Что такое Летописи? Значение слова Летописи в историческом словаре

1) Летописи - — исторические произведения, вид повествовательной литературы в России XI—XVII вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятник сложного состава: своды летописные . Были общерусскими, например « Повесть временных лет » , Никоновская Л. и др., и местные — Новгородские и др. Сохранились главным образом в поздних списках.

2) Летописи - - исторические сочинения на Руси XI-XVII вв., в которых изложение событий велось по годам и сопровождалось календарными датами. По видовым признакам близки западноевропейским анналам (лат. annales libri - годовые сводки) и хроникам (греч. chronikos - относящийся ко времени). Как правило, под летописями подразумеваются комплексы списков, объединяемых в одну или несколько редакций.

3) Летописи - - записи важнейших событий по годам. Наиболее древний из рус. летописных сводов, дошедших до нас, - Повесть временных лет (ПВЛ). Изложение датированных событий начинается в ней с 860 г. Первоначальная редакция ее не сохранилась. До нас дошли Лаврентьевская и Ипатьевская редакции. Причем сами летописи , в которых сохранились эти редакции, были созданы в более позднее время . Лаврентьевская содержит копию летописного свода 1305 г., сделанную в 1377 г. под руководством монаха Лаврентия по заданию суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича. При перечислении событий до 1282 г. в Л. используются копии других летописей, а с 1282 г. описываются события Тверского княжества . Ипатьевская Л. также начинается с ПВЛ, вторая ее часть - события 1118 -1199 г. в Киевском княжестве, третья (до 1292 г.) - галицко-волынские Л. Название Л. получила по местонахождению ее в Ипатьевском монастыре ( Кострома ). ПВЛ, по мнению ряда историков, предшествовали Киевский свод 1037 г., Киевско-Печерский 1073 г. и Новгородский 1079 г., которые не дошли до нас. В ПВЛ рассказывается о расселении славянских племен. Вначале, по мнению летописца, славяне жили на Дунае, потом они расселились по Висле, Днепру , Волге. Автор указывает, какие племена говорили на славянском языке, а какие - на других языках: "Се бо токмо, словенски язык в Руси: Поляне , Древляне , Новгородци, Полочане , Дреговичи , Север, Бужане , зане седоша по Бугу, после де же Велыняне. А се суть инии языци иже дань дают Руси: Чюдь, Меря , Весь , Мурома , Черемись, Мордва, Пермь , Печера, Ямь, Литва , Зимигола, Корсь, Норова, Либь. Си суть свои язык имуще от колена Афетова, иже живуть в странах полунощных". Летописец дает и описание быта и обычаев славян: "...живяху кождо с своим родом и на своих местах , владеюще кождо родом своим на своих местах" и т. Конечно, не все в Л. можно воспринимать на веру, особенно оценки тех или иных племен и народов. У летописцев были свои симпатии и антипатии. Напр. поляне - земляки летописца - были, по его мнению, самым хорошим племенем, а другие племена хуже: "Древляне живаху звериньским образом, живуще скотьски: убиваху друг друга, ядяху вся нечисто; и браку у них не бываше, но умыкивалу у воды девиця..."; "И Радимичи , и Витячи, и Север один обычаи имяху, живяху в лесах, якоже и всякий зверь, ядуще все нечисто. И срамословье в них. Имяху же по две и по три жены"; "Поляне бо своих отець обычаи имуть, кроток и тих, и стыдение к снохам своим, и к сестрам, и к матерям, и к родителям своим, к свекровем и к деверем, велико стыдение имеху". Избегание родственника, отмеченное летописцем, - показатель родовых отношений. В ПВЛ имеются и сведения об археологических памятниках. Там пять раз упоминаются длинные валы, которые будто бы провел Кирило Кожемяко плугом, в котором был запряжен дракон - Змий, для защиты Киева с ю. от кочевников. В XII - XIV вв. почти в каждом княжеском центре велись летописные своды. В Киеве летописание велось в Печорском и Выдубецком монастырях; во Владимиро -Суздальской земле главными центрами летописания были Владимир, Суздаль , Ростов и Переславль-Залесский . Велись летописные записи и в других городах. Монголо-татарское иго привело к временному упадку летописания, но в XIV - XV вв. начинается новый этап его развития. Крупнейшими центрами летописания стали Новгород , Псков , Тверь , Москва . В Л. детально описываются местные события - рождение и смерть князей, выборы посадников, военные походы, битвы и т. Из памятников XVI в. любопытна "Казанская история ", написанная ок. 1550 г. Автор приводит интересные сведения об истории Казани и народах Поволжья. К концу XV - началу XVI в. относят " Сказание о человецах незнаемых в восточной стране", рассказывающее о 9 племенах "незнаемых" людей на востоке , "за Югорской землей", называемых "самоедью" или " самоядью ", с интересными подробностями, иногда фантастического плана . Любопытные сведения о древностях содержатся в донесениях служилых людей, посылаемых государством в Сибирь и в другие отдаленные места. Важные сведения по истории окраин России можно найти в ясачных книгах и "росписях". Данные этих книг были доступны лишь чинам высшей приказной администрации и использовались для составления всевозможных инструкций воеводам и другим начальникам. К XVII-в. летописные формы изложения событий на окраинах страны еще продолжают существовать, хотя в центре они уже полностью отмирают. Издание рус. Л. началось еще в XVIII в. С 1767 г. Академия наук начала издавать "Библиотеку Российской истории". В 1767 - 1768 г. появилась 2-я часть "Летописи русской по Никонову списку". Полное собрание рус. Л. (ПСРЛ) начали публиковать в 1841 г. К настоящему времени вышло 35 томов. Летописание сохранилось в ряде мест в XVIII - XIX вв. Напр., известно 6 вариантов "Соликамских летописцев", сохранившихся в местных и центральных архивах. Известный пермский краевед В. Н. Шишонков собрал объемистый труд "Пермская Л.", охвативший историю Урала с древнейших времен до середины XVIII в.

4) Летописи - исторические произведения, вид повествовательной литературы в России 11-17 вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятники сложного состава - летописные своды . Л. были общерусскими (например, " Повесть временных лет ", Никоновская Л. и др.) и местными (Псковские и др. Л.). Сохранились главным образом в поздних списках.

Летописи

— исторические произведения, вид повествовательной литературы в России XI—XVII вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятник сложного состава: своды летописные . Были общерусскими, например « Повесть временных лет » , Никоновская Л. и др., и местные — Новгородские и др. Сохранились главным образом в поздних списках.

- исторические сочинения на Руси XI-XVII вв., в которых изложение событий велось по годам и сопровождалось календарными датами. По видовым признакам близки западноевропейским анналам (лат. annales libri - годовые сводки) и хроникам (греч. chronikos - относящийся ко времени). Как правило, под летописями подразумеваются комплексы списков, объединяемых в одну или несколько редакций.

- записи важнейших событий по годам. Наиболее древний из рус. летописных сводов, дошедших до нас, - Повесть временных лет (ПВЛ). Изложение датированных событий начинается в ней с 860 г. Первоначальная редакция ее не сохранилась. До нас дошли Лаврентьевская и Ипатьевская редакции. Причем сами летописи , в которых сохранились эти редакции, были созданы в более позднее время . Лаврентьевская содержит копию летописного свода 1305 г., сделанную в 1377 г. под руководством монаха Лаврентия по заданию суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича. При перечислении событий до 1282 г. в Л. используются копии других летописей, а с 1282 г. описываются события Тверского княжества . Ипатьевская Л. также начинается с ПВЛ, вторая ее часть - события 1118 -1199 г. в Киевском княжестве, третья (до 1292 г.) - галицко-волынские Л. Название Л. получила по местонахождению ее в Ипатьевском монастыре ( Кострома ). ПВЛ, по мнению ряда историков, предшествовали Киевский свод 1037 г., Киевско-Печерский 1073 г. и Новгородский 1079 г., которые не дошли до нас. В ПВЛ рассказывается о расселении славянских племен. Вначале, по мнению летописца, славяне жили на Дунае, потом они расселились по Висле, Днепру , Волге. Автор указывает, какие племена говорили на славянском языке, а какие - на других языках: "Се бо токмо, словенски язык в Руси: Поляне , Древляне , Новгородци, Полочане , Дреговичи , Север, Бужане , зане седоша по Бугу, после де же Велыняне. А се суть инии языци иже дань дают Руси: Чюдь, Меря , Весь , Мурома , Черемись, Мордва, Пермь , Печера, Ямь, Литва , Зимигола, Корсь, Норова, Либь. Си суть свои язык имуще от колена Афетова, иже живуть в странах полунощных". Летописец дает и описание быта и обычаев славян: "...живяху кождо с своим родом и на своих местах , владеюще кождо родом своим на своих местах" и т. Конечно, не все в Л. можно воспринимать на веру, особенно оценки тех или иных племен и народов. У летописцев были свои симпатии и антипатии. Напр. поляне - земляки летописца - были, по его мнению, самым хорошим племенем, а другие племена хуже: "Древляне живаху звериньским образом, живуще скотьски: убиваху друг друга, ядяху вся нечисто; и браку у них не бываше, но умыкивалу у воды девиця..."; "И Радимичи , и Витячи, и Север один обычаи имяху, живяху в лесах, якоже и всякий зверь, ядуще все нечисто. И срамословье в них. Имяху же по две и по три жены"; "Поляне бо своих отець обычаи имуть, кроток и тих, и стыдение к снохам своим, и к сестрам, и к матерям, и к родителям своим, к свекровем и к деверем, велико стыдение имеху". Избегание родственника, отмеченное летописцем, - показатель родовых отношений. В ПВЛ имеются и сведения об археологических памятник ах. Там пять раз упоминаются длинные валы, которые будто бы провел Кирило Кожемяко плугом, в котором был запряжен дракон - Змий, для защиты Киева с ю. от кочевников. В XII - XIV вв. почти в каждом княжеском центре велись летописные своды . В Киеве летописание велось в Печорском и Выдубецком монастырях; во Владимиро -Суздальской земле главными центрами летописания были Владимир, Суздаль , Ростов и Переславль-Залесский . Велись летописные записи и в других городах. Монголо-татарское иго привело к временному упадку летописания, но в XIV - XV вв. начинается новый этап его развития. Крупнейшими центрами летописания стали Новгород , Псков , Тверь , Москва . В Л. детально описываются местные события - рождение и смерть князей, выборы посадников, военные походы, битвы и т. Из памятников XVI в. любопытна "Казанская история ", написанная ок. 1550 г. Автор приводит интересные сведения об истории Казани и народах Поволжья. К концу XV - началу XVI в. относят " Сказание о человецах незнаемых в восточной стране", рассказывающее о 9 племенах "незнаемых" людей на востоке , "за Югорской землей", называемых "самоедью" или " самоядью ", с интересными подробностями, иногда фантастического плана . Любопытные сведения о древностях содержатся в донесениях служилых людей, посылаемых государством в Сибирь и в другие отдаленные места. Важные сведения по истории окраин России можно найти в ясачных книгах и "росписях". Данные этих книг были доступны лишь чинам высшей приказной администрации и использовались для составления всевозможных инструкций воеводам и другим начальникам. К XVII-в. летописные формы изложения событий на окраинах страны еще продолжают существовать, хотя в центре они уже полностью отмирают. Издание рус. Л. началось еще в XVIII в. С 1767 г. Академия наук начала издавать "Библиотеку Российской истории". В 1767 - 1768 г. появилась 2-я часть "Летописи русской по Никонову списку". Полное собрание рус. Л. (ПСРЛ) начали публиковать в 1841 г. К настоящему времени вышло 35 томов. Летописание сохранилось в ряде мест в XVIII - XIX вв. Напр., известно 6 вариантов "Соликамских летописцев", сохранившихся в местных и центральных архивах. Известный пермский краевед В. Н. Шишонков собрал объемистый труд "Пермская Л.", охвативший историю Урала с древнейших времен до середины XVIII в.

исторические произведения, вид повествовательной литературы в России 11-17 вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятник и сложного состава - летописные своды . Л. были общерусскими ( например , " Повесть временных лет ", Никоновская Л. и др.) и местными (Псковские и др. Л.). Сохранились главным образом в поздних списках.

Значение слова Летописи в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Ликторы - в Древнем Риме служители, сопровождавшие и охранявшие ...
  • Ликер - — крепкий сладкий спиртной напиток из спиртованных фруктовых ...
  • Ликвидаторство - — оппортунистическое движение в РСДРП, правое крыло меньшевизма, ...
  • Лиивимаа - — эстонское название Ливонии в ХIIXVI вв. и ...
  • Лидия - в древности страна на западе Малой Азии ...
  • Лидер - — глава, руководитель политической партии, государства, лицо, пользующееся ...
  • Лиго - — древний латышский праздник, день летнего солнцестояния, был ...
  • Лендлорд - в Великобритании крупный землевладелец, монополист. ...
  • Лемех - — в древнерусской архитектуре продолговатые дощечки, часто уступчатой ...
  • Лекция - — систематическое устное изложение учебного материала, какоголибо вопроса, ...
  • Лекиф - — древнегреческий глиняный сосуд для туалетного масла, с ...
  • Лейтмотив - — музыкальный оборот, повторяющийся в произведении. В широком ...
  • Лейбористы - — в Великобритании члены Рабочей партии, одной из ...
  • Лезгинка - — народный танец горских народов Кавказа. ...
  • Кааба - — мусульманский храм в Мекке, одно из святилищ ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари