"Орудие", "орудийный предмет", "конкретное явление", " способность " (ци2). Оригинальная категория классической китайской философии, совмещающая идеи орудийности и предметности. Термин "ци2" первоначально обозначал ритуальные сосуды и ремесленные орудия, поэтому с ним связаны идеи специализации и полезности (ли3), в частности культовой утилитарности ( Лунь юй, Си цы чжуань, Дао дэ цзин , Мэн-цзы). Стремление показать , что всеобщность стоит превыше любых конкретных способов ее реализации, привело первых китайских философов к противопоставлению ци2 ("орудий" и обусловленных ими специальных способностей) как универсальности (чжоу) "благородного мужа" - цзюнь цзы (Лунь юй), так и первозданной простоте (пу) мироздания (Дао дэ цзин). Последняя в Дао дэ цзине выступает ипостасью дао, которое тем самым противопоставляется ци2. В качестве "отсутствия/небытия" (у1, см. Ю - У) дао определяет главную функцию ци2 как сосуда - способность вмещать в себя , то есть ци2 представляется "орудием" дао. Фундаментальная оппозиция "дао - ци2" терминологически была впервые оформлена в Чжоу и, в философском разделе Си цы чжуань, где эти категории определены с помощью другой фундаментальной пары антиномичных понятий - "син эр шан" ("надформенное", "бестелесное", "метафизическое") и "син эр ся" ("подформенное", "телесное", "физическое"): "Надформенное называется дао, подформенное называется ци" (I, 12). Эволюция "ци2" как философского понятия, в орудийно-функциональном аспекте охватывающего мир материальных предметов и явлений, проходила в русле развития концепций дао. Особую актуальность данная проблема приобрела в неоконфуцианстве, которое первоначально осмыслялось как "учение о дао" (дао сюэ). Субъективистски ориентированный Чэн Хао (1033-1085) максимально сближал эти категории: "ци2 тоже дао, дао тоже ци2". Объективистски ориентированный Чжу Си (1130-1200), признавая внедренность ( чжун ) дао в ци2, все же радикально разделял то и другое путем соответственно го отождествления с элементами основополагающей для неоконфуцианства понятийной оп позиции "принцип (ли) - цневма (ци1)". Оспаривавший эту позицию Ван Чуаньшань (1619-1692) настаивал на первичности ци2, для которого дао является "упорядочивающим" (чжи) началом и "единотелесным" (и син) атрибутом: "Поднебесная - это только ци2 и все. Дао - есть присущее ци2 дао. А о ци2 нельзя сказать , что оно присуще дао". Дай Чжэн ь (1723-1777), продолжив трактовать категорию "надформенное" как "еще не сформировавшееся, не обретшее телесную форму", а "подформенное" - как "сформировавшееся, обретшее телесную форму", придал оппозиции "дао - ци2" значение двух фазовых состояний единого общемирового целого. Тань Сытун (1865-1898) же идентифицировал эту оппозицию соответственно с противопоставлением "функции, деятельного проявления" - "субстанции, телесной сущности" (ти юн). Признание вслед за Дао дэ цзином Поднебесной тоже огромным "орудийным предметом привело Тань Сытуна к выводу, что изменения в этой "субстанции" влекут за собой и изменения в ее "функции" дао, то есть в основах человеческого бытия, что в свою очередь стало теоретическим обоснованием его реформаторской позиции. Другой идеолог реформаторства Чжэн Гуаньин (1842-1922) в качестве дао квалифицировал духовные устои традиционной китайской государственности, а в качестве ци2 - западную науку и технику.
Что такое ци-орудие? Значение слова ци-орудие в энциклопедии Кольера
ци-орудие -
"Орудие", "орудийный предмет", "конкретное явление", "способность" (ци2). Оригинальная категория классической китайской философии, совмещающая идеи орудийности и предметности. Термин "ци2" первоначально обозначал ритуальные сосуды и ремесленные орудия, поэтому с ним связаны идеи специализации и полезности (ли3), в частности культовой утилитарности (Лунь юй, Си цы чжуань, Дао дэ цзин, Мэн-цзы).
Стремление показать, что всеобщность стоит превыше любых конкретных способов ее реализации, привело первых китайских философов к противопоставлению ци2 ("орудий" и обусловленных ими специальных способностей) как универсальности (чжоу) "благородного мужа" - цзюнь цзы (Лунь юй), так и первозданной простоте (пу) мироздания (Дао дэ цзин). Последняя в Дао дэ цзине выступает ипостасью дао, которое тем самым противопоставляется ци2. В качестве "отсутствия/небытия" (у1, см. Ю - У) дао определяет главную функцию ци2 как сосуда - способность вмещать в себя, то есть ци2 представляется "орудием" дао. Фундаментальная оппозиция "дао - ци2" терминологически была впервые оформлена в Чжоу и, в философском разделе Си цы чжуань, где эти категории определены с помощью другой фундаментальной пары антиномичных понятий - "син эр шан" ("надформенное", "бестелесное", "метафизическое") и "син эр ся" ("подформенное", "телесное", "физическое"): "Надформенное называется дао, подформенное называется ци" (I, 12). Эволюция "ци2" как философского понятия, в орудийно-функциональном аспекте охватывающего мир материальных предметов и явлений, проходила в русле развития концепций дао.
Особую актуальность данная проблема приобрела в неоконфуцианстве, которое первоначально осмыслялось как "учение о дао" (дао сюэ). Субъективистски ориентированный Чэн Хао (1033-1085) максимально сближал эти категории: "ци2 тоже дао, дао тоже ци2". Объективистски ориентированный Чжу Си (1130-1200), признавая внедренность (чжун) дао в ци2, все же радикально разделял то и другое путем соответственного отождествления с элементами основополагающей для неоконфуцианства понятийной оппозиции "принцип (ли) - цневма (ци1)". Оспаривавший эту позицию Ван Чуаньшань (1619-1692) настаивал на первичности ци2, для которого дао является "упорядочивающим" (чжи) началом и "единотелесным" (и син) атрибутом: "Поднебесная - это только ци2 и все. Дао - есть присущее ци2 дао. А о ци2 нельзя сказать, что оно присуще дао". Дай Чжэнь (1723-1777), продолжив трактовать категорию "надформенное" как "еще не сформировавшееся, не обретшее телесную форму", а "подформенное" - как "сформировавшееся, обретшее телесную форму", придал оппозиции "дао - ци2" значение двух фазовых состояний единого общемирового целого. Тань Сытун (1865-1898) же идентифицировал эту оппозицию соответственно с противопоставлением "функции, деятельного проявления" - "субстанции, телесной сущности" (ти юн). Признание вслед за Дао дэ цзином Поднебесной тоже огромным "орудийным предметом привело Тань Сытуна к выводу, что изменения в этой "субстанции" влекут за собой и изменения в ее "функции" дао, то есть в основах человеческого бытия, что в свою очередь стало теоретическим обоснованием его реформаторской позиции. Другой идеолог реформаторства Чжэн Гуаньин (1842-1922) в качестве дао квалифицировал духовные устои традиционной китайской государственности, а в качестве ци2 - западную науку и технику.
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- цифры и системы счисления - Интуитивное представление о числе, повидимому, так же старо, ...
- цитрин - минерал, лимонножелтая разновидность кварца, SiO2. Назван по цвету ...
- цитология: цитология как наука - К статье ЦИТОЛОГИЯ В конце 19 в. главное внимание ...
- цитология - наука о клетках структурных и функциональных единицах ...
- цистерцианцы - католический монашеский орден, названный по имени первого монастыря ...
- циркон - минерал, силикат циркония ZrSiO4. Название происходит, возможно, от ...
- цирк: римский цирк - К статье ЦИРК Цирк занимал значительное место в римской ...
- цеппелин, фердинанд - (Zeppelin, Ferdinand) (18381917), немецкий конструктор дирижаблей. Родился 8 ...
- центурион - (лат. centurio, букв. "сотник"), в римской армии профессиональный ...
- центральноафриканская республика - государство в Центральной Африке, не имеющее выхода к ...
- цельсий, андерс - (Celsius, Anders) (17011744), шведский астроном и физик. Родился ...
- целлюлозно-бумажная промышленность: производство бумажной массы - К статье ЦЕЛЛЮЛОЗНОБУМАЖНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Сырьем для бумажной массы служат ...
- целлюлозно-бумажная промышленность - комплексная отрасль экономики, что обусловлено своеобразием ее производственных ...
- целлюлоза: свойства целлюлозы - К статье ЦЕЛЛЮЛОЗА Химические свойства. Как показано на рис. ...
- доминиканская республика: культура - К статье ДОМИНИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА Доминиканская Республика древнейший очаг ...