(сommedia dell arte), итальянская комедия - импровизация , с постоянными персонажами, переходившими из спектакля в спектакль; была популярна в Италии в 1560-1760. В спектаклях играли профессиональные актеры - в отличие от предшествующей эпохи, когда в театр е выступали любители. Заранее писалась и выучивалась лишь основа сценария. Спектакль , предназначенный только для мужчин, представлял собой смесь искрометного юмора , сатирических диалогов, грубого фарса, акробатических трюков, мистификаций, клоунады, музыки и иногда танцев. Все это отодвигало на второй план главную тему: любовь одной или нескольких молодых пар. Предшественниками комедии дель арте были представления менестрелей и бродячих актеров, силачей и клоунов, жонглеров и фокусников, на ее развитие повлияли даже комические демоны из литургической драмы. Персонажи римской комедии, переосмысленные под влияние м национальных обычаев и нравов, стали прототипами главных героев: доверчивого старого венецианского купца Панталоне; педантичного Доктор а Болонского университета; хвастуна и труса Капитана, в котором легко узнавался офицер ненавистной оккупационной испанской армии. Из-за смешения столь разнородных элементов невозможно было выстроить единое действие , и комедия дель арте - это череда интермедий. Когда закончился 16 в. и истинно великие комики умерли, "ученая комедия" стала еще более ученой и менее смешной . Чтобы дополнить спектакли комическими антрепризами, в театр пригласили Панталоне и его друзей, и они стали появляться в антрактах, пародируя происходящее на сцене. Особенным успехом пользовались пародии на приключения влюбленной парочки, и вскоре юные влюбленные стали главными персонажами всех представлений. Так чопорная "ученая комедия" была вытеснена сатирой. Обычно труппа состояла из двенадцати актеров: две влюбленные пары (только у них были заранее отрепетированные роли , написанные пышными тосканскими стихами; они не надевали масок и носили обычные костюмы); их престарелые отцы, Панталоне и Доктор ("старые дурни" в стилизованных костюмах и масках, говорившие на диалекте); четверо или пятеро клоунов-слуг и субретка , обычно самая дерзкая на язык , самая "настоящая" из всех, без маски. Главными были роли клоунов, которые передразнивали влюбленных, обманывали стариков и вообще запутывали сюжет . Иногда они прерывали действие любимыми во все времена репризами: притворной борьбой, бахвальством, падениями, мнимыми болезнями и их лечением, акробатическими трюками, танцами, песнями, пантомимой, гримасами. Все это сопровождалось зажигательным речитативом на диалекте, шутками и каламбурами, часто непристойными. От мастерства и таланта клоунов ( дзанни ) зависело, на сколько веселой и необычной будет комедия. Успех комедии дель арте привел к появлению новых трупп, которые не столько импровизировали, сколько заучивали и повторяли проверенные постановки, и вскоре представления полностью утратили спонтанность , поскольку импровизация составляет суть этого жанра и ни один спектакль в принципе не может быть повторен дважды. Комедия дель арте оказала влияние на развитие комедии Нового времени , особенно на творчество Мольера и К.Гольдони, и, сыграв свою роль в истории театра, в 18 в. вернулась на карнавалы и народные гулянья - откуда некогда пришла. Несмотря на высокий профессиональный уровень и огромную популярность , в основе комедии дель арте не лежало никакой эстетической концепции , и единственной целью, которую преследовали ее создатели в течение двухсот лет, было увеселение публики.
Что такое комедия дель арте? Значение комедия дель арте в энциклопедии Кольера
комедия дель арте -
(сommedia dell arte), итальянская комедия-импровизация, с постоянными персонажами, переходившими из спектакля в спектакль; была популярна в Италии в 1560-1760. В спектаклях играли профессиональные актеры - в отличие от предшествующей эпохи, когда в театре выступали любители. Заранее писалась и выучивалась лишь основа сценария. Спектакль, предназначенный только для мужчин, представлял собой смесь искрометного юмора, сатирических диалогов, грубого фарса, акробатических трюков, мистификаций, клоунады, музыки и иногда танцев. Все это отодвигало на второй план главную тему: любовь одной или нескольких молодых пар.
Предшественниками комедии дель арте были представления менестрелей и бродячих актеров, силачей и клоунов, жонглеров и фокусников, на ее развитие повлияли даже комические демоны из литургической драмы. Персонажи римской комедии, переосмысленные под влиянием национальных обычаев и нравов, стали прототипами главных героев: доверчивого старого венецианского купца Панталоне; педантичного Доктора Болонского университета; хвастуна и труса Капитана, в котором легко узнавался офицер ненавистной оккупационной испанской армии. Из-за смешения столь разнородных элементов невозможно было выстроить единое действие, и комедия дель арте - это череда интермедий.
Когда закончился 16 в. и истинно великие комики умерли, "ученая комедия" стала еще более ученой и менее смешной. Чтобы дополнить спектакли комическими антрепризами, в театр пригласили Панталоне и его друзей, и они стали появляться в антрактах, пародируя происходящее на сцене. Особенным успехом пользовались пародии на приключения влюбленной парочки, и вскоре юные влюбленные стали главными персонажами всех представлений. Так чопорная "ученая комедия" была вытеснена сатирой.
Обычно труппа состояла из двенадцати актеров: две влюбленные пары (только у них были заранее отрепетированные роли, написанные пышными тосканскими стихами; они не надевали масок и носили обычные костюмы); их престарелые отцы, Панталоне и Доктор ("старые дурни" в стилизованных костюмах и масках, говорившие на диалекте); четверо или пятеро клоунов-слуг и субретка, обычно самая дерзкая на язык, самая "настоящая" из всех, без маски.
Главными были роли клоунов, которые передразнивали влюбленных, обманывали стариков и вообще запутывали сюжет. Иногда они прерывали действие любимыми во все времена репризами: притворной борьбой, бахвальством, падениями, мнимыми болезнями и их лечением, акробатическими трюками, танцами, песнями, пантомимой, гримасами. Все это сопровождалось зажигательным речитативом на диалекте, шутками и каламбурами, часто непристойными. От мастерства и таланта клоунов (дзанни) зависело, насколько веселой и необычной будет комедия.
Успех комедии дель арте привел к появлению новых трупп, которые не столько импровизировали, сколько заучивали и повторяли проверенные постановки, и вскоре представления полностью утратили спонтанность, поскольку импровизация составляет суть этого жанра и ни один спектакль в принципе не может быть повторен дважды.
Комедия дель арте оказала влияние на развитие комедии Нового времени, особенно на творчество Мольера и К.Гольдони, и, сыграв свою роль в истории театра, в 18 в. вернулась на карнавалы и народные гулянья - откуда некогда пришла. Несмотря на высокий профессиональный уровень и огромную популярность, в основе комедии дель арте не лежало никакой эстетической концепции, и единственной целью, которую преследовали ее создатели в течение двухсот лет, было увеселение публики.
Однокоренные и похожие слова:
Значение слова комедия дель арте в других словарях:
- Что такое комедия дель арте? Энциклопедический словарь
- Определение термина комедия дель арте? Словарь иностранных слов
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- компас: поправка компаса - К статье КОМПАС Поправкой компаса называется отклонение его показаний ...
- компас - прибор для определения горизонтальных направлений на местности. Применяется ...
- комнины - аристократическое семейство из Комнэ близ Филиппополя, давшее 6 ...
- коммуникация животных: птицы - К статье КОММУНИКАЦИЯ ЖИВОТНЫХ У птиц коммуникация исследована лучше, ...
- коммуникация животных: наземные млекопитающие - К статье КОММУНИКАЦИЯ ЖИВОТНЫХ Давно известно, что наземные млекопитающие ...
- коммуникация животных: земноводные и пресмыкающиеся - К статье КОММУНИКАЦИЯ ЖИВОТНЫХ Формы коммуникации земноводных и пресмыкающихся ...
- коммуникация животных: водные беспозвоночные - К статье КОММУНИКАЦИЯ ЖИВОТНЫХ Водные беспозвоночные общаются главным образом ...
- колумбия: экономика - д. транспорт - К статье КОЛУМБИЯ: ЭКОНОМИКА На протяжении всей истории Колумбии ...
- колумбия: экономика - в. полезные ископаемые - К статье КОЛУМБИЯ: ЭКОНОМИКА Добыча тех или иных полезных ...
- колумбия: экономика - а. сельское хозяйство - К статье КОЛУМБИЯ: ЭКОНОМИКА Так как бльшая часть страны ...
- колумбия: природа - в. фауна - К статье КОЛУМБИЯ: ПРИРОДА На равнинах и в низкогорном ...
- колумбия: природа - а. строение поверхности - К статье КОЛУМБИЯ: ПРИРОДА Западную часть страны, составляющую примерно ...
- колумбия: общество - К статье КОЛУМБИЯ Социальные ценности. В стране все еще ...
- колумбия: население - а. демография - К статье КОЛУМБИЯ: НАСЕЛЕНИЕ На протяжении большей части 20 ...
- рафаил - (евр. Рефаэль, "Бог исцелил"), один из семи святых ...