Что такое Стефан? Значение слова Стефан в историческом словаре

1) Стефан - -а) (Деян 6.5,8; 7.55,59; 8.2; 11.19; 22.20)-аналог. Никанор. Он был особенно исполнен Духа Святого и веры и первый пострадал за имя Христово. Его речь в синедрионе и великодушное прощение его убийц без сомнения сильно тронули сердце Савла, который, быть может, был очевидцем и других проповедей Стефана. Таким образом, он посеял первые семена Евангелия, которые ап. Павел затем рассеял во всем мире; б) (1Кор 1.16; 16.15,17)-как и Епенет, один из первых греков, уверовавших во Христа, крещенный ап. Павлом; впоследствии, по-видимому, один из его помощников.

2) Стефан - - игумен. После смерти Феодосия (1074 г.) стал игуменом Киево-Печерского монастыря. При Стефане было завершено строительство каменной церкви Печерского монастыря. В 1090 году был поставлен епископом во Владимире и в 1091 г. участвовал в перезахоронении мощей Феодосия. В 1094 г. Стефан скончался. ПВЛ: 124,125,127,129, 131,138,139,148,187, 325-328,330, 332,339, 340,349, 389; Татищев: 14,90,96,126,285; НПЛ: 201.

3) Стефан - апостол от 70-ти, архидиакон и первомученик (ск. 34), поставлен одним из семи диаконов, избранных для служения при столах во время христианских общих трапез, он был старшим над ними, почему и именуется "архидиаконом". Исполненный Св. Духа, он проповедовал слово Божие, подтверждая его знамениями и чудесами. За свою открытую и безбоязненную проповедь св. исповедник был схвачен иудеями и приведен в синедрион - верховный иудейский суд. Укрепляемый Духом Святым, Стефан свидетельствовал перед синедрионом об Иисусе Христе и обличал иудеев за их жестокосердие и неверие. Окончив свою речь , он поднял взгляд к небу и увидел "славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога" (Деян. 7: 55). Раздраженные иудеи, обвинив Стефана в хуле на Бога и на прор. Моисея, вывели архидиакона из стен синедриона и предали его побиению камнями. Перед смертью св. Стефан молился о прощении своих убийц, прося Бога не вменить им это во грех. Св. Стефан был первым из множества христиан, отдавших свои жизни за исповедание веры Христовой, и Св. Церковь почитает его именованием "первомученика". У русских крестьян св. Стефан был известен как покровитель лошадей, и потому самый день памяти его у наших предков имел свои особенности. В старину на день св. Стефана хозяева посвящали этому угоднику овес и сено, а самих животных, покровительствуемых им, поили через серебро, думая этим придать им более силы и красоты, сделать их добрее и послушнее и особенно предохранить их от нападений и наездов нечистой силы. Крестьяне в этот день окропляли своих лошадей святой водой. Память ап. Стефану отмечается 27 декабря/9 января, 15/28 сентября (обретение мощей) и 2/15 августа (перенесение мощей из Иерусалима в Константинополь ок. 428).

4) Стефан - (т.е. венец), один из семи диаконов в Иерусалимской общине, муж «исполненный веры и Духа Святого» (Деян. 6:5). Совершаемые им чудеса и его убедительная проповедь о Христе возбудили против него сильную вражду евреев, которые, наконец, схватили его и привели в синедрион, обвиняя в богохульстве и противодействии закону (ст. 8-15). В своей защитительной речи он доказал исторически, что христианство было истинным развитием религии Моисеевой, исполнением всех ее прообразов и пророчеств и что противники христианства суть «достойные потомки и последователи тех, которые всегда преследовали истину». Раздраженные такой речью слушатели, схватили его, стремительно повлекли его за город и весь синедрион уподобился в это время толпе взбешенной черни. Подобно Христу, Стефан великодушно простил своих убийц и почил, побиваемый камнями, устремив взор на стоявшего одесную Бога Иисуса, Который как бы встал со Своего престола, чтобы поддержать и принять Своего первого мученика (Деян. 7). Последствия смерти Стефана оправдывают изречение Тертулиана, что кровь мучеников есть семя церкви (Деян. 8:1,4; 11:19 и дал.). Давно уже принято мнение, что обращение и дальнейшая деятельность ап. Павла, являются плодом молитвы Стефана. Павел, без сомнения, чувствовал силу доказательств Стефана в речи, предшествовавшей его кончине, и долгое время спустя он вспоминает о своем присутствии при смерти мученика (Деян. 22:19 и дал.). У ног Савла свидетели сложили свое платье, когда они побивали мученика камнями (Срав. Втор. 17:7).

Стефан

-а) (Деян 6.5,8; 7.55,59; 8.2; 11.19; 22.20)-аналог. Никанор . Он был особенно исполнен Духа Святого и веры и первый пострадал за имя Христово. Его речь в синедрионе и великодушное прощение его убийц без сомнения сильно тронули сердце Савла, который , быть может , был очевидцем и других проповедей Стефана. Таким образом, он посеял первые семена Евангелия , которые ап. Павел затем рассеял во всем мире; б) (1Кор 1.16; 16.15,17)-как и Епенет , один из первых греков , уверовавших во Христа , крещенный ап. Павлом; впоследствии , по-видимому , один из его помощников.

- игумен. После смерти Феодосия (1074 г.) стал игуменом Киево-Печерского монастыря. При Стефане было завершено строительство каменной церкви Печерского монастыря. В 1090 году был поставлен епископом во Владимире и в 1091 г. участвовал в перезахоронении мощей Феодосия. В 1094 г. Стефан скончался. ПВЛ: 124,125,127,129, 131,138,139,148,187, 325-328,330, 332,339, 340,349, 389; Татищев: 14,90,96,126,285; НПЛ: 201.

апостол от 70-ти, архидиакон и первомученик (ск. 34), поставлен одним из семи диаконов, избранных для служения при столах во время христианских общих трапез, он был старшим над ними, почему и именуется "архидиаконом". Исполненный Св. Духа, он проповедовал слово Божие, подтверждая его знамениями и чудесами. За свою открытую и безбоязненную проповедь св. исповедник был схвачен иудеями и приведен в синедрион - верховный иудейский суд. Укрепляемый Духом Святым, Стефан свидетельствовал перед синедрионом об Иисусе Христе и обличал иудеев за их жестокосердие и неверие. Окончив свою речь , он поднял взгляд к небу и увидел "славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога" (Деян. 7: 55). Раздраженные иудеи, обвинив Стефана в хуле на Бога и на прор. Моисея, вывели архидиакона из стен синедриона и предали его побиению камнями. Перед смертью св. Стефан молился о прощении своих убийц, прося Бога не вменить им это во грех. Св. Стефан был первым из множества христиан, отдавших свои жизни за исповедание веры Христовой, и Св. Церковь почитает его именованием "первомученика". У русских крестьян св. Стефан был известен как покровитель лошадей, и потому самый день памяти его у наших предков имел свои особенно сти. В старину на день св. Стефана хозяева посвящали этому угоднику овес и сено, а самих животных, покровительствуемых им, поили через серебро, думая этим придать им более силы и красоты, сделать их добрее и послушнее и особенно предохранить их от нападений и наездов нечистой силы. Крестьяне в этот день окропляли своих лошадей святой водой. Память ап. Стефану отмечается 27 декабря/9 января, 15/28 сентября (обретение мощей) и 2/15 августа (перенесение мощей из Иерусалима в Константинополь ок. 428).

(т.е. венец), один из семи диаконов в Иерусалимской общине, муж «исполненный веры и Духа Святого» (Деян. 6:5). Совершаемые им чудеса и его убедительная проповедь о Христе возбудили против него сильную вражду евреев, которые, наконец, схватили его и привели в синедрион, обвиняя в богохульстве и противодействии закону (ст. 8-15). В своей защитительной речи он доказал исторически, что христианство было истинным развитием религии Моисеевой, исполнением всех ее прообразов и пророчеств и что противники христианства суть «достойные потомки и последователи тех, которые всегда преследовали истину». Раздраженные такой речь ю слушатели, схватили его, стремительно повлекли его за город и весь синедрион уподобился в это время толпе взбешенной черни. Подобно Христу, Стефан великодушно простил своих убийц и почил, побиваемый камнями, устремив взор на стоявшего одесную Бога Иисуса, Который как бы встал со Своего престола, чтобы поддержать и принять Своего первого мученика (Деян. 7). Последствия смерти Стефана оправдывают изречение Тертулиана, что кровь мучеников есть семя церкви (Деян. 8:1,4; 11:19 и дал.). Давно уже принято мнение, что обращение и дальнейшая деятельность ап. Павла, являются плодом молитвы Стефана. Павел, без сомнения, чувствовал силу доказательств Стефана в речи, предшествовавшей его кончине, и долгое время спустя он вспоминает о своем присутствии при смерти мученика (Деян. 22:19 и дал.). У ног Савла свидетели сложили свое платье, когда они побивали мученика камнями (Срав. Втор. 17:7).

Значение слова Стефан в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Сунамитянка - (3Ц 1.3,15; 2.17,21,22)Ависага (из Сонама). ...
  • Сукхиты - (2Пар 12.3)одно из африканских племен, жившее в пещерах ...
  • Суеслов - (Деян 17.18)пустослов, болтун. ...
  • Судьи - (Израиля)вожди израильского народа, которых Бог выдвигал из различных ...
  • Суд - это не только разбирательство тяжб (Вт 19.17), но ...
  • Субботство - (2Пар 36.21; Евр 4.9)покой (исполненный в первом случае ...
  • Суах - (1Пар 7.36)аналог. Беера,б. ...
  • Споборник - (Иез 12.14)сподвижник, соратник, помощник в борьбе. ...
  • Спасение - избавление от суда и вечного наказания. Слово это ...
  • Сохо - (Нав 15.35; 1Пар 4.18; 2Пар 11.7; 28.18)аналог. Адифаим ...
  • Соферийцы - (1Пар 2.55)слово, переведенное в русской Библии как имя ...
  • Софар - (Иов 2.11; 11.1; 20.1; 42.9)Наамитянин, один из друзей ...
  • Сотай - (Езд 2.55; Неем 7.55)аналог. Амий. ...
  • Сосуд - кроме известного значения (любая емкость1Ц 21.5; Деян 10.11), ...
  • Огниво - — железная или стальная пластина для добывания огня ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари