Что такое челпанов, георгий иванович? Значение челпанов, георгий иванович в энциклопедии Кольера

челпанов, георгий иванович -

(1862-1936), русский философ, психолог. Родился 16 апреля 1862 в Мариуполе. Окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе (1887). Его учителем был Н.Я. Грот. С 1890 - приват доцент Московского университета. В 1897 становится профессором Киевского университета, а в 1907 - профессором Московского университета, где возглавил кафедру философии. Челпанов - основатель Психологического института при Московском университете (1914) и журнала "Психологическое обозрение". Магистерская и докторская диссертации Челпанова представлены в его фундаментальном труде Проблема восприятия пространства (ч. 1, 1896; ч. 2, 1904). Наиболее знаменитое сочинение Челпанова - Мозг и душа (1900) - В.В. Зеньковский в своей Истории русской философии характеризовал как "лучшую не только в русской, но и в мировой литературе книгу по критике метафизического материализма".

Влияние на Челпанова оказали теории Н.Я.Грота, Л.М.Лопатина, В.Вундта и К.Штумпфа. Вундтовский принцип "эмпирического параллелизма" лег в основу критики Челпановым монизма в психологии и философии. Психическое и физическое принципиально не могут быть отождествлены и не детерминируют друг друга. "Дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, во всяком случае лучше объясняет явление, чем монизм". Тезис о независимости (параллельности) физических и психических процессов означал для Челпанова и признание особого предмета исследования: "психическое объясняется только из психического". Утверждаемый им "дуализм" имел свои границы: самостоятельность психических и физических явлений не исключает их онтологического единства, поскольку они могут быть выражением единого целого, единой субстанции ("неоспинозизм"). Гносеологические воззрения Челпанова ("трансцендентальный реализм") в целом соответствовали принципам неокантианской теории познания. Он стоял на принципах априоризма в общефилософских построениях и в обосновании основоположений психологической науки. Ему всегда была близка идея союза психологии и философии (идея "философской" психологии), однако в 1920-е годы, когда подобный "союз" обернулся диктатом марксистской идеологии, Челпанов подчеркивал преимущественно эмпирическо-экспериментальный характер психологии как науки.

Умер Челпанов в Москве 13 февраля 1936.

челпанов, георгий иванович

(1862-1936), русский философ , психолог. Родился 16 апреля 1862 в Мариуполе. Окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе (1887). Его учителем был Н.Я. Грот . С 1890 - приват доцент Московского университета. В 1897 становится профессором Киевского университета, а в 1907 - профессором Московского университета, где возглавил кафедру философии. Челпанов - основатель Психолог ического института при Московском университете (1914) и журнала "Психологическое обозрение". Магистерская и докторская диссертации Челпанова представлены в его фундаментальном труде Проблема восприятия пространства (ч. 1, 1896; ч. 2, 1904). Наиболее знаменитое сочинение Челпанова - Мозг и душа (1900) - В.В. Зеньковский в своей Истории русской философии характер изовал как "лучшую не только в русской, но и в мировой литературе книгу по критике метафизического материализма". Влияние на Челпанова оказали теории Н.Я.Грота, Л.М.Лопатина, В.Вундта и К.Штумпфа. Вундтовский принцип "эмпирического параллелизма" лег в основу критики Челпановым монизма в психологии и философии. Психическое и физическое принципиально не могут быть отождествлены и не детерминируют друг друга. "Дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, во всяком случае лучше объясняет явление , чем монизм". Тезис о независимости (параллельности) физических и психических процессов означал для Челпанова и признание особого предмета исследования: "психическое объясняется только из психического". Утверждаемый им "дуализм" имел свои границы: самостоятельность психических и физических явлений не исключает их онтологического единства, поскольку они могут быть выражением единого целого, единой субстанции ("неоспинозизм"). Гносеологические воззрения Челпанова ("трансцендентальный реализм") в целом соответствовали принципам неокантианской теории познания. Он стоял на принципах априоризма в общефилософских построениях и в обосновании основоположений психологической науки . Ему всегда была близка идея союза психологии и философии (идея "философской" психологии), однако в 1920-е годы, когда подобный "союз" обернулся диктатом марксистской идеологии, Челпанов подчеркивал преимущественно эмпирическо-экспериментальный характер психологии как науки. Умер Челпанов в Москве 13 февраля 1936.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари