролем мысли".
Что такое лапшин, иван иванович? Значение лапшин, иван иванович в энциклопедии Кольера
лапшин, иван иванович -
(1870-1952), русский философ. Родился 11 октября 1870. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1893). В молодости увлекался европейским позитивизмом (прежде всего философией Дж.С.Милля), идеями Н.Г.Чернышевского, Н.Н.Страхова. Его учителем в университете был известный кантианец А.И.Введенский, оказавший на Лапшина определяющее влияние. По предложению Введенского он был оставлен при кафедре философии для приготовления к профессорскому званию. С 1897 - приват-доцент Петербургского университета. В 1898-1899 находился в научной командировке в Англии, опубликовал статью Судьба критической философии в Англии до 1830 г. В университете Лапшин преподавал историю философии, историю педагогики, теорию познания, психологию. Вел занятия (с 1900) по логике в Александровском лицее, по психологии на Высших женских курсах. В 1906 опубликовал свой основной философский труд - Законы мышления и формы познания. За эту работу ему было присвоено звание доктора философии. С 1913 он - экстраординарный профессор Петербургского университета (позднее возглавил кафедру философии университета). В 1922 была опубликована его книга Философия изобретения и изобретение в философии (тт. 1-2, 2-е изд. Прага, 1924). В том же году Лапшин вместе с другими известными русскими философами был выслан из России. В последующие годы занимал должность профессора Русского юридического факультета в Праге. Умер Лапшин в Праге 17 ноября 1952.
Основные положения философской системы Лапшина нашли отражение в его диссертации. Отстаивая принципы кантовского критицизма, он утверждал неразрывную связь априорных форм познания с логическими законами мышления и необоснованность любых апелляций к логике, не учитывающих такого рода связи ("те, кто отвергает значение критической теории познания, тем самым лишают себя права ссылаться на законы формальной логики"). В то же время, критикуя разнообразные типы метафизики, Лапшин усматривал ложность принятого в классическом кантианстве дуализма субъекта познания и "вещей в себе". Существование последних не может быть доказано (впрочем, как и обратное), т.к. к ним в принципе не могут быть применены законы логики (в первую очередь закон противоречия). Обратившись к проблеме "чужого Я", Лапшин, по существу, развивал идеи своего учителя А.И.Введенского, которые тот сформулировал в книге О пределах и признаках одушевленности (1892). Реальность "чужого я" лишь гипотетична ("трансцендентная реальность чужого я недоказуема"), соответственно - представление о "чужой" одушевленности должно быть отнесено к числу метафизических гипотез, которые, однако, необходимо сопутствуют познавательному процессу и могут, согласно Лапшину, играть продуктивную роль. Понимание Лапшиным специфики философского знания получило последовательное обоснование в его сочинении Философия изобретения. Включая философию в сферу научного знания, он одновременно доказывал принципиальную несводимость философского опыта к методам и содержанию конкретных наук. Философию роднит с наукой познавательная функция, последовательная рациональность. В этом отношении философский опыт существенным образом отличается отличается от религиозного и художественного (сфера "эмоционального мышления"). "Изобретательность" в философии - это, по Лапшину, творческий элемент, который постоянно присутствует в философском познании. "Философская страсть удивления" перед самим фактом бытия становится первоначальным творческим импульсом метафизического самоопределения человека. Лапшин выстраивает систему принципов философского творчества - изобретения, включая в их число "комбинаторику фактов", "комбинаторику мыслей", "комбинаторику точек зрения", "комбинаторику форм выражения". Все эти моменты образуют творческое единство философского опыта и при этом совершенно рациональны, поскольку находятся под "непрестанным контролем мысли".
Соседние слова
Что такое лаос: природа - а. климат субэкваториальный, муссонныйЧто значит лаос: экономика
Что означает лаперуз, жан франсуа
Значение лаплас, пьер симон
↑ лапшин, иван иванович ↓
Что такое ларжильер, никола де
Что значит ларкин, филип
Что означает ларошфуко, франсуа де
Значение ларте, эдуард арман исидор ипполит
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- латиноамериканская литература - Литература стран Латинской Америки, существующая в основном на ...
- латеранские соглашения - ряд документов, подписанных 11 февраля 1929 и ратифицированных ...
- латвия: экономика - К статье ЛАТВИЯ В 19921993 структура экономики Латвии начала ...
- латвия: общество - К статье ЛАТВИЯ До конца 19 в. в латышском ...
- латвия: культура - К статье ЛАТВИЯ После восстановления независимости в 1991 Латвия ...
- латвия: государственное устройство и политика - К статье ЛАТВИЯ В 1918 административная система управления Российской ...
- ластоногие: ушастые тюлени - К статье ЛАСТОНОГИЕ Ушастые тюлени отличаются от настоящих наличием ...
- ланчиани, родольфо амадео - (Lanciani, Rodolfo Amadeo) (18471929), итальянский археолог, известный своими ...
- ланфранко, джованни - (Lanfranco, Giovanni) (15821647), итальянский живописец эпохи барокко. Родился ...
- ланкре, никола - (Lancret, Nicolas) (16901743), французский художник, родился в Париже ...
- ланкастер, берт - (Lancaster, Burt) (19131994), американский киноактер. Родился 2 ноября ...
- ландштейнер, карл - (Landsteiner, Karl) (18681943), австрийский врач и иммунолог, удостоенный ...
- ландау, лев давидович - (19081968), советский физиктеоретик; удостоен в 1962 Нобелевской премии ...
- ланге, кристиан кристоф андреас - (Lange, Christian Christoph Andreas) (18101861), норвежский историк, родился ...
- индонезия: экономика - а. экономическая история - К статье ИНДОНЕЗИЯ: ЭКОНОМИКА После 30 лет устойчивого экономического ...