— описание истории, историческая литература . История исторической науки в целом , совокупность исследований, посвященных определенной эпохе , теме. Отрасль исторической науки, изучающая ее историю, смену методов исследования и направлений.
( история ...+...графия) - 1) наука , изучающая развитие ист. знаний; иногда - сама ист. наука; 2) история изучения какой-л. проблемы.
(греч. - описание истории) - история исторической науки в целом , а также совокупность исследований, посвященных отдельной теме, эпохе . Историографией также называется вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки, накопление исторических знаний, разногласия в истолковании исторических явлений.
– имеет два основных значения: история исторической науки в целом , а также совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической эпохе (например: историография Октябрьской революции, историография средних веков), или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в социально-классовом или национальном отношении (например, марксистская историография, французская историография.). Историография как история исторической науки. В древности ещё до появления письменности исторические представления и некоторые элементы исторических знаний существовали у всех народов в изустно передаваемых сказаниях и преданиях, в родословных предков. В раннеклассовых обществах были подготовлены некоторые условия для развития исторического познания (например, разработаны различные системы летосчисления), возникли первые записи исторического содержания: исторические надписи (царей, фараонов), погодные записи событий и др. Огромное влияние на описание и истолкование исторических событий оказывала религия . Все исторические события объяснялись "волей богов". Важным этапом в прогрессивном развитии исторического познания стала античная историография. Она нашла своё высшее проявление в сочинениях древнегреческих историков Геродота (прозванного "отцом истории") и особенно Фукидида ; для последнего характерны уже отказ от объяснения истории вмешательством божественных сил и стремление проникнуть во внутреннюю причинно-следственную связь событий, элементы исторической критики - попытка отделить достоверные факты от вымысла. Для историографии эпохи средних веков, когда характер исторического мышления определяла преимущественно церковная идеология , характерен провиденциалистский взгляд на историю, при котором исторические события рассматривались как результат вмешательства божественной воли, как осуществление "божественного плана". На западноевропейскую феодально-христианскую историографию наряду с Библией огромное влияние оказали философско-исторические концепции христианского теолога Августина Блаженного , на мусульманскую историографию – Коран . Наиболее распространёнными формами исторических сочинений наряду с агиографической литературой ( жития святых ) были анналы - "всемирные истории" - обзоры всемирной истории от "сотворения мира". Средневековые авторы, как правило, видели лишь внешнюю связь явлений в виде их хронологической последовательности, отсюда характерная форма исторических сочинений с погодной записью событий – анналы. На Руси их аналогом были летописи (наиболее известный из ранних русских летописных сводов - " Повесть временных лет "). В развитии российской исторической науки можно выделить ряд этапов: Возникновение русской историографии в 18 в. Наиболее существенный вклад в ее становление внес В.Н. Татищев в 5-ти томном труде « История России с самых древнейших времен. В это период в российской Академии наук складываются первые научные школы, дискутирующие по вопросу происхождения русского государства: норманская (Байер , Миллер ) и антинорманская (М.В. Ломоносов ). 2. Оформление русской историографии в 19 веке как самостоятельной дисциплины, в рамках которой складываются следующие направления: а) Консервативное направление в этот период было господствующим (крупнейший представитель 1-й пол. 19 в. - Н.М. Карамзин ). Оно отстаивало тезис о решающей роли самодержавия в русской истории, о коренном различии исторического развития России и Западной Европы (в допетровскую эпоху), о неприемлемости для России революционного пути развития. б) Государственная школа считала государство движущей силой исторического развития. Ее представители (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин и Соловьев С.М. ) признавали закономерности исторического развития, стремились установить взаимосвязь исторических явлений и рассматривали историю как процесс развития политических и юридических институтов - при особом внимании к истории государства (с которой нередко отождествлялась история народа ). в) Революционно-демократическая концепция истории сложилась в работах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского. Они при постановке вопроса об объективных законах истории, придавали особое значение развитию экономического быта, изменениям в социально-экономическом положении народных масс. Стержнем революционно-демократической концепции явилась идея о решающей роли народных масс в общественном развитии, в ходе которого определяющее значение революционные демократы придавали революционной борьбе угнетённых против угнетателей. г) Особое место в русской историографии XIX века занимают работы В.О. Ключевского , концентрировавшего своё внимание на анализе социальных и экономических факторов (особенно в работах 80-х гг.). Ключевский противопоставлял свои взгляды исторической концепции государственной школы и рассматривал историю как процесс развития сословий в их взаимоотношении друг с другом и с государством. д) В 70-х гг. XIX в России в работах Н.Я. Данилевского получает развитие концепция, отрицающая существование единого мирового исторического процесса. Формируется цивилизационный подход - это исследование состояния и развития общества и закономерной смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах, который получил дальнейшее развитие в работах западных исследователей О. Шпенглера , и А. Дж. Тойнби . е) Марксистская историография нашла свое выражение в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса . Марксизм доказал, что движущие силы истории определяются материальным производством, возникновением, развитием и гибелью различных способов производства , порождающих всю общественную структуру. В рамках этой концепции было сформулировано учения об общественно-экономических формациях в которую было вписано все мировое развитие. В России марксистская историография получила развитие в работах В.И. Ленина. Он разрабатывал проблемы буржуазных революций и социалистической революции, роли народных масс в истории, рабочего, демократического и национально-освободительного движения, особенности феодального строя в России, генезис капитализма , вопросы пореформенного социально-экономического и политического развития России и др. Он предложил свою периодизацию истории России и русского революционного движения. 3. Историография советского периода а) Официальная историография сложилась в СССР после октябрьской революции, когда сформировалась советская историческая наука , которая полностью опиралась на труды Маркса, Энгельса, Ленина, отвергнув все другие историографические концепции. Советская историография в силу господствующей идеологической установки концентрировалась на изучении классов и классовой борьбы в разные исторические периоды, на истории буржуазных революций (особенно Великой французской революции), Парижской Коммуны, возникновения и развития марксизма, русского революционного движения, большевизма, истории Великой Октябрьской революции и практически не уделяла внимания социальной (повседневной) истории. С середины 30-х гг. в советской исторической науке окончательно сформировалась концепция всемирно-исторического процесса, рассматривающая его как закономерную смену общественно-экономических формаций: первобытнообщинного строя, рабовладельческой формации, феодализма , капитализма, социализма ( коммунизма ), Изучение социально-экономических отношений, положения непосредственных производителей заняло центральное место в исторических исследованиях. Ведущими советскими историками становятся Б.Д. Греков и Б.А. Рыбаков . В 60-70-е гг. в советской историографии сформировался ряд исследовательских направлений, отличающихся определённой спецификой в разработке больших проблем истории, например М. Н. Тихомирова - по русской истории эпохи феодализма, А. Л. Сидорова - по истории российского империализма , И. И. Минца - по истории Великой Октябрьской революции, М. В. Нечкиной - по истории русского революционного движения 19 в. и т.д. б) альтернативные исторические исследования нашли развитие в концепции. Л.Н. Гумилев автора пассионарной теории , предложил рассматривать исторический процесс как динамику жизни и взаимодействия этносов . 4. Современное состояние российской исторической науки. В настоящее время российская историческая наука переживает переходный период: идет поиск новых подходов к изучению истории, большое внимание уделяется изучению социальной истории (на основе положений «школы Анналов »), истории отдельных социальных групп (например: интеллигенции), гендерной истории (истории взаимодействия полов) и др. Наблюдается тенденция к использованию комплексных подходов, когда для изучения конкретной исторической проблемы привлекаются методы смежных гуманитарных наук: философии, социологии, политологии, культурологии и др.
1) история исторической науки в целом , а также совокупность исследовании, посвященных определенной эпохе , теме, или совокупность исторических работ, обладающих единством содержания (например, российская, французская И.). 2) Отрасль исторической науки, специальная историческая дисциплина, изучающая накопление исторических знаний, истолкование исторических явлении, смену методологических направлений и др. 3) (Устаревшее) само описание истории, исторического процесса; отсюда историограф - то же, что историк.