— идеалистическое течение в философии с 30-х гг. XIX в., исходящее из признания позитивной — положительной, конкретной науки единственно подлинным знание м. С претензией на наиболее общее знание, а в конце XIX в. объявляет себя теорией познания точных наук. В основе — агностицизм , базирующийся на убеждении, что человеческое познание ограничено явлениями как психическими состояниями субъекта. Скептически относясь к религиозным догмам, относится к религии примиренчески, формулируя способы ее совмещения с наукой. Сводит задачу науки лишь к описанию явлений. Представители: И. Тэн, Э. Ренан , Д. Милль , Г. Спенсер , АЛ. Троицкий и др.
– направление в гуманитарной мысли, основанное на принципе , что все подлинное («положительное») знание может быть получено лишь как результат функционирования отдельных наук. Французский мыслитель О. Конт в 30-е годы XIX века провозгласил разрыв с философской традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо философии. В « Курсе позитивной философии» он отстаивал идею, что ни наука, ни философия не могут и не должны ставить вопрос о причине явлений, а только о том, как они происходят. Наука познает не сущности, а феномены . В рамках позитивистской парадигмы историческая методология была ориентирована на выявление, описание и упорядочение эмпирических сведений. «Люди, занимавшиеся историческими исследованиями в конце XIX века, очень мало интересовались теорией того, что они делали. В полном соответствии с духом позитивистской эпохи историки того времени считали профессиональной нормой более или менее открыто презирать философию вообще и философию истории в частности», - так характеризовал познавательную ситуацию американский теоретик Р. Дж. Коллингвуд. Современные ученые характеризуют такую модель исторического исследования как европоцентристскую, опирающуюся на относительно стабильные представления об объекте исторического исследования. В начале XX века позитивистская парадигма пришла в противоречие с запросами общества. Выходом из познавательного кризиса стало появление в европейской исторической науке школы «Анналов». Сторонники позитивизма работают и сегодня, хотя чаще всего они не заявляют о своей позиции.