Что такое Пророк? Значение слова Пророк в историческом словаре

1) Пророк - -глашатай воли Божией. Греческое слово «профетес», как и еврейское «наби» означают одно: вестник, оратор, поэтому пророк-не предсказатель будущего, а слуга и уста Божии (ср. Исх 7.1-2). Священное Писание пророком называет и Авраама (Быт 20.7), который вовсе не высказывался, но верил Богу, и Моисея, который возвестил народу весь закон, устройство скинии и порядок богослужения, открытые ему Богом. В Писании упомянуты по именам следующие пророки: Аарон (Исх 7.1), Аввакум (Авв 1.1), Авдий (не назван пророком), Авраам (Быт 20.7), Агав (Деян 21.10), Агей (Езд 5.1; Агг 1.1), Адда (2Пар 12.15; 13.22), Азария (2Пар 15.1) (не назван пророком), Амос (Ам 7.14) («не пророк и не сын пророка»), Ананий (2Пар 16.7) (прозорливец), Анания (Иер 28.1) (лжепророк), Асаф (2Пар 29.30) (прозорливец), Ахав (Иер 29.21) (лжепророк), Ахия (3Ц 11.29), Валаам (2Пет 2.15-16) (лжепророк), Вариисус (Деян 13.6) (лжепророк), Варнава (Деян 13.1) (пророк и учитель), Гад (1Ц 22.5), Давид (не назван пророком), Даниил (Мф 24.15), Елдад (Чис 11.26) (не назван пророком), Елиезер (2Пар 20.37) (не назван пророком), Елисей (4Ц 6.12), Еман (1Пар 25.5) (прозорливец), Енох (Иуд 14) (не назван пророком), Захария (Езд 5.1), Идифун (2Пар 35.15) (прозорливец), Иезекииль (священник-Иез 1.3), Иеремия (Иер 28.5; Мф 2.17) (из священников-Иер 1.1), Ииуй (2Пар 19.2) или Иуй (3Ц 16.12), Илия (3Ц 18.36), Иоанн (Лк 7.28), Иозиил (2Пар 20.14) (левит, пророком не назван), Иоиль (2Пар 9.29) (прозорливец), Иоиль (Деян 2.16), Иона (4Ц 14.25; Мф 12.39), Исаия (4Ц 20.1; Мф 3.3), Иуда (Деян 15.32), Луций (Деян 13.1) (пророк и учитель), Малахия (пророком не назван), Манаил (Деян 13.1) (пророк и учитель), Михей (3Ц 22.7,8,19) (пророком не назван), Михей (Иер 26.18; Мих 1.1) (пророком не назван), Модад (Чис 11.26) (пророком не назван), Моисей (Вт 18.15; 34.10), Наум (пророком не назван), Нафан (2Ц 7.2), Одед (2Пар 28.9), Осия (пророком не назван), Савл (Деян 13.1) (пророк и учитель), Самей (2Пар 12.5), Самуил (1Ц 3.20; Деян 13.20), Саул (1Ц 10.11) («во пророках», см. пророчествовать), Седекия (Иер 29.21) (лжепророк), Сила (Деян 15.32), Симеон (Деян 13.1) (пророк и учитель), Софония (пророком не назван), Урия (Иер 26.20) (пророком не назван), Хозай (2Пар 33.19) (пророком не назван), Шемаия (Иер 29.31-32) (лжепророк). Кроме того, в Священном Писании упоминаются просто пророки без обозначения имени: пророк (Чис 12.6) (Суд 6.8) (2Пар 25.15), один пророк (3Ц 13.11) (3Ц 20.13) (3Ц 20.25,38,41), два пророка (От 16.3,10), пророки (4Ц 23.2), некоторые пророки (Деян 13.1), прочие пророки (Неем 6.14) (лжепророки), человек Божий (1Ц 2.27) (3Ц 13.1) (3Ц 20.28) (2Пар 25.7), сыны пророков (3Ц 20.35; 4Ц 2.3,5), 50 сынов пророческих (4Ц 2.7), 100 пророков (3Ц 18.13), 400 пророков (2Пар 18.5) (лжепророки), сонм пророков (1Ц 10.5), весь израильский народ (патриархи) (1Пар 16.22). Пророками также названы в 3Ц 18.19 служители Ваала (450 человек) и дубрав (400 человек). Господь через истинных Своих пророков всегда призывал Свой народ к отвращению всякой неправды и возвращению на истинный путь (4Ц 17.13). Бог в древности всегда говорил через пророков (Евр 1.1), но их пророчества всегда имели как бы два плана-ближайший и отдаленный. И в этом отдаленном пророчестве они неизменно говорили о грядущем Мессии (Ин 5.39; От 19.10) и наиболее ясно-самые великие пророки еврейского народа (Пс 21.2,17-19; Ис 9; 53; Иер 23.5-6; 31.31-34; Иез 34.23-24; Дан 9.25). В Библии, в четвертом (пророческом) отделе Ветхого Завета помещены книги шест­надцати пророков, которые делятся на «больших» (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил) и «малых» (остальные). Когда говорится «закон и пророки» (Мф 22.40; Рим 3.21), то имеются в виду именно эти шестнадцать пророков, но их пророчества-до Иоанна (Мф 11.13), ибо основные их пророчества осуществились в Иисусе Христе. Пророки, книги которых помещены в Библии, были из самых разных сословий: от пастуха (Амос), до священников (Иеремия, Иезекииль) и члена царской фамилии (Софония). В Писании упоминаются своего рода пророческие школы в Навафе (1Ц 19.20), в Вефиле (4Ц 2.3), в Иерихоне (4Ц 2.5), в Галгале (4Ц 4.38) и в других местах (4Ц 6.1-2), ученики которых назывались сынами пророческими (4Ц 4.1). Ныне Бог говорит в Сыне Своем (Евр 1.2), который назван Пророком из Назарета (Мф 21.11) и Пророком, Которому должно придти в мир (Ин 6.14; Деян 3.22-24). Его ближайшие ученики названы также пророками (1Фес 2.15; От 22.9). (См. провидец, провозвестник, прозорливец, человек Божий)

2) Пророк - (гр. profhths, лат. propheta), разряд ветхозаветных святых, почитаемых христианской церковью как провозвестники воли Божией, предрекавшие приход Христа. Пророк - это лицо, говорящее от имени Бога, сообщающий народу Божий слова; эти слова могут быть как пророчеством в узком смысле, т.е. предвозвещением будущего, так и наставлением или утешением. В Св. Писании подчеркивается, что пророки призываются Богом, т.е. пророчество всегда выступает как дар, как избрание свыше, а не как решение самого пророка о своей судьбе. Как говорится в Книге пророка Амоса, "Господь Бог сказал - кто не будет пророчествовать?" (Ам. 3. 8). Пророчество присутствует в св. истории с самых ранних времен. В Св. Писании пророками именуются ветхозаветные патриархи Енох, Ной, Авраам , Иаков , Моисей . В конце эпохи Судей (времени пророка и судьи Самуила) появляются сонмы пророков или "сынов пророческих" (I Царств 10. 5 сл.) и пророки становятся постоянным институтом, направляющим религиозно-нравственную жизнь Израиля. Наряду с царем и священником, пророк оказывается одной из трех основных составляющих израильского общества. Со времени Самуила пророчество образует непрерывную традицию учителей и учеников, продолжающуюся до Боговоплощения. Эта традиция отразилась в пророческой литературе, в пророческих книгах Ветхого Завета; четыре из них принадлежат великим пророкам Исаии, Иеремии, Иезекиилю и Даниилу , двенадцать - малым пророкам: Осии, Иоилю, Амосу, Авдию, Ионе, Михею, Науму, Аввакуму , Софронии, Аггею, Захарии и Малахии. Когда пророчество в Израиле прерывается в эпоху Маккавеев (I Макк. 9. 27), Израиль воспринимает это как "великую скорбь " и живет в ожидании обетованного пророка; приход Иоанна Крестителя и понимался как исполнение этого обетования. Иоанн Креститель выступает как последний из пророков, он возвещает покаяние и близость Царствия Небесного, т.е. приход Мессии, Христа ("В те дни приходит Иоанн Креститель... и говорит: покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия : глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему" - Мф. 3. 2-3). Христос (равно как затем и апостолы ) постоянно ссылается в Своей проповеди на " закон и пророков", показывая народу, что Он и есть тот Мессия , о котором возвещали пророки. С приходом Христа пророчество как институт иссякает, поскольку пророческий дар получает вся Церковь как община "чад Божиих". Об этом говорит апостол Петр в день Пятидесятницы, приводя слова пророка Иоиля: "И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать" (Деян. 2. 18). Почитание ветхозаветных пророков как христианских святых возникает в древней церкви чрезвычайно рано, являясь, видимо, продолжением и переосмыслением культа пророков в иудаизме . Со временем в восточной церкви (в отличие от западной) появляются празднования ветхозаветным святым, в православном календаре память всех ветхозаветных святых (включая пророков) празднуется в неделю перед Рождеством Христовым, и вместе с тем в отдельные дни чествуются отдельные пророки: Самуил, Иоад, Илия и Елисей, шестнадцать пророков, оставивших писания. По свидетельству св. Кирилла Иерусалимского (ум. 386 г.), уже в древней литургии в ходатайственной молитве после совершения Евхаристии среди святых назывались и ветхозаветные пророки (как это имеет место и в современных литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого). В православной традиции в честь ветхозаветных пророков вынимается на проскомидии вторая частица из "девятичинной" просфоры - в честь "Святых славных пророков: Моисея и Аарона , Илии и Елисея, Давида и Иессея; святых трех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков".

Пророк

-глашатай воли Божией. Греческое слово «профетес», как и еврейское «наби» означают одно : вестник , оратор , по этом у пророк-не предсказатель будущего, а слуга и уста Божии (ср. Исх 7.1-2). Священное Писание пророком называет и Авраама (Быт 20.7), который вовсе не высказывался, но верил Богу, и Моисея, который возвестил народ у весь закон , устройство скинии и порядок богослужения, открытые ему Богом. В Писании упомянуты по именам следующие пророки: Аарон (Исх 7.1), Аввакум (Авв 1.1), Авдий (не назван пророком), Авраам (Быт 20.7), Агав (Деян 21.10), Агей (Езд 5.1; Агг 1.1), Адда (2Пар 12.15; 13.22), Азария (2Пар 15.1) (не назван пророком), Амос (Ам 7.14) («не пророк и не сын пророка»), Ананий (2Пар 16.7) ( прозорливец ), Анания (Иер 28.1) (лжепророк), Асаф (2Пар 29.30) (прозорливец), Ахав (Иер 29.21) (лжепророк), Ахия (3Ц 11.29), Валаам (2Пет 2.15-16) (лжепророк), Вариисус (Деян 13.6) (лжепророк), Варнава (Деян 13.1) (пророк и учитель), Гад (1Ц 22.5), Давид (не назван пророком), Даниил (Мф 24.15), Елдад (Чис 11.26) (не назван пророком), Елиезер (2Пар 20.37) (не назван пророком), Елисей (4Ц 6.12), Еман (1Пар 25.5) (прозорливец), Енох (Иуд 14) (не назван пророком), Захария (Езд 5.1), Идифун (2Пар 35.15) (прозорливец), Иезекииль (священник-Иез 1.3), Иеремия (Иер 28.5; Мф 2.17) (из священников-Иер 1.1), Ииуй (2Пар 19.2) или Иуй (3Ц 16.12), Илия (3Ц 18.36), Иоанн (Лк 7.28), Иозиил (2Пар 20.14) ( левит , пророком не назван), Иоиль (2Пар 9.29) (прозорливец), Иоиль (Деян 2.16), Иона (4Ц 14.25; Мф 12.39), Исаия (4Ц 20.1; Мф 3.3), Иуда (Деян 15.32), Луций (Деян 13.1) (пророк и учитель), Малахия (пророком не назван), Манаил (Деян 13.1) (пророк и учитель), Михей (3Ц 22.7,8,19) (пророком не назван), Михей (Иер 26.18; Мих 1.1) (пророком не назван), Модад (Чис 11.26) (пророком не назван), Моисей (Вт 18.15; 34.10), Наум (пророком не назван), Нафан (2Ц 7.2), Одед (2Пар 28.9), Осия (пророком не назван), Савл (Деян 13.1) (пророк и учитель), Самей (2Пар 12.5), Самуил (1Ц 3.20; Деян 13.20), Саул (1Ц 10.11) («во пророках», см. пророчествовать), Седекия (Иер 29.21) (лжепророк), Сила (Деян 15.32), Симеон (Деян 13.1) (пророк и учитель), Софония (пророком не назван), Урия (Иер 26.20) (пророком не назван), Хозай (2Пар 33.19) (пророком не назван), Шемаия (Иер 29.31-32) (лжепророк). Кроме того , в Священном Писании упоминаются просто пророки без обозначения имени: пророк (Чис 12.6) (Суд 6.8) (2Пар 25.15), один пророк (3Ц 13.11) (3Ц 20.13) (3Ц 20.25,38,41), два пророка (От 16.3,10), пророки (4Ц 23.2), некоторые пророки (Деян 13.1), прочие пророки (Неем 6.14) (лжепророки), человек Божий (1Ц 2.27) (3Ц 13.1) (3Ц 20.28) (2Пар 25.7), сыны пророков (3Ц 20.35; 4Ц 2.3,5), 50 сынов пророческих (4Ц 2.7), 100 пророков (3Ц 18.13), 400 пророков (2Пар 18.5) (лжепророки), сонм пророков (1Ц 10.5), весь израильский народ ( патриархи ) (1Пар 16.22). Пророками также названы в 3Ц 18.19 служители Ваала (450 человек) и дубрав (400 человек). Господь через истинных Своих пророков всегда призывал Свой народ к отвращению всякой неправды и возвращению на истинный путь (4Ц 17.13). Бог в древности всегда говорил через пророков (Евр 1.1), но их пророчества всегда имели как бы два плана-ближайший и отдаленный . И в этом отдаленном пророчестве они неизменно говорили о грядущем Мессии (Ин 5.39; От 19.10) и наиболее ясно-самые великие пророки еврейского на рода (Пс 21.2,17-19; Ис 9; 53; Иер 23.5-6; 31.31-34; Иез 34.23-24; Дан 9.25). В Библии, в четвертом (пророческом) отделе Ветхого Завета помещены книги шест­надцати пророков, которые делятся на «больших» (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил) и «малых» (остальные). Когда говорится «закон и пророки» (Мф 22.40; Рим 3.21), то имеются в виду именно эти шестнадцать пророков, но их пророчества-до Иоанна (Мф 11.13), ибо основные их пророчества осуществились в Иисусе Христе. Пророки , книги которых помещены в Библии, были из самых разных сословий: от пастуха (Амос), до священников (Иеремия, Иезекииль) и члена царской фамилии (Софония). В Писании упоминаются своего рода пророческие школы в Навафе (1Ц 19.20), в Вефиле (4Ц 2.3), в Иерихоне (4Ц 2.5), в Галгале (4Ц 4.38) и в других местах (4Ц 6.1-2), ученики которых назывались сынами пророческими (4Ц 4.1). Ныне Бог говорит в Сыне Своем (Евр 1.2), который назван Пророком из Назарета (Мф 21.11) и Пророком, Которому должно придти в мир (Ин 6.14; Деян 3.22-24). Его ближайшие ученики названы также пророками (1Фес 2.15; От 22.9). (См. провидец , провозвестник , прозорливец, человек Божий)

(гр. profhths, лат. propheta), разряд ветхозаветных святых, почитаемых христианской церковью как провоз вестник и воли Божией, предрекавшие приход Христа. Пророк - это лицо, говорящее от имени Бога, сообщающий народ у Божий слова; эти слова могут быть как пророчеством в узком смысле, т.е. предвозвещением будущего, так и наставлением или утешением. В Св. Писании подчеркивается, что пророки призываются Богом, т.е. пророчество всегда выступает как дар, как избрание свыше, а не как решение самого пророка о своей судьбе. Как говорится в Книге пророка Амос а, "Господь Бог сказал - кто не будет пророчествовать?" (Ам. 3. 8). Пророчество присутствует в св. истории с самых ранних времен. В Св. Писании пророками именуются ветхозаветные патриархи Енох, Ной, Авраам , Иаков , Моисей . В конце эпохи Судей (времени пророка и судьи Самуила) появляются сонмы пророков или "сынов пророческих" (I Царств 10. 5 сл.) и пророки становятся постоянным институтом, направляющим религиозно-нравственную жизнь Израиля. Наряду с царем и священником, пророк оказывается одно й из трех основных составляющих израильского общества. Со времени Самуила пророчество образует непрерывную традицию учителей и учеников, продолжающуюся до Боговоплощения. Эта традиция отразилась в пророческой литературе, в пророческих книгах Ветхого Завета; четыре из них принадлежат великим пророкам Исаии, Иеремии, Иезекиилю и Даниил у , двенадцать - малым пророкам: Осии, Иоилю, Амосу, Авдию, Ионе, Михею, Науму, Аввакуму , Софронии, Аггею, Захарии и Малахии. Когда пророчество в Израиле прерывается в эпоху Маккавеев (I Макк. 9. 27), Израиль воспринимает это как "великую скорбь " и живет в ожидании обетованного пророка; приход Иоанна Крестителя и понимался как исполнение э того обетования. Иоанн Креститель выступает как последний из пророков, он возвещает покаяние и близость Царствия Небесного, т.е. приход Мессии, Христа ("В те дни приходит Иоанн Креститель... и говорит: покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия : глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему" - Мф. 3. 2-3). Христос (равно как затем и апостолы ) постоянно ссылается в Своей проповеди на " закон и пророков", показывая народу, что Он и есть тот Мессия , о котором возвещали пророки. С приходом Христа пророчество как институт иссякает, поскольку пророческий дар получает вся Церковь как община "чад Божиих". Об этом говорит апостол Петр в день Пятидесятницы, приводя слова пророка Иоиля: "И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать" (Деян. 2. 18). Почитание ветхозаветных пророков как христианских святых возникает в древней церкви чрезвычайно рано, являясь, видимо, продолжением и переосмыслением культа пророков в иудаизме . Со временем в восточной церкви (в отличие от западной) появляются празднования ветхозаветным святым, в православном календаре память всех ветхозаветных святых (включая пророков) празднуется в неделю перед Рождеством Христовым, и вместе с тем в отдельные дни чествуются отдельные пророки: Самуил, Иоад, Илия и Елисей, шестнадцать пророков, оставивших писания. По свидетельству св. Кирилла Иерусалимского (ум. 386 г.), уже в древней литургии в ходатайственной молитве после совершения Евхаристии среди святых назывались и ветхозаветные пророки (как это имеет место и в современных литургиях Иоанна Злато уста и Василия Великого). В православной традиции в честь ветхозаветных пророков вынимается на проскомидии вторая частица из "девятичинной" просфоры - в честь "Святых славных пророков: Моисея и Аарона , Илии и Елисея, Давида и Иессея; святых трех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков".

Значение слова Пророк в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Пять - увеличение доли Вениамина (Быт 43.34; 45.22),число братьев, которое ...
  • Пятнадцать - высота воды в локтях над вершинами гор при ...
  • Пятидесятник - (1Ц 8.12; 4Ц 1.911,1314; Ис 3.3)военный командир, начальник ...
  • Пядь - (1Ц 17.4; Ис 40.12)мера длины, равная расстоянию между ...
  • Путеол - (малые источники) (Деян 28.13)портовый город на западном побережье ...
  • Пурпур - этим словом обозначается как цвет, так и одежда, ...
  • Пур - (Есф 3.7; 9.24,26)род гадания, похожего на игру в ...
  • Притча - иносказание, поучительный жизненный пример, которые особенно часто употреблял ...
  • Притиранье - (Есф 2.3,12)благовонные и красящие составы для лица и ...
  • Прискилла - (Деян 18.2,18,26; Рим 16.3; 1Кор 16.19; 2Тим 4.19)жена ...
  • Прилежать - (Рим 7.21)касаться, граничить (в данном случае нужно понимать ...
  • Придверники - (1Пар 15.24)повидимому, также как и привратники, были охранниками, ...
  • Приветствие - воздавание почестей (особенно при встрече), которое в древности ...
  • Прещение - (от глагола претить) (Пс 75.7; 79.17; 103.7; Ис ...
  • Гедонизм - — этический принцип согласно которому высшей целью и ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари