Что такое Иоаким? Значение слова Иоаким в историческом словаре

1) Иоаким - Иоаким (1620 - 1690) - девятый и предпоследний патриарх всероссийский, из рода можайских дворян Савеловых, в 1655 г. оставил военную службу и принял монашество , в 1664 г. сделан архимандритом Чудова монастыря, вследствие чего стал в близкие сношения ко двору и к самому царю Алексею Михайловичу . В 1672 г. Иоаким поставлен был в митрополита новгородского. Он ввел в своей епархии определенную, однообразную для всех церковную дань , отменил обычай посылать из митрополичьего приказа для сбора этой дани светских чиновников, которые допускали злоупотребления, и повелел собирать эту дань поповским старостам . 26 июля 1674 г. Иоаким возведен был на патриарший престол . В 1675 г. он созвал в Москве собор , которым постановлено было: чтобы епархиальные архиереи имели в своих приказах судей из лиц духовных, чтобы мирские судьи лишь духовного чина ни в чем не судили и ничем не управляли, чтобы церковные дани собирались протопопами, архимандритами или поповскими старостами, чтобы дворяне и дети боярские посылались из архиерейских приказов только ""на не послушников и непокорников"". О неподсудности лиц духовного сана гражданским властям Иоаким, в 1686 г., исходатайствовал и царскую грамоту. Собором 1675 г. отменен был обычай вызывать в Москву по челобитным московских людей, тех лиц духовного сана, которые не принадлежали к патриаршей области; уничтожен был и тот источник архиерейских пререканий и своеволий, который состоял в том, что некоторые церковные вотчины были подвластны не тем архиереям, в епархиях которых они находились, а другим. Наконец, в 1687 г. Иоаким установил общую для всех епархий норму церковных даней пошлин. На соборе 1675 г. рассмотрен был также чиновник ( служебник ) архиерейского служения; изданы строгие постановления против роскоши в одежде духовенства. Собор 1681 г. признал необходимой совокупную борьбу духовной и светской власти с усиливавшимся расколом, просил царя подтвердить постановления собора 1667 г. об отсылке упорствующих раскольников к градскому суду, постановил отбирать старопечатные книги взамен их выдавать исправленные, установил надзор за продажей тетрадей, которые, под видом выписок из Священного Писания, содержали в себе хулы на книги церковные. Вообще Иоаким заботился о том, чтобы постановления против раскольников не оставались мертвой буквой: в этих именно видах умножено было число архиерейских кафедр и отправлены в свои епархии те архиереи, которые до тех пор жили в Москве с целью исправления раскольников ""молением и учением"". Иоаким рассылал в более крупные центры раскола особых увещателей и издал ряд полемических противораскольничьх сочинений. Наряду с более мелкими сочинениями против раскола, каковы: ""Извещение о чуде"" (М., 1677), ""О сложении трех перстов"" (М., 1677), ""Поучение ко всем православным христианам"" (М., 1682), слово благодарственное ""Об избавлении церкви от отступников"" (М., 1683), ""Слово против Никиты Пустосвята"" (М., 1684, 1721, 1753), Иоакиму приписывается еще ""Увет Духовный"" (М., 1682, 1753 и 1791) - обширный труд, который написан по поводу бунта 1682 г., в ответ на поданную тогда челобитную, и поныне признается одним из лучших сочинений против раскола. Едва ли впрочем, он действительно принадлежит перу Иоакима, хотя и напечатан от его имени. Все сочинение написано было в 50 дней - срок, слишком короткий для патриарха, обремененного многосложными административными делами. В авторе ""Увета"" виден глубокий знаток раскола и хороший полемист, тогда как Иоаким не был ни тем, ни другим; во время прений раскольников с православными в Грановитой палате 5 июля 1682 г. главным действующим лицом со стороны православных был не Иоаким, а Афанасий , архиепископ холмогорский (С. Белокуров ; в статье, напечатанной в ""Христианском Чтении"" 1886 г., № 7 - 8, доказывает, что ""Увет"" составлен Афанасием, при ближайшем участии Кариона Истомина ). ""Увет"" состоит из частей исторической и полемической. В первой излагается дело исправления церковно-богослужебных книг при Никоне и доказывается его законность . Вторая часть подробно отвечает на пункты раскольничьей челобитной, подтверждая свои мнения выписками из древних книг. При Иоакиме начались в Москве волнения из-за вопроса о времени Пресуществления св. даров в таинстве евхаристии - волнения, получившие особое значение вследствие того обстоятельства, что тогда же появились в Москве иезуиты . Симеон Полоцкий и особенно ученик его Сильвестр Медведев придерживались католического учения по этому вопросу; к ним примыкали многие лица из духовенства, влиятельные бояре и даже некоторые иерархи . Иоаким предпринял опровержение учения ""папежников"", обратясь к восточным патриархам за отеческими сочинениями, на которые те ссылались. иерусалимский патриарх прислал, между прочим, ""Провославное исповедание"" Петра Могилы , которое до тех пор было неизвестно в Москве. В споре приняли участие и братья Лихуды (см.), выписанные в Москву для занятий в академии, преобразованной из греческого училища, отрытого патриархом Иоакимом и царем Федором Алексеевичем в 1679 г. После мятежа 1689 г. и осуждения Медведева, который, опираясь на Шакловитого , замышлял убийство Иоакима, патриарх настоял на высылке из Москвы иезуитов и в 1690 г. собрал на собор архиереев и все московское духовенство которым торжественно осуждено было учения ""папежников"". В опровержение этого учения Иоаким также собирался издать сборник ""Остень"" (см. Евфимий ), но смерть патриарха, 17 марта 1690 г., помешала этому предприятию. В завещании Иоакима содержится завет царям, отличающийся суровой неприязнью к иноземцам. При Иоакиме, в 1687 г., киевская митрополия , с согласия восточных патриархов, подчинена была московскому патриарху; при нем же были изданы, после предварительного просмотра и исправления, богослужебные книги: Шестоднев (1678), Требник (1680), Псалтирь (1680), Минея общая (1681), Октоих (1683), Часослов (1688) и Типикон (1682). Исправлен был при Иоакиме и Апостол , но, по-видимому, не был напечатан. Ср. житие Иоакима, изданное Обществом любителей древней письменности (1880); ст. Гаврилова в ""Страннике"" (1873, № 1 - 3 и 6 - 9); П. Смирнов ""Иоаким патриарх Московский"" (М., 1881 - из ""Чтений в Обществе Любителей Духовного Просвещения"", 1879 - 1881 гг); Г. Воробьев ""О московском соборе 1681 - 1682"" (СПб., 1885); Г. Миркович ""О времени пресуществления св. Даров"" (Вильно, 1886); Барсуков ""Всероссийский патриарх Иоаким Савелов"" (СПб., 1890) и ст. Белокурова (""Христианские Чтения"", 1885, 11 - 12).

2) Иоаким - (Иегова устанавливает)-а) (4Ц 23.34-36; 24.1,5,6; 1Пар 3.15; 2Пар 36.4,5,8; Иер 1.3; 22.18; 24.1; 25.1; 26.1,21-23; 27.1; 35.1; 36.1,8,9,28-30,32; 37.1; 45.1; 46.2; 52.2; Дан 1.1.2; Мф 1.11)-один из сыновей Иосии, царь иудейский, царствовавший 11 лет в Иерусалиме после своего брата Иоахаза. Его настоящее имя-Елиаким (см. Елиаким,б) было изменено на Иоаким египетским царем Нехао, который и воцарил его. Позже Иерусалим подпал под владычество Навуходоносора, но Иоаким решил отложиться от него, за что был сурово обличаем пророком Иеремией. За свое царствование он совершил много мерзостей пред Господом: наполнил Иерусалим невинной кровью и идолопоклонством, убил пророка Урию, которого вызвал для этого из Египта, сжег свиток, в котором были записаны обличения пророка Иеремии, за что и был предан после смерти «ослиному погребению» (Иер 22.18-19). Является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа; (См. Иоахаз, б) б) (Неем 12.10,26)-сын (потомок) Иисуса, первосвященник во времена Ездры; в) (Иер 52.31; Иез 1.2)-см. Иехония.

3) Иоаким - второй сын царя Иосии; он прежде назывался Елиакимом, но когда фараон Нехао поставил его на царство вместо его брата Иоахаза, то переменил его имя «Близким» на «Иоаким» (4 Цар. 23:34). Он выжимал все возможное из своих подданных, чтобы платить Нехао тяжелую дань. Процарствовал он 11 лет, 609-599 до Р.Хр. Это был безжалостный, кровожадный и дерзкий правитель (4 Цар. 23:34-24:5; 2 Пар. 36:4 и дал.; Иер. 22:13 и дал ). Он преследовал Господних пророков (Иер. 26:20 и дал.), он же бросил пророчества Иеремии в огонь (Иер. 36). Процарствовав три года, он подпал под владычество вавилонян, которые разбили египтян в битве при Кархемисе 606 г. до Р.Хр., Но, три года спустя, он отделился от них. Наемная армия Навуходоносора была послана, чтобы погубить его (4 Цар. 24:1 и дал ), и, вероятно, в это время он постыдно умер, согласно пророчеству Иер. 22:18 и далее.

4) Иоаким - (в миру Иван -Большой Петрович Савёлов) (1620-90), патриарх Московский и всея Руси с 1674.Способствовал подчинению Киевской митрополии Русской православной церкви. Поддерживал Петра I в его борьбе с царевной Софьей Алексеевной. Оказывал покровительство Епифанию Славинецкому. Автор "Слова против Никиты Пустосвята" (1684).

Иоаким

Иоаким (1620 - 1690) - девятый и предпоследний патриарх всероссийский , из рода можайских дворян Савеловых, в 1655 г. оставил военную службу и принял монашество , в 1664 г. сделан архимандритом Чудова монастыря, вследствие чего стал в близкие сношения ко двору и к самому царю Алексею Михайловичу . В 1672 г. Иоаким поставлен был в митрополита новгородского. Он ввел в своей епархии определенную, однообразную для всех церковную дань , отменил обычай посылать из митрополичьего приказа для сбора этой дани светских чиновник ов, которые допускали злоупотребления, и повелел собирать эту дань поповским старостам . 26 июля 1674 г. Иоаким возведен был на патриарший престол . В 1675 г. он созвал в Москве собор , которым постановлено было : чтобы епархиальные архиереи имели в своих приказах судей из лиц духовных, чтобы мирские судьи лишь духовного чина ни в чем не судили и ничем не управляли, чтобы церковные дани собирались протопопами, архимандритами или поповскими старостами, чтобы дворяне и дети боярские посылались из архиерейских приказов только ""на не послушников и непокорников"". О неподсудности лиц духовного сана гражданским властям Иоаким, в 1686 г., исходатайствовал и царскую грамоту. Собор ом 1675 г. отменен был обычай вызывать в Москву по челобитным московских людей, тех лиц духовного сана, которые не принадлежали к патриаршей области; уничтожен был и тот источник архиерейских пререканий и своеволий, который состоял в том, что некоторые церковные вотчины были подвластны не тем архиереям, в епархиях которых они находились, а другим. Наконец , в 1687 г. Иоаким установил общую для всех епархий норму церковных даней пошлин. На соборе 1675 г. рассмотрен был также чиновник ( служебник ) архиерейского служения; изданы строгие постановления против роскоши в одежде духовенства. Собор 1681 г. признал необходимой совокупную борьбу духовной и светской власти с усиливавшимся расколом, просил царя подтвердить постановления собора 1667 г. об отсылке упорствующих раскольников к градскому суду, постановил отбирать старопечатные книги взамен их выдавать исправленные, установил надзор за про даже й тетрадей, которые, под видом выписок из Священного Писания, содержали в себе хулы на книги церковные. Вообще Иоаким заботился о том, чтобы постановления против раскольников не оставались мертвой буквой: в этих именно видах умножено было число архиерейских кафедр и отправлены в свои епархии те архиереи, которые до тех пор жили в Москве с целью исправления раскольников ""молением и учением"". Иоаким рассылал в более крупные центры раскола особых увещателей и издал ряд полемических противораскольничьх сочинений. Наряду с более мелкими сочинениями против раскола, каковы: ""Извещение о чуде"" (М., 1677), ""О сложении трех перстов"" (М., 1677), ""Поучение ко всем православным христианам"" (М., 1682), слово благодарственное ""Об избавлении церкви от отступников"" (М., 1683), "" Слово против Никиты Пустосвята"" (М., 1684, 1721, 1753), Иоакиму приписывается еще ""Увет Духовный"" (М., 1682, 1753 и 1791) - обширный труд , который написан по поводу бунта 1682 г., в ответ на поданную тогда челобитную, и поныне признается одним из лучших сочинений против раскола. Едва ли впрочем , он действительно принадлежит перу Иоакима, хотя и напечатан от его имени . Все сочинение написано было в 50 дней - срок , слишком короткий для патриарха, обремененного многосложными административными делами. В авторе ""Увета"" виден глубокий знаток раскола и хороший полемист , тогда как Иоаким не был ни тем, ни другим; во время прений раскольников с православными в Грановитой палате 5 июля 1682 г. главным действующим лицом со стороны православных был не Иоаким, а Афанасий , архиепископ холмогорский (С. Белокуров ; в статье, напечатанной в ""Христианском Чтении"" 1886 г., № 7 - 8, доказывает, что ""Увет"" составлен Афанасием, при ближайшем участии Кариона Истомина ). ""Увет"" состоит из частей исторической и полемической. В первой излагается дело исправления церковно-богослужебных книг при Никоне и доказывается его законность . Вторая часть подробно отвечает на пункты раскольничьей челобитной, подтверждая свои мнения выписками из древних книг. При Иоакиме начались в Москве волнения из-за вопроса о времени Пресуществления св. даров в таинстве евхаристии - волнения, получившие особое значение вследствие того обстоятельства , что тогда же появились в Москве иезуиты . Симеон Полоцкий и особенно ученик его Сильвестр Медведев придерживались католического учения по этому вопросу; к ним примыкали многие лица из духовенства, влиятельные бояре и даже некоторые иерархи . Иоаким предпринял опровержение учения ""папежников"", обратясь к восточным патриархам за отеческими сочинениями, на которые те ссылались. иерусалимский патриарх прислал, между прочим, ""Провославное исповедание"" Петра Могилы , которое до тех пор было неизвестно в Москве. В споре приняли участие и братья Лихуды (см.), выписанные в Москву для занятий в академии , преобразованной из греческого училища, отрытого патриархом Иоакимом и царем Федором Алексеевичем в 1679 г. После мятежа 1689 г. и осуждения Медведева , который, опираясь на Шакловитого , замышлял убийство Иоакима, патриарх настоял на высылке из Москвы иезуитов и в 1690 г. собрал на собор архиереев и все московское духовенство которым торжественно осуждено было учения ""папежников"". В опровержение этого учения Иоаким также собирался издать сборник ""Остень"" (см. Евфимий ), но смерть патриарха, 17 марта 1690 г., помешала этому предприятию. В завещании Иоакима содержится завет царям, отличающийся суровой неприязнью к иноземцам. При Иоакиме, в 1687 г., киевская митрополия , с согласия восточных патриархов, подчинена была московскому патриарху; при нем же были изданы, после предварительного просмотра и исправления, богослужебные книги: Шестоднев (1678), Требник (1680), Псалтирь (1680), Минея общая (1681), Октоих (1683), Часослов (1688) и Типикон (1682). Исправлен был при Иоакиме и Апостол , но, по-видимому , не был напечатан. Ср. житие Иоакима, изданное Обществом любителей древней письменности (1880); ст. Гаврилова в ""Страннике"" (1873, № 1 - 3 и 6 - 9); П. Смирнов ""Иоаким патриарх Московский"" (М., 1881 - из ""Чтений в Обществе Любителей Духовного Просвещения"", 1879 - 1881 гг); Г. Воробьев ""О московском соборе 1681 - 1682"" (СПб., 1885); Г. Миркович ""О времени пресуществления св. Даров"" ( Вильно , 1886); Барсуков ""Всероссийский патриарх Иоаким Савелов"" (СПб., 1890) и ст. Белокурова (""Христианские Чтения"", 1885, 11 - 12).

(Иегова устанавливает)-а) (4Ц 23.34-36; 24.1,5,6; 1Пар 3.15; 2Пар 36.4,5,8; Иер 1.3; 22.18; 24.1; 25.1; 26.1,21-23; 27.1; 35.1; 36.1,8,9,28-30,32; 37.1; 45.1; 46.2; 52.2; Дан 1.1.2; Мф 1.11)-один из сыновей Иосии, царь иудейский, царствовавший 11 лет в Иерусалиме после своего брата Иоахаза. Его настоящее имя-Елиаким (см. Елиаким,б) было изменено на Иоаким египетским царем Нехао, который и воцарил его. Позже Иерусалим подпал под владычество Навуходоносора, но Иоаким решил отложиться от него, за что был сурово обличаем пророком Иеремией. За свое царствование он совершил много мерзостей пред Господом: наполнил Иерусалим невинной кровью и идолопоклонством, убил пророка Урию, которого вызвал для э того из Египта, сжег свиток, в котором были записаны обличения пророка Иеремии, за что и был предан после смерти «ослиному погребению» (Иер 22.18-19). Является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа; (См. Иоахаз, б) б) (Неем 12.10,26)-сын (потомок) Иисуса, первосвященник во времена Ездры; в) (Иер 52.31; Иез 1.2)-см. Иехония.

второй сын царя Иосии; он прежде назывался Елиакимом, но когда фараон Нехао поставил его на царство вместо его брата Иоахаза, то переменил его имя «Близким» на «Иоаким» (4 Цар. 23:34). Он выжимал все возможное из своих подданных, чтобы платить Нехао тяжелую дань . Процарствовал он 11 лет, 609-599 до Р.Хр. Это был безжалостный, кровожадный и дерзкий правитель (4 Цар. 23:34-24:5; 2 Пар. 36:4 и дал.; Иер. 22:13 и дал ). Он преследовал Господних пророков (Иер. 26:20 и дал.), он же бросил пророчества Иеремии в огонь (Иер. 36). Процарствовав три года, он подпал под владычество вавилонян, которые разбили египтян в битве при Кархемисе 606 г. до Р.Хр., Но, три года спустя, он отделился от них. Наемная армия Навуходоносора была послана, чтобы погубить его (4 Цар. 24:1 и дал ), и, вероятно, в это время он постыдно умер, согласно пророчеству Иер. 22:18 и далее.

(в миру Иван -Большой Петрович Савёлов) (1620-90), патриарх Московский и всея Руси с 1674.Способствовал подчинению Киевской митрополии Русской православной церкви. Поддерживал Петра I в его борьбе с царевной Софьей Алексеевной. Оказывал покровительство Епифанию Славинецкому. Автор "Слова против Никиты Пустосвята" (1684).

Значение слова Иоаким в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Ишим - Ишим (сокращенно из двух слов: Иш и Мухаммед) ...
  • Ишбердей - Ишбердей князь вогуличей, владения которого были расположены ...
  • Итлар - Итлар князь половецкий. Вместе с другим половецким ...
  • Исуповы - Исуповы русский дворянский род, одного происхождения с ...
  • Истома - Истома ( еретик ) был сторонник Схария ...
  • Искра - Искра русский дворянский род, происходящий от гетмана ...
  • Исаковы - Исаковы русские дворянские роды. Федр Федосеевич Исаков ...
  • Илинские - Илинские польский графский и дворянский род, герба ...
  • Илейка - Илейка самозванец (1605 1607), принявший имя ...
  • Изяслава - Изяслава приемыш князя волынского Владимира Васильевича. Карамзин ...
  • Измайловы - Измайловы дворянские роды. От Ивана Ивановича Шаина, ...
  • Извольские - Извольские дворянский род, от Василия Дмитриевича Извольского, ...
  • Иероним - Иероним преподобный затворник печерский, XII века. Мощи ...
  • Иевлевы - Иевлевы дворянские роды. Афанасий Юрьев Иевлев пожалован ...
  • Уртакчи - монг., категория оседлого крестьянского населения Зол.Орды, обрабатывающего ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари