Что такое Диптих? Значение слова Диптих в историческом словаре

1) Диптих - - икона в виде двухчастного складня с рельефным или живописным изображением. Встречается в православном и католическом культовом искусстве. Две части Д. могут быть связаны определенным сюжетом или идеей.

2) Диптих - (гр. diptucon), списки имен, поминаемых во время литургии в древней церкви. Первоначально словом диптих обозначались употреблявшиеся греками и римлянами таблички для записи (записные книжки), представлявшие собой две деревянные, костяные или металлические дощечки, соединенные друг с другом; для записей предназначались внутренние стороны складня, внешние же стороны могли покрываться разного рода украшениями. Подобные книжки могли содержать дополнительные листы и тогда именовались триптихами (triptuca), пентаптихами (pentaptuca) и т.д. или вообще полиптихами (poluptuca). В церковном употреблении диптихами обозначались таблички, содержавшиеся в каждой церкви, на которых записывались те имена, которые возглашались с амвона во время Евхаристии. Эти таблички содержали имена приносивших дары, ряда других членов общины, правящего епископа и некоторых других архиереев, имена святых, мучеников и исповедников и, наконец, имена праведно скончавшихся членов данной общины. Диптихи выступали, таким образом, как воплощение идеи единства церкви, соединения в церкви живых и усопших, признанных святых и всех верующих. Вместе с тем соединение в диптихах имен святых с именами других верующих (верных) соответствовало идее всеобщей святости (см.) церкви, соединяющейся с Христом в результате Евхаристии. Диптихи употреблялись в церкви с древнейших (возможно, с апостольских) времен. Во всяком случае в III в. они были, по свидетельству св. Киприана , во всеобщем употреблении. В Восточной Церкви диптихи применялись еще в XV в., в Западной - вплоть до XII в. Диптихи могли быть разного размера в зависимости от числа поминаемых. С развитием общецерковного культа святых и образованием крупных церковных областей диптихи разрастались и могли менять свою форму. Например, в церкви св. Лаврентия в Константинополе диптихи были записаны на мраморной колонне, и содержали имена императора , патриархов, епископов и т.д. С разрастанием диптихов связана их спецификация . Выделяются диптихи живых (diptuca zwntwn, liber viventium) и диптихи усопших (diptuca nekrwn, liber mortuorum). В диптихи живых включались имена пап и патриархов, епископов и священников, ктиторов данной церкви, клириков разных чинов, императора, других знатных лиц из мирян. В диптихах живых воспоминалась вместе с тем Богородица , мученики и другие святые . Включение последних в диптихи живых указывает на такое понимание святости, при котором святые - в отличие от других праведно усопших - наделяются способностью деятельно соучаствовать в жизни Церкви - как заступники и покровители. В диптихи усопших включались прежде всего те, кто в течение своей жизни был записан в диптихах живых, в первую очередь сюда входили имена всех епископов, скончавшихся в общении с Церковью . Включение в диптихи было высокой честью, признанием праведной жизни верующего, его духовного достоинства и верности церковному учению. У Псевдо-Дионисия Ареопагита ("О церковной иерархии") говорится о том, что при чтении священных таблиц оглашаются имена тех, кто жил святой жизнью и в своем ревностном служении достиг совершенства. Исключение из диптихов было, напротив, тяжелейшим наказанием , показывавшим, что исключенное лицо отпало от общение с церковью. Так, например, из церковных диптихов было вычеркнуто имя императора Анастасия (491-518), отвергшего решения Халкидонского Собора . Вообще, обвинение в ереси сопровождалось исключением из диптихов; наличие или отсутствие имени в диптихах могло служить свидетельством православия (или неправославия) скончавшихся епископов. Так, во время споров о православии Феодора Мопсуестийского при императоре Юстиниане неправославие Феодора доказывали, в частности, отсутствием его имени в диптихах Мопсуестийской церкви. Из диптихов живых впоследствии развиваются мартирологи (см.). Из диптихов усопших возникают в ходе церковно-литургического развития поминальные книги (помянники).

3) Диптих - (греч. — дважды складываю) — две соединенные между собой таблички из дерева, слоновой кости или драгоценных металлов, которые покрывались изнутри воском и употреблялись для различных записей. Были широко распространены в древнем Риме; в ранеехристианской церковной практике использовались в качестве поминальников: на одной стороне диптиха записывались имена живых, на другой — усопших. Снаружи диптихи нередко украшались рельефными изображениями. Во времена иконоборческих гонений священные изображения помещались обычно на внутренней стороне диптиха, который после присоединения еще одной иконы превратился в триптих ( складень ), сохраняющий свою форму до настоящего времени.       

Диптих

- икона в виде двухчастного складня с рельефным или живописным изображением. Встречается в православном и католическом культовом искусстве. Две части Д. могут быть связаны определенным сюжетом или идеей.

(гр. diptucon), списки имен, поминаемых во время литургии в древней церкви. Первоначально словом диптих обозначались употреблявшиеся греками и римлянами таблички для записи (записные книжки), представлявшие собой две деревянные, костяные или металлические дощечки, соединенные друг с другом; для записей предназначались внутренние стороны складня, внешние же стороны могли покрываться разного рода украшениями. Подобные книжки могли содержать дополнительные листы и тогда именовались триптихами (triptuca), пентаптихами (pentaptuca) и т.д. или вообще полиптихами (poluptuca). В церковном употреблении диптихами обозначались таблички, содержавшиеся в каждой церкви, на которых записывались те имена, которые возглашались с амвона во время Евхаристии. Эти таблички содержали имена приносивших дары, ряда других членов общины, правящего епископа и некоторых других архиереев, имена святых, мучеников и исповедников и, наконец, имена праведно скончавшихся членов данной общины. Диптихи выступали, таким образом, как воплощение идеи единства церкви, соединения в церкви живых и усопших, признанных святых и всех верующих. Вместе с тем соединение в диптихах имен святых с именами других верующих (верных) соответствовало идее всеобщей святости (см.) церкви, соединяющейся с Христом в результате Евхаристии. Диптихи употреблялись в церкви с древнейших (возможно, с апостольских) времен. Во всяком случае в III в. они были, по свидетельству св. Киприана , во всеобщем употреблении. В Восточной Церкви диптихи применялись еще в XV в., в Западной - вплоть до XII в. Диптихи могли быть разного размера в зависимости от числа поминаемых. С развитием общецерковного культа святых и образованием крупных церковных областей диптихи разрастались и могли менять свою форму. Например, в церкви св. Лаврентия в Константинополе диптихи были записаны на мраморной колонне, и содержали имена императора , патриархов, епископов и т.д. С разрастанием диптихов связана их спецификация . Выделяются диптихи живых (diptuca zwntwn, liber viventium) и диптихи усопших (diptuca nekrwn, liber mortuorum). В диптихи живых включались имена пап и патриархов, епископов и священников, ктиторов данной церкви, клириков разных чинов, императора, других знатных лиц из мирян. В диптихах живых воспоминалась вместе с тем Богородица , мученики и другие святые . Включение последних в диптихи живых указывает на такое понимание святости, при котором святые - в отличие от других праведно усопших - наделяются способностью деятельно соучаствовать в жизни Церкви - как заступники и покровители. В диптихи усопших включались прежде всего те, кто в течение своей жизни был записан в диптихах живых, в первую очередь сюда входили имена всех епископов, скончавшихся в общении с Церковью . Включение в диптихи было высокой честью, признанием праведной жизни верующего, его духовного достоинства и верности церковному учению. У Псевдо-Дионисия Ареопагита ("О церковной иерархии") говорится о том, что при чтении священных таблиц оглашаются имена тех, кто жил святой жизнью и в своем ревностном служении достиг совершенства. Исключение из диптихов было, напротив, тяжелейшим наказанием , показывавшим, что исключенное лицо отпало от общение с церковью. Так, например, из церковных диптихов было вычеркнуто имя императора Анастасия (491-518), отвергшего решения Халкидонского Собора . Вообще, обвинение в ереси сопровождалось исключением из диптихов; наличие или отсутствие имени в диптихах могло служить свидетельством православия (или неправославия) скончавшихся епископов. Так, во время споров о православии Феодора Мопсуестийского при императоре Юстиниане неправославие Феодора доказывали, в частности, отсутствием его имени в диптихах Мопсуестийской церкви. Из диптихов живых впоследствии развиваются мартирологи (см.). Из диптихов усопших возникают в ходе церковно-литургического развития поминальные книги (помянники).

(греч. — дважды складываю) — две соединенные между собой таблички из дерева, слоновой кости или драгоценных металлов, которые покрывались изнутри воском и употреблялись для различных записей. Были широко распространены в древнем Риме; в ранеехристианской церковной практике использовались в качестве поминальников: на одной стороне диптиха записывались имена живых, на другой — усопших. Снаружи диптихи нередко украшались рельефными изображениями. Во времена иконоборческих гонений священные изображения помещались обычно на внутренней стороне диптиха, который после присоединения еще одной иконы превратился в триптих ( складень ), сохраняющий свою форму до настоящего времени.       

Значение слова Диптих в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Дозор - — стража. Высылается от подразделений и частей в ...
  • Дож - — глава Венецианской (конец VII—XVIII вв.) и Генуэзской ...
  • Догмат - в религии утвержденное высшими церковными инстанциями ...
  • Доверенность - — письменное полномочие, выдаваемое одним лицом (доверителем) другому ...
  • Дифирамб - — первоначально хоровая культовая песнь в честь бога ...
  • Дистрикт - — округ — административный, судебный, избирательный а некоторых ...
  • Диссертация - — научноисследовательская работа, подготовленная для научной защиты и ...
  • Диктатор - в Древнем Риме правитель, облеченный всей ...
  • Диггеры - — копатели — крайне левое крыло революционной демократии ...
  • Дивизион - — основное огневое и тактическое подразделение в ракетных ...
  • Дивертисмент - вставные, преимущественно вокальнохореографические номера в драматических, оперных ...
  • Диван - — канцелярия, присутственное место — в мусульманских странах ...
  • Диана - — богиня Луны в римской мифологии, покровительница рожениц. ...
  • Диакон - — чин священнослужителя в православной церкви. В период ...
  • Хинкал - хинкали, род крупных пельменей у народов Передней Азии ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари