Что такое Давид? Значение слова Давид в историческом словаре

1) Давид - (возлюбленный)-младший (восьмой) сын Иессея из колена Иудина, великий царь Израильский. Его история изложена в трех книгах Царств-от 1Ц 16 до 3Ц 2 и в 1Пар 11-29. Как полагают историки, Давид был помазан в первый раз Самуилом на царство (1Ц 16.13) примерно в девятнадцатилетнем возрасте. После этого он поразил Голиафа и был призван Саулом на службу. После смерти Саула он был вторично помазан на царство (2Ц 2.4) и царствовал семь лет в Хевроне, а после смерти сына Саула Иевосфея и присоединения к нему остальных колен был помазан на царство в третий раз над всем Израилем (2Ц 5.3). Ни до Давида, ни после него не было такого благословенного царствования в Израиле, поэтому и грядущее царство Мессии называется его именем (Мк 11.10). (См. воины Давида)

2) Давид - - царь Израильско-Иудейского государства, который правил около 40 лет ( конец 11 в.- около 950 г. до н.э.). Давид - выходец из иудейского города Вифлеем , пастух. Во время царствования Саула был принят на царскую службу: либо был призван как певец-гусляр, чтобы успокаивать царя игрой, либо снискал расположение царя, одолев филистимлянина-гиганта Голиафа. Давид стал любимцем народа и снискал любовь старшего сына Саула Ионафана. Давид получил должность военачальника, но, заподозренный Саулом в стремлении захватить престол, бежал в пограничные районы Иудеи и даже поступил со своим отрядом на службу врагов Израиля - к филистимлянам. После гибели Саула в бою с филистимлянами Давид пришёл в Хеврон, где был провозглашён царём Иудеи. Он присоединил земли других израильских племён, захватил ханаанейский город Иевус ( Иерусалим ), сделал его столицей объединённого царства, назвав её Ир Давид (город Давида). Опираясь на знать и жречество , Давид стремился создать централизованное государство : провёл перепись населения, ввёл налоги . Давид перенёс в столицу Ковчег завета и построил жертвенник , превратив тем самым столицу ещё и в религиозный центр страны. Согласно Библии, Давид был погребён в Иерусалиме. Ныне местонахождением останков Давида считают гору Сион. Давид передал престол своему сыну от Батшебы (Вирсавии) - Соломону. Ветхозаветное повествование придало Давиду черты эпического героя, царя-воителя и идеального правителя. Позднее иудаистическая и христианская традиции связали с ним мессианские чаяния (ожидание Мессии из рода Давидова). Ему приписывается авторство псалмов - религиозных гимнов ( псалмы Давида). В еврейском фольклоре он выступает победителем великана-филистимлянина Голиафа, который был вооружён медным шлемом, чешуйчатой бронёй, медными наколенниками и щитом, с копьём. Сорок дней дожидался он желающего сразиться с ним, и только юноша-пастух Давид выразил готовность вступить с ним в единоборство. Он выступил против Голиафа только с пращой, с помощью которой поразил великана так, что камень вонзился в его лоб, и тот упал на землю. Затем Давид, наступив ногой на Голиафа, отсёк ему голову. Увидев, что их силач умер, филистимляне обратились в бегство. В христианской традиции родословная Иисуса как Мессии восходит к Давиду. По евангельскому преданию, Иисус Христос , как и Давид, родился в Вифлееме.

3) Давид - - виднейший теоретик ревизионизма и реформизма, главным образом, его мелкобуржуазного крестьянского крыла. В начале 900-х годов Давид выступил с критикой аграрной программы с.-д., возбудив к себе большие симпатии наших эсеров (по этому поводу имеется статья Ленина в IV томе: "Les beaux esprits se rencontrent". В последующие годы Давид является одним из столпов ревизионистского журнала "Социалистические Ежемесячники", усердно проповедует политические блоки с буржуазией, критикует классовый пролетарский характер с.-д. партии, считая, что последняя должна быть народной. В годы войны Давид превращается, конечно, в социал-империалиста, являясь одним из самых ярых апостолов войны до победного конца. В 1915 г. он выпускает большую работу под названием "Социал-демократия во всемирной войне" (по поводу нее см. ст. Ленина в "Правде" # 169 за 1924 г.), в которой он теоретически обосновывает оборонческую позицию немецкой с.-д. После революции Давид занимает ряд крупных административных постов. /Т. 3/

4) Давид - Царь Иудеи в 1009-1001 гг. до Р. Х. Царь Израиля в 1001-969 гг. до Р. Х. Родоначальник иудейских царей. После того как Господь прогневался на первого израильского царя Шаула, Он велел пророку Самуилу взять священный елей и, отправившись в город Вифлеем (Бет-Лехем) к знатному иудею Ишаю, помазать в качестве будущего царя того из его сыновей, которого Он ему укажет. Самуил послушно пришел в Вифлеем в дом Ишая и, увидев самого младшего из его сыновей - Давида , догадался, что ему-то и предназначил Господь стать царем Израиля. Он посадил его рядом с собой и после трапезы помазал елеем. Вскоре после этого Шаул узнал, что Давид умеет хорошо играть на арфе, и взял его себе в оруженосцы. Всякий раз, когда злые духи приводили царя в смятение, Давид играл на арфе и тем приводил Шаула в себя. Между тем филистимляне , давно уже побежденные Шаулом, опять окрепли и вторглись в землю израильтян. Шаул вывел против них свое войско. И вот однажды из лагеря филистимлян вышел исполинского роста человек по имени Голйат и стал вызывать желающего из евреев на единоборство с собой. Но проходил день за днем, а охотников сразиться с ним не находилось. Давида в то время не было в лагере. Он отправился домой к отцу за съестными припасами для старших братьев. Когда же он приехал и услыхал, как Голйат поносит евреев, то рассердился и решил принять вызов. Братья и близкие удерживали Давида, но он остался нем к их просьбам. Он вышел против филистимлянина без панциря и оружия, с одной пращой в руке. Никто не верил в его удачу, а Голйат громко насмехался над ним. Но когда враги сблизились, Давид с силой метнул камень из пращи и поразил Голйата в голову. Внезапная гибель исполина вызвала смятение среди филистимлян, и они обратились в бегство. Слава Давида после этого подвига была столь велика, что совершенно затмила славу Шаула. Царь почувствовал ревность к своему оруженосцу и стал относиться к нему с недоверием. Но он старался не показывать своего гнева и оказывал Давиду великие почести: сделал его тысячаначальником, а потом выдал за него свою дочь. Когда же все евреи убедились, что царь благоговеет к бесстрашному юноше, Шаул стал уговаривать своего сына Ионатана тайком умертвить Давида. Поначалу Ионатану удавалось удерживать отца от его жестокого намерения. Но после новой победы Давида над филистимлянами Шаул не смог скрыть своей ненависти: во время ссоры бросил в Давида копье и едва не убил его. Давид укрылся в своем доме и не знал, что ему делать дальше. Жена посоветовала ему бежать, и он укрылся в пещере неподалеку от Вифлеема. Сюда пришли к нему братья, а также все те, кто по разным причинам должен был скрываться от Шаула. Таким образом, вокруг Давида собралось четыреста человек. Шаул не оставлял надежды покончить с Давидом. Однажды ему донесли, что Давид скрывается в окрестностях Зифа. Царь с 3000 воинов поспешил, чтобы убить его, и остановился неподалеку на ночлег. Ночью Давид пробрался в его шатер , но не умертвил спящего Шаула, а только унес его копье. Однако благородство Давида было для царя горше самой горькой обиды, так как ясно показывало, что Господь более не на его стороне. Царь по-прежнему жаждал смерти бывшего оруженосца, и тот ушел со своими людьми к царю филистимлян Анхусу, который принял его очень радушно. Служа ему, Давид воевал против серитян и амалекитян. Когда пришла весть о том, что Шаул пал в бою с филистимлянами, Давид переселился в Хеврон. Вскоре сюда собрались представители колена иудова и провозгласили его царем (1009 г. до Р.Х.). Над остальными коленами Израиля стал царствовать Эшбаал, сын Шаула. Через семь лет и шесть месяцев сыновья Иеремона коварно умертвили его, надеясь заслужить этим награду от Давида. Но Давид велел казнить убийц. Так как род Шаула пресекся, то все военачальники евреев явились в Хеврон и провозгласили Давида царем над всем Израилем. Собрав большое войско, Давид пошел из Хеврона на Иерусалим , который тогда принадлежал иевусеям. Израильтяне быстро овладели нижним городом, но остановились перед неприступными стенами верхнего. Чтоб воодушевить воинов, Давид пообещал сделать военачальником того, кто первый взойдет на стену. Это удалось Иоаву, племяннику Давидову, который уже и прежде был военачальником. По изгнании иевусеев Давид превратил Иерусалим в столицу своего царства. Когда филистимляне узнали, что Давид стал царем Израиля, они пошли на Иерусалим войной, но были разбиты. Собравшись с силами и соединившись с сирийцами и финикийцами, они вновь подступили к Иерусалиму и опять потерпели поражение. После этих побед в Иерусалим был торжественно перенесен Ковчег Завета . При этом сам Давид плясал и играл на арфе. Затем, собрав большое войско, он окончательно поразил филистимлян, отняв у них большую часть их земли, покорил моавитян и совершил несколько далеких походов за пределы страны. На берегах Евфрата он разбил царя Софены Адразара и царя Дамаска Адада . В то же время полководец Давида Авессей покорил Идумею. С амманикитянами у Давида сначала были дружественные отношения, но после того как их царь Аннон оскорбил его послов, он начал против него войну. Союзниками Аннона были Сир, правитель Месопотамии, и Истова, царь амалекитян. Не дав врагам соединиться, Иоав нанес поражение амалекитянам. Сам Давид переправился с войском через Иордан , встретился там с амманикитянами и сирийцами. Здесь евреи вновь одержали победу. В следующем году Иоав осадил столицу амманикитян Равафу, а Давид оставался в Иерусалиме. Тут случилось с ним следующее происшествие: гуляя по крыше своего дворца, царь увидел с этой высоты необычайно красивую женщину, которая принимала у себя дома холодную ванну. Имя этой красавицы было Бат-Шеве. Очарованный ее прелестями, царь сошелся с ней. Мужа Бат-Шеве Урию он отправил под Равафу и велел Иоаву подстроить его смерть . Однажды Иоав повел войско к стенам, а когда завязался бой, внезапно отступил. Урия был окружен врагами и погиб. Это позволило Давиду довести свое бесчестное дело до конца: по окончании приличного траура , он взял Бат-Шеве в жены. Тем временем Равафа пала. Казалось, все благоприятствовало Давиду. Но тут Господь, разгневанный его грехами, посеял ужасный раздор в его доме. От нескольких жен у Давида было много сыновей. Один из них, Амнон, влюбился в единокровную сестру Фамару и, заманив ее в свои покои, изнасиловал. Единоутробный брат Фамары Авшалом затаил злобу на Амнона и на отца, который оставил это преступление без наказания. Он пригласил Амнона к себе в дом на праздник и велел убить его. Три года после этого Авшалом укрывался в Сирии. Наконец Давид простил его и позволил вернуться. Однако вместо того чтобы смириться, Авшалом стал возбуждать недовольство черни против отца. Каждый день поутру он ходил во дворец , вступал в тайные разговоры с людьми, проигравшими свои процессы , говорил им, что советники у отца не хороши и что приговоры против них постановлены несправедливо. Когда количество его приспешников умножилось, Авшалом поехал в Хеврон, якобы для того, чтобы принести жертву Господу, и там сообщники провозгласили его царем. Прослышав об этом, Давид бежал из Иерусалима, а Авшалом, вступив в город и сошелся на глазах всего народа с его наложницами. Собрав затем большое войско, он двинулся в Заиорданье и здесь встретился с войском Давида. Людей у него было намного больше, но в последовавшем вскоре сражении Давид одержал полную победу. Спасаясь от преследователей, Авшалом запутался волосами в ветвях дерева и был убит Иоавом. Последующие годы царствования Давида прошли спокойно, в постоянном служении Богу. Он сочинил псалмы и научил евреев петь их. Много сил и средств было отдано на подготовку к строительству грандиозного Храма Господня. Давид заготовил столько камня, бревен, золота и меди, что потомкам его удалось без проблем возвести этот храм. Незадолго до смерти Давид впал в полную немощь и провозгласил своим наследником сына Бат-Шеве Шеломо. Когда Давид умер, тот стал царем в обход старших братьев.

5) Давид - - виднейший теоретик ревизионизма и реформизма , главным образом, его мелкобуржуазного крестьянского крыла. В начале 900-х годов Давид выступил с критикой аграрной программы с.-д., возбудив к себе большие симпатии наших эсеров. В последующие годы Давид является одним из столпов ревизионистского журнала "Социалистические Ежемесячники", усердно проповедует политические блоки с буржуазией, критикует классовый пролетарский характер с.-д. партии, считая, что последняя должна быть народной. В годы войны Давид превращается, конечно, в социал-империалиста, являясь одним из самых ярых апостолов войны до победного конца. В 1915 г. он выпускает большую работу под названием " Социал-демократия во всемирной войне", в которой он теоретически обосновывает оборонческую позицию немецкой с.-д. После революции Давид занимает ряд крупных административных постов.

6) Давид - т.е. возлюбленный. 1) Младший сын Иессея, рожденный в Вифлееме около 1085 г. до Р.Хр., царь израильский и иудейский 1055-1015 г. До Р.Хр. Его история подробно описана в 1 Цар. 16-31; 2Цар.; 3 Цар. 1; 2; и в сокращенном виде в 1 Цар 11-29. Давид был избран Богом в цари над Израилем вместо Саула и помазан Самуилом задолго до своего воцарения (1 Цар. 16:1-13). Бог, даровал ему Св. Духа, подготовил его для царствования, проведя длинным путем испытаний и опасностей. В молодые годы он отличался храбростью, верой и упованием на Бога и, будучи еще юношей, благодаря своим музыкальным способностям, красоте и другим качествам получил приглашение ко двору, чтобы игрой на арфе успокаивать взволнованный дух Саула. Давид очень понравился Саулу и он сделал его своим оруженосцем (Первая Книга Царей 16:21). Но в начале войны с филистимлянами Давид, по-видимому, вернулся к стадам своего отца, которые он пас раньше, будучи еще мальчиком. Придя однажды в лагерь к братьям, Давид увидел Голиафа, вызвался сразиться с ним и убил его. Покрытый славой, он вернулся ко двору и был поставлен главнокомандующим; он приобрел любовь народа и стал зятем царя. Ненависть Саула к нему заставила Давида бежать; он долгое время скитался в пустыне, скрываясь в пещерах, спасаясь от преследующего его Саула; наконец, он убежал к филистимлянам. Смерть Саула и Ионафана открыли ему дорогу к престолу. Он вторично был помазан царем над Иудой в Хевроне (2 Цар. 2:4); после семилетнего враждебного отношения других колен и смерти сына Саула Иевосфея все колена признали Давида царем, и он был помазан в 3-ий раз. Давид покорил Иерусалим и поселился там (2 Цар. 5-3 и дал.). Он был родоначальником дома Давидова, царствовавшего до падения Иудейского царства. Давид приказал торжественно перевезти ковчег завета в Иерусалим (2 Цар. 6); заботился об упорядочении богослужения, творил суд и расправу без лицеприятия и много сделал для благосостояния народа. Мудростью и неусыпной энергией он укрепил свое царство и его опытность и предусмотрительность не допускали врагов напасть на него врасплох; он расширил границы своего царства (по пророчеству) от Чермного моря и Египта до Евфрата (2 Цар 8; Быт 15:18; И. Нав. 1:4) Огромное количество военной добычи обогатило народ и доставило обильный материал для постройки великолепного храма, которую он намеревался предпринять, но Господь поручил это сделать Соломону (2 Цар. 7). Давид не был свободен от искушений; во многом отличаясь от современных ему царей, он все же впадал в тяжкие грехи. Подобно прочим царям он имел много жен и наложниц (2 Цар. 5:13) и в последние годы своей жизни он должен был пожать горькие плоды этого. Священное Писание не умалчивает о его бесчестном поступке с Урией и Вирсавией; оно говорит также о Божьем наказании за этот грех и о том, что Давид, покаявшись, получил от Бога милость, о которой просил (2 Цар. 11-12; Пс. 50). С того времени Бог смирял его частыми испытаниями В своей семье он видел разлад, бесчестные поступки и кровопролитие; история Фамари, Амнона и Авессалома дают нам почувствовать, как терзалось его сердце. Восстание под предводительством Авессалома (2 Цар. 15), Савея (2 Цар 20) и Адонии (3 Цар 1), голод и моровая язва, поразившие народ, безбожие Иоава и т. п. служили для него тяжкими испытаниями. Завещание Давида Соломону об Иоаве и Семее диктовалось справедливостью, а не жаждой мести. Его подготовительные работы для постройки храма, последняя хвалебная песнь Господу и прощальные слова Соломону (2 Цар. 22; 23) служат достойным завершением его жизни. Процарствовав около 40 лет, он умер, прибл., 70 лет и был похоронен в «городе Давидовом» (3Цар. 2:10, 11). Давид был не только «муж поставленный высоко, помазанник Бога Иаковлева», но также «сладкий певец Израилев» (2 Цар. 23:1). Никакие песни не приобрели на земном шаре такой известности, как «Псалмы Давида» Как поэтические произведения, многие из них очень высокого качества, — настоящие жемчужины, которых Геликону не нужно было стыдиться, хотя они и принадлежат Иордану, как говорит Сперджен о Пс. 22, ибо «Дух Господень говорил в нем и слова Божьи были на его языке» (2 Цар.-23:1) Он был не только царь и певец, но также и пророк, который предсказал о Мессии — «Сыне и Господе Давида». Христос указывает на 109 Пс. в Мат. 22: 43 и дал., а Петр в своей проповеди в день Пятидесятницы ссылается на свидетельство «праотца и пророка» Давида о воскресении и вознесении Христа на небо (Деян. 2:25 и дал.; Пс. 15). 2) Давидом также называется великий обещанный Царь, т. е. Мессия (Иер. 30:9; Иез. 34:23 и дал ; Ос. 3:5), равно и царство Мессии называется царством Давида (Map. 11:10), в котором Он управляет «на престоле Давида» (Иер. 22:2,4) и имеет ключ Давида (Отк. 3:7). Все эти выражения говорят о вечной неизменной милости Божией обещанной Давиду (Ис. 55:3; 2 Цар. 7: 12 и дал ), и бывшей упованием Израиля в дни скорби (Пс. 88-4,5,21,36,50; Иер. 23:5), исполнившемся в Иисусе Христе (Деян. Ап. 2:29 и дал.), преимущественно называемом Сыном Давидовым (Мат 1:1; Map 10:47; Лук. 20:41). О Его царствовании предсказано, что самый слабый между жителями Иерусалима в тот день будет, как Давид (Зах. 12:8).

Давид

(возлюбленный)-младший ( восьмой ) сын Иессея из колена Иудина, великий царь Израильский. Его история изложена в трех книгах Царств-от 1Ц 16 до 3Ц 2 и в 1Пар 11-29. Как полагают историки, Давид был помазан в первый раз Самуилом на царство (1Ц 16.13) примерно в девятнадцатилетнем возрасте. После этого он поразил Голиафа и был призван Саулом на службу. После смерти Саула он был вторично помазан на царство (2Ц 2.4) и царствовал семь лет в Хевроне, а после смерти сына Саула Иевосфея и присоединения к нему остальных колен был помазан на царство в третий раз над всем Израилем (2Ц 5.3). Ни до Давида , ни после него не было такого благословенного царствования в Израиле, поэтому и грядущее царство Мессии называется его именем (Мк 11.10). (См. воины Давида)

- царь Израильско-Иудейского государства, который правил около 40 лет ( конец 11 в.- около 950 г. до н.э.). Давид - выходец из иудейского города Вифлеем , пастух. Во время царство вания Саула был принят на царскую службу: либо был призван как певец-гусляр, чтобы успокаивать царя игрой, либо снискал расположение царя, одолев филистимлянина-гиганта Голиафа. Давид стал любимцем народа и снискал любовь старшего сына Саула Ионафана. Давид получил должность военачальника, но, заподозренный Саулом в стремлении захватить престол, бежал в пограничные районы Иудеи и даже поступил со своим отрядом на службу врагов Израиля - к филистимлянам. После гибели Саула в бою с филистимлянами Давид пришёл в Хеврон, где был провозглашён царём Иудеи. Он присоединил земли других израильских племён, захватил ханаанейский город Иевус ( Иерусалим ), сделал его столицей объединённого царства, назвав её Ир Давид (город Давида ). Опираясь на знать и жречество , Давид стремился создать централизованное государство : провёл перепись населения, ввёл налоги . Давид перенёс в столицу Ковчег завета и построил жертвенник , превратив тем самым столицу ещё и в религиозный центр страны. Согласно Библии, Давид был погребён в Иерусалиме. Ныне местонахождением останков Давида считают гору Сион. Давид передал престол своему сыну от Батшебы (Вирсавии) - Соломону. Ветхозаветное повествование придало Давиду черты эпического героя, царя-воителя и идеального правителя. Позднее иудаистическая и христианская традиции связали с ним мессианские чаяния (ожидание Мессии из рода Давидова). Ему приписывается авторство псалмов - религиозных гимнов ( псалмы Давида). В еврейском фольклоре он выступает победителем великана-филистимлянина Голиафа, который был вооружён медным шлемом, чешуйчатой бронёй, медными наколенниками и щитом, с копьём. Сорок дней дожидался он желающего сразиться с ним, и только юноша-пастух Давид выразил готовность вступить с ним в единоборство. Он выступил против Голиафа только с пращой, с помощью которой поразил великана так, что камень вонзился в его лоб, и тот упал на землю. Затем Давид, наступив ногой на Голиафа, отсёк ему голову. Увидев, что их силач умер, филистимляне обратились в бегство. В христианской традиции родословная Иисуса как Мессии восходит к Давиду. По евангельскому преданию, Иисус Христос , как и Давид, родился в Вифлееме.

- виднейший теоретик ревизионизма и реформизма, главным образом, его мелкобуржуазного крестьянского крыла. В начале 900-х годов Давид выступил с критикой аграрной программы с.-д., возбудив к себе большие симпатии наших эсеров (по этому поводу имеется статья Ленина в IV томе: "Les beaux esprits se rencontrent". В последующие годы Давид является одним из столпов ревизионистского журнала "Социалистические Ежемесячники", усердно проповедует политические блоки с буржуазией, критикует классовый пролетарский характер с.-д. партии, считая, что последняя должна быть народной. В годы войны Давид превращается, конечно, в социал-империалиста, являясь одним из самых ярых апостолов войны до победного конца. В 1915 г. он выпускает большую работу под названием "Социал-демократия во всемирной войне" (по поводу нее см. ст. Ленина в "Правде" # 169 за 1924 г.), в которой он теоретически обосновывает оборонческую позицию немецкой с.-д. После революции Давид занимает ряд крупных административных постов. /Т. 3/

Царь Иудеи в 1009-1001 гг. до Р. Х. Царь Израиля в 1001-969 гг. до Р. Х. Родоначальник иудейских царей. После того как Господь прогневался на первого израильского царя Шаула, Он велел пророку Самуилу взять священный елей и, отправившись в город Вифлеем (Бет-Лехем) к знатному иудею Ишаю, помазать в качестве будущего царя того из его сыновей, которого Он ему укажет. Самуил послушно пришел в Вифлеем в дом Ишая и, увидев самого младшего из его сыновей - Давида , догадался, что ему-то и предназначил Господь стать царем Израиля. Он посадил его рядом с собой и после трапезы помазал елеем. Вскоре после этого Шаул узнал, что Давид умеет хорошо играть на арфе, и взял его себе в оруженосцы. Всякий раз, когда злые духи приводили царя в смятение, Давид играл на арфе и тем приводил Шаула в себя. Между тем филистимляне , давно уже побежденные Шаулом, опять окрепли и вторглись в землю израильтян. Шаул вывел против них свое войско. И вот однажды из лагеря филистимлян вышел исполинского роста человек по имени Голйат и стал вызывать желающего из евреев на единоборство с собой. Но проходил день за днем, а охотников сразиться с ним не находилось. Давида в то время не было в лагере. Он отправился домой к отцу за съестными припасами для старших братьев. Когда же он приехал и услыхал, как Голйат поносит евреев, то рассердился и решил принять вызов. Братья и близкие удерживали Давида, но он остался нем к их просьбам. Он вышел против филистимлянина без панциря и оружия, с одной пращой в руке. Никто не верил в его удачу, а Голйат громко насмехался над ним. Но когда враги сблизились, Давид с силой метнул камень из пращи и поразил Голйата в голову. Внезапная гибель исполина вызвала смятение среди филистимлян, и они обратились в бегство. Слава Давида после этого подвига была столь велика, что совершенно затмила славу Шаула. Царь почувствовал ревность к своему оруженосцу и стал относиться к нему с недоверием. Но он старался не показывать своего гнева и оказывал Давиду великие почести: сделал его тысячаначальником, а потом выдал за него свою дочь. Когда же все евреи убедились, что царь благоговеет к бесстрашному юноше, Шаул стал уговаривать своего сына Ионатана тайком умертвить Давида. Поначалу Ионатану удавалось удерживать отца от его жестокого намерения. Но после новой победы Давида над филистимлянами Шаул не смог скрыть своей ненависти: во время ссоры бросил в Давида копье и едва не убил его. Давид укрылся в своем доме и не знал, что ему делать дальше. Жена посоветовала ему бежать, и он укрылся в пещере неподалеку от Вифлеема. Сюда пришли к нему братья, а также все те, кто по разным причинам должен был скрываться от Шаула. Таким образом, вокруг Давида собралось четыреста человек. Шаул не оставлял надежды покончить с Давидом. Однажды ему донесли, что Давид скрывается в окрестностях Зифа. Царь с 3000 воинов поспешил, чтобы убить его, и остановился неподалеку на ночлег. Ночью Давид пробрался в его шатер , но не умертвил спящего Шаула, а только унес его копье. Однако благородство Давида было для царя горше самой горькой обиды, так как ясно показывало, что Господь более не на его стороне. Царь по-прежнему жаждал смерти бывшего оруженосца, и тот ушел со своими людьми к царю филистимлян Анхусу, который принял его очень радушно. Служа ему, Давид воевал против серитян и амалекитян. Когда пришла весть о том, что Шаул пал в бою с филистимлянами, Давид переселился в Хеврон. Вскоре сюда собрались представители колена иудова и провозгласили его царем (1009 г. до Р.Х.). Над остальными коленами Израиля стал царство вать Эшбаал, сын Шаула. Через семь лет и шесть месяцев сыновья Иеремона коварно умертвили его, надеясь заслужить этим награду от Давида. Но Давид велел казнить убийц. Так как род Шаула пресекся, то все военачальники евреев явились в Хеврон и провозгласили Давида царем над всем Израилем. Собрав большое войско, Давид пошел из Хеврона на Иерусалим , который тогда принадлежал иевусеям. Израильтяне быстро овладели нижним городом, но остановились перед неприступными стенами верхнего. Чтоб воодушевить воинов, Давид пообещал сделать военачальником того, кто первый взойдет на стену. Это удалось Иоаву, племяннику Давидову, который уже и прежде был военачальником. По изгнании иевусеев Давид превратил Иерусалим в столицу своего царства. Когда филистимляне узнали, что Давид стал царем Израиля, они пошли на Иерусалим войной, но были разбиты. Собравшись с силами и соединившись с сирийцами и финикийцами, они вновь подступили к Иерусалиму и опять потерпели поражение. После этих побед в Иерусалим был торжественно перенесен Ковчег Завета . При этом сам Давид плясал и играл на арфе. Затем, собрав большое войско, он окончательно поразил филистимлян, отняв у них большую часть их земли, покорил моавитян и совершил несколько далеких походов за пределы страны. На берегах Евфрата он разбил царя Софены Адразара и царя Дамаска Адада . В то же время полководец Давида Авессей покорил Идумею. С амманикитянами у Давида сначала были дружественные отношения, но после того как их царь Аннон оскорбил его послов, он начал против него войну. Союзниками Аннона были Сир, правитель Месопотамии, и Истова, царь амалекитян. Не дав врагам соединиться, Иоав нанес поражение амалекитянам. Сам Давид переправился с войском через Иордан , встретился там с амманикитянами и сирийцами. Здесь евреи вновь одержали победу. В следующем году Иоав осадил столицу амманикитян Равафу, а Давид оставался в Иерусалиме. Тут случилось с ним следующее происшествие: гуляя по крыше своего дворца, царь увидел с этой высоты необычайно красивую женщину, которая принимала у себя дома холодную ванну. Имя этой красавицы было Бат-Шеве. Очарованный ее прелестями, царь сошелся с ней. Мужа Бат-Шеве Урию он отправил под Равафу и велел Иоаву подстроить его смерть . Однажды Иоав повел войско к стенам, а когда завязался бой, внезапно отступил. Урия был окружен врагами и погиб. Это позволило Давиду довести свое бесчестное дело до конца: по окончании приличного траура , он взял Бат-Шеве в жены. Тем временем Равафа пала. Казалось, все благоприятствовало Давиду. Но тут Господь, разгневанный его грехами, посеял ужасный раздор в его доме. От нескольких жен у Давида было много сыновей. Один из них, Амнон, влюбился в единокровную сестру Фамару и, заманив ее в свои покои, изнасиловал. Единоутробный брат Фамары Авшалом затаил злобу на Амнона и на отца, который оставил это преступление без наказания. Он пригласил Амнона к себе в дом на праздник и велел убить его. Три года после этого Авшалом укрывался в Сирии. Наконец Давид простил его и позволил вернуться. Однако вместо того чтобы смириться, Авшалом стал возбуждать недовольство черни против отца. Каждый день поутру он ходил во дворец , вступал в тайные разговоры с людьми, проигравшими свои процессы , говорил им, что советники у отца не хороши и что приговоры против них постановлены несправедливо. Когда количество его приспешников умножилось, Авшалом поехал в Хеврон, якобы для того, чтобы принести жертву Господу, и там сообщники провозгласили его царем. Прослышав об этом, Давид бежал из Иерусалима, а Авшалом, вступив в город и сошелся на глазах всего народа с его наложницами. Собрав затем большое войско, он двинулся в Заиорданье и здесь встретился с войском Давида. Людей у него было намного больше, но в последовавшем вскоре сражении Давид одержал полную победу. Спасаясь от преследователей, Авшалом запутался волосами в ветвях дерева и был убит Иоавом. Последующие годы царствования Давида прошли спокойно, в постоянном служении Богу. Он сочинил псалмы и научил евреев петь их. Много сил и средств было отдано на подготовку к строительству грандиозного Храма Господня. Давид заготовил столько камня, бревен, золота и меди, что потомкам его удалось без проблем возвести этот храм. Незадолго до смерти Давид впал в полную немощь и провозгласил своим наследником сына Бат-Шеве Шеломо. Когда Давид умер, тот стал царем в обход старших братьев.

- виднейший теоретик ревизионизма и реформизма , главным образом, его мелкобуржуазного крестьянского крыла. В начале 900-х годов Давид выступил с критикой аграрной программы с.-д., возбудив к себе большие симпатии наших эсеров. В последующие годы Давид является одним из столпов ревизионистского журнала "Социалистические Ежемесячники", усердно проповедует политические блоки с буржуазией, критикует классовый пролетарский характер с.-д. партии, считая, что последняя должна быть народной. В годы войны Давид превращается, конечно, в социал-империалиста, являясь одним из самых ярых апостолов войны до победного конца. В 1915 г. он выпускает большую работу под названием " Социал-демократия во всемирной войне", в которой он теоретически обосновывает оборонческую позицию немецкой с.-д. После революции Давид занимает ряд крупных административных постов.

т.е. возлюбленный. 1) Младший сын Иессея, рожденный в Вифлееме около 1085 г. до Р.Хр., царь израильский и иудейский 1055-1015 г. До Р.Хр. Его история подробно описана в 1 Цар. 16-31; 2Цар.; 3 Цар. 1; 2; и в сокращенном виде в 1 Цар 11-29. Давид был избран Богом в цари над Израилем вместо Саула и помазан Самуилом задолго до своего воцарения (1 Цар. 16:1-13). Бог, даровал ему Св. Духа, подготовил его для царство вания, проведя длинным путем испытаний и опасностей. В молодые годы он отличался храбростью, верой и упованием на Бога и, будучи еще юношей, благодаря своим музыкальным способностям, красоте и другим качествам получил приглашение ко двору, чтобы игрой на арфе успокаивать взволнованный дух Саула. Давид очень понравился Саулу и он сделал его своим оруженосцем (Первая Книга Царей 16:21). Но в начале войны с филистимлянами Давид, по-видимому, вернулся к стадам своего отца, которые он пас раньше, будучи еще мальчиком. Придя однажды в лагерь к братьям, Давид увидел Голиафа, вызвался сразиться с ним и убил его. Покрытый славой, он вернулся ко двору и был поставлен главнокомандующим; он приобрел любовь народа и стал зятем царя. Ненависть Саула к нему заставила Давида бежать; он долгое время скитался в пустыне, скрываясь в пещерах, спасаясь от преследующего его Саула; наконец, он убежал к филистимлянам. Смерть Саула и Ионафана открыли ему дорогу к престолу. Он вторично был помазан царем над Иудой в Хевроне (2 Цар. 2:4); после семилет него враждебного отношения других колен и смерти сына Саула Иевосфея все колена признали Давида царем, и он был помазан в 3-ий раз. Давид покорил Иерусалим и поселился там (2 Цар. 5-3 и дал.). Он был родоначальником дома Давидова, царствовавшего до падения Иудейского царства. Давид приказал торжественно перевезти ковчег завета в Иерусалим (2 Цар. 6); заботился об упорядочении богослужения, творил суд и расправу без лицеприятия и много сделал для благосостояния народа. Мудростью и неусыпной энергией он укрепил свое царство и его опытность и предусмотрительность не допускали врагов напасть на него врасплох; он расширил границы своего царства (по пророчеству) от Чермного моря и Египта до Евфрата (2 Цар 8; Быт 15:18; И. Нав. 1:4) Огромное количество военной добычи обогатило народ и доставило обильный материал для постройки великолепного храма, которую он намеревался предпринять, но Господь поручил это сделать Соломону (2 Цар. 7). Давид не был свободен от искушений; во многом отличаясь от современных ему царей, он все же впадал в тяжкие грехи. Подобно прочим царям он имел много жен и наложниц (2 Цар. 5:13) и в последние годы своей жизни он должен был пожать горькие плоды этого . Священное Писание не умалчивает о его бесчестном поступке с Урией и Вирсавией; оно говорит также о Божьем наказании за этот грех и о том, что Давид, покаявшись, получил от Бога милость, о которой просил (2 Цар. 11-12; Пс. 50). С того времени Бог смирял его частыми испытаниями В своей семь е он видел разлад, бесчестные поступки и кровопролитие; история Фамари, Амнона и Авессалома дают нам почувствовать, как терзалось его сердце. Восстание под предводительством Авессалома (2 Цар. 15), Савея (2 Цар 20) и Адонии (3 Цар 1), голод и моровая язва, поразившие народ, безбожие Иоава и т. п. служили для него тяжкими испытаниями. Завещание Давида Соломону об Иоаве и Семее диктовалось справедливостью, а не жаждой мести. Его подготовительные работы для постройки храма, последняя хвалебная песнь Господу и прощальные слова Соломону (2 Цар. 22; 23) служат достойным завершением его жизни. Процарствовав около 40 лет, он умер, прибл., 70 лет и был похоронен в «городе Давидовом» (3Цар. 2:10, 11). Давид был не только «муж поставленный высоко, помазанник Бога Иаковлева», но также «сладкий певец Израилев» (2 Цар. 23:1). Никакие песни не приобрели на земном шаре такой известности, как «Псалмы Давида» Как поэтические произведения, многие из них очень высокого качества, — настоящие жемчужины, которых Геликону не нужно было стыдиться, хотя они и принадлежат Иордану, как говорит Сперджен о Пс. 22, ибо «Дух Господень говорил в нем и слова Божьи были на его языке» (2 Цар.-23:1) Он был не только царь и певец, но также и пророк, который предсказал о Мессии — «Сыне и Господе Давида». Христос указывает на 109 Пс. в Мат. 22: 43 и дал., а Петр в своей проповеди в день Пятидесятницы ссылается на свидетельство «праотца и пророка» Давида о воскресении и вознесении Христа на небо (Деян. 2:25 и дал.; Пс. 15). 2) Давидом также называется великий обещанный Царь , т. е. Мессия (Иер. 30:9; Иез. 34:23 и дал ; Ос. 3:5), равно и царство Мессии называется царством Давида (Map. 11:10), в котором Он управляет «на престоле Давида» (Иер. 22:2,4) и имеет ключ Давида (Отк. 3:7). Все эти выражения говорят о вечной неизменной милости Божией обещанной Давиду (Ис. 55:3; 2 Цар. 7: 12 и дал ), и бывшей упованием Израиля в дни скорби (Пс. 88-4,5,21,36,50; Иер. 23:5), исполнившемся в Иисусе Христе (Деян. Ап. 2:29 и дал.), преимущественно называемом Сыном Давидовым (Мат 1:1; Map 10:47; Лук. 20:41). О Его царствовании предсказано, что самый слабый между жителями Иерусалима в тот день будет, как Давид (Зах. 12:8).

Значение слова Давид в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Двести - число сиклей серебра Ахана (Нав 7.21),число людей при ...
  • Двадцать - число лет жизни Иакова у Лавана (Быт 31.38),число ...
  • Дафан - (Чис 16.1,12,24,25,27; 26.9; Вт 11.6; Пс 105.17)аналог. Авирон. ...
  • Дарий - а) (Езд 4.5,24; 5.5; 6.1,1215; Агг 1.1,15; 2.10; ...
  • Дара - (1Пар 2.6)один из сыновей (потомков) 3ары из колена ...
  • Даниил - (Бог мой судья)а) один из иудейских юношей знатного ...
  • Дамаск - столица Сирии, один из древнейших и красивейших ...
  • Дубровские - Дубровские русские дворянские роды. ЮрийКазарин Дубровский, думный ...
  • Дубенские - Дубенские русские дворянские роды. Дьяк Федор Дубенский ...
  • Дубасов - Дубасов талантливый пианист, родился в 1868 г. ...
  • Друкорт - Друкорт русский дворянский род. Родоначальник их, Яков ...
  • Дризен - Дризен русский баронский род, происходящий из Пруссии. ...
  • Дрейлинг - Дрейлинг дворянский род. Предок их, Павел Дрейлинг, ...
  • Драгат - Драгат литовский дворянский род, герба Ольгерд . ...
  • Казачество - (тюрк. казак удалец, вольный человек) военное ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари