Что такое Иконоборчество? Значение слова Иконоборчество в историческом словаре

1) Иконоборчество - – социально-политическое и религиозное движение против культа икон, иконопочитания. Началось в ряде восточно-христианских стран в VII—VIII вв. В Византии выступления против икон в VIII-первой половине IX вв. приобрели характер движения против церкви, монастырского землевладения и выражавшего интересы разных социальных слоев. Иконоборцы, ссылаясь на Библию, труды церковных авторитетов, объявляли иконы идолами, а сам культ икон — иконопоклонством. Движение подрывало христианское учение о возможности обращения к сверхъестественному миру через религиозные символы . Против выступали знать, церковники, монашество . Император Лев III , стремясь укрепить государственную власть , опираясь на провинциальную знать, запретил в 730 г. культ икон, конфисковал церковно-монастырские сокровища. Культ икон на соборе в 754 г. был объявлен ересью . Но использование идей И. антифеодальным демократическим движением, в частности, лавликианством, заставило сплотиться различные слои высших классов, и на I Никейском соборе в 787 г. культ икон был восстановлен и окончательно утвержден в 843 г. Лозунги И. использовались в XVI в. Реформацией в борьбе с католической церковью . Нидерландская революция XVI а. началась народным восстанием в 1556 г., когда были разбиты иконы и статуи святых а 5,5 тыс. церквей.

2) Иконоборчество - — еретическое движение, выразившееся в отрицании почитания св. икон и гонениях на них; в период с VIII по IX вв. несколько раз получало официальное признание в восточной церкви. Первый этап гонений имел место при византийских императорах Льве III Исавре (717-741 гг.) и Константине V Копрониме (741-775 гг.), когда был созван иконоборческий собор 754 года и 300 епископов единодушно осудили иконопочитание. При императрице Ирине и ее сыне Константине Порфирородном (780-797 гг.) был созван VII Вселенский собор, утвердивший правило об иконопочитании. Затем гонения на иконы возобновились при Льве V Армянине (813-820 гг.) и его преемниках. Окончательное восстановление иконопочитания произошло лишь в 843 году при императрице Феодоре, в честь чего был установлен церковный праздник «Торжество православия». (19 февраля / 4 марта). Обосновывая свою позицию, иконоборцы апеллировали прежде всего к ветхозаветному запрещению изображать Бога (Втор V, 8), хотя уже в самом Ветхом Завете присутствуют описания священных изображений — херувимов на ковчеге Завета, в Иерусалимском храме и др. Кроме того, с догматической точки зрения, иконоборческая ересь была направлена против воплощения Христа, поскольку икона воспринималась как одно из наглядных подтверждений явления Бога в мир в человеческом образе. В защиту иконопочитания выступали многие богословы и церковные деятели: Иоанн Дамаскин, Федор Студит, константинопольские патриархи Герман, Тарасий, Никифор и др.

3) Иконоборчество - - последняя императорская: ересь , которая осуждала иконопочитание как идолопоклонство. Ересь эту воздвигли императоры из династии Исавров. В 726 г. Лев III (717-741) издал здикт против икон и мощей, в 754 г. его сын Константин V (741-775) собрал лжесобор против иконопочитания. Ересь была осуждена на VII Всел. Соборе (787), но несмотря на это император Лев V (813-820) и его преемники возобновили ее. Окончательное Торжество Православия над ересью наступило на Соборе 843 г.

4) Иконоборчество - антихристианское движение в Византии VII-IX вв., направленное против монашества и иконопочитания. Имело цель ослабить христианство и отвести народ от веры. В России иконоборчество было присуще ереси жидовствующих.

5) Иконоборчество - - движение, которое возникло в Византии в первой половине VIII века и было направлено против почитания икон, за укрепление светской власти и умаление влияния церкви. Иконоборцы, в числе которых были некоторые малоазийские епископы , объявили иконы идолами, а культ икон - идолопоклонством , сродним язычеству. Василеве Лев III , замечательный полководец, администратор и законодатель, опираясь на армию, провинциальную знать, придворную аристократию и часть белого духовенства, с 726 года выступил против иконопочитания, а в 730 году отменил культ икон. Уничтожение религиозных символов, христианских реликвий, культа мощей подрывало авторитет и материальную базу церкви и монашества. Против иконоборчества выступила часть духовенства, монашества, крупных церковных иерархов, а также часть столичной аристократии, особенно из числа знатных женщин, фанатично преданных почитанию икон. Идейным главой защитников икон в VIII веке был знаменитый Иоанн Дамаскин (арабское имя - Мансур). Правительственную же политику поддержали провинциальная служилая знать большинства фем, армия , а постепенно и торгово-ремесленные слои византийского города . Сын и преемник Льва III, Константин V, с еще большей энергией выступил против иконопочитания, за что позднее получил от своих недругов кличку Копроним ("Дермоименный"): по легенде, будучи младенцем, он испражнился в купель во время совершения над ним обряда крещения. Василеве созвал в 754 году во дворце Иерии на азиатском берегу Босфора, между портовыми городами Халкидоном и Хрисополем большой церковный собор , на котором присутствовало свыше 300 епископов. Они объявили иконопочитание ересью . Были приняты законы , ограничивающие рост монашества, а значит, сокращавшие доходы церкви. Даже ношение монашеской одежды оказалось под запретом. Примерно с 761 года Константин V стал подвергать открытым гонениям и мучениям отдельных, наиболее непокорных представителей монашества, хотя преувеличивать размеры преследований не стоит. Речь идет о нескольких сотнях потерпевших. Попытка возвратиться к ортодоксальному православию была предпринята императрицей - регентшей. Ириной на VII Вселенском соборе в сентябре 787 года в малоазийском городе Никее (в Константинополе организовать собор не удалось, так как горожане столицы, армия были настроены в массе своей все еще антииконопочитательски и оставались верны памяти умершего одиннадцать лет назад Константина V). Тем не менее, Никейский собор подверг анафеме иконоборцев и установил иконопочитание. Чествование икон и поклонение им, по учению собора, относится не к веществу иконы, не к дереву и краскам, а к тому, кто изображен на иконе, следовательно, не имеет характера идолопоклонства. Последующие четверть века прошли без особых религиозных эксцессов, пока не последовала иконоборческая реакция , усилившаяся с правления Льва V Армянина (813 - 820 гг.), энергичного и популярного полководца. Эта реакция достигла апогея при горячем, несдержанном василевсе Феофиле (829 - 842 гг.), воспитанном в непримиримом иконоборческом духе. После его смерти, вдова Феофила, императрица - регентша Феодора уже в начале 842 года незамедлительно вернула государство на курс иконопочитания, однако основная цель правительственной иконоборческой политики - ослабление церкви, более полное подчинение ее императорской власти, была достигнута. Следует учитывать, что между исследователями существуют большие разногласия относительно происхождения этого движения, его причин, характера, движущих сил, социального состава, значения.

Иконоборчество

– социально-политическое и религиозное движение против культа икон, иконопочитания. Началось в ряде восточно-христианских стран в VII—VIII вв. В Византии выступления против икон в VIII-первой половине IX вв. приобрели характер движения против церкви, монастырского землевладения и выражавшего интересы разных социальных слоев. Иконоборцы, ссылаясь на Библию, труды церковных авторитетов, объявляли иконы идолами, а сам культ икон — иконопоклонством. Движение подрывало христианское учение о возможности обращения к сверхъестественному миру через религиозные символы . Против выступали знать , церковники, монашество . Император Лев III , стремясь укрепить государственную власть , опираясь на провинциальную знать, запретил в 730 г. культ икон, конфисковал церковно-монастырские сокровища. Культ икон на соборе в 754 г. был объявлен ересью . Но использование идей И. антифеодальным демократическим движением, в частности, лавликианством, заставило сплотиться различные слои высших классов, и на I Никейском соборе в 787 г. культ икон был восстановлен и окончательно утвержден в 843 г. Лозунги И. использовались в XVI в. Реформацией в борьбе с католической церковью . Нидерландская революция XVI а. началась народным восстанием в 1556 г., когда были разбиты иконы и статуи святых а 5,5 тыс. церквей.

— еретическое движение , выразившееся в отрицании почитания св. икон и гонениях на них; в период с VIII по IX вв. несколько раз получало официальное признание в восточной церкви. Первый этап гонений имел место при византийских император ах Льве III Исавре (717-741 гг.) и Константине V Копрониме (741-775 гг.), когда был созван иконоборческий собор 754 года и 300 епископов единодушно осудили иконопочитание. При императрице Ирине и ее сыне Константине Порфирородном (780-797 гг.) был созван VII Вселенский собор, утвердивший правило об иконопочитании. Затем гонения на иконы возобновились при Льве V Армянине (813-820 гг.) и его преемниках. Окончательное восстановление иконопочитания произошло лишь в 843 году при императрице Феодоре, в честь чего был установлен церковный праздник «Торжество православия». (19 февраля / 4 марта). Обосновывая свою позицию, иконоборцы апеллировали прежде всего к ветхозаветному запрещению изображать Бога (Втор V, 8), хотя уже в самом Ветхом Завете присутствуют описания священных изображений — херувимов на ковчеге Завета, в Иерусалимском храме и др. Кроме того, с догматической точки зрения, иконоборческая ересь была направлена против воплощения Христа, поскольку икона воспринималась как одно из наглядных подтверждений явления Бога в мир в человеческом образе. В защиту иконопочитания выступали многие богословы и церковные деятели: Иоанн Дамаскин, Федор Студит, константинопольские патриархи Герман, Тарасий, Никифор и др.

- последняя император ская: ересь , которая осуждала иконопочитание как идолопоклонство. Ересь эту воздвигли императоры из династии Исавров. В 726 г. Лев III (717-741) издал здикт против икон и мощей, в 754 г. его сын Константин V (741-775) собрал лжесобор против иконопочитания. Ересь была осуждена на VII Всел. Соборе (787), но несмотря на это император Лев V (813-820) и его преемники возобновили ее. Окончательное Торжество Православия над ересью наступило на Соборе 843 г.

антихристианское движение в Византии VII-IX вв., направленное против монашества и иконопочитания. Имело цель ослабить христианство и отвести народ от веры. В России иконоборчество было присуще ереси жидовствующих.

- движение , которое возникло в Византии в первой половине VIII века и было направлено против почитания икон, за укрепление светской власти и умаление влияния церкви. Иконоборцы, в числе которых были некоторые малоазийские епископы , объявили иконы идолами, а культ икон - идолопоклонством , сродним язычеству. Василеве Лев III , замечательный полководец, администратор и законодатель, опираясь на армию, провинциальную знать , придворную аристократию и часть белого духовенства, с 726 года выступил против иконопочитания, а в 730 году отменил культ икон. Уничтожение религиозных символов, христианских реликвий, культа мощей подрывало авторитет и материальную базу церкви и монашества. Против иконоборчества выступила часть духовенства, монашества, крупных церковных иерархов, а также часть столичной аристократии, особенно из числа знатных женщин, фанатично преданных почитанию икон. Идейным главой защитников икон в VIII веке был знаменитый Иоанн Дамаскин (арабское имя - Мансур). Правительственную же политику поддержали провинциальная служилая знать большинства фем, армия , а постепенно и торгово-ремесленные слои византийского города . Сын и преемник Льва III, Константин V, с еще большей энергией выступил против иконопочитания, за что позднее получил от своих недругов кличку Копроним ("Дермоименный"): по легенде, будучи младенцем, он испражнился в купель во время совершения над ним обряда крещения. Василеве созвал в 754 году во дворце Иерии на азиатском берегу Босфора, между портовыми городами Халкидоном и Хрисополем большой церковный собор , на котором присутствовало свыше 300 епископов. Они объявили иконопочитание ересью . Были приняты законы , ограничивающие рост монашества, а значит, сокращавшие доходы церкви. Даже ношение монашеской одежды оказалось под запретом. Примерно с 761 года Константин V стал подвергать открытым гонениям и мучениям отдельных, наиболее непокорных представителей монашества, хотя преувеличивать размеры преследований не стоит. Речь идет о нескольких сотнях потерпевших. Попытка возвратиться к ортодоксальному православию была предпринята императрицей - регентшей. Ириной на VII Вселенском соборе в сентябре 787 года в малоазийском городе Никее (в Константинополе организовать собор не удалось, так как горожане столицы, армия были настроены в массе своей все еще антииконопочитательски и оставались верны памяти умершего одиннадцать лет назад Константина V). Тем не менее, Никейский собор подверг анафеме иконоборцев и установил иконопочитание. Чествование икон и поклонение им, по учению собора, относится не к веществу иконы, не к дереву и краскам, а к тому, кто изображен на иконе, следовательно, не имеет характер а идолопоклонства. Последующие четверть века прошли без особых религиозных эксцессов, пока не последовала иконоборческая реакция , усилившаяся с правления Льва V Армянина (813 - 820 гг.), энергичного и популярного полководца. Эта реакция достигла апогея при горячем, несдержанном василевсе Феофиле (829 - 842 гг.), воспитанном в непримиримом иконоборческом духе. После его смерти, вдова Феофила, императрица - регентша Феодора уже в начале 842 года незамедлительно вернула государство на курс иконопочитания, однако основная цель правительственной иконоборческой политики - ослабление церкви, более полное подчинение ее император ской власти, была достигнута. Следует учитывать, что между исследователями существуют большие разногласия относительно происхождения этого движения , его причин, характера, движущих сил, социального состава, значения.

Значение слова Иконоборчество в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Императрица - — жена императора . Термин в этом значении ...
  • Иммунитет - — в феодальном праве привилегия феодала осуществлять в ...
  • Имманентный - – внутренне присущий. Противоположность — трансцендентный. ...
  • Имерина - – Имерна – государство на острове Мадагаскар, возникшее ...
  • Именины - — день ангела — в христианской традиции – ...
  • Имамат - – общее название мусульманского теократического государства. Государство мюридов ...
  • Ильхан - – титул монгольских ханов из династии Хулагуидов. Буквально ...
  • Извоз - — перевозка грузов и пассажиров, первоначально — лошадьми. ...
  • Ижора - — народ в Ленинградской области, главным образом в ...
  • Иеромонах - – монах священник . ...
  • Иерихон - — город VII—II тысячелетия до н. э. в ...
  • Иерархия - — расположение частей или элементов целого в порядке ...
  • Иена - – денежная единица Японии, одна из основных мировых ...
  • Иеговисты - — «Общество свидетелей Иеговы» –протестантская секта, основанная в ...
  • Славяне - крупнейшая группа народов Европы: восточные ( русские ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари