Что такое Павсаний? Значение слова Павсаний в историческом словаре

1) Павсаний - (умер около 470 г. до н.э.) - спартанский полководец. Во время греко-персидских войн (500- 449 гг. до н.э.) в 479 г. одержал победу при Платеях над персами и в 477 г. отвоевал у них Византий. Около 470 г. был обвинён в подготовке восстания илотов. Он пытался найти убежище в храме , но был замурован спартанцами и умер там от голода .

2) Павсаний - (2 в.) - древнегреческий писатель, автор труда Описание Эллады (в 10 книгах ), который представляет собой своего рода путеводитель по наиболее достопримечательным памятникам архитектуры и искусства Средней Греции и Пелопоннеса . Содержит ценнейшие сведения по греческой мифологии и религии, а также ряд важнейших исторических сведений.

3) Павсаний - Царь лакедемонян из рода Агидов, правивший в 409-395 гг. до Р.Х. Умер 385 г. до Р.Х. Сын Плистоанакта . Из-за малолетства Павсаний почти не принимал участия в Пелопонесской войне. В 404 г. до Р.Х. он, собрав всех лакедемонян и пе-лопоннесцев, пришел в Аттику на помощь ко второму царю Агису II и наварху Лисандру . В том же году Афины капитулировали- Одним из условий мира было то, что афиняне признают гегемонию лакедемонян, вступают с ними в союз и возвращаются к отеческим законам. Для составления этих законов были избраны тридцать правителей. Но вместо того, чтобы заниматься законотворчеством, они захватили власть в городе и, опираясь на ла-конский гарнизон , присланный им Лисандром, развязали невиданный террор против демократов и простых граждан. Более тысячи афинян пали жертвой их личной вражды, другие были казнены ради денег. Множество афинян бежало в Пирей, другие нашли убежище в Мегарах и Фивах. Однако не все готовы были сносить беззаконие. Они объединились вокруг Фрасибула. В 403 г., когда количество сподвижников Фрасибула достигло тысячи человек, он захватил с ними Пирей. Потерпевшие поражение тираны бежали в Элевсин , а на их место были выбраны десять новых правителей, по одному от каждой филы . Но положение после этого изменилось мало. Олигархи продолжали владеть Афинами, а демократы занимали Пирей. В этих условиях были отправлены послы в Ла-кедемон. Тридцать послали своих из Элевсина, а десять - из города. И те и другие просили прислать помощь, заявляя, что афинский народ отложился от лакедемонян. Лисандр исходатайствовал для афинян ссуду в 100 талантов и добился того, что он был послан гармос-том в Афины во главе сухопутных войск, а его брат Либий - навар-хом. Прибыв в Аттику, лакедемоняне блокировали Пирей и с суши, и с моря. Засевшие здесь демократы вскоре оказались в самом затруднительном положении, а городское войско, видя поддержку Лисандра, вновь воспрянуло духом. Вследствие такого блестящего положения дел царь Павсаний стал завидовать Лисандру: он боялся, что тот, добившись успеха, прославится и сделает Афины своим владением. Поэтому он склонил на свою сторону трех эфоров и снарядил экспедицию в Афины. За ним последовали все союзники, кроме беотийцев и коринфян. Явившись в Аттику, Павсаний занял правый фланг около Пирея, Лисандр же с наемниками занял левый. Для виду Павсаний говорил, что помогает Лисандру. На самом же деле он завязал сношения с осажденными демократами и стал предлагать свое посредничество в примирении с остальными гражданами. Павсанию удалось также расколоть и находившихся в городе афинян на две партии, одна из которых также не видела смысла в продолжении гражданской войны и готова была помириться при посредничестве лакедемонян. После этого эфоры поручили Павсанию изыскать наилучшие средства для примирения враждующих партий. Ему действительно удалось привести противников к соглашению на следующих условиях: 1) обе партии отныне не враждуют между собой; 2) каждый получает свое прежнее имущество ; 3) те из владеющих городом, кто боится народного мщения, могут переселиться в Элевсин ( Ксенофонт : 2; 3-4). Разрешив таким образом дела, Павсаний нанес сильнейший удар по честолюбию и престижу Лисандра, политическая карьера которого с этого времени пошла на закат. Не все лакедемоняне, впрочем, радовались такому исходу дела. Многие справедливо полагали, что с окончанием гражданских распрей Афины вскоре возродятся как великая держава , и тогда лакедемонянам вновь придется вести с ними войну. По возвращении в Спарту Павсаний был привлечен к суду, но он легко оправдался благодаря заступничеству эфоров (Павсаний: 3; 5). Недовольство самовластием лакедемонян между тем было всеобщим. И не только побежденные Афины тяготились им, но и Фивы с Коринфом, бывшие верные союзники Спарты, после окончания Пелопонесской войны начали все чаще заявлять о своем особом мнении по многим вопросам. Долго копившееся раздражение, наконец, переросло в войну, которая началась в 395 г. до Р.Х. и быстро превратилась во всеэллинскую. Едва стало известно о вторжении фиванцев в Фокиду, Лисандр уговорил эфоров объявить поход против Фив и сам отправился во главе войска . Спустя некоторое время был отправлен с войском и Павсаний. Пройдя кружным путем, он собирался вторгнуться в Беотию через Киферон. Лисандр же с большим войском вступил через Фокиду. И взял Орхомен и Лебидию. Он направил Павсанию письмо с предложением выступить из Платей и соединиться с ним у Гелиарта. Письмо это попало в руки фиванцев, и они оказались под Гелиартом раньше Павсания. Лисандр решил сначала подождать Павсания, но время шло, а царь не являлся. Тогда он в одиночку напал на город. Дав сигнал к наступлению, он с передовым отрядом приблизился к самым стенам. Тут фиванцы сделали вылазку, и Лисандр был убит вместе с тысячью своих солдат . Павсаний узнал о поражении по пути из Платей в Феспии и поспешил к Гелиарту. Он хотел заключить перемирие и просить о выдаче тел, но между спартанцами старшего возраста поднялся ропот; они пришли к царю и с негодованием заметили, что вернуть тело Лисандра надо не посредством перемирия, но силой оружия, сражаясь вокруг павшего. Так говорили старики, но Павсаний, видя, что одолеть фиванцев и подоспевших им на помощь афинян трудно и что тело Лисандра лежит у самой стены и, стало быть, без перемирия его не легко будет взять даже в случае победы, послал к фиванцам вестника, заключил перемирие и отступил (Плутарх: "Лисандр"; 28-29). Лакедемоняне уходили в унынии, а фиванцы провожали их крайне заносчиво, и если кто-нибудь сворачивал хоть на шаг, ступая на чью-нибудь землю, заставляли его ударами снова вступать на дорогу (Ксенофонт: 3; 5). Все это до крайности озлобило лакедемонян, и они обвинили Павсания в нерешительности и трусости и предали суду. Обвинение грозило Павсанию смертью , и он не явился на суд, а бежал в Тегею и жил там до конца своих дней, обретя убежище на священном участке, принадлежащем Афине (Плутарх: "Лисандр"; 30).

4) Павсаний - Царь Македонии в 393-392 гг. до Р X. Сын Аеропа II. Согласно Диодору, Павсаний был убит Аминтой III, который и захватил власть после него (Диодор: 14; 88).

Павсаний

(умер около 470 г. до н.э.) - спартанский полководец . Во время греко-персидских войн (500- 449 гг. до н.э.) в 479 г. одержал победу при Платеях над персами и в 477 г. отвоевал у них Византий . Около 470 г. был обвинён в подготовке восстания илотов. Он пытался найти убежище в храме , но был замурован спартанцами и умер там от голода .

(2 в.) - древнегреческий писатель, автор труда Описание Эллады (в 10 книгах ), который представляет собой своего рода путеводитель по наиболее достопримечательным памятникам архитектуры и искусства Средней Греции и Пелопоннеса . Содержит ценнейшие сведения по греческой мифологии и религии, а также ряд важнейших исторических сведений.

Царь лакедемонян из рода Агидов, правивший в 409-395 гг. до Р.Х. Умер 385 г. до Р.Х. Сын Плистоанакта . Из-за малолетства Павсаний почти не принимал участия в Пелопонесской войне. В 404 г. до Р.Х. он, собрав всех лакедемонян и пе-лопоннесцев, пришел в Аттику на помощь ко второму царю Агису II и наварху Лисандру . В том же году Афины капитулировали- Одним из условий мира было то, что афиняне признают гегемонию лакедемонян, вступают с ними в союз и возвращаются к отеческим законам. Для составления этих законов были избраны тридцать правителей. Но вместо того, чтобы заниматься законотворчеством, они захватили власть в городе и, опираясь на ла-конский гарнизон , присланный им Лисандром, развязали невиданный террор против демократов и простых граждан. Более тысячи афинян пали жертвой их личной вражды, другие были казнены ради денег. Множество афинян бежало в Пирей, другие нашли убежище в Мегарах и Фивах. Однако не все готовы были сносить беззаконие. Они объединились вокруг Фрасибула. В 403 г., когда количество сподвижников Фрасибула достигло тысячи человек, он захватил с ними Пирей. Потерпевшие поражение тираны бежали в Элевсин , а на их место были выбраны десять новых правителей, по одному от каждой филы . Но положение после этого изменилось мало. Олигархи продолжали владеть Афинами, а демократы занимали Пирей. В этих условиях были отправлены послы в Ла-кедемон. Тридцать послали своих из Элевсина, а десять - из города. И те и другие просили прислать помощь, заявляя, что афинский народ отложился от лакедемонян. Лисандр исходатайствовал для афинян ссуду в 100 талантов и добился того, что он был послан гармос-том в Афины во главе сухопутных войск, а его брат Либий - навар-хом. Прибыв в Аттику, лакедемоняне блокировали Пирей и с суши, и с моря. Засевшие здесь демократы вскоре оказались в самом затруднительном положении, а городское войско, видя поддержку Лисандра, вновь воспрянуло духом. Вследствие такого блестящего положения дел царь Павсаний стал завидовать Лисандру: он боялся, что тот, добившись успеха, прославится и сделает Афины своим владением. Поэтому он склонил на свою сторону трех эфоров и снарядил экспедицию в Афины. За ним последовали все союзники, кроме беотийцев и коринфян. Явившись в Аттику, Павсаний занял правый фланг около Пирея, Лисандр же с наемниками занял левый. Для виду Павсаний говорил, что помогает Лисандру. На самом же деле он завязал сношения с осажденными демократами и стал предлагать свое посредничество в примирении с остальными гражданами. Павсанию удалось также расколоть и находившихся в городе афинян на две партии, одна из которых также не видела смысла в продолжении гражданской войны и готова была помириться при посредничестве лакедемонян. После этого эфоры поручили Павсанию изыскать наилучшие средства для примирения враждующих партий. Ему действительно удалось привести противников к соглашению на следующих условиях: 1) обе партии отныне не враждуют между собой; 2) каждый получает свое прежнее имущество ; 3) те из владеющих городом, кто боится народного мщения, могут переселиться в Элевсин ( Ксенофонт : 2; 3-4). Разрешив таким образом дела, Павсаний нанес сильнейший удар по честолюбию и престижу Лисандра, политическая карьера которого с этого времени пошла на закат. Не все лакедемоняне, впрочем, радовались такому исходу дела. Многие справедливо полагали, что с окончанием гражданских распрей Афины вскоре возродятся как великая держава , и тогда лакедемонянам вновь придется вести с ними войну. По возвращении в Спарту Павсаний был привлечен к суду, но он легко оправдался благодаря заступничеству эфоров (Павсаний: 3; 5). Недовольство самовластием лакедемонян между тем было всеобщим. И не только побежденные Афины тяготились им, но и Фивы с Коринфом, бывшие верные союзники Спарты, после окончания Пелопонесской войны начали все чаще заявлять о своем особом мнении по многим вопросам. Долго копившееся раздражение, наконец, переросло в войну, которая началась в 395 г. до Р.Х. и быстро превратилась во всеэллинскую. Едва стало известно о вторжении фиванцев в Фокиду, Лисандр уговорил эфоров объявить поход против Фив и сам отправился во главе войска . Спустя некоторое время был отправлен с войском и Павсаний. Пройдя кружным путем, он собирался вторгнуться в Беотию через Киферон. Лисандр же с большим войском вступил через Фокиду. И взял Орхомен и Лебидию. Он направил Павсанию письмо с предложением выступить из Платей и соединиться с ним у Гелиарта. Письмо это попало в руки фиванцев, и они оказались под Гелиартом раньше Павсания. Лисандр решил сначала подождать Павсания, но время шло, а царь не являлся. Тогда он в одиночку напал на город. Дав сигнал к наступлению, он с передовым отрядом приблизился к самым стенам. Тут фиванцы сделали вылазку, и Лисандр был убит вместе с тысячью своих солдат . Павсаний узнал о поражении по пути из Платей в Феспии и поспешил к Гелиарту. Он хотел заключить перемирие и просить о выдаче тел, но между спартанцами старшего возраста поднялся ропот; они пришли к царю и с негодованием заметили, что вернуть тело Лисандра надо не посредством перемирия, но силой оружия, сражаясь вокруг павшего. Так говорили старики, но Павсаний, видя, что одолеть фиванцев и подоспевших им на помощь афинян трудно и что тело Лисандра лежит у самой стены и, стало быть, без перемирия его не легко будет взять даже в случае победы, послал к фиванцам вестника, заключил перемирие и отступил (Плутарх: "Лисандр"; 28-29). Лакедемоняне уходили в унынии, а фиванцы провожали их крайне заносчиво, и если кто-нибудь сворачивал хоть на шаг, ступая на чью-нибудь землю, заставляли его ударами снова вступать на дорогу (Ксенофонт: 3; 5). Все это до крайности озлобило лакедемонян, и они обвинили Павсания в нерешительности и трусости и предали суду. Обвинение грозило Павсанию смертью , и он не явился на суд, а бежал в Тегею и жил там до конца своих дней, обретя убежище на священном участке, принадлежащем Афине (Плутарх: "Лисандр"; 30).

Царь Македонии в 393-392 гг. до Р X. Сын Аеропа II. Согласно Диодору, Павсаний был убит Аминтой III, который и захватил власть после него (Диодор: 14; 88).

Значение слова Павсаний в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Пасха - иудейский и христианский праздник. В иудаизме отмечается ...
  • Парламентаризм - система политической организации государства, при которой чётко ...
  • Парис - в мифах древних греков троянский царевич, сын ...
  • Папирус - в древности и средние века писчий материал ...
  • Пандора - (всем одарённая) в мифах древних греков первая ...
  • Пан - в мифах древних греков божество стад, лесов ...
  • Паломничество - посещение святых мест с целью поклонения. Паломничество ...
  • Пахак - — пограничная крепость. ...
  • Пандам - — повязка, которой жрецы повязывали рот, чтобы не ...
  • Псалмы - — молитвенные песнопения, входящие в ветхозаветную книгу Псалтирь ...
  • Проскомидия - (от греч. — приносить) — вступительная часть литургии, ...
  • Прокимен - (греч. — впереди лежащий) — краткий стих из ...
  • Притенение - — в живописи доличного — переход от светлого ...
  • Преподобный - — общее наименование, относящееся к святым монахам, подвижникам, ...
  • Елханан - 1) Один из героев Давида, поразивший Лахмия, брата ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари