Что такое Иерусалим? Значение слова Иерусалим в историческом словаре

1) Иерусалим - (основание мира или безопасное жилище)-главный город образовавшегося при Давиде Израильского царства и духовный центр всей земли: «Ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне-из Иерусалима» (Ис 2.3). Величайший из царей Давид, расширяя свое царство, взял крепость Сион (2Ц 5.7), располагавшуюся на одноименной горе и бывшую частью Иевуса (см.), населенного иевусеями, и тем положил основание Иерусалиму. Еще раньше, по смерти И.Навина, израильтяне взяли Иерусалим, сожгли его, но иевусеи продолжали там жить и после этого (Нав 1.8,21). Сын Давида Соломон построил в Иерусалиме храм Господу, в который был перенесен ковчег и в который приходили на поклонение живому, истинному Богу люди со всех концов земли. Иерусалим имеет множество и других названий: - Ариил (Ис 29.1,2,7), - башня стада (Мих 4.8), - город великий (см.), - город великого Царя (Пс 47.3; Мф 5.35), - город Господа (Ис 60.14), - город Давидов (см. город Давидов,а) - город Иудин (2Пар 25.28; Лк 1.39), - город истины (Зах 8.3), - город кровей (см.), - город правды (Ис 1.26), - град Божий (Пс 45.5; 86.3), - долина видения (Ис 22.1,5), - жительница долины (Иер 21.13), - престол Господа (Иер 3.17), - радость всей земли (Плач 2.15), - Салим (Быт 14.18; Пс 75.3; Евр 7.1,2), - святая гора (см.), - святой город (см.), - святыня (Иол 3.17), - Сион (см.), - скала равнины (Иер 21.13), - совершенство красоты (Плач 2.15), - столица верная (Ис 1.21,26). Иерусалим достался колену Вениаминову, но был расположен на границе с уделом Иудиным и сделался столицей Иудейского царства, объединившего эти два колена, когда остальные десять колен после смерти Соломона отделились. Иерусалим расположен вокруг и севернее гор Сион (собственно город Давидов) и Мориа, расположенной на северо-восток от Сиона. Эти две горы в древности были соединены мостом и обнесены стенами. В дальнейшем город распространялся еще дальше на север и его стены несколько раз перестраивались. Иерусалим, расположенный на горах, особенно крутых с южной стороны, считался всегда очень надежной крепостью, но в своей истории подвергался многим нашествиям и разграблениям: - египетским царем Сусакимом около 928 г. до РХ (3Ц 14.25-26), - филистимлянами и арабами около 845 г. до РХ (2Пар 21.16-17), - сирийцами около 803 г. до РХ (2Пар 24.22-23), - израильским царем Иоасом около 790 г. до РХ (4Ц 14.13-14), - снова египетским царем Нехао около 608 г. до РХ (2Пар 36.3-4) и, наконец, - халдеями под предводительством Навуходоносора (см.) в 606 г. и 586 г. до РХ (2Пар 36.6-7,10,13-20). В этот последний раз Иерусалим и его храм были разрушены до основания, но через 70 лет-в 536 г. до РХ часть иудеев по повелению персидского царя Кира вернулась с Зоровавелем в Иерусалим и в период с 520 г. до 516 г. до РХ храм и частично город были восстановлены. В 332 г. до РХ Иерусалим был взят (но на этот раз не разрушен) Александром Великим, а после его смерти захвачен около 301 г. до РХ одним из его преемников-Птолемеем, царем египетским. В 198 г. до РХ Иерусалим захватил Антиох Великий из династии селевкидов, а в 178 г. до РХ Антиох Епифан подверг Иерусалим разрушению и осквернил храм, поставив в нем чуждые алтари и начав приносить в жертву свиное мясо (подражая некоторым греческим культам). В 165 г. до РХ Иерусалим вновь обрел независимость и в течение 100 лет управлялся потомками братьев Маккавеев. В 63 г. до РХ город был взят римлянами под предводительством Помпея. Вступивший с их дозволения на престол в Иерусалиме в 37 г. до РХ Ирод Великий приложил много стараний к восстановлению города и храма. Около 20 г. до РХ он начал основательную перестройку храма (Ин 2.20), обильно украшая его драгоценными камнями и золотом, но в 70 г. по РХ, как и было предсказано Господом, город и храм (в ходе так называемой Иудейской войны) были до основания, более жестоко, чем когда-нибудь ранее, разрушены римлянами под водительством будущего императора Тита. Уцелели лишь три башни и часть западной стены, известная ныне как «стена плача», в которой по народному преданию есть несколько камней из храма Зоровавеля, а может быть и первого. В 135 г. некто Баркохба, выдавая себя за Мессию, поднял мятеж иудеев против римлян и те в отместку вновь разрушили Иерусалим, убили более 580 тыс. человек, а место, где был храм, вспахали плугом. По приказу императора Адриана место было названо Элия Капитолина и появление в этом городе иудеям было запрещено под страхом смерти. Для дополнительного осквернения бывшего места храма там был заложен храм Юпитеру. В 326 г. при императоре Константине Иерусалим вновь получил свое прежнее название, но, когда в 363 г. при Юлиане Отступнике была предпринята попытка восстановления храма на прежнем месте, основание его было, по свидетельству многих очевидцев, разрушено землетрясением и огнем, вышедшим из земли. В 637 г. Иерусалим был захвачен магометанами под предводительством калифа Омара и с тех пор остается под их владычеством. Современные стены Иерусалима были построены в 1542 г., на месте храма высятся теперь две мечети. Но значение Иерусалима для всякого верующего человека в другом. Он символ града Бога живого, небесного Иерусалима (Евр 12.22; От 3.12), нового, сходящего с неба (От 21.2) города будущей жизни. (См. Зилот, храм)

2) Иерусалим - - столица Государства Израиль . В древности - местонахождение Храма и столица (с конца 11 в. до н.э.) Израильско-Иудейского царства, в период 928 г. до н.э. - 70 г. н.э. - Иудейского царства. Крупный религиозный центр, священный город иудеев, христиан и мусульман.

3) Иерусалим - — Ерушалаим. Иерусалим, «Город Великого Царя», «радость всей земли» (Пс. 47:3; Пс. 121); святой город (Неем. 11:1,18; Мат. 4:5; 27 53), из которого слово Господне должно распространиться по всей земле (Ис. 2:3) ради Того, Который там был распят (Отк. 11:8; Лук. 24:47). О Иерусалиме мы знаем, что это был царский город евусян и назывался Иевус (Суд. 19:10 и дал.; 1 Пар. 11:4 и дал.; И. Нав. 18:28) Он называется также Салим (Пс. 75-3); может быть, и в Быт. 14: 18 говорится о нем После покорения Палестины, при разделе, он был отдан во владение колена Вениамина и находился на самой границе с коленом Иудиным (И Нав 18:16,28). Поэтому, некоторым образом, он считался городом колена Иуды (15:8). Так, напр., у И Нав 15-63 сказано, что сыны Иуды жили в Иерусалиме вместе с иевусеями, потом в Суд. 1:8, что сыновья Иуды покорили и сожгли город и в стихе 21, что сыновья Вениамина не могли выгнать иевусеев, но жили вместе с ними в Иерусалиме Благодаря расположению и хорошим укреплениям, прошло долгое время, пока израильтяне стали единовластно владеть городом. Только когда Давид взял крепость Сион (2 Цар. 5-6,9), Иерусалим оказался вполне во власти израильтян. При разделении царства после смерти Соломона он стал столицею Иудейского царства и был особенно почитаем благодаря храму и богослужению, которое там совершалось (3Цар. 12-27; Срав Пс. 77-68). Подвергнувшись ограблениям от Сусакима, царя Египетского (3Цар 14: 26), филистимлян и арабов (2 Пар 21: 17), сирийцев (2 Пар 24-23), от израильского царя Иоаса (4 Цар. 14-13 и дал ), от Египетского царя (2 Пар 36: 3), Иерусалим, наконец, был разрушен халдеями (2 Пар. 36:7,10,17 и дал). 70 лет спустя город вторично был отстроен возвратившимися евреями; Город потом был взят Александром Македонским, после смерти которого Иерусалим был взят египетским фараоном Птолемеем. В 170 г. город был разрушен Антиохом Епифаном, который снёс городские стены и в храме поставил статую Юпитера. Под водительством Маккавеев, около 163 г. до Р.Хр., евреи снова отвоевали свою независимость. Ровно через 100 лет после этого в 63 г. до Р.Хр. город был взят римлянами под начальством Помпея. Ирод Великий тратил большие деньги на украшение города, но в 70 году по Р.Хр. все — и город, и храм — были разрушены до основания римлянами под начальством Тита. Из всех построек Иерусалима уцелели только три башни и часть западной стены. После этого евреи вскоре получили возможность возвратиться в Иерусалим и под начальством бунтовщика Баркохбы вторично захватили город в свою власть, но были окончательно разбиты после трехлетней кровавой борьбы, в которой, по рассказам, погибло 580.000 евреев. Место, занимаемое раньше храмом, было вспахано плугом в знак полного уничтожения. Город в 135 г. по Р.Хр. был превращен в римскую колонию и въезд туда евреям был воспрещен под страхом смерти. Император Адриан переменил название города, дав ему имя Элия Капитолина (Aelia Capitolma ), посвятил его языческим богам для того, чтобы по возможности осквернить его. и сделал все, что мог, чтобы истребить все следы иудейства. Во время императора Константина Великого город получил свое прежнее название, а мать его, Елена, построила церковь над гробом Христа (около 326 г. по Р.Хр.). Когда Юлиан Отступник в 363 году начал, вопреки словам Христа, строить еврейский храм, его попытка, по свидетельству современников-летописцев, была уничтожена землетрясением и пламенем, вышедшим из земли Последующая история города вкратце такова. В 614-му году персидский царь Хозрой, умертвив 90.000 человек, истребил, насколько мог, всё что почиталось христианами. В 628 г. Хозрой был покорен Гераклием, и греки взяли Иерусалим обратно. Некоторое время спустя, а именно, с 637 г. наступило долгое и бедственное владычество магометан. После четырехмесячной осады город был захвачен калифом Омаром и подпал на долгое время под власть арабов. В 969 г. им завладели египетские фатимиды. В 1077 г. он был взят турками, а в 1099 году — крестоносцами, которые провозгласили Готфрида Бульонского королем. После него царствовал его брат Балдуин, который умер в 1118 году. Самостоятельное Иерусалимское королевство продержалось 88 лет. Благодаря предательству Раймунда, султан Саладин в 1187 г. снова покорил город. В 1242 году город был дарован итальянским князьям Салихом Измаилом, эмиром Дамаска, но в 1291 г. они совершенно потеряли его: он сделался владением египтян до 1382 года. Турецкий султан Селим в 1517 году покорил Египет, Сирию и Иерусалим; его сын Солиман выстроил или перестроил его теперешние стены в 1542 году. После этого город все время оставался под турецкой властью, за исключением периода 1831-1840 гг., когда им владел Ибрагим Паша — египтянин В 1948 году он был разделен между Израилем и Иорданией. Западная и южная части города остались в руках Израиля, восточная и северная, включая Старый город с храмовой горой перешли к Иордании В войну 1967-го года Израиль занял весь Иерусалим и объявил его объединенным городом и столицей государства. В объединенном Иерусалиме живут свыше 300 тысяч человек, из них примерно 250 тысяч — евреи, а остальные — мусульмане и христиане разных исповеданий Иерусалим расположен в центре иудейских гор на 31 ° 47 северной широты и 35° 15 восточной долготы от Гринвича, возвышаясь на 800 м над уровнем Средиземного моря Расстояние между морем и Иерусалимом около 50 км, до Мертвого моря расстояние равно 20 км, до Иордана — почти 30 км Местность постепенно понижается к востоку, где она обрывается так называемой Иосафатовой долиной, которая орошается в период дождей разливающимся Кедронским потоком. В юго-восточном конце города Иерусалима восточная Иосафатова долина встречается с южной Енномовой долиной, которая, начинаясь еще на западной стороне города, дает ему природную границу. К северу от города простирается обширная равнина, украшенная оливковыми деревьями и смоковницами. В середине самого города были две впадины или небольшие долимы, благодаря которым застроенная земля естественно делилась на три главные части или возвышенности. Самой высокой из этих возвышенностей была Сион на юго-западной сторонне, окруженная с юга и запада Енномовой долиною и с востока долиною Тиропеонскою, которая на юго-востоке оканчивается Кедронскою долиною, Сион, который у Иосифа Флавия называется «верхним городом», был издревле окружен стенами и глубоким рвом, и считался самым защищенным пунктом города; там были расположены крепость и царский дворец К северу от Сиона, отделенная частью долины Тиропеонской, была расположена Акра, называемая Иосифом Флавием «нижним городом». На северо-восток от Сиона расположена святая гора Мориа, которая соединялась с Сионом каменным мостом через Тиропеон; до сих пор еще существуют остатки моста. Гора Мориа вначале не была очень высокой, но впоследствии для постройки храма часть ее вершины была приподнята, а стороны выравнены; Мориа составляет только восточную часть горы, находящейся в городе; она поднимается к северу после небольшого спуска до высоты Бет-Заит (Оливковый дом). У Иосифа Флавия эта местность называется «Новый город». Вероятно, название Бет-Заит произошло потому, что раньше там росли оливковые сады. На юге гора Мориа спускается в Енномову долину. В настоящее время гора Мориа — самая низкая часть города. На восток от Иерусалима находится Елеонская гора, отделяемая от города Кедронскою долиною. С этой горы город и окружающее пространство до самого мертвого моря представляют прекрасную картину. У подножия Елеонской горы, напротив Мориа, расположен Гефсиманский сад. Вблизи от юго-восточной части города находится незначительное селение Сильван,, немного ниже «источника Неемии», называвшееся прежде Эн-Рогель ( En - Rogel ), от этого же места простираются соединившиеся здесь долины, извиваясь между высокими горами по направлению к Мертвому морю. При конце Тиропеонской долины между холмом Офелом и Сионом находится Силоамскии источник. Горы около Иерусалима различны по своей высоте и только в трех случаях — Неби-Самуил, Эль-Рам и Те-лел-Фулил — они достигают значительной высоты. Елеонская гора возвышается только на 60 м. над самой высокой частью горы Сион. Несмотря на это, все они служат охраной, так как врагу необходимо было перейти эти горы, чтобы подойти к Иерусалиму. Далекие вершины гор Моава на горизонте для завоевателей, приходящих с востока, кажутся стеною. Размышляя о неприступности города Иерусалима, которую создают эти горы в соединении с глубокими пропастями и долинами, становятся понятными такие выражения, как: «Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и навек (Пс. 124:2). Так как город был высоко расположен и лежал в центре Палестины, то он был для всех живущих вокруг племен крепостью, к которой они возводили свои глаза; о путешествии в Иерусалим часто встречаем таковые выражения, как «восходить» и т.п. Срав. Пс. 120:1 «Возвожу очи мои к горам». Такова естественная защита Иерусалима. Скажем также немного о стенах этого города. Самая первая из построенных Давидом и Соломоном стен заключала в себе горы Сион, Мориа и Офел. Глубокие, начинающиеся у подножия этих гор, долины давали возможность легко укрепить город с этой стороны. Эта южная стена во время царей простиралась вдоль обрывов этих холмов и заключала внутри себя Силоамский источник, Офел и, вероятно, части от Гионской и Кедронской долин (2 Пар. 33:14; Неем. 2:14- 3:15). Вторая стена, построенная Иофамом, Езекиею и Манассиею, перестраивалась на южной линии. Начинаясь с северо-восточной границы Сиона, она заключала внутри себя Акру, одну часть Везефа и сходилась со старою стеною на востоке. Эти стены были разрушены халдеями, но восстановлены, вероятно, по старому плану и остались таковыми во время Христа. Надо полагать, что при будущих раскопках удастся верно определить то место, где шла вторая стена — место которое более других вызывает споры, ибо это даст возможность определить действительное местоположение Голгофы. Третья стена, начатая Иродом Агриппой 10 лет спустя после смерти Христа, простиралась еще далее на север, до самых «гробниц царей», к югу от Везефа, где она, спускаясь, встречалась со старой стеной. Пространство, занимаемое Иерусалимом, имело 10 км в окружности, тогда как теперь оно равно 5 км. Теперешняя стена выстроена в 1542 году; она имеет от 13 до 20 м в вышину и, приблизительно, 3% км в длину. Восточная часть стены Иерусалима представляет почти прямую линию, а южная часть совпадает с местом, некогда занимавшимся храмом и называемым теперь Эль-Харам. На этом месте храма, бывшей горе Мориа, уже несколько веков стоят две магометанские мечети: роскошная восьмиугольная мечеть Омара, приблизительно, на месте старого храма, и пониже, ближе к стене, мечеть Эль-акса. В юго-восточном направлении от них стена (которая здесь имеет 25,6 м высоты) своим основанием возвышается на 50 метров над Кедроном. С этого места стена неправильной линией тянется в юго-западном направлении по горе Сиону, оставляя южную большую часть горы вне города, поворачивает в западной части Сиона к северу, по направлению к Яффским воротам, где стоит огромная башня, нижняя часть которой была построена в глубокой древности; она называется «башней Давида». У Иосифа Флавия она названа «Гиппиковой башней. Оттуда ломанной линией стена идет до северо-восточного угла и оставляет вне города большую часть Везефа. Местами стена укреплена четырехугольными башнями с площадками и бойницами для стрельбы. Из тех многих ворот (о которых мы читаем в Ветхом Завете, а также у Иосифа Флавия), жители города пользуются только четырьмя. Они называются Яффскими или Вифлеемскими на западе, Дамаскими на севере, Стефановыми на востоке и Сионскими на юге. В восточной стене около Эль-Харам находятся «Золотые ворота», давно уже заложенные камнем. Кроме этих, в городской стене находятся двое небольших ворот, которые недавно были открыты: «Ворота Ирода» на северо-востоке» и «Навозные ворота» у Стены плача на юге. Современный Иерусалим несомненно находится на месте прежнего города. До сих пор слова псалмопевца о Иерусалиме: что это — «прекрасная возвышенность, радость всей земли» (Пс. 47:3), — остаются справедливыми. Город с Елеонской горы представляет особенно красивый вид со своими внушительными стенами, многочисленными куполами и минаретами. Но прежней славы нет... По Евсевию ( IV 5) первая церковь в Иерусалиме в течение 100 лет управлялась епископами, которых сменилось за это время 15 человек, начиная с Иакова, брата Господня (Деян. 15: 13; Гал. 1:19). Преемниками его указываются: Симеон Иуст I, Закхей, Вениамин. Иоанн, Матфей, Филипп, Сенека, Иуст II, Левий, Ефрес, Иосиф и Иуда. В Библии также говорится о горнем Иерусалиме, который «мать всем нам» (Гал. 4:26), о небесном Иерусалиме, к которому верующие уже приступили в этой жизни (Евр. 12:22) и о новом Иерусалиме, нисходящем с неба на землю (Отк. 3:12; 21:2,10), в котором не существует никакого храма, а Бог со Своим Агнцем является его храмом (Отк. 21:22). Все это рисует нам царствие Божие при его начале и при его конце красками, взятыми из описания любимого евреями Иерусалима (Отк. 20:8).

Иерусалим

( о снова ние мира или безопасное жилище)-главный город образовавшегося при Давид е Израильского царства и духовный центр всей земли: «Ибо от Сион а выйдет закон и слово Господне-из Иерусалима» (Ис 2.3). Величайший из царей Давид, расширяя свое царство , взял крепость Сион (2Ц 5.7), располагавшуюся на одноименной горе и бывшую часть ю Иевуса (см.), населенного иевусеями, и тем положил основание Иерусалиму. Еще раньше , по смерти И.Навина, израильтяне взяли Иерусалим, сожгли его, но иевусеи продолжали там жить и после этого (Нав 1.8,21). Сын Давида Соломон построил в Иерусалиме храм Господу, в который был перенесен ковчег и в который приходили на поклонение живому, истинному Богу люди со всех концов земли. Иерусалим имеет множество и других названий: - Ариил (Ис 29.1,2,7), - башня стада (Мих 4.8), - город великий (см.), - город великого Царя (Пс 47.3; Мф 5.35), - город Господа (Ис 60.14), - город Давидов (см. город Давидов,а) - город Иудин (2Пар 25.28; Лк 1.39), - город истины (Зах 8.3), - город кровей (см.), - город правды (Ис 1.26), - град Божий (Пс 45.5; 86.3), - долина видения (Ис 22.1,5), - жительница долины (Иер 21.13), - престол Господа (Иер 3.17), - радость всей земли ( Плач 2.15), - Салим (Быт 14.18; Пс 75.3; Евр 7.1,2), - святая гора (см.), - святой город (см.), - святыня (Иол 3.17), - Сион (см.), - скала равнины (Иер 21.13), - совершенство красоты (Плач 2.15), - столица верная (Ис 1.21,26). Иерусалим достался колену Вениаминову, но был расположен на границе с уделом Иудиным и сделался столицей Иудейского царства, объединившего эти два колена, когда остальные десять колен после смерти Соломона отделились. Иерусалим расположен вокруг и север нее гор Сион ( собственно город Давидов) и Мориа , расположенной на северо-восток от Сиона. Эти две горы в древности были соединены мостом и обнесены стенами. В дальнейшем город распространялся еще дальше на север и его стены несколько раз перестраивались. Иерусалим, расположенный на горах, особенно крутых с южной стороны, считался всегда очень надежной крепостью, но в своей истории подвергался многим нашествиям и разграблениям: - египетским царем Сусакимом около 928 г. до РХ (3Ц 14.25-26), - филистимлянами и арабами около 845 г. до РХ (2Пар 21.16-17), - сирийцами около 803 г. до РХ (2Пар 24.22-23), - израильским царем Иоасом около 790 г. до РХ (4Ц 14.13-14), - снова египетским царем Нехао около 608 г. до РХ (2Пар 36.3-4) и, наконец, - халдеями под предводительством Навуходоносора (см.) в 606 г. и 586 г. до РХ (2Пар 36.6-7,10,13-20). В этот последний раз Иерусалим и его храм были разрушены до основания , но через 70 лет-в 536 г. до РХ часть иудеев по повелению персидского царя Кира вернулась с Зоровавелем в Иерусалим и в период с 520 г. до 516 г. до РХ храм и частично город были восстановлены. В 332 г. до РХ Иерусалим был взят (но на этот раз не разрушен) Александром Великим, а после его смерти захвачен около 301 г. до РХ одним из его преемников-Птолемеем, царем египетским. В 198 г. до РХ Иерусалим захватил Антиох Великий из династии селевкидов, а в 178 г. до РХ Антиох Епифан подверг Иерусалим разрушению и осквернил храм, поставив в нем чуждые алтари и начав приносить в жертву свиное мясо (подражая некоторым греческим культам). В 165 г. до РХ Иерусалим вновь обрел независимость и в течение 100 лет управлялся потомками братьев Маккавеев. В 63 г. до РХ город был взят римлянами под предводительством Помпея. Вступивший с их дозволения на престол в Иерусалиме в 37 г. до РХ Ирод Великий приложил много стараний к восстановлению города и храма. Около 20 г. до РХ он начал основательную перестройку храма (Ин 2.20), обильно украшая его драгоценными камнями и золотом, но в 70 г. по РХ, как и было предсказано Господом, город и храм (в ходе так называемой Иудейской войны ) были до основания, более жестоко, чем когда-нибудь ранее , разрушены римлянами под водительством будущего императора Тита . Уцелели лишь три башни и часть западной стены, известная ныне как «стена плача», в которой по народному преданию есть несколько камней из храма Зоровавеля, а может быть и первого. В 135 г. некто Баркохба, выдавая себя за Мессию, поднял мятеж иудеев против римлян и те в отместку вновь разрушили Иерусалим, убили более 580 тыс. человек , а место , где был храм, вспахали плугом. По приказу императора Адриана место было названо Элия Капитолина и появление в этом городе иудеям было запрещено под страхом смерти. Для дополнительного осквернения бывшего места храма там был заложен храм Юпитеру. В 326 г. при императоре Константине Иерусалим вновь получил свое прежнее название , но, когда в 363 г. при Юлиане Отступнике была предпринята попытка восстановления храма на прежнем месте, основание его было, по свидетельству многих очевидцев, разрушено землетрясением и огнем, вышедшим из земли. В 637 г. Иерусалим был захвачен магометанами под предводительством калифа Омара и с тех пор остается под их владычеством. Современные стены Иерусалима были построены в 1542 г., на месте храма высятся теперь две мечети. Но значение Иерусалима для всякого верующего человека в другом. Он символ града Бога живого, небесного Иерусалима (Евр 12.22; От 3.12), нового, сходящего с неба (От 21.2) города будущей жизни. (См. Зилот , храм)

- столица Государства Израиль . В древности - место нахождение Храм а и столица (с конца 11 в. до н.э.) Израильско-Иудейского царства, в период 928 г. до н.э. - 70 г. н.э. - Иудейского царства. Крупный религиозный центр , священный город иудеев, христиан и мусульман.

— Ерушалаим. Иерусалим, « Город Великого Царя», « радость всей земли» (Пс. 47:3; Пс. 121); святой город (Неем. 11:1,18; Мат. 4:5; 27 53), из которого слово Господне должно распространиться по всей земле (Ис. 2:3) ради Того, Который там был распят (Отк. 11:8; Лук. 24:47). О Иерусалиме мы знаем, что это был царский город евусян и назывался Иевус (Суд. 19:10 и дал.; 1 Пар. 11:4 и дал.; И. Нав. 18:28) Он называется также Салим (Пс. 75-3); может быть , и в Быт. 14: 18 говорится о нем После покорения Палестины, при разделе, он был отдан во владение колена Вениамина и находился на самой границе с коленом Иудиным (И Нав 18:16,28). По этом у, некоторым образом, он считался городом колена Иуды (15:8). Так, напр., у И Нав 15-63 сказано, что сыны Иуды жили в Иерусалиме вместе с иевусеями, потом в Суд. 1:8, что сыновья Иуды покорили и сожгли город и в стихе 21, что сыновья Вениамина не могли выгнать иевусеев, но жили вместе с ними в Иерусалиме Благодаря расположению и хорошим укреплениям, прошло долгое время, пока израильтяне стали единовластно владеть городом. Только когда Давид взял крепость Сион (2 Цар. 5-6,9), Иерусалим оказался вполне во власти израильтян. При разделении царства после смерти Соломон а он стал столицею Иудейского царства и был особенно почитаем благодаря храм у и богослужению, которое там совершалось (3Цар. 12-27; Срав Пс. 77-68). Подвергнувшись ограблениям от Сусакима, царя Египетского (3Цар 14: 26), филистимлян и арабов (2 Пар 21: 17), сирийцев (2 Пар 24-23), от израильского царя Иоаса (4 Цар. 14-13 и дал ), от Египетского царя (2 Пар 36: 3), Иерусалим, наконец, был разрушен халдеями (2 Пар. 36:7,10,17 и дал). 70 лет спустя город вторично был отстроен возвратившимися евреями; Город потом был взят Александром Македонским, после смерти которого Иерусалим был взят египетским фараоном Птолемеем. В 170 г. город был разрушен Антиох ом Епифаном, который снёс городские стены и в храме поставил статую Юпитера. Под водительством Маккавеев, около 163 г. до Р.Хр., евреи снова отвоевали свою независимость . Ровно через 100 лет после этого в 63 г. до Р.Хр. город был взят римлянами под начальством Помпея. Ирод Великий тратил большие деньги на украшение города, но в 70 году по Р.Хр. все — и город, и храм — были разрушены до основания римлянами под начальством Тита . Из всех построек Иерусалима уцелели только три башни и часть западной стены. После этого евреи вскоре получили возможность возвратиться в Иерусалим и под начальством бунтовщика Баркохбы вторично захватили город в свою власть, но были окончательно разбиты после трехлетней кровавой борьбы, в которой, по рассказам, погибло 580.000 евреев. Место , занимаемое раньше храмом, было вспахано плугом в знак полного уничтожения. Город в 135 г. по Р.Хр. был превращен в римскую колонию и въезд туда евреям был воспрещен под страхом смерти. Император Адриан переменил название города, дав ему имя Элия Капитолина (Aelia Capitolma ), посвятил его языческим богам для того, чтобы по возможности осквернить его. и сделал все, что мог, чтобы истребить все следы иудейства. Во время императора Константина Великого город получил свое прежнее название, а мать его, Елена, построила церковь над гробом Христа (около 326 г. по Р.Хр.). Когда Юлиан Отступник в 363 году начал, вопреки словам Христа, строить еврейский храм, его попытка , по свидетельству современников-летописцев, была уничтожена землетрясением и пламенем, вышедшим из земли Последующая история города вкратце такова. В 614-му году персидский царь Хозрой, умертвив 90.000 человек , истребил, насколько мог, всё что почиталось христианами. В 628 г. Хозрой был покорен Гераклием, и греки взяли Иерусалим обратно. Некоторое время спустя, а именно, с 637 г. наступило долгое и бедственное владычество магометан. После четырехмесячной осады город был захвачен калифом Омаром и подпал на долгое время под власть арабов. В 969 г. им завладели египетские фатимиды. В 1077 г. он был взят турками, а в 1099 году — крестоносцами, которые провозгласили Готфрида Бульонского королем. После него царство вал его брат Балдуин, который умер в 1118 году. Самостоятельное Иерусалимское королевство продержалось 88 лет. Благодаря предательству Раймунда, султан Саладин в 1187 г. снова покорил город. В 1242 году город был дарован итальянским князьям Салихом Измаилом, эмиром Дамаска, но в 1291 г. они совершенно потеряли его: он сделался владением египтян до 1382 года. Турецкий султан Селим в 1517 году покорил Египет, Сирию и Иерусалим; его сын Солиман выстроил или перестроил его теперешние стены в 1542 году. После этого город все время оставался под турецкой властью, за исключением период а 1831-1840 гг., когда им владел Ибрагим Паша — египтянин В 1948 году он был разделен между Израилем и Иорданией. Западная и южная части города остались в руках Израиля, восточная и север ная, включая Старый город с храмовой горой перешли к Иордании В войну 1967-го года Израиль занял весь Иерусалим и объявил его объединенным городом и столицей государства. В объединенном Иерусалиме живут свыше 300 тысяч человек, из них примерно 250 тысяч — евреи, а остальные — мусульмане и христиане разных исповеданий Иерусалим расположен в центр е иудейских гор на 31 ° 47 северной широты и 35° 15 восточной долготы от Гринвича, возвышаясь на 800 м над уровнем Средизе много моря Расстояние между морем и Иерусалимом около 50 км, до Мертвого моря расстояние равно 20 км, до Иордана — почти 30 км Местность постепенно понижается к востоку, где она обрывается так называемой Иосафатовой долиной, которая орошается в период дождей разливающимся Кедронским потоком. В юго-восточном конце города Иерусалима восточная Иосафатова долина встречается с южной Енномовой долиной, которая, начинаясь еще на западной стороне города, дает ему природную границу. К северу от города простирается обширная равнина, украшенная оливковыми деревьями и смоковницами. В середине самого города были две впадины или небольшие долимы, благодаря которым застроенная земля естественно делилась на три главные части или возвышенности. Самой высокой из этих возвышенностей была Сион на юго-западной сторонне, окруженная с юга и запада Енномовой долиною и с востока долиною Тиропеонскою, которая на юго-востоке оканчивается Кедронскою долиною, Сион, который у Иосифа Флавия называется «верхним городом», был издревле окружен стенами и глубоким рвом, и считался самым защищенным пунктом города; там были расположены крепость и царский дворец К северу от Сиона, отделенная частью долины Тиропеонской, была расположена Акра, называемая Иосифом Флавием «нижним городом». На северо-восток от Сиона расположена святая гора Мориа , которая соединялась с Сионом каменным мостом через Тиропеон; до сих пор еще существуют остатки моста. Гора Мориа вначале не была очень высокой, но впоследствии для постройки храма часть ее вершины была приподнята, а стороны выравнены; Мориа составляет только восточную часть горы, находящейся в городе; она поднимается к северу после небольшого спуска до высоты Бет-Заит (Оливковый дом). У Иосифа Флавия эта местность называется «Новый город». Вероятно, название Бет-Заит произошло потому, что раньше там росли оливковые сады. На юге гора Мориа спускается в Енномову долину. В настоящее время гора Мориа — самая низкая часть города. На восток от Иерусалима находится Елеонская гора, отделяемая от города Кедронскою долиною. С этой горы город и окружающее пространство до самого мертвого моря представляют прекрасную картину. У подножия Елеонской горы, на против Мориа, расположен Гефсиманский сад. Вблизи от юго-восточной части города находится незначительное селение Сильван,, немного ниже «источника Неемии», называвшееся прежде Эн-Рогель ( En - Rogel ), от этого же места простираются соединившиеся здесь долины, извиваясь между высокими горами по направлению к Мертвому морю. При конце Тиропеонской долины между холмом Офелом и Сионом находится Силоамскии источник. Горы около Иерусалима различны по своей высоте и только в трех случаях — Неби-Самуил, Эль-Рам и Те-лел-Фулил — они достигают значительной высоты. Елеонская гора возвышается только на 60 м. над самой высокой частью горы Сион. Несмотря на это, все они служат охраной, так как врагу необходимо было перейти эти горы, чтобы подойти к Иерусалиму. Далекие вершины гор Моава на горизонте для завоевателей, приходящих с востока, кажутся стеною. Размышляя о неприступности города Иерусалима, которую создают эти горы в соединении с глубокими пропастями и долинами, становятся понятными такие выражения, как: «Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего от ныне и навек (Пс. 124:2). Так как город был высоко расположен и лежал в центре Палестины, то он был для всех живущих вокруг племен крепостью, к которой они возводили свои глаза; о путешествии в Иерусалим часто встречаем таковые выражения, как «восходить» и т.п. Срав. Пс. 120:1 «Возвожу очи мои к горам». Такова естественная защита Иерусалима. Скажем также немного о стенах этого города. Самая первая из построенных Давидом и Соломоном стен заключала в себе горы Сион, Мориа и Офел. Глубокие, начинающиеся у подножия этих гор, долины давали возможность легко укрепить город с этой стороны. Эта южная стена во время царей простиралась вдоль обрывов этих холмов и заключала внутри себя Силоамский источник, Офел и, вероятно, части от Гионской и Кедронской долин (2 Пар. 33:14; Неем. 2:14- 3:15). Вторая стена, построенная Иофамом, Езекиею и Манассиею, перестраивалась на южной линии. Начинаясь с северо-восточной границы Сиона, она заключала внутри себя Акру, одну часть Везефа и сходилась со старою стеною на востоке. Эти стены были разрушены халдеями, но восстановлены, вероятно, по старому плану и остались таковыми во время Христа. Надо полагать, что при будущих раскопках удастся верно определить то место, где шла вторая стена — место которое более других вызывает споры, ибо это даст возможность определить действительное местоположение Голгофы. Третья стена, начатая Иродом Агриппой 10 лет спустя после смерти Христа, простиралась еще далее на север, до самых «гробниц царей», к югу от Везефа, где она, спускаясь, встречалась со старой стеной. Пространство, занимаемое Иерусалимом, имело 10 км в окружности, тогда как теперь оно равно 5 км. Теперешняя стена выстроена в 1542 году; она имеет от 13 до 20 м в вышину и, приблизительно, 3% км в длину. Восточная часть стены Иерусалима представляет почти прямую линию, а южная часть совпадает с местом, некогда занимавшимся храмом и называемым теперь Эль-Харам. На этом месте храма, бывшей горе Мориа, уже несколько веков стоят две магометанские мечети: роскошная восьмиугольная мечеть Омара, приблизительно, на месте старого храма, и пониже, ближе к стене, мечеть Эль-акса. В юго-восточном направлении от них стена (которая здесь имеет 25,6 м высоты) своим основание м возвышается на 50 метров над Кедроном. С этого места стена неправильной линией тянется в юго-западном направлении по горе Сиону, оставляя южную большую часть горы вне города, поворачивает в западной части Сиона к северу, по направлению к Яффским воротам, где стоит огромная башня , нижняя часть которой была построена в глубокой древности; она называется «башней Давида ». У Иосифа Флавия она названа «Гиппиковой башней. Оттуда ломанной линией стена идет до северо-восточного угла и оставляет вне города большую часть Везефа. Места ми стена укреплена четырехугольными башнями с площадками и бойницами для стрельбы. Из тех многих ворот (о которых мы читаем в Ветхом Завете, а также у Иосифа Флавия), жители города пользуются только четырьмя. Они называются Яффскими или Вифлеемскими на западе, Дамаскими на севере, Стефановыми на востоке и Сионскими на юге. В восточной стене около Эль-Харам находятся «Золотые ворота», давно уже заложенные камнем. Кроме этих, в городской стене находятся двое небольших ворот, которые недавно были открыты: «Ворота Ирода» на северо-востоке» и «Навозные ворота» у Стены плач а на юге. Современный Иерусалим несомненно находится на месте прежнего города. До сих пор слова псалмопевца о Иерусалиме: что это — «прекрасная возвышенность, радость всей земли» (Пс. 47:3), — остаются справедливыми. Город с Елеонской горы представляет особенно красивый вид со своими внушительными стенами, многочисленными куполами и минаретами. Но прежней славы нет... По Евсевию ( IV 5) первая церковь в Иерусалиме в течение 100 лет управлялась епископами, которых сменилось за это время 15 человек, начиная с Иакова, брата Господня (Деян. 15: 13; Гал. 1:19). Преемниками его указываются: Симеон Иуст I, Закхей, Вениамин. Иоанн, Матфей, Филипп, Сенека, Иуст II, Левий, Ефрес, Иосиф и Иуда. В Библии также говорится о горнем Иерусалиме, который «мать всем нам» (Гал. 4:26), о небесном Иерусалиме, к которому верующие уже приступили в этой жизни (Евр. 12:22) и о новом Иерусалиме, нисходящем с неба на землю (Отк. 3:12; 21:2,10), в котором не существует никакого храма, а Бог со Своим Агнцем является его храмом (Отк. 21:22). Все это рисует нам царствие Божие при его начале и при его конце красками, взятыми из описания любимого евреями Иерусалима (Отк. 20:8).

Значение слова Иерусалим в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Иехия - (1Пар 15.24)см. Иеиел,б. ...
  • Иехиел - (Бог живет)а) (1Пар 26.21)см. Иахав.а;б) (2Пар 29.14)аналог. Азария,р;в) ...
  • Иеффай - (Он освободит) (Суд 11.13,514,2830,32,34,40; 12.1,2,4,7; 1Ц 12.11; Евр ...
  • Иефонния - (в оригиналеИосиф) (Чис 13.7; 32.12; Нав 15.13; 1Пар ...
  • Иефер - (величие, изобилие)а) (Суд 8.20)старший сын Гедеона;б) (2Ц 17.25; ...
  • Иеуц - (советник) (1Пар 8.10)аналог. Авитув. ...
  • Иеуй - (1Пар 2.38)аналог. Азария,д. ...
  • Иеремия - (Иегова основывает, устанавливает)а) (4Ц 23.31; 24.18; Иер 52.1)из ...
  • Иерей - (Зах 3.1)в лексиконе православной церкви означает «служитель», «священник». ...
  • Иерахмиил - (Бог сострадателен) (1Пар 24.29)левит, сын (потомок) Киса из ...
  • Иерахмеел - (Бог сострадателен) (1Ц 27.10; 30.29)местность или поселение потомков ...
  • Иераполь - (священный город) (Кол 2.1; 4.13)город в Малой Азии, ...
  • Иерамеил - (Бог сострадателен) (Иер 36.26)сын царя иудейского Иоакима, один ...
  • Иеминий - (Суд 3.15)неточность перевода, в оригинале: «вениамитянин». ...
  • Изорники - – в Псковской земле XIVXVI вв. крестьяне, несшие ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари