(Bultmann, Rudolf) (1884-1976), немецкий протестантский теолог, возможно , наиболее влиятельный исследователь Нового Завета в 20 в. Бультман родился 20 августа 1884 в Вифельштеде (на северо-западе Германии) в семье лютеранского пастора. Окончив гимназию в Ольденбурге, он учился в Тюбингенском и Берлинском университетах. В 1910 защитил докторскую диссертацию в Марбург ском университете. Вел преподавательскую деятельность в Марбургском университете (1912-1916), в университетах Бреслау (1916-1920) и Гисена (1920-1921) и, наконец , в качестве ординарного профессора - снова в Марбурге (1921-1951). Бультман ( параллельно с Мартином Дибелиусом, 1883-1947) разработал т.н. форм-анализ, или метод исследования форм и жанров (Formgeschichte), и применил его к Новому Завету. В период между крестной смертью Иисуса (ок. 30) и написанием четырех евангелий (ок. 65-100) изречения Иисуса и рассказы о нем распространялись в раннехристианской общине либо путем устной передачи, либо в виде не дошедших до нас текстов. На этот процесс , по-видимому , оказывали влияние религиозные и социальные реалии жизни первых христиан. С помощью метода форм-анализа Бультман выявлял небольшие единицы текста (перикопы), из которых составлены евангелия , классифицировал их в соответствии с жанровой природой и пытался определить "место в жизни" (Sitz im Leben) каждой перикопы, т.е. ее функцию в жизни раннехристианской общины - проповедническую, вероучительную, богослужебную или полемическую (в спорах с приверженцами других религиозных течений). Очищая новозаветные тексты от последующих наслоений, связанных с редакторской и теологической обработкой в ходе составления евангелий, Бультман надеялся выйти на уровень устной традиции и реконструировать первоначальную керигму (возвещение) раннехристианской церкви. Согласно Бультману, керигма в евангелиях была заключена в мифологическую оболочку, характерную для ментальности людей того времени . Исходя из этого Бультман предложил программу "демифологизации" евангелий: отделения сущностной составляющей провозвестия от мифов, которыми она обросла в ходе устной передачи. Большинство исследователей евангелий приняли тезис Бультмана о том, что традиция , нашедшая выражение в евангелиях, приобрела окончательную форму под влиянием раннехристианской общины. Более консервативные критики Бультмана, однако , были встревожены вытекающим из его концепции предположением, что традиции, составившие основу Нового Завета, представляют собой продукт творчества общины, так что из евангелий мы можем узнать об Иисусе очень мало. Бультман был не только крупным экзегетом, исследователем Св. Писания, но и оригинальным теологом. На его мышление сильное влияние оказали теология либерального протестантизма и экзистенциальная философия Мартина Хайдеггера, его коллеги по Марбургскому университету в 1920-е годы. Бультман стремился дать "экзистенциальную интерпретацию" керигмы, которая раскрывала бы "такой подход к человеческому существованию, или экзистенции, который может предло жить возможность самопонимания и немифологически мыслящему человеку". Программа демифологизация как бы предваряла эту задачу. "Вера, - писал он в 1928, - не означает простого принятия провозвестия о всепрощающей любви Бога, простой убежденности в истинности этого провозвестия, но подразумевает необходимость строить жизнь в соответствии с ней... то есть жить так, чтобы мое конкретное "сейчас" определялось этим провозвестием". Выйдя на покой (1951), Бультман не покинул Марбург. Умер Бультман в Марбурге 30 июля 1976. Среди наиболее важных экзегетических работ Бультмана - История синоптической традиции (Die Geschichte der synoptischen Tradition, 1921), Евангелие Иоанна (Das Evangelium des Johannes, 1941) и Теолог ия Нового Завета (Theologie des Neuen Testamentes, 1953).
Что такое бультман, рудольф? Значение бультман, рудольф в энциклопедии Кольера
бультман, рудольф -
(Bultmann, Rudolf) (1884-1976), немецкий протестантский теолог, возможно, наиболее влиятельный исследователь Нового Завета в 20 в. Бультман родился 20 августа 1884 в Вифельштеде (на северо-западе Германии) в семье лютеранского пастора. Окончив гимназию в Ольденбурге, он учился в Тюбингенском и Берлинском университетах. В 1910 защитил докторскую диссертацию в Марбургском университете. Вел преподавательскую деятельность в Марбургском университете (1912-1916), в университетах Бреслау (1916-1920) и Гисена (1920-1921) и, наконец, в качестве ординарного профессора - снова в Марбурге (1921-1951).
Бультман (параллельно с Мартином Дибелиусом, 1883-1947) разработал т.н. форм-анализ, или метод исследования форм и жанров (Formgeschichte), и применил его к Новому Завету. В период между крестной смертью Иисуса (ок. 30) и написанием четырех евангелий (ок. 65-100) изречения Иисуса и рассказы о нем распространялись в раннехристианской общине либо путем устной передачи, либо в виде не дошедших до нас текстов. На этот процесс, по-видимому, оказывали влияние религиозные и социальные реалии жизни первых христиан. С помощью метода форм-анализа Бультман выявлял небольшие единицы текста (перикопы), из которых составлены евангелия, классифицировал их в соответствии с жанровой природой и пытался определить "место в жизни" (Sitz im Leben) каждой перикопы, т.е. ее функцию в жизни раннехристианской общины - проповедническую, вероучительную, богослужебную или полемическую (в спорах с приверженцами других религиозных течений). Очищая новозаветные тексты от последующих наслоений, связанных с редакторской и теологической обработкой в ходе составления евангелий, Бультман надеялся выйти на уровень устной традиции и реконструировать первоначальную керигму (возвещение) раннехристианской церкви. Согласно Бультману, керигма в евангелиях была заключена в мифологическую оболочку, характерную для ментальности людей того времени. Исходя из этого Бультман предложил программу "демифологизации" евангелий: отделения сущностной составляющей провозвестия от мифов, которыми она обросла в ходе устной передачи.
Большинство исследователей евангелий приняли тезис Бультмана о том, что традиция, нашедшая выражение в евангелиях, приобрела окончательную форму под влиянием раннехристианской общины. Более консервативные критики Бультмана, однако, были встревожены вытекающим из его концепции предположением, что традиции, составившие основу Нового Завета, представляют собой продукт творчества общины, так что из евангелий мы можем узнать об Иисусе очень мало.
Бультман был не только крупным экзегетом, исследователем Св. Писания, но и оригинальным теологом. На его мышление сильное влияние оказали теология либерального протестантизма и экзистенциальная философия Мартина Хайдеггера, его коллеги по Марбургскому университету в 1920-е годы. Бультман стремился дать "экзистенциальную интерпретацию" керигмы, которая раскрывала бы "такой подход к человеческому существованию, или экзистенции, который может предложить возможность самопонимания и немифологически мыслящему человеку". Программа демифологизация как бы предваряла эту задачу. "Вера, - писал он в 1928, - не означает простого принятия провозвестия о всепрощающей любви Бога, простой убежденности в истинности этого провозвестия, но подразумевает необходимость строить жизнь в соответствии с ней... то есть жить так, чтобы мое конкретное "сейчас" определялось этим провозвестием".
Выйдя на покой (1951), Бультман не покинул Марбург. Умер Бультман в Марбурге 30 июля 1976. Среди наиболее важных экзегетических работ Бультмана - История синоптической традиции (Die Geschichte der synoptischen Tradition, 1921), Евангелие Иоанна (Das Evangelium des Johannes, 1941) и Теология Нового Завета (Theologie des Neuen Testamentes, 1953).
Соседние слова
Что такое булла папскаяЧто значит булль, уле
Что означает булфинч, чарлз
Значение буль, джордж
↑ бультман, рудольф ↓
Что такое бумага и прочие писчие материалы
Что значит бумага и прочие писчие материалы: бумага
Что означает бумага и прочие писчие материалы: первые писчие материалы
Значение бумедьен, хуари
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- бустаманте, александр - (Bustamante, Alexander) (18841977), один из национальных героев Ямайки ...
- бусико, дайен - (Boucicault, Dion) (18201890), американский актер и драматург ирландского ...
- буры - или африканеры, потомки голландских поселенцев в Южной Африке. ...
- бурсит - (от лат. bursa сумка), воспаление синовиальной сумки ...
- буркхардт, якоб кристоф - (Burckhardt, Jakob Christoph) (18181897), швейцарский историк. Родился в ...
- бури - в скандинавской мифологии отец Бора и дед Одина, ...
- бурже, шарль жозеф поль - (Bourget, Charles Joseph Paul) (18521935), французский писатель. Родился ...
- букстехуде, дитрих - (Buxtehude, Dietrich или Diderik) (ок. 16371707), самый крупный ...
- бузони, ферруччо бенвенуто - (Busoni, Ferruccio Benvenuto) (18661924), итальянский композитор, пианист, дирижер, ...
- будда и буддизм: распространение махаяны - б. азия и индонезия - К статье БУДДА И БУДДИЗМ: РАСПРОСТРАНЕНИЕ БУДДИЗМА МАХАЯНЫ Хотя ...
- будда и буддизм: распространение буддизма тхеравады - в. жизнь мирян - К статье БУДДА И БУДДИЗМ: РАСПРОСТРАНЕНИЕ БУДДИЗМА ТХЕРАВАДЫ Миряне ...
- будда и буддизм: распространение буддизма тхеравады - а. тхеравада в 20 в - К статье БУДДА И БУДДИЗМ: РАСПРОСТРАНЕНИЕ БУДДИЗМА ТХЕРАВАДЫ Буддизм, ...
- будда и буддизм: распространение буддизма махаяны - д. махаяна в 20 в - К статье БУДДА И БУДДИЗМ: РАСПРОСТРАНЕНИЕ БУДДИЗМА МАХАЯНЫ Возникшие ...
- будда и буддизм: распространение буддизма махаяны - в. китай - К статье БУДДА И БУДДИЗМ: РАСПРОСТРАНЕНИЕ БУДДИЗМА МАХАЯНЫ Буддизм ...
- бердяев, николай александрович - (18741948), русский философ и публицист. Родился 6 марта ...