-в древности важнейшее мест о город а, какого теперь не имеет даже центр . Здесь велась торговля , производился суд, собирались собрания , провозглашались пророчества, заключались сделки (Вт 17.5,8; Руф 4.1; 3Ц 22.10). Если неприятель захватывал ворот а, город уже не мог устоять . Поэтому выражение «врата ада» (Мф 16.18) нужно понимать как «вся сила и совет ада». Древний Иерусалим , как вытекает из рассмотрения Неем 3 и Неем 12 (а также и других мест Священного Писания), имел в своих наружных (городских) стенах следующие ворота (см. Приложение 4): - Овечьи (Неем 3.1,32; 12.39), - Рыбные (2Пар 33.14; Неем 3.3; 12.39; Соф 1.10), - Старые (Неем 3.6; 12.39), - Ефремовы (4Ц 14.13; 2Пар 25.23; Неем 8.16; 12.39), - Долины (2Пар 26.9; Неем 2.13; 3.13), - Навозные (Неем 2.13; 3.13,14; 12.31) (в Иер 19.2 названы Харшиф), - Источника (Неем 2.14; 3.15; 12.37), - Водяные (Неем 3.26; 8.1,3,16; 12.27), - Темничные (Неем 12.39), - угольные (угловые) (4Ц 14.13; 2Пар 25.23; 26.9; Иер 31.38; Зах 14.10). В Иез 48.31-34 перечислены двенадцать ворот по именам колен Израилевых. Кроме того , в Писании упоминаются следующие внутренние ворота: а) царского дворца- - Вениаминовы (Иер 20.2; 37.13; 38.7; Зах 14.10), - конские (4Ц 11.16; 2Пар 23.15; Неем 3.28; Иер 31.40), б) неизвестного положения- - Гаммифкад (Неем 3.31), - городские (4Ц 23.8), - Иисуса градоначальника (4Ц 23.8), - первые (Зах 14.10), - средние (Иер 39.3), - телохранителей (4Ц 11.6,19). В Писании упомянуты по имени только одни ворота вне Иерусалима: речные (в Ниневии) ( Наум 2.6). (См. также храм )
— евр. шаар. Ворот а в укрепленных восточных город ах вообще делались из дерева (срав. Суд. 16:3) и обивались толстыми железными или медными листами (Пс. 106:16; Ис. 45:2; Деян. 12:10). Они запирались засовами и затворами (Втор. 3:5; 3Цар. 4:13); над ними помешалась сторожевая башня (2 Цар. 18:24, 33); площадка около ворот служила мест о м для торговли и для разбирательства судебных тяжб (Быт. 23:10,18; Риф. 4:1; Втор. 16:18; 21: 19; 25:7; Прит. 22:22; Ам. 5:15). Давид сетует на тех, которые сидели у ворот и злословили его (Пс. 68:13). Около ворот читали объявления, изрекали пророчества и т.п. (Прит. 1:21; 8:3; Ис. 29:21; Иер. 17:19; 26:10). Если враги брали ворота города, то сила его была сломлена (Втор. 28:52; Суд. 5:8). Из э того ясно, что «ворота» являются символом силы, могущества, подобно, как и турецкое царство до сих пор называется «Высокая Порта» (ворота). Бог обещал Аврааму, что потомки его будут владеть воротами (в русс. Библ. городами) своих врагов (Быт. 22:17). Стены Сиона будут называться спасением и ворота их славою (Ис. 60:18), и «врата ада» не одолеют Церкви Божией (Мат. 16:18). Высокими и широкими воротами (арка, триумфальные ворота) шествовали победителей-царей (Пс. 23:7 и дал.). Врата нового Иерусалим а не будут запираться, ибо там не будет ночи (Отк. 21:25; Срав. Ис. 60: