Что такое Камень? Значение слова Камень в историческом словаре

1) Камень - -в древности очень широко использовался как строительный материал не только для башен, домов и дворцов, но даже и оград. Камни употреблялись как памятники и свидетели некоторых событий (Быт 28.18; Нав 4.6; 24.26-27; 1Ц 7.12; 14.33), для устройства жертвенников (Исх 20.25) и как место убиения (Суд 9.5). Ими побивали осужденных на смерть и ими забрасывали убитого преступника (Нав 7.25). Из камней делали ножи (Исх 4.25) и сосуды для воды (Ин 2.6), их употребляли как гири и как снаряды для метания (1Ц 17.40). Камнями закрывали отверстия колодцев и гробов. Краеугольные камни, скрепляющие две стены, специально вырезывались из скалы (Иер 51.26). Господь назван краеугольным камнем (Еф 2.20), а верующих Священное Писание называет живыми камнями духовного дома Божиего.

2) Камень - - интерес к К. восходит к очень древним временам. Он сопровождал человека с его первых шагов. Об этом говорят коллекции манупортов на стоянках олдувайской культуры. Манупорты - это просто необработанные К. принесенные человеком за десятки километров. История человечества начинается с изготовления человеком первых каменных орудий (ок. 3 млн. лет назад). 2,6 млн. лет назад датируется одна из самых древних стоянок Гона в С.-В. Африке. Там человек уже научился распознавать свойства К. и собирал в разных местах К., которые потом могли быть им использованы для утилитарных целей. Большая часть истории человечества - это история поисков хороших пород К. использования их для изготовления орудий. Биологические объекты, в том числе дерево, кость и другие материалы, играли лишь вспомогательную роль . Только появление металла вытеснило К. из жизни человека. Первые металлические орудия появились ок. 9 тыс. лет назад. Металл как равноценное сырье (вместе с К.) стал функционировать не более 4 - 5 тыс. лет назад. Даже самые древние города ( Иерихон , Чатал-Гуюк , Хаджиляр ) созданы исключительно орудиями из К. Возникновение первых цивилизаций также обусловлено использованием К. в качестве орудий. Век металла, в котором и мы живем, занимает всего 1/5 часть 1% истории. Естественно, что столь длительное существование за счет использования К. как сырья для основных орудий не могло не привести к формированию различных стереотипов в культуре и быте. Это хорошо видно на примерах из прошлого и современности. До сих пор камни привлекают наше внимание. За покупку их часто платят огромные деньги , за обладание ими совершают и сейчас преступления и убийства, хотя никакой практической роли в нашей жизни камень вроде бы и не играет. А сколько книг описывают борьбу за камни! В Шумере очень любили лазурит и другие драгоценные К. Без них не обходился ни один храм . Ими украшали статуи богов, делали мозаичные картины, изображавшие сцены из жизни и подвиги героев. Однако в Месопотамии нет никаких месторождений не только драгоценного, но и вообще какого-либо К. Уруке уже ок. 5 тыс. лет назад украшали здания разноцветными мозаиками. Красные , белые и черные треугольники , шевроны , или меандры , выложенные из К., окаймляли колонны и украшали стены зданий. В Вавилоне главная улица города - " дорога процессий" - была вся выложена плитами светлого известняка, чередующегося с красной беркчией. В Месопотамии, да и в других местах к К. особенно цветному, испытывали особое религиозное почитание, которое кое в чем сохранилось и до нашего времени. А в древности безотчетно верили, что К. приносят добро или, наоборот, могут наслать беды. Их носили как украшения, из них делали печати, с ними связывали суеверия. Даже ученые в то время верили в особую силу К. Напр., известный римский ученый Плиний Старший в своей "Естественной истории" пишет, что некоторые К. находят только в пасти драконов, в глазах птиц или они прямо упали с неба. Он сообщает, что аметист предохраняет от опьянения, а если на нем вырезать луну или солнце и носить его на шее в волосах кинокефала или ласточки, то он спасет от отравления. Если носить гелиотроп вместе с цветком того же названия, то человек в любой момент, при произнесении некоторых разных заклинаний, может стать невидимым. До нас дошло большое количество древних К. - инталий с различными изображениями. Уже при Екатерине II в Эрмитаже хранилось ок. 10 тыс. К. с вырезанными на них различными изображениями. Сама Екатерина и президент Академии наук Дашкова любили лично резать и шлифовать К. И сейчас многие из нас верят в какое-то влияние К. В магазинах можно найти сведения, какой К. какому месяцу приписан, какой К. должен сопутствовать каждому человеку. Для родившихся в январе К. жизни числится гранат, феврале - аметист, марте - яшма, апреле - сапфир , мае - изумруд, июне - агат, июле - сердолик , августе - сардоникс, сентябре - хризолит , октябре - аквамарин, ноябре - топаз, декабре - хризопраз . По мнению Сократа , весь потусторонний мир - истинная земля сплошь состоит из самоцветов: "Наши камешки, которые мы так любим , - все эти опалы, сапфиры, изумруды и т.п., являются частицами тех камней". В рус. рукописях и летописях мы также встречаемся с обожествлением К.: "Кто яхонт червленый при себе носит, снов страшных и лихих не увидит..., а еще кто тот яхонт носит в перстне при себе, тот и скрепит сердце свое и в людях честен будет. Красный К. сердце отвеселит... силу и память человека врачует". Можно сказать, что и в новое время каждая историчеекая эпоха имела свои любимые К. Напр., в начале XIX в. в Европе была мода на дендриты, в 30-е г. - на гиацинты, а в 40-е - на ониксы. В 1870 г. в Вене была мода на гематит, а в Англии в то же время - на "кошачий глаз". Еще в античные времена собирались огромные коллекции К. Плиний передает рассказ о некоем музыканте Исмении, который имел особых агентов, скупавших самоцветы везде, даже на отдаленном Кипре. Большие коллекции резного К. имели Александр Македонский, Цезарь , Август и др. В средние века выдающимся собирателем античных гемм был Петрарка. В XV-XVIII вв. страсть собирательства К. приобрела почти эпидемический характер . Всякий образованный человек считал обязанностью собирать резные К. В XVIII в. в России создается необычное монументальное искусство резьбы по твердому К. Для поисков самоцветов снаряжаются крупные экспедиции. Создаются специальные гранильные фабрики (Петергофская, Екатеринбургская и др.), для которых собираются огромные коллекции различных пород К. Создаются и крупные частные коллекции минералов. Самые известные из них - графа Перовского с крупнейшим изумрудом с Урала . Известна трагическая судьба первооткрывателя рус. изумрудов Я.В. Коковина, павшего жертвой алчного высокопоставленного коллекционера. Коллекции растут, владельцы их вступают в международный обмен. Однако грандиозная коллекционная деятельность государства и крупных сановников, как и камнерезное искусство, погибли после 1861 г. Отмена крепостного права привела к упадку коллекционирования и государственного гранильного производства. Частное коллекционирование также пошло на убыль.

3) Камень - — евр. эвен. Камень. В древнее время люди делали ножи не из железа, а из камня (Исх. 4:25; И. Нав 5 2). В память достопримечательных случаев ставили камни или памятники (Быт 31 -46, И Нав. 4:5 и дал ), на них иногда возливали елей, как сделал Иаков с камнем, который служил ему изголовьем в Вефиле (Быт 28:18 [13]. Преступников иногда побивали камнями, а затем на тела их набрасывали груду камней (И Нав 7:26; 8:29; 2 Цар 18:17). В символических оборотах речи Библии камень обозначает черствость или бесчувственность (Иез 11:19), а также твердость и крепость (Быт. 49:24). Христиане называются живыми камнями, как строения части живого храма, в котором Христос является «краеугольным камнем» (Еф 2:20 и дал ; 1 Пет 2-4 и дал ). Иисус Христос обещал в Отк. 2: 17 побеждающему дать белый камень Некоторые полагают, что это означает дощечку на лбу с написанным на ней именем Господа, подобную золотой дощечке на лбу первосвященника. По мнению других, здесь указывается на обычай выдавать выигравшим призы на греческих состязаниях белый камень или доску с написанными на них их именами и наградами. Самым простым и вероятным объяснением может быть то, что белые камни употреблялись как письменный материал, и что поэтому суть дела заключается не в камне, а в имени, написанном на нем Срав. Ис 62:2.

Камень

-в древности очень широко использовался как строительный материал не только для башен, домов и дворцов, но даже и оград. Камни употреблялись как памятники и свидетели некоторых событий (Быт 28.18; Нав 4.6; 24.26-27; 1Ц 7.12; 14.33), для устройства жертвенников (Исх 20.25) и как место убиения (Суд 9.5). Ими побивали осужденных на смерть и ими забрасывали убитого преступника (Нав 7.25). Из камней делали ножи (Исх 4.25) и сосуды для воды (Ин 2.6), их употребляли как гири и как снаряды для метания (1Ц 17.40). Камнями закрывали отверстия колодцев и гробов. Краеугольные камни, скрепляющие две стены, специально вырезывались из скалы (Иер 51.26). Господь назван краеугольным камнем (Еф 2.20), а верующих Священное Писание называет живыми камнями духовного дома Божиего.

- интерес к К. восходит к очень древним временам. Он сопровождал человека с его первых шагов. Об этом говорят коллекции манупортов на стоянках олдувайской культуры. Манупорты - это просто необработанные К. принесенные человеком за десятки километров. История человечества начинается с изготовления человеком первых каменных орудий (ок. 3 млн. лет назад). 2,6 млн. лет назад датируется одна из самых древних стоянок Гона в С.-В. Африке. Там человек уже научился распознавать свойства К. и собирал в разных местах К., которые потом могли быть им использованы для утилитарных целей. Большая часть истории человечества - это история поисков хороших пород К. использования их для изготовления орудий. Биологические объекты, в том числе дерево, кость и другие материал ы, играли лишь вспомогательную роль . Только появление металла вытеснило К. из жизни человека. Первые металлические орудия появились ок. 9 тыс. лет назад. Металл как равноценное сырье (вместе с К.) стал функционировать не более 4 - 5 тыс. лет назад. Даже самые древние города ( Иерихон , Чатал-Гуюк , Хаджиляр ) созданы исключительно орудиями из К. Возникновение первых цивилизаций также обусловлено использованием К. в качестве орудий. Век металла, в котором и мы живем, занимает всего 1/5 часть 1% истории. Естественно, что столь длительное существование за счет использования К. как сырья для основных орудий не могло не привести к формированию различных стереотипов в культуре и быте. Это хорошо видно на примерах из прошлого и современности. До сих пор камни привлекают наше внимание. За покупку их часто платят огромные деньги , за обладание ими совершают и сейчас преступления и убийства, хотя никакой практической роли в нашей жизни камень вроде бы и не играет. А сколько книг описывают борьбу за камни! В Шумере очень любили лазурит и другие драгоценные К. Без них не обходился ни один храм . Ими украшали статуи богов, делали мозаичные картины, изображавшие сцены из жизни и подвиги героев. Однако в Месопотамии нет никаких место рождений не только драгоценного, но и вообще какого-либо К. Уруке уже ок. 5 тыс. лет назад украшали здания разноцветными мозаиками. Красные , белые и черные треугольники , шевроны , или меандры , выложенные из К., окаймляли колонны и украшали стены зданий. В Вавилоне главная улица города - " дорога процессий" - была вся выложена плитами светлого известняка, чередующегося с красной беркчией. В Месопотамии, да и в других местах к К. особенно цветному, испытывали особое религиозное почитание, которое кое в чем сохранилось и до нашего времени. А в древности безотчетно верили, что К. приносят добро или, наоборот, могут наслать беды. Их носили как украшения, из них делали печати, с ними связывали суеверия. Даже ученые в то время верили в особую силу К. Напр., известный римский ученый Плиний Старший в своей "Естественной истории" пишет, что некоторые К. находят только в пасти драконов, в глазах птиц или они прямо упали с неба. Он сообщает, что аметист предохраняет от опьянения, а если на нем вырезать луну или солнце и носить его на шее в волосах кинокефала или ласточки, то он спасет от отравления. Если носить гелиотроп вместе с цветком того же названия, то человек в любой момент, при произнесении некоторых разных заклинаний, может стать невидимым. До нас дошло большое количество древних К. - инталий с различными изображениями. Уже при Екатерине II в Эрмитаже хранилось ок. 10 тыс. К. с вырезанными на них различными изображениями. Сама Екатерина и президент Академии наук Дашкова любили лично резать и шлифовать К. И сейчас многие из нас верят в какое-то влияние К. В магазинах можно найти сведения, какой К. какому месяцу приписан, какой К. должен сопутствовать каждому человеку. Для родившихся в январе К. жизни числится гранат, феврале - аметист, марте - яшма, апреле - сапфир , мае - изумруд, июне - агат, июле - сердолик , августе - сардоникс, сентябре - хризолит , октябре - аквамарин, ноябре - топаз, декабре - хризопраз . По мнению Сократа , весь потусторонний мир - истинная земля сплошь состоит из самоцветов: "Наши камешки, которые мы так любим , - все эти опалы, сапфиры, изумруды и т.п., являются частицами тех камней". В рус. рукописях и летописях мы также встречаемся с обожествлением К.: "Кто яхонт червленый при себе носит, снов страшных и лихих не увидит..., а еще кто тот яхонт носит в перстне при себе, тот и скрепит сердце свое и в людях честен будет. Красный К. сердце отвеселит... силу и память человека врачует". Можно сказать, что и в новое время каждая историчеекая эпоха имела свои любимые К. Напр., в начале XIX в. в Европе была мода на дендриты, в 30-е г. - на гиацинты, а в 40-е - на ониксы. В 1870 г. в Вене была мода на гематит, а в Англии в то же время - на "кошачий глаз". Еще в античные времена собирались огромные коллекции К. Плиний передает рассказ о некоем музыканте Исмении, который имел особых агентов, скупавших самоцветы везде, даже на отдаленном Кипре. Большие коллекции резного К. имели Александр Македонский, Цезарь , Август и др. В средние века выдающимся собирателем античных гемм был Петрарка. В XV-XVIII вв. страсть собирательства К. приобрела почти эпидемический характер . Всякий образованный человек считал обязанностью собирать резные К. В XVIII в. в России создается необычное монументальное искусство резьбы по твердому К. Для поисков самоцветов снаряжаются крупные экспедиции. Создаются специальные гранильные фабрики (Петергофская, Екатеринбургская и др.), для которых собираются огромные коллекции различных пород К. Создаются и крупные частные коллекции минералов. Самые известные из них - графа Перовского с крупнейшим изумрудом с Урала . Известна трагическая судьба первооткрывателя рус. изумрудов Я.В. Коковина, павшего жертвой алчного высокопоставленного коллекционера. Коллекции растут, владельцы их вступают в международный обмен. Однако грандиозная коллекционная деятельность государства и крупных сановников, как и камнерезное искусство, погибли после 1861 г. Отмена крепостного права привела к упадку коллекционирования и государственного гранильного производства. Частное коллекционирование также пошло на убыль.

— евр. эвен. Камень. В древнее время люди делали ножи не из железа, а из камня (Исх. 4:25; И. Нав 5 2). В память достопримечательных случаев ставили камни или памятники (Быт 31 -46, И Нав. 4:5 и дал ), на них иногда возливали елей, как сделал Иаков с камнем, который служил ему изголовьем в Вефиле (Быт 28:18 [13]. Преступников иногда побивали камнями, а затем на тела их набрасывали груду камней (И Нав 7:26; 8:29; 2 Цар 18:17). В символических оборотах речи Библии камень обозначает черствость или бесчувственность (Иез 11:19), а также твердость и крепость (Быт. 49:24). Христиане называются живыми камнями, как строения части живого храма, в котором Христос является «краеугольным камнем» (Еф 2:20 и дал ; 1 Пет 2-4 и дал ). Иисус Христос обещал в Отк. 2: 17 побеждающему дать белый камень Некоторые полагают, что это означает дощечку на лбу с написанным на ней именем Господа, подобную золотой дощечке на лбу первосвященника. По мнению других, здесь указывается на обычай выдавать выигравшим призы на греческих состязаниях белый камень или доску с написанными на них их именами и наградами. Самым простым и вероятным объяснением может быть то, что белые камни употреблялись как письменный материал , и что поэтому суть дела заключается не в камне, а в имени, написанном на нем Срав. Ис 62:2.

Значение слова Камень в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Касия - (Исх 30.24; Пс 44.9)ароматная кора дерева, близкого коричному, ...
  • Каршена - (Есф 1.14)аналог. Адмафа. ...
  • Кархамис - (Иер 46.2)см. Кархемис. ...
  • Карфа - (город) (Нав 21.34)левитский город в уделе Завулоновом (полагают, ...
  • Кармил - (сад)а) (Нав 15.55; 1Ц 15.12; 25.2,5,7,40; 2Пар 26.10)город ...
  • Каркая - (ущелье) (Нав 15.3)город или местность на юге удела ...
  • Кариафаим - (Иер 48.1,23)см. Кириафаим,а. ...
  • Кадмиил - (Бог древний) (Езд 2.40; 3.9; Неем 7.43; 9.4,5; ...
  • Кадильница - то же, что кадило . ...
  • Кадес - (святое место) (Быт 14.7; 20.1; Чис 13.27; 20.1,16; ...
  • Кавул - (бесполезный)а) (Нав 19.27)аналог. Аламелех;б) (3Ц 9.13)область в северной ...
  • Кааф - (Быт 46.11; Исх 6.16,18; Чис 3.17,19,27,29,30; 4.2,4,18,34; 10.21; ...
  • Кучины - Кучины русский дворянский род, происходящий, по преданию, ...
  • Кухарские - Кухарские русский дворянский род, восходящий к началу ...
  • Предсуществование - — понятие, входящее в круг идей учения о ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари