1) Дуб - (Быт 35.4; Нав 24.26; Суд 6.11,19; 9.6,37; 1Ц 22.6; 31.13; 1Пар 10.12; Иез 6.13; Ос 4.13)-то же, что дубрава (см.), в других местах-просто дерево.
2) Дуб - самое почитаемое в Древней Руси дерево, символизирующее мужское начало , мощь, силу, твердость. Под дубом совершались языческие ритуалы и жертвоприношения, особенно связанные с культом громовержца Перуна . О культовой роли дубов свидетельствуют археологические находки: в 1975 со дна Днепра подняли древний дуб, в ствол которого было вставлено 9 кабаньих челюстей; в 1910 подобный дуб достали со дна Десны. В древнерусской грамоте 1302 упоминается местность Перунов дуб. Почитание дубов сохранилось и после принятия христианства. В отдельных местностях возле них вплоть до XIX в. служили молебны , совершали бракосочетания, приписывали им целительную силу, обращались к ним в заговорах. Духовный регламент (1721) осуждает тот факт, что некие "попы с народом молебствуют перед дубом, и ветви оного дуба поп народу раздает на благословение". В сер. XIX в. у старообрядцев-беспоповцев брачный союз заключался таким образом: парень, сговорясь с девушкой, отправлялся вместе с ней к заветному дубу и объезжал его три раза кругом. В Воронежской губ. пользовался уважением древний дуб: после венчания в церкви к нему направлялись молодые пары и трижды объезжали вокруг. О. П.
3) Дуб - 1) Так переведены в русской Библии слова «алла» (И». Нав. 24:26), «аллон» (Быт. 35:8; Ис. 2:13; Ис. 6: 13) и «элон» (Суд. 9:37; 1 Цар. 10:3; Суд. 4:11; Быт. 12:6; 13:18; Втор. 11: 30). Этими словами обозначаются различные породы дубов: дубы с мелкими листьями и годными в пищу плодами, величиною с яблоко, которые в изобилии росли на Васане (Ис. 2:13; Иез. 27:6), или «съедобный дуб», — маленькое дерево, плоды которого напоминают вкусом каштаны; также «каменный дуб» с вечнозелеными листьями; плод этого дерева вкусом напоминает орехи; вероятно, этот дуб. вместе с сосной, упоминается у Ис. 44:14 как материал для изготовления идолов. Некоторые исполинские дубы давали большую тень; под такими дубами устраивали иногда народные собрания (Суд. 9:6) и хоронили мертвых (Быт. 35:8). Близ Хеврона растет дуб более 3,3 м в обхвате, тень от которого имеет 30 м в диаметре. Народ называет его «дубом Авраама».
Синонимы: дуб, дубина, пень, тупица, чурбан
Дуб
(Быт 35.4; Нав 24.26; Суд 6.11,19; 9.6,37; 1Ц 22.6; 31.13; 1Пар 10.12; Иез 6.13; Ос 4.13)-то же, что дубрава (см.), в других местах-просто дерево .
самое почитаемое в Древней Руси дерево , символизирующее мужское начало , мощь, силу, твердость. Под дубом совершались языческие ритуалы и жертвоприношения, особенно связанные с культом громовержца Перуна . О культовой роли дубов свидетельствуют археологические находки: в 1975 со дна Днепра подняли древний дуб, в ствол которого было вставлено 9 кабаньих челюстей; в 1910 подобный дуб достали со дна Десны. В древнерусской грамоте 1302 упоминается местность Перунов дуб. Почитание дубов сохранилось и после принятия христианства. В отдельных местностях возле них вплоть до XIX в. служили молебны , совершали бракосочетания, приписывали им целительную силу, обращались к ним в заговорах. Духовный регламент (1721) осуждает тот факт, что некие "попы с народом молебствуют перед дубом, и ветви оного дуба поп народу раздает на благословение". В сер. XIX в. у старообрядцев-беспоповцев брачный союз заключался таким образом: парень, сговорясь с девушкой, отправлялся вместе с ней к заветному дубу и объезжал его три раза кругом. В Воронежской губ. пользовался уважением древний дуб: после венчания в церкви к нему направлялись молодые пары и трижды объезжали вокруг. О. П.
1) Так переведены в русской Библии слова «алла» (И». Нав. 24:26), «аллон» (Быт. 35:8; Ис. 2:13; Ис. 6: 13) и «элон» (Суд. 9:37; 1 Цар. 10:3; Суд. 4:11; Быт. 12:6; 13:18; Втор. 11: 30). Этими словами обозначаются различные породы дубов: дубы с мелкими листьями и годными в пищу плодами, величиною с яблоко, которые в изобилии росли на Васане (Ис. 2:13; Иез. 27:6), или «съедобный дуб», — маленькое дерево , плоды которого напоминают вкусом каштаны; также «каменный дуб» с вечнозелеными листьями; плод этого дерева вкусом напоминает орехи; вероятно, этот дуб. вместе с сосной, упоминается у Ис. 44:14 как материал для изготовления идолов. Некоторые исполинские дубы давали большую тень; под такими дубами устраивали иногда народные собрания (Суд. 9:6) и хоронили мертвых (Быт. 35:8). Близ Хеврона растет дуб более 3,3 м в обхвате, тень от которого имеет 30 м в диаметре. Народ называет его «дубом Авраама».